Две модели взаимодействия (с позиции человека и его влияния на среду; с позиции организации).
Модель взаимодействия можно представить двояко
- с позиции человека;
- с позиции организации;
Рисунок 7 – Модель взаимодействия с точки зрения человека
Функциональное окружение
Стимулирующее воздействие
Человек
Реакция на стимулирующее воздействие
Действия поведения
Результаты работы
Рисунок 8 – Модель взаимодействия с точки зрения организации
Окружающая среда
организация
ответ
Вход:преобразователи: выход: орг-ции
Человек; поведения; продукт; на запро-
Цели; действия. Услуга. сы
Структура организации;
Управленческие процессы;
Техника;
Оборудование и т. д.
Сложность взаимодействия по первой модели состоит в том, что человек сталкивается с множеством проблем, что он не может быть только воспринимающим, но он является активным участником и вносит изменения в само организационное поведение и саму организацию.
Включённость человека в орг. Окружение называют социализацией, содержание которой определяется характеристиками не только округления, но и самого человека как индивидуальности.
В каждой конкретной ситуации возникают причины определённого типа поведения:
1.
- ожидания;
- представление индивида об окружении и его месте в нём;
Ожидания, связанные с удовлетворением собственной потребности , оп поводу смысла работы, социальной защищённости, гарантий роста, развития и т. д.
2. Ожидание организации в отношении индивида и роли этого человека в организации: как проявит себя сотрудник в организации, наличие позитивных личностных и моральных качеств, коммуникативные возможности, стремление к развитию своих способностей и т. д.
Учитывая и первое и второе важна стыковка этих ожиданий – это серьёзная проблема в целом для менеджмента.
Совпадение ожиданий зависит от руководства, от менеджмента.
Различия в ожиданиях могут определяться индивидуальными особенностями, характеристиками организации и конкретными ситуациями.
Возможны конфликты между индивидом и организацией из-за несоответствия ожиданий. Избежать конфликтов можно, учитывая намерения с одной и другой стороны. С этой целью проводится проф. Отбор кадров, обучение при вхождении в организацию (т.е. освоение основных ценностей организации).
Этап вхождения характеризуется следующими действиями организации:
- разрушение старых поведенческих норм входящего человека;
- необходимо заинтересовать работника;
- прививать новые нормы поведения.
При успешном вхождении у работника появляется чувство ответственности за дела организации и устойчивые внутренние обязательства по отношению к организации.
Если организация на начальном этапе много вкладывает в новичка, то он отвечает тем же.
Завершающая стадия включения – это переход в полноправные члены организации.
«Я - образ» как центральная категория организационного поведения.
«Я - образ» - это знание о своём функциональном состоянии в данный момент, о своём месте в системе человеческих отношений, о своих возможностях и ограничениях.
Обобщённый «Я - образ» преобразуется в «Я - концепцию»;
«Я - концепция» - это «Я» в прошлом, «Я» сейчас, «Я» в будущем, «Я» среди других, «Я» как представитель общности и т. д.
«Я - образ» конструируется, уточняется и укрепляется во взаимодействии со средой.
Формула Джеймса: самоуважение = следовательно,
Чем выше уровень запросов, тем сложнее их реализовать.
Оценивая свои достижения, человек постоянно сравнивает себя с другими людьми.
Рисунок 9 - Мотивационная активация самосознания в выборе «Я позиции»
Реальное поведение
Самооценка своих оценка своих Возможностей возможностей
(уровень притязаний) Выбор «Я позиции» людьми (уровень
достижений)
Ожидаемое поведение партнёров
Самоориентировка в мотивировании выбора «Я позиции»
Самокорректировка в мотивировании выбора «Я позиции»
Закономерности присущие при выборе «Я позиции»:
- личность всегда стремиться приукрасить то, что есть на самом деле;
- личность пытается сгладить негатив в свой адрес и т. д.
Самосознание формируется в сравнениях личностного «Я» с другими в воображаемой и реальной практике общения. Основой этого формирования является сомоориентирование и самокорректирование.