Часов в год (2 часа в неделю)

№ урока Дата Тема урока Цели Результаты Рубри-катор
ЗУН УУД компетентности  
Как мы понимаем друг друга
  Как мы будем учиться. Знакомство с учебником.   Ознакомление с разделами, темами, содержанием учебника «Я и мир вокруг»   Умеет различать элементы книги, рассматривать рисунки Соблюдает правила общения Вступает диалог, Отвечает на вопросы  
  Я - школьник Знакомство с правилами школьника Умеет составлять рассказ по серии картинок Соблюдает правила общения Отвечает на вопросы; обращается к учителю, одноклассникам  
  Путешествуем не выходя из класса Познакомить с главным инструментом человека – рукой и научить пользоваться ее возможностями   Умеет пользоваться главным инструментом человека - рукой Соблюдает правила общения в школе Вступает диалог, объясняет, что нарисовал  
  Ценный совет Познакомить с правилами разумного поведения. Дать представление о понятиях совет, ценный совет, обмен знаниями между людьми Умеет пользоваться словами в общении друг с другом; рассказывать, что делают дети на рисунках, как люди помогают друг другу; Составляет рассказ вместе с товарищами; объясняет смысл пословиц Рассуждает о том, какие новые знания появились.  
  Зачем нужен жизненный опыт Познакомить с источником жизненного опыта: собственный опыт, знания других людей, книги Умеет использовать жизненный опыт Составляет рассказ по картинкам Обменивается знаниями со своими товарищами Рабочая тетрадь
  Где и куда Познакомить со словами, которые указывают на положение предметов Умеет рассказывать, с какой стороны находятся предметы; объяснять, за кем (чем) находятся предметы   Использует навыки ориентирования в пространстве.   Отвечает на вопросы, объясняет, показывает направление  
  Где и куда. Используем слова, обозначающие направление Познакомить со словами, обозначающими направление Умеет определять направления; показывать левую и правую руку Ориентируется на местности. Отвечает на вопросы, объясняет, показывает направление  
  Учимся определять верх и низ Научить использовать в речи слова обозначающие направление Умеет определять верх и низ у изображенных предметов Определяет направление предметов Вступает в диалог, выслушивает мнение других  
  Раньше и позже Познакомить со словами, отвечающими на вопрос «когда?» Умеет определять, что произошло раньше, а что – позже. Отвечает на вопросы «когда?» Объясняет, доказывает  
Как мы узнаем, что перед нами
  Предметы и их признаки Научить узнавать и различать предметы по их признакам Умеет находить предметы с одинаковыми признаками; отгадывать загадки; подбирать нужное слово к каждому рисунку; Узнает и различает предметы по их признакам (цвету, форме, размеру, части и действию)   Объясняет, доказывает, работает в парах  
  Как мы узнаем предметы Познакомить со свойствами предметов Умеет описывать части предмета, свойства и действия предмета Узнает предметы по их свойствам Объясняет, доказывает  
  Сочетания предметов Дать понятие сочетания предметов. Умеет подбирать (выбирать) названия к рисункам, подбирать (искать) различные сочетания предметов Наблюдает и сравнивает свойства наблюдаемых предметов. Работает в парах (игровые ситуации)  
  Предмет в роли признака Определение по одному предмету, в каких сочетаниях он встречается. Умеет определять сочетания предметов Наблюдает и сравнивает свойства наблюдаемых предметов. Объясняет, доказывает рабочая тетрадь
Времена года
Осенняя экскурсия Наблюдение за природой. Знакомство с признаками осени. Умеет определять время года; называть признаки осени.   Называет признаки осени Наблюдают за приходом осени  
Осень: природа готовится к зиме Познакомить как животные и растения готовятся к зиме Умеет определять, чем питаются птицы; объяснять, почему птицы улетают на зиму; называть перелетных и оседлых птиц родного края; рассказывать, что делают животные осенью; выбирать одежду по сезону Объясняет пословицы; выбирает рисунки с картинами осени; называет признаки осени Делают выводы (выполняет исследовательские задания) рабочая тетрадь
Как мы узнаем, что наступила осень Знакомство с признаками осени в городе и деревне Умеет называть признаки осени.   Называет признаки осени Объясняет, делает выводы  
Как ты узнаешь мир
Наши помощники – органы чувств Познакомить учащихся с органами чувств и их ролью в жизнедеятельности организма. Умеет называть органы чувств, их роль в жизнедеятельности организма. Узнает предметы с помощью органов чувств. Играет - исследует  
Наши помощники – память и ум Дать представление о значении понятий память, ум Умеет называть органы чувств, их роль в жизнедеятельности организма. Описывает рисунок, отгадывает загадки Благодаря памяти и уму познает окружающий мир Рассуждает и делает выводы; проверяет свои умозаключения  
Родители, учителя и книги Дать понятие, что родители, учителя и книги помогают узнавать окружающий мир Умеет рассказывать, чему люди могут научиться у своих родителей, а чему – у своих учителей; определять, для чего людям нужны книги Называет сказочных героев, изображенных на рисунке; отгадывает загадки Отвечает на вопросы, делает выводы, рассказывает о семейных традициях  
Повторение и самостоятельная работа Проверить знания учащихся по пройденным темам Умеет применять знания на практике Применяет знания при выполнении самостоятельной работы Самостоятельно выполняет работу.    
Твоя семья и друзья
Ты и твоя семья Дать понятие, что семья – самое близкое окружение человека. Умеет придумывать и разыгрывать истории из жизни счастливой семьи, определять, что необходимо, чтобы семья была счастливой Определяет, кем работают люди, изображенные на рисунках Придумывает и разыгрывает истории из жизни счастливой семьи  
Взаимопомощь в семье Познакомить с ролью в семье каждого ее члена Умеет рассказывать, как помогает своим родителям, какое поручение в доме. Выполняет поручение родителей Анализирует конкретные ситуации  
Учимся быть самостоятельными. Один дома Познакомить с правилами разумного поведения дома Запомнил правила поведения дома Помнит телефоны экстренной помощи Вступает в диалог, выслушивает мнения других  
Учимся быть самостоятельными. «Кто там?» Познакомить с правилами разумного поведения дома Запомнил правила поведения дома Помнит телефоны экстренной помощи Вступает в диалог, выслушивает мнения других  
Ты и твои друзья Познакомить с такими понятиями как ценность дружбы, согласие, взаимная помощь. Умеет взаимодействовать друг с другом Соблюдает правила взаимоотношений со сверстниками; культуру поведения в школе и других общественных местах; правила дружбы. Анализирует конкретные ситуации, связанные с взаимоотношениями между друзьями.  
Как нужно общаться Познакомить с правилами общения с людьми Умеет общаться с людьми Соблюдает правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками; правила общения Разыгрывание ситуаций  
Повторение и самостоятельная работа Проверить знания учащихся по пройденным темам Умеет применять знания на практике Применяет знания при выполнении самостоятельной работы Самостоятельно выполняет работу.    
Времена года
Зимняя экскурсия Наблюдение за природой. Умеет различать времена года, их особенности.   Называет признаки зимы Наблюдают за приходом зимы  
Зимой – покой природы Познакомить с признаками зимы Умеет рассказывать, что животные делают зимой; выбирать одежду для зимней прогулки; объяснять народные приметы о зиме; рассказывать, как можно помочь птицам зимой Придумывает названия к рисункам; отгадывает загадки Наблюдают за приходом зимы, делают выводы  
Как мы узнаем, что наступила зима Познакомить с признаками зимы в городе, в деревне Умеет различать времена года, их особенности.   Называет признаки зимы Наблюдают за приходом зимы  
Повторение и самостоятельная работа Проверить знания учащихся по пройденным темам Умеет применять знания на практике Применяет знания при выполнении самостоятельной работы Самостоятельно выполняет работу.    
Итоговая работа по пройденным темам Проверить знания учащихся по пройденным темам Умеет применять знания на практике Применяет знания при выполнении самостоятельной работы Самостоятельно выполняет работу.    
Учимся решать жизненные задачи Обобщение знаний Умеетиспользовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни   Применяет знания на практике Обменивается знаниями со своими товарищами  
Что нас окружает
Город, в котором мы живем Дать представление о удобствах, которые создаются людьми разных профессий, об общественном транспорте Умеет сравнивать рисунки; называть отличия города от села; объяснять, для чего нужен транспорт горожанам; профессии людей, живущих в городе Соотносит название профессии и действия людей Рассказывает, где в городе можно жить, работать, учиться, лечиться, отдыхать  
Путешествие по городу Дать представление о жилом районе города, о заводах и фабриках, о научных и деловых центрах, о зоне отдыха.   Имеет представление о жилом районе города, о заводах и фабриках, о научных и деловых центрах, о зоне отдыха.   Объясняет значения слов «банк», «фирма», «правительство», «посольство», «реклама» Обменивается впечатлениями о посещении разных мест  
Учимся быть пешеходами Познакомить с правилами дорожного движения, с дорожными знаками Помнит правила дорожного движения Соблюдает правила дорожного движения Вступает в диалог, выслушивает мнения других  
Учимся быть самостоятельными в городе Познакомить с правилами поведения на улице и с незнакомыми людьми Помнит правила поведения на улице и с незнакомыми людьми Помнит домашний адрес Отвечает на вопросы, рассуждает  
38 -39 Хозяйство человека Ознакомление с продуктами производства заводов, фабрик, сельского хозяйства Имеет представление о сельском хозяйстве; о том, что выращивание растений называется растениеводством, а выращивание животных – животноводством. Умеет называть профессии людей; определять, к какой отрасли хозяйства относятся данные профессии Составляет рассказы о занятиях сельских жителей, об особенностях их труда и его значении, отгадывает загадки о профессиях Отвечает на вопросы, рассуждает, работает в парах  
Повторение и самостоятельная работа Проверить знания учащихся по пройденным темам Умеет применять знания на практике Применяет знания при выполнении самостоятельной работы Самостоятельно выполняет работу.    
Богатства природы Познакомить с разнообразием природных богатств – живыми и неживыми, силами природы; правилами безопасного поведения в природе. Умеет называть и группировать природные богатства. Соблюдает правила безопасного поведения в природе. Составляет рассказы на тему «Как человек использует природные богатства» Обсуждает, доказывает, отвечает на вопросы  
Твердые тела, жидкости и газы Познакомить учащихся со свойствами твердых, жидких и газообразных тел Умеетназывать твердые, жидкие и газообразные тела Составляет рассказ с помощью схемы Проводит несложные опыты    
Повторение и самостоятельная работа Проверить знания учащихся по пройденным темам Умеет применять знания на практике Применяет знания при выполнении самостоятельной работы Самостоятельно выполняет работу.    
Времена года
Весенняя экскурсия Наблюдение за природой. Умеет различать времена года, их особенности.   Называет признаки весны Наблюдает за приходом весны  
Весна – природа пробуждается Знакомство с временами года, их особенностями; правилами безопасного поведения в разное время года Умеет определять время года; называть признаки весны; рассказывать, какие птицы зимующие, а какие перелетные; выбирать одежду для весенней прогулки Объяснять народные приметы о весне, называет признаки весны Наблюдает за приходом весны, делают выводы  
Как мы узнаем, что наступает весна Знакомство с временами года, их особенностями Умеет определять время года; называть признаки весны Называет признаки весны Наблюдает за приходом весны, делают выводы  
Итоговая работа Проверить знания учащихся по пройденным темам Умеет применять знания на практике Применяет знания при выполнении самостоятельной работы Самостоятельно выполняет работу.    
Живые обитатели планеты
Живое и неживое Познакомить со свойствами живых организмов Умеет различать живые организмы от неживых Различает живыеи неживые организмы Вступает в диалог, выслушивает мнения других  
Растения и животные Ознакомление с понятиями едоки и кормильцы, с ролью растений и животных в природе и жизни людей Умеет находить общее у животных и растений и называть, чем растения отличаются от животных Различает растения и животных Бережно относится к природе  
Равновесие в природе Ознакомление с понятием природное равновесие, с Красной книгой и ее значением. Имеет представление о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать природное равновесие; о значении Красной книги.   Называет растения и животных родного края Выполняет правила охраны растений и животных  
Домашние любимцы и комнатные растения Познакомить с растениями и животными, живущими вместе с человеком в его доме Умеет называть домашних животных и комнатные растения; ухаживать за комнатными растениями и домашними животными Составляет рассказы по рисункам Обсуждает, работает в парах. Бережно относится к природе  
Наши помощники – домашние животные и культурные растения Познакомить с ролью культурных растений в жизни человека. Умеет делить растения на три группы (овощи, фрукты, злаки), ухаживать за растениями Составляет рассказы по рисункам, отгадывает загадки Обсуждает, доказывает, отвечает на вопросы  
Повторение и самостоятельная работа Проверить знания учащихся по пройденным темам Умеет применять знания на практике Применяет знания при выполнении самостоятельной работы Самостоятельно выполняет работу.    
Человек – разумное существо Дать представление о том, что человек – часть природы. Познакомить с правилами поведения в природе. Умеет сравнивать человека и животных; принимать посильное участие в оказании помощи животным, соблюдать правила безопасного поведения в природе Составляет рассказы по рисункам Принимает посильное участие в охране природы.  
Природа и мы Познакомить учащихся с наукой - экологией Имеет представление о науке экология, о том, как жить в мире с природой, не нарушая ее законов Умеет отвечать на вопросы теста Применяет знания при выполнении самостоятельной работы Соблюдает правила поведения в природе.  
Повторение и самостоятельная работа Проверить знания учащихся по пройденным темам Умеет применять знания на практике Применяет знания при выполнении самостоятельной работы Самостоятельно выполняет работу.    
Времена года
Лето: природа цветет и плодоносит Познакомить с временем года – лето, с его особенностями Умеет определять время года; называть признаки лета, объяснять, что такое круговорот воды   Использует полученные знания о превращениях воды, объясняет народные приметы, называет признаки весны Наблюдают за приходом лета, делают выводы  
Круговорот воды в природе Познакомить с «путешествием» воды и правилами поведения при грозе Умеет объяснять, что такое круговорот воды Помнит правила поведения при грозе Объясняет, делает выводы  
Отчего и почему Ознакомление с понятиями причина явления, следствие. Умеет объяснять, что такое «причина явления»; находить причину; различать причину и следствие Составлять рассказы по рисункам Рассуждает о том, какие новые знания появились. Обменивается знаниями со своими товарищами  
Повторение и самостоятельная работа Проверить знания учащихся по пройденным темам Умеет применять знания на практике Применяет знания при выполнении самостоятельной работы Самостоятельно выполняет работу.    
Итоговая работа Проверить знания учащихся по пройденным темам Умеет применять знания на практике Применяет знания при выполнении самостоятельной работы Самостоятельно выполняет работу.    
  Учимся решать жизненные задачи Обобщение и закрепление изученного Умеет называть времена года и их признаки; называть растения и животных родного края; делить растения и животных на группы; объяснять связь животных и растений; различать живые и неживые предметы окружающего мира; проводить несложные опыты и наблюдения; рассказывать о своей семье; называть профессии родителей; выполнять правила общения со взрослыми и сверстниками Соблюдает правила безопасного поведения в разное время года; бережно относится к обитателям планеты; соблюдает правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Помнит номера телефонов экстренной помощи; Соблюдает правила взаимоотношений с взрослыми, сверстниками, культуру поведения в школе и других общественных местах Обменивается знаниями со своими товарищами  
  Повторение изученного материала. Игра «Путешествие в страну знаний» Обобщение и закрепление изученного Обменивается знаниями со своими товарищами  
  Повторение изученного материала. Игра «Вспоминай-ка» Обобщение и закрепление изученного Обменивается знаниями со своими товарищами  
Повторение изученного материала. Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме Обобщение изученного материала. Обменивается знаниями со своими товарищами  
Летнее задание Индивидуальные зад. И групповые Умеет объяснять, что Летнее задание Обменивается знаниями Обменивается знаниями  




Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

Й класс

Тема Число часов (из расчёта 2 ч в неделю.) Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне
КАК МЫ ПОНИМАЕМ ДРУГ ДРУГА
Как мы будем учиться Познакомиться с учителем и одноклассниками (Н). Учиться находить класс, своё место в классе и т.п. во время экскурсии по школе (Н). Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками (Н). Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах (П). Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах (Н). Практическая работа: составить режим дня (Н). Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление (Н). Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире (П).
Я – школьник
Путешествуем, не выходя из класса
Ценный совет
Зачем нужен жизненный опыт
Где и куда  
Учимся определять верх и низ
Раньше и позже
КАК МЫ УЗНАЁМ, ЧТО ПЕРЕД НАМИ
Предметы и их признаки Называть окружающие предметы и их признаки (Н). Различать предметы и выделять их признаки (Н.)
Сочетания предметов
ВРЕМЕНА ГОДА
Осень — природа готовится к зиме Различать времена года по признакам (Н). Характеризовать времена года (Н). Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н). Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П).
КАК ТЫ УЗНАЁШЬ МИР
Наши помощники – органы чувств Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются (Н). Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки (П). Объяснять, какую роль играют родителя, учителя и книги в становлении и обучении человека (Н).
Наши помощники – память и ум
Родители, учителя и книги
Повторение и самостоятельная работа
ТВОЯ СЕМЬЯ И ДРУЗЬЯ
Ты и твоя семья Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями (Н). Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками (Н). Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных (Н). Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями (Н). Моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями (П). Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе (Н). Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста (Н). Оцениватьреальные и игровые ситуации общения (Н). Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой (Н). Практическая работа по освоению правил поведения в доме (Н). Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном (Н). Записывать телефоны экстренной помощи (Н).
Учимся быть самостоятельными
Ты и твои друзья
Повторение и самостоятельная работа
ВРЕМЕНА ГОДА
Зима — покой природы Различать времена года по признакам (Н). Характеризовать времена года (Н). Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н). Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П).
Повторение и самостоятельная работа
Итоговая работа № 1 Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни (Н).
Учимся решать жизненные задачи
ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ
Город, в котором мы живём Подготовить рассказ о занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями (Н). Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни (Н). Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного города (села) на основе дополнительной информации (П). Подобрать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры (П). Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр (П). Проиграть учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения (Н). Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии (П). Характеризовать разные виды транспорта (Н). Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону (П). Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни (Н). Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей (Н). Приводить примеры использования человеком богатств природы (Н). Анализировать примеры использования человеком богатств природы (П). Сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства (П). Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний (П).
Учимся быть пешеходами
Хозяйство человека
Повторение и самостоятельная работа
Богатства природы
Твёрдые тела, жидкости и газы.
Повторение и самостоятельная работа
ВРЕМЕНА ГОДА
Весна: пробуждение природы Различать времена года по признакам (Н). Характеризовать времена года (Н). Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н). Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П).
Итоговая работа № 2 Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни (Н).
- Живые обитатели планеты
Живое и неживое Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы (Н). Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам (П). Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями (Н). Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам (П). Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные (на примере своей местности) (Н). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние–дикие животные; культурные -дикорастущие растения (П). Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности) (П). Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности (Н).
Растения и животные
Равновесие в природе
Домашние любимцы и комнатные растения
Наши помощники – домашние животные и культурные растения
Повторение и самостоятельная работа
Человек – разумное существо Приводить примеры особенностей человека как разумного существа (Н). Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире (П). Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере) (Н). Оценивать конкретные примеры поведения в природе (П). Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере (П). Оценивать конкретные примеры поведения в природе (П).
Природа и мы
Повторение и самостоятельная работа
ВРЕМЕНА ГОДА
Лето – природа цветёт и плодоносит Различать времена года по признакам (Н). Характеризовать времена года (Н). Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н). Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П).
Отчего и почему Приведение примеров простейших причинно-следственных связей (П).
Повторение и самостоятельная работа Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).
Итоговая работа № 3
Учимся решать жизненные задачи
Часы по усмотрению учителя  
ИТОГО:  
       

Наши рекомендации