Бондалетов Валерий Викторович
Бондалетов Валерий Викторович
Контрольно-измерительные материалы ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ Специальность № 080507.65 Менеджмент организации |
Москва 2007 г.
ПЛАНЫ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
по дисциплине Организационное поведение
I.Семинар
Тема 1. Основы организационного поведения
Цель:Рассмотретьсущность дисциплины «организационное поведение» и ее взаимосвязь с другими управленческими дисциплинами. Раскрыть особенности понятия «организация» в контексте организационного поведения. Показать значение менеджмента в эффективной деятельности организации. Описать особенности понятия «поведение», как категории.
Вопросы для обсуждения:
Что такое организационное поведение и почему оно важно? Назовите объект и предмет организационного поведения. В чем вы видите сходство и отличие организационного поведения с психологией и социологией?
Какова взаимосвязь организационного поведения со смежными дисциплинами. Научные подходы к изучению организационного поведения.
Раскройте содержание понятия “организация” - как место работы. Каким образом организация влияет на поведение работников?
Какова природа работы менеджера? Раскройте функции и роли менеджера в организации. Кто такой, в вашем понимании, эффективный менеджер?
Поведение индивида: особенности и типы.
Темы докладов и рефератов:
Организационная власть как системообразующая категория организационного поведения.
Социокультурный образ организации и имиджевое поведение работников.
Поведенческие ресурсы управления организацией.
Сотрудничество как главная характеристика организационного поведения.
Формы текущего контроля знаний - оценка выступлений студентов с докладами/рефератами и работы на семинаре.
Темы для самостоятельного изучения
1. Этика и организационное поведение.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний
1. Каким образом этикет влияет на поведение людей в организации?
2. Что такое этичное поведение в организации?
3. Как справляться с этическими дилеммами?
4. Какие подходы к этичному поведению вам известны?
5. Осведомитель – работник, который сообщает о правонарушениях окружающих. Этично ли это?
Формы контроля самостоятельной работы студентов - проверка рабочих тетрадей и качества конспектирования вопросов и заданий по семинарскому занятию
II. Семинар
Тема 2. Теории поведения человека в организации.
Цель: Всесторонне обсудить взгляды различных школ научной мысли и подходы к поведению личности.
Вопросы для обсуждения:
1. Почему взгляды Мэйо получили название концепции «человеческих отношений»?
2. На чем делал акцент Д.Макгрегор в своей теории? Охарактеризуйте Х и У – два доминирующих отношения к работникам на исполнительском уровне.
3. Что Р.Ликерт обозначил «системой1 » и «системой 4»?
4. Взгляды Дж Одиорне на управление организацией
5. Какие различия между позитивным подкреплением, негативным подкреплением и наказанием. Находят ли применения идеи Скиннера в образовании.
6. Опишите модель взаимовлияние поведения индивида и ситуации (теорема У.Томаса)
Темы докладов/рефератов:
1. Социотехнический подход к организации.
2. Ситуационные аспекты организационного поведения
3. Теория социально-когнитивного научения (В.Мишель, А.Бандура)
4. Интеракционистский подход к поведению личности
Формы текущего контроля знаний - оценка выступлений студентов с докладами/рефератами и работы на семинаре
Темы для самостоятельного изучения
1. Концепция «механистического» (производственного, функционального) организационного поведения
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний
1. Что означает «научность управления» по Ф.Тейлору, какова суть его системы?
2. Какова специфика подхода А.Файоля к вопросам совершенствования управления организацией? Назовите пять основных элементов, из которых,по мнению А.Файоля, складывается функция администрирования.
3. Что понимал М.Вебер под «бюрократией»?
4. Назовите моменты, которыми по мнению В.Бенниса должна определяться жизнь организации на рубеже ХХ и ХХ1 вв.
Формы контроля самостоятельной работы студентов - проверка рабочих тетрадей и качества конспектирования вопросов и заданий по семинарскому занятию
III. Коллоквиум
IV. Семинар-диспут
V. «Круглый стол»
VI. Семинар-диспут
VII. Семинар
VIII. Семинар.
IX. Семинар.
X. Семинар.
XIII. Семинар.
XIV. Семинар
XV. Семинар.
XVI. Семинар
XVII. Семинар
XVIII. Семинар
XIX. Семинар
XX. Семинар
XXI. Семинар
XXII. Семинар-диспут.
XXIII. Семинар
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ
по дисциплине “Организационное поведение”
Организационная власть как системообразующая категория организационного поведения.
Социокультурный образ организации и имиджевое поведение работников.
Поведенческие ресурсы управления организацией.
Сотрудничество как главная характеристика организационного поведения.
Мотивационные предпочтения и виды организационного поведения.
Принципы научного управления.
Концепция “человеческих отношений”. .
Социотехнический подход к организации.
Ситуационные аспекты организационного поведения.
Синтез классической и гуманистической школ менеджмента.
Современные зарубежные теории личности.
Личность в системе организационных связей и взаимодействий: взглды отечественных ученых.
Личность и организация: гармония и конфликт интересов.
Влияние индивидуальных различий и стилей деятельности на организационное поведение.
Норма и патология в организационном поведении.
Организационная коммуникация и эффективность функционирования организации.
Структура информационных потоков в организации.
Проблемы межличностного восприятия и понимания работников в организации.
Гибкие организационные структуры.
Организация как открытая система.
Современные методы стимулирования эффективной деятельности работников.
Маркетинговое управление поведением работников.
Партисипативность как фактор повышения производительности труда.
Человеческая компетентность менеджера.
Пути изменения организационного поведения.
Природа групп в организации, их классификации и стадии развития.
Эффект “социальной фацилитации” и его практическое значение.
Межгрупповое взаимодействие в организации.
Формирование профессиональной идентичности работника.
Групповые нормы и санкции.
Метод наблюдения в научном исследовании организационного поведения
Описание критических ситуаций как метод исследования организационного поведения.
Анализ документов в исследованиях организационного поведения.
Опрос в исследованиях поведения людей в организациях.
Организационная диагностика.
Инновационные концепции развития организации.
Методы организационного развития.
Управление нововведениями в организации.
Организационная культура и организационная эффективность.
Ценности работников организации, организационные роли и позиции в нововведениях.
Лидерства и руководство как пути реализации организационной власти..
Структурные (лидерских качеств) теории лидерства.
Поведенческий подход к лидерству.
Ситуационный подход к лидерству.
Биосоциальный подход к пониманию феноменов лидерства.
Должностное самоопределение работников.
Диспозиционные отношения и статусы в организации.
Прессинговые психологические состояния и их преодоление.
Управленческий цикл руководителя
Конфликтные управленческие позиции и зоны.
ПРИМЕРЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК И ОРГАНИЗАЦИЯ.
ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Тест1.
Множественный выбор
1. Термин «разнообразие рабочей силы» отражает различия расы, возраста, пола, этнической принадлежности и ________ людей на работе:
а) социальных статусов;
б) личного благосостояния;
в) физических способностей;
г) политических предпочтений.
2. Какое из высказываний лучше всего описывает сегодняшнее организационное поведение:
а) команды и контроль;
б) новое поколение ожидает того же, что и старое;
в) делегирование полномочий
г) баланс между работой и жизнью.
3. Интерес исследователей ОП к таким переменным, как ________, является индикатором того, что эта дисциплина имеет отношение к практическим вопросам и практическому применению:
а) прогулы и текучесть кадров;
б) удовлетворенность работой;
в) эффективность работы
г) все перечисленные выше пункты.
4. «Эффект стеклянного потолка» в организациях — это___________
а) скрытый барьер, ограничивающий продвижение по службе представителей меньшинств и женщин;
б) негласный предел зарплаты, выплачиваемой топ-менеджерам;
в) негласный предел зарплаты, выплачиваемой рабочим;
г) ограничение приема на постоянную работу рабочих, работающих полный рабочий день.
5. Какое утверждение об ОП кажется вам самым правильным:
а) ОП ищет самый лучший и единственный способ решать проблемы менеджмента;
б) ОП — это уникальная наука, мало связанная с остальными научными дисциплинами;
в) ОП делает акцент на практическом применении знаний;
г) ОП является настолько современной наукой, что у нее нет никаких исторических корней?
6. Исходя из взгляда на организации как открытые системы технология, информация и деньги — это __________.
а) ресурсы;
б) услуги;
в) ресурсы на входе;
г) конечный продукт.
7. Такая функция менеджмента, как __________, связана с созданием энтузиазма для выполнения трудной работы:
а) планирование;
б) организация;
в) контроль;
г) мотивирование.
8. Оправдывая этичное поведение, основанное на получении максимального блага для максимального количества людей, мы придерживаемся точки зрения _________________:
а) утилитаризма;
б) индивидуализма;
в) моральных правил;
г) справедливость
9. Когда кто-либо оправдывает неэтичное поведение на самом деле соответствует интересам организации, он ___________________:
а) поступает правильно в отношении самою себя;
б) поступает правильно в отношении всего общества;
в) объясняет неэтичный поступок;
г) следует правилам процедурной справедливости.
Истинно или ложно
10. Организационное поведение — это исследование того, как организации ведут себя в различном окружении. И Л
11. Из утверждения: «ОП пытается удовлетворить требования, предъявляемые различными ситуациями менеджмента» — вытекает вероятностный подход. ИЛ
12. Организационное научение — это процесс приобретения знаний и использования информации для того, чтобы приспособиться к изменяющимся обстоятельствам. И Л
13. Внешняя окружающая среда не имеет значения для организаций как открытых систем. И Л
14. Когда президент проводит частые совещания, посвященные сообщениям о выполнении заданий, она осуществляет такую функцию менеджмента, как планирование. И Л
15. Технические навыки, возможно, являются самыми важными для менеджеров высшего звена. И Л
16. Работа менеджера подразумевает главным образом использование сети межличностных отношений. И Л
17. Руководитель команды, оказывающий своим друзьям особое предпочтение при распределении отпусков, нарушает распределительную справедливость. ИЛ
18. Осведомитель — это тот, кто раскрывает неэтичное поведение организации. ИЛ
19. Исследователи предполагают, что вышестоящие лица организации являются причиной многих этических дилемм, с которыми люди сталкиваются на работе. И Л
Краткий ответ
20. Что означает «ценить разнообразие на работе
21. Что такое эффективный менеджер?;
Тест 2
Множественный выбор
1.. Демографические характеристики включают в себя __________ :
а) задатки и способности;
б) личностные признаки;
в) основные характеристики сформировавшие то, чем является человек;
г) ценности и установки.
2. Задатки и способности подразделяются на_________:
а) стереотипы;
б) физические и психические;
в) психические и личностные;
г) агрессивные и ! пассивные.
3 Личностные характеристики определяются _____________ :
а) окружающей средой;
б) наследственностью;
в) и окружающей средой, и наследственностью;
г) склонностями и способностями человека.
4. Ценности и установки ___________:
а) сходны с задатками и способностями;
б) заменяют друг друга;
в) связаны друг с другом;
г) сходны с демографическими характеристиками.
5. Подкрепление делает акцент на________ :
А) внутренних вознаграждениях;
б) внешних вознаграждениях;
в) законе падения дохода;
г)социальном научении.
6 Содержательные теории, скорее всего, делают акцент на _________
а) заслуженном подкреплении;
б) наборе средств;
в) справедливости;
г) потребностях индивида.
7. Человек с высокой мотивацией достижения, скорее всего, предпочтет ___________в своей деятельности:
а) групповую работу;
б) решение трудных задач;
в) контроль над другими людьми;
г) слабую обратную связь илиi ее отсутствие.
8. Согласно теории справедливости, ключевой проблемой является _____
а) социальное сравнение вознаграждений и усилий;
б) равенство вознаграждения;
в) равенство усилий;
г) абсолютная ценность награды.
9. Согласно теории ожидания, _______ — это вероятность того, что данный уровень эффективности приведет к определенному результату
а) ожидание;
б) набор средств;
в) мотивация;
г) валентность.
10. Какое утверждение относительно удовлетворенности работой самое правильное:
а) она является причиной эффективности;
б) она может л на текучесть кадров;
в) ее трудно измерить;
г) она не влияет прогул
11. На стадии ____________становления группы ее члены на самом деле начинают представлять собой единое формирование:
а) «бури»;
б) нормирование
в) исполнения;
г) общей интеграции.
12. Лучше всего, если в группу, занятую решением проблемы входит _______ членов:
а) не больше 3-4;
б) 5-7;
в) 8-10;
г) прим 13.
13. Что описывает в групповом поведении эффект Ринглеманна:
а) тенденцию групп принимать рискованные решения;
б) социальную лень;
в) социальную поддержку;
г) удовлетворение социальных потребностей членов
Истинно или ложно
14. Личность может развиваться во времени. И Л
15. Установки часто определяют ценности. И Л
16. И ценности и установки в какой-то степени, являются предпосылками поведения. И Л
17. Подкрепление основано на внутреннем вознаграждении. ИЛ
18. В теории ERG Альдерфера нет эквивалента социальным потребностям Маслоу. ИЛ
19. Согласно теории приобретенных потребностей Мак-Kлелланда, высокая потребность в социальной власти включает в себя желание контролировать окружающих для выполнения задач группы или организации. ИЛ
20. Согласно теории справедливости, ощущение негативной несправедливости является мотивирующим состоянием, а ощущение позитивной несправедливости — нет. И Л
21. Внешнее вознаграждение — это положительно оцениваемый результат работы, получаемый непосредственно при выполнении работы. ИЛ
22. Вознаграждение соответствует эффективности работы, если ее размер и ценность изменяются пропорционально уровню достигнутой эффективности работы.
Дайте краткий ответ
23. Что означает управление разнообразием и индивидуальными различиями на рабочем месте?
24. В чем заключается важность демографических характеристик для рабочего места? Почему личностные характеристики так важны на рабочем месте?
25. Что такое «эффект умножения» в теории ожиданий?
Тест 3
Множественный выбор
1. Культура имеет отношение ко всем вопросам, за исключением ______
а) коллективных концепций, разделяемых всеми членами организации
б) приобретенных способностей;
в) личности руководителя;
г) убежений членов организации.
2. . _______— это ощущение более общего смысла, который рабочие привносят в свои задачи в результате взаимодействия друг с другом:
а) церемония;
б) культурный символ;
в) миф об основании;
г) общее значение;
д) внутренняя интеграция.
3. История о деятельности корпорации, приписываемая усилиям прозорливого основоположника, является примером ___________:
а) саги;
б) мифа об основании;
в) внутренней интеграции;
г) артефакта латентной культуры;
д) общим предположением.
4. Организационное развитие прежде всего предназначено для ________:
а) повышения общей эффективности организации;
б) улучшения межгрупповых взаимоотношений;
в) повышения синергии;
г) улучшения процесса плановых изменений;
д) улучшения групповой динамики.
5. Три стадии организационного развития включают в себя __________:
а) сбор данных, проведение вмешательства и оценки;
б) установку диагноза, проведение вмешательства и подкрепление;
в) проведение вмешательства, применение и внедрение инновации;
г) установку диагноза, проведение вмешательства и оценки;
д) планирование, внедрение и оценку.
6. Организационное развитие — это плановые изменения в сочетании с _________:
а) оценкой;
б) вмешательством;
в) способностью к самообновлению;
г) любыми изменениями в будущем, которые могут произойти
д) подкреплением.
Истинно или ложно?
7. Система общих убеждений и ценностей, развивающаяся в рамках организации, называется организационной культурой. И Л
8. Убеждение, что старшие менеджеры могут управлять всеми слоями корпоративной культуры, является мифом. И Л
9. Внешняя адаптация имеет отношение к таким вопросам, как реальная mik сия фирмы, ее цели и способы их достижения. И Л
10. Вопрос о том, кто именно назначает награды и наказания, является одним из аспектов внешней адаптации. И Л
11. Церемонии и ритуалы нередко возникают из субкультуры. И Л
12. Ритуал представляет собой стандартизированный вид деятельности, используемый для уменьшения беспокойства. И Л
13. Любой объект, вид искусства или событие, служащее для передачи культурного значения, называется церемонией. И Л
14. Вмешательство в организационное развитие на уровне всей организации. включает в себя изучение обратной связи, конфронтационные совещания структурные перестройки, управление методом оценки эффективности к образование коллатеральных организаций. И Л
15.Проведение конфронтационных совещаний является вмешательством в организационное развитие, которое преследует цель уладить конфликты ИЛ
Краткий ответ
16. Перечислите три аспекта, которые помогают индивидам и группам эффективно осуществлять совместную деятельность, и проиллюстрируйте их примерами из практики.
