Основные характеристики родительской любви
(Овчарова) