Причины внимания к организационному поведению, тенденции психологизации менеджмента.
Психологизации менеджмента – это усиление внимания к человеческому фактору, индивидуальным особенностям людей, усиление внимания к группе как инструменту влияния на человека, то есть использование психологии в теории управления.
Основные причины того, что современный западный менеджмент – это по сути организационное поведение:
Во-первых, сильное влияние оказывает исчерпанность потенциала материальных ресурсов в качестве решающего фактора в конкурентной борьбе и заменой человеческим фактором.
Во-вторых, сказывается то, что средства производства любого уровня доступны любой организации, новинки науки и техники становятся продукцией массового производства, но потенциал человеческой мысли, персонала не имеет границ, поэтому в странах с развитым рынком затраты на персонал являются наиболее важной частью издержек на производство. Таким образом, менеджмент, который призван обеспечить цели организации, основное внимание уделяет человеческим ресурсам.
Другая тенденция обращения к человеческому фактору связана с развитием окружающей среды, а именно наступление мэры информатизации.
Еще одна тенденция – это революция «качества услуг», которая происходит во всем мире. Качество – это решающее конкурентное преимущество на мировых рынках.
Менеджмент повсеместного качества – это такое управление, в котором ведущей является постоянное внимание к удовлетворению потребностей клиентов.
Таким образом, менеджмент тотального (повсеместного) качества означает:
1. сосредоточение на потребителе или на пользователе;
2. концентрация на непрерывном совершенствовании организации;
3. улучшенное качество всего, что делает организация;
4. должно быть точное измерение;
5. должно быть присуще делегирование прав и ответственности: это означает расширение возможностей персонала.
Следующая тенденция психологизации менеджмента – диверсификация (переливание) рабочей силы.
Происходит интернационализация бизнеса менеджмента. Все эти тенденции требуют новой парадигмы управления, то есть вести себя по-новому в новых ситуациях. Решению этой проблемы должно помочь организационное поведение.
Американский футуролог Нейсбитт определяет будущее лидера цивилизованного мира десятью основными тенденциями:
1. переход от индустриального общества к информационному;
2. стремительный технологический прогресс;
3. глобальная экономическая интеграция;
4. преобладание долговременных интересов и целей над текущими;
5. развитие принципа самопомощи в замен принципа «полагаться на государственную помощь»;
6. переход от централизации власти и управления к децентрализации;
7. замена демократии представителей демократия непосредственного участия;
8. вытеснение иерархических структур управления системой непосредственных связей между людьми;
9. массовая миграция населения во всем мире;
10. возрастающее многообразие выбора во всех областях (от политики до стиля жизни).
Все эти тенденции говорят о качественных изменениях общества.
Оружие 21 века – знания человека в компании. Будут устойчиво преуспевать те организации, в которых персонал сможет постоянно учиться и переучиваться, овладевать новыми знаниями и своевременно их адаптировать к условиям меняющейся среды.
Объектом управления в менеджменте являются все виды ресурсов.
Если на Западе менеджмент ориентирован на людей, то в России иначе. Мы еще не научились использовать эти ресурсы по рыночному. Успех процветающих фирм у нас достигается за счет других неэкономических факторов и слабости государства, за счет неумения граждан отстаивать свои интересы и влиять на государственные решения.
Исследования систем.
Исследование систем – это вид деятельности, который направлен на познание, прогнозирование и управление организационного поведения.
Исследования могут быть различными как по целям, так и по методологии их проведения.
По целям:
- практические6 используются для получения эффективных решений и достижения желаемых результатов;
- научно-практические: ориентированы на перспективу, на более глубокое понимание людей.
По методологии:
- эмпирические (прикладные);
- теоретические (фундаментальные).
Все исследования включают следующие виды работ:
- распознание проблем и проблемных ситуаций;
- определение причин происхождения этих проблем, свойств и закономерностей развития;
- установление места проблем в теории и практике;
- нахождение путей, средств и возможностей использования новых знаний о проблеме;
- разработка вариантов решения проблем;
- выбор оптимального варианта решения проблемы по следующим критериям: результативности, оптимальности и эффективности.
Исследования необходимы для организации тогда, когда:
- организации грозит кризис;
- необходимо улучшить результаты стабильной организации;
- изменяется внешнее окружение;
- изменение целей функционирования организации.
Требования к исследователям:
- приобретать опыт работы в области управления конкретными объектами;
- обладать знаниями методов и системного анализа;
- иметь культуру общения.
Результаты организационных систем могут быть различны, что фиксируется исследованиями. Различия обусловлены используемыми моделями организационного поведения.
Модель организационного поведения - это доминирующее мышление руководства, система убеждений, которая определяет действия менеджмента в каждой организации. Модели также называют парадигмами управления, в зависимости от которой определяются подходы исследования (ориентация на человеческие ресурсы, на ситуацию, на результаты и на системы).
Наиболее эффективные системы – это сознательно созданные, регулярно контролируемые системы.
Задачи систем организационного поведения:
- идентификация важнейших человеческих организационных факторов;
- создание условий для управления этими факторами.
Конечные результаты (показатели деятельности организации): уровень обслуживания клиентов, степень удовлетворенности работников, низкие показатели прогулов, текучести, индивидуальный рост и развитие.
Таблица 2 – Модели организационного поведения по Ньюстрему и Дэвису:
Авторитарная модель | Модель опеки | Поддерживающая модель | Коллегиальная модель | |
Базис модели | Власть | Экономические ресурсы | Руководство | Партнерство |
Ориентация менеджмента | Полномочия | Деньги | Поддержка | Работа в команде |
Ориентация работника | Подчинение | Безопасность льготы | Выполнение рабочих заданий | Ответственное поведение |
Психологический результат для работника | Зависимость от непосредственного начальника | Зависимость от организации в целом | Участие в управлении | Самодисциплина |
Удовлетворение потребностей работника | Удовлетворение существования | Удовлетворение безопасности | Удовлетворение статуса и признания | Самореализация |
Участие работника в процессе труда | Минимальное участие | Пассивное сотрудничество | Пробужденные стимулы | Умеренный энтузиазм |
Использование моделей: не существует одной навсегда наилучшей модели, так как среда и знания в ней меняются, и поведение людей также меняется. Важно корректировать используемую модель и оценивать ее.
Имеется связь модели организационного поведения с человеческими потребностями. Каждая новая модель строится на достижениях предыдущей.
Использование поддерживающей и коллегиальной моделей будет расширяться, но основные модели все же будут сохранены. Менеджеры должны проявлять гибкость в определении модели.