17. Приведите пример того, как правила, относящиеся к культуре, и роли влияют на атмосферу в учебной аудитории. Приведите примеры исходя из вашей собственной точки зрения.
18. Каковы главные составные части сильной корпоративной культуры?
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ И ЗАЧЕТАМ
по дисциплине “Организационное поведение”.
Предмет организационного поведения. Характеристики организационного поведения: функциональная определенность, временная заданность, самоорганизуемость, мотивационная автономность, предсказуемость, сценарная воспроизводимость.
Классические теории организации: научный менеджмент Ф.Тейлора, организационные принципы А.Файоля, бюрократическая теория М.Вебера, организационная теория Л.Гьюлика-Л.Урвика.
Концепция человеческих отношений: взгляды на организацию Р.Мейо, подход Д.Макгрегора, теория К.Арджириса, организационная система Р.Ликерта, подход В.Бенниса.
Ситуационные теории организации: Подход Дж. Вудворд. Роль технологии в организации: исследование Т. Бёрнса и Дж. Сталкера, исследование П. Лоуренса и Дж. Лорша.
Организация как социотехническая система. Управление организацией как искусство (взгляды Дж. Одиорне).
Социокультурный образ организации, ее социокультурное окружение. Поведенческие стереотипы: экономический, психологический, технологический, этический человек.
Природа организаций. Основные характеристики организации, организация как объект, процесс и свойство. Организационная структура.
Организационная власть как категория, отражающая взаимодействие людей в организации. Общая и дифференцированная классификация оснований организационной власти.
Личность и организация. Гармония и конфликт интересов организации и личности. Проблема взаимоувязывания общих, групповых и индивидуальных целей.
Индивидуальные различия и стили деятельности. Влияние на организационное поведение возраста работников, их пола, семейного положения и продолжительности работы в организации.
Личностные характеристики, влияющие на организационное поведение работников (авторитаризм, макиавеллизм, локус контроля, ориентация на достижения, догматизм).
Мотивы и потребности людей в организациях. Содержательные теории мотивации: теория мотивации А.Маслоу, К.Альдерфера, теория Х-Y Д. Мак-Грегора, двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга.
Процессуальные теории мотивации: теория подкрепления мотивов, теория ожидания, целевая теория мотивации, модификация поведения.
Мотивация и эффективность организации. Программы и методы стимулирования эффективной деятельности работников. Система оплаты труда как регулятор организационного поведения.
Организационная культура: структура, содержание, формирование, влияние на эффективность организации. Модели В.Сате, Т.Питерса-Р.Уотермена, Т.Парсонса, Г.Хофштеде, У. Оучи.
Коммуникативное поведение человека в организации. Коммуникативная, регулятивная, перцептивная функции общения.
Система организационного общения, нисходящие, восходящие и горизонтальные информационные потоки. Типы коммуникационных сетей.
Формальное и неформальное общение в организации. Общение и стиль руководства. Пути повышения эффективности общения в организациях.
Уровни анализа организационного поведения: индивид, группа, организация. Формирование группового поведения в организации.
Лидерство в организации. Лидерство и руководство. Лидерство и организационная власть.
Структурные теории организационного лидерства: теории великих людей, взгляды О.Тида, У.Бенниса, Дж. Ханта.
Поведенческий подход к лидерству в организации: эксперименты К. Левина, исследования университета Огайо, исследования Мичиганского университета, управленческая решетка Р.Блейка и Дж. Моутона.
Ситуационный подход к организационному лидерству: РМ-теория лидерства Д.Мисуми, модель Ф.Фидлера, ситуационная теория Херси-Бланшара.
Нормативные модели лидерства (модель Врума-Йеттона-Яго). Биосоциальный подход к пониманию феномена лидерства.
Управление поведением организации как целого. Взаимодействие организации с внешней средой. Организация как открытая система. Детерминация структур и процессов организации средовой неопределенностью.
Управленческий цикл руководителя. Проблемное осмысление информации, запуск управленческих решений и делегирование полномочий.
Организационный конфликт, природа, генезис, стадии. Конфликтные управленческие позиции и зоны.
Природа групп в организации, их классификация, стадии развития, структура. Групповые процессы: групповое давление и конформность, групповая сплоченность и совместимость. Групповые нормы и санкции.
Диспозиционные отношения и статусы в организации: источники, функции, соответствие. Ролевая идентификация, ролевой конфликт.
Ситуационые переменные, влияющие на групповое оргнизационное поведение: личностные особенности членов группы, размер группы, неоднородность группы.
Межгрупповое взаимодействие в организации и теоретические подходы к его исследованию: мотивационный, ситуативный, когнитивный, деятельностный.
Ингрупповые фаворитизм, стереотипизация, атрибуция. Содержание и функция полоролевых стереотипов, феномен “стеклянного потолка”. Межэтническое взаимодействие.
Основное управленческое отношение и его полярные модели. Приобщенный и отчужденный работник. Сегменты организационного поведения: ригористический, автономный, мобилизационный, пресссинговый.
Поведенческие ресурсы управления и обратная связь управленческих отношений. Организационный порядок, субординационное и координационное поведение.
Проблемы нормы и патологии в организационном поведении. Деструктивное поведение работников.
Маркетинговое управление поведением. Имиджевые регуляторы организационного поведения. Управление поведением клиентуры: Клиентурный, антиклиентурный, избирательно-клиентурный и псевдоклиентурный типы поведения.
Методы научного исследования организационного поведения: наблюдение, метод описания критических ситуаций, анализ документов, контент-анализ, опрос, эксперимент.
Методы и социальные технологии организационной диагностики и организационного развития: диагностические интервью, тренинги, игротехнические методы.
Изменения в организации, управление нововведениями, их типология. Силовые поля, организационные роли и позиции в нововведениях. Этапы разработки и внедрения программ оргразвития.
Ценности работников организации. Их виды: классификация Г. Олпорта, ценностно-поведенческая, терминальные и инструментальные ценности. Ценностные ориентации и аттитюды.
Прессинговые психологические состояния работников организации, их источники (ситуационная напряженность деятельности, временная дезорганизация поведения и др.), пути преодоления.
Персональное развитие в организации. Формирование профессиональной идентичности и должностное самоопределение работников: ценностное освоение должности, аккумуляция личностных управленческих ресурсов, организация коммуникативного пространства.
43.Ресурсы организационного поведения: временные поведенческие ресурсы, организационные возможности управления.
44.Психологическая совместимость, групповая сплоченность и срабатываемость как факторы эффективной работы. Социально-психологические аспекты формирования управленческих команд.
45.Социально-психологический климат трудового коллектива, методы его диагностики и коррекции. Базовые психологические ориентации и эмоциональная жизнь работников. Факторы адаптации и дезадаптации личности в трудовом коллективе. Моббинг и способы борьбы с ним.
46.Организационное поведение как функция стиля переработки информации работником. Связь типологических особенностей мышления работников с эффективностью их трудовой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
Примерные планы групповых занятий | 1 стр. |
Примерный перечень тем рефератов | 15 стр |
Примеры контрольных работ | 17 стр |
Примеры тестовых заданий | 22 стр |
Вопросы для подготовки к экзаменам и зачетам. | 29 стр |
Начальник Учебно-методического
Управления С.Г. Зубанова
Бондалетов Валерий Викторович
Контрольно-измерительные материалы ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ Специальность № 080507.65 Менеджмент организации |
Москва 2007 г.
ПЛАНЫ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
по дисциплине Организационное поведение
I.Семинар