Основные подходы и методы к реализации функции мотивирования.
Карпов выделяет два основных подхода:
- комплексно-методический;
- адаптационно-организационный;
Методы комплексно-методологического подхода направлены на оптимизацию мотивационного потенциала работников. По силе воздействия их можно разделить на следующие:
- экономические;
- целевой метод;
- метод проектирования и перепроектирование работы;
- метод соучастия, то есть вовлечение работников в управление.
Д. Синком разработал экономические методы, основанные на системе основополагающих принципов организации материального вознаграждения за выполненную работу.
Принципы экономического метода:
- сотрудничество и согласие между работниками и администрацией относительно общих правил системы стимулирования;
- опора на обоснованную и справедливую систему оценки работ;
- продуманные, обоснованные и приемлемые критерии измерения и оценки работ;
- разумные нормативы работ;
- поощрение с учетом результатов;
- простота и прозрачность системы стимулирования;
- делать упор на качество работы;
- действенная и экономная стратегия вовлечение работников в выявление целей в области увеличения производительности и повышения качества;
- контроль за нормативами и наличие механизма для пересмотра нормативов;
- гарантированные часовые ставки или уровень заработной платы;
- стимулирование дополнительных работ;
- гарантия работы;
- прогнозы объема работ на перспективу и их доведение до исполнителей.
Три общих экономических правила мотивирования:
- размер премий не должен быть менее 30% от заработной платы;
- эффективность экономических методов резко возрастает при их сочетании с социально-психологическими методами (например, премия добавленная к заработной плате менее эффективна, чем выданная отдельно и публично);
- следует избегать ошибки слишком далеких материальных выгод (например, метод отчислений в пенсионный фонд).
Целевой метод базируется на двух психологических закономерностях:
- придание целей четкой и ясной формы, что приводит к повышенной мотивации. Цели должны быть сформулированы понятно;
- большей мотивационной силой обладают более трудные цели, которые следует рассматривать как вызов способностям.
Требования к целям:
1. измеримость целей;
2. должны включать точные сроки выполнения работ;
3. должны быть обозначены результаты;
4. должны быть мобилизующими, но достижимыми;
5. должны включать в себя потенциальные стимулы для тех, кто должен достигать эти цели;
6. должны поддаваться оценке;
7. должны быть назначены ответственные за достижение целей;
8. иметь процедуру ранжирования и отбора целей, под которые выделяются ресурсы.
Метод проектирования и перепроектирование работ предполагает организацию трудовых заданий формально и неформально.
Эта организация должна включать вопросы содержания трудовой деятельности и особенности межличностных отношений, также она должна удовлетворять основным параметрам мотивации работника.
Цель перепроектирование состоит в повышении мотивации путем совершенствования уже существующей организации труда. Этот метод помогает менять отношение человека к работе.
Главное правило здесь: привлечь участника трудовой деятельности к планированию собственной работы, чтобы включать не только факторы гигиены, но и содержательные (факторы мотиваторы).
Богатой в мотивационном отношении можно назвать работу, обладающую следующими чертами:
- ответственность;
- достижение;
- контроль над ресурсами;
- наличие обратной связи;
- профессиональный рост;
- наличие благоприятных условий труда и наличие контроля работников над этими условиями.
Таким образом, исследователи считают, что высококвалифицированный труд – это труд разнообразный, законченный, значимый, с возможностями личного и профессионально роста и с отсутствием антимотиватора.
Рисунок 24 – Модель проектирования и выполнения работы
технологические факторы различия в соц. сфере
фактор анализ работы проектирование восприятие выполнение и результат
задачи работы содержания работы
работы
человеческий фактор
индивидуальные различия
Фактор задачи описывает в основном содержательную сторону выполнения работ (что делать?).
Проектирование работ включает наряду с функцией организации (как, кому и что делать) еще и восприятие содержания работы.
Проектирование начинается с момента появления потребности решать задачу, поэтому важно включение самого работника в изменение организации деятельности.
По Лютенсу проектирование рабочего места включает несколько элементов:
- научный менеджмент, то есть научная организация труда;
- качество трудовой жизни, то есть организационный климат;
- собственно обогащение труда, то есть повышение нагрузки рабочего места;
- формирование разнообразных навыков;
- обратная связь;
- определенность заданий;
- обработка социальной информации.
Используя эти элементы, можно добиться высокой трудовой мотивации.
Метод вовлечения работников основан на идее возможно более полного привлечения исполнителей к самому процессу организации труда и управление им, то есть сам исполнитель становится субъектом управления.
Все исследователи подчеркивают, что именно этому методу принадлежит будущее. Использование этого метода предполагает выполнение следующих условий:
- предоставление работнику права голоса при решении производственных проблем;
- участие работников в консультациях;
- поиск согласия с окончательным решением проблем;
- совместное принятие решения;
- создание сотрудничества исполнителей с администрацией.
При этом методе действуют не только мотивационные причины повышения эффективности деятельности.
При этом методе предполагаются следующие изменения в поведении работников:
- профессиональная возрастная зрелость;
- развитие способностей к труду;
- децентрализация управления;
- коллективная ответственность;
- интеллектуальный уровень;
- улучшение организационного климата.
Все эти причины непосредственно воздействуют на улучшение деятельности организации.
Адаптационно-организационный подход: здесь система всех мотивирующих воздействий распределяется по основным фазам трудовой деятельности, начиная от приема на работу и кончая завершающим этапом трудовой карьеры.
Этот подход предписывает следующие мотивационные средства и правила:
- учет при приеме на работу первого впечатления об организации;
- этап первичной адаптации должен сопровождаться щадящими режимами работы, мягкими критериями оценок и наставничеством, но это не исключает контроль и требовательность;
- должна быть четкая и определенная характеристика перспектив работника, а именно: профессиональных, социальных, статусных, карьеровых.
Бесперспективная работа – это сильнейший антимотиватор.
Применение мотивации на разных стадиях развития организации:
- фаза роста: должны применяться стимулы связанные с денежным премированием, должностным продвижением, повышением самостоятельности и ответственного поведения работника, связанного с расширением производства;
- период стабильности: ставятся вопросы совершенствования управления, поощряется увеличение объема продаж, проявление творческой инициативы;
- фаза спада: стимулируется поведение, связанное с повышением качества продукции, со снижением себестоимости, с повышением эффективности рекламы.
Регуляторы мотивации:
- рабочая среда (рабочее место, соблюдение санитарно-гигиенических характеристик);
- вознаграждение (заработная плата, выплаты различной формы);
- чувство безопасности работника.
Главные мотивационные факторы:
- личностное развитие, то есть ответственность, экспериментирование, новый опыт и возможности для обучения;
- чувство причастности, то есть владение информацией, консультации и совместное принятие решений, коммуникации и представительство;
- «интерес и вызов», то есть интересные проекты, развивающий опыт, возрастающая ответственность и обратная связь с продвижением к цели.
Все регуляторы и мотиваторы должны быть в основе интеграционных мотивационных программ, которые определяют систему стимулирования.
Эта программа основывается на допущении, что одновременно можно добиться от работника отличного выполнения работы и состояния удовлетворенности.
Интеграционная мотивационная программа содержит шесть элементов:
- установление актуальных труднодостижимых целей, которые должны быть понятны и могут быть приняты подчиненными. При установлении этих целей важно получить информацию от подчиненных с помощью опроса: понимают и принимают ли они эти цели (это возможно только при наличии обратной связи);
- удаление личностных и организационных препятствий к выполнению целей и создание благоприятных условий для достижения целей. Должен быть получен от подчиненных ответ на вопрос: «Считают ли они, что цель может быть достигнута?». На этом этапе важно учитывать степень вмешательства руководителя в процесс достижения целей;
- использование награждений и наказаний для предотвращения нежелательного поведения и поощрения отличного исполнения. Нужно выяснить: понимают ли подчиненные, что хорошее поведение вознаграждается;
- обеспечение соответствующих внутренних и внешних побуждений. Нужно выяснить: полагают ли подчиненные, что награда за высокие достижения будет соответствовать их усилиям;
- справедливое распределение вознаграждения в соответствии с принципами мотивации;
- обеспечение своевременности вознаграждения и правдивой обратной связи о результатах исполнения.
Цель мотивационной программы – объединение всех стимулирующих воздействий и использование их в управлении и улучшении результативности труда.
Задачи стимулирования – это справедливая оплата труда, целевое управление, активизация работника в деятельности организации.
Основные этапы в создании программы:
1. анализ методов и форм стимулирования и возможности их использования в конкретных условиях
2. анализ актуальных потребностей и удовлетворенности работников трудом
3. сопоставление результатов анализа
4. выбрать методы и формы стимулирования на основе проведения сопоставления, учитывая индивидуальные особенности работников
5. проверка эффективности выбранных форм и методов мотивирования, их коррекция при необходимости;
6. внедрение мотивационной программы, периодическое ее оценивание, при необходимости внесение коррективов.
Понятие мотивации, мотивационного процесса, мотивирования. Содержательные теории (А. Маслоу, Д. Мак Клелланд, Ф Герцберг, Альдельфер). Процессные теории мотивации (В.Врум, С.Адамс, Портер-Лоуллер). Современные теории мотивации. Результативность мотивации. Построение мотивационных, интеграционных программ в организации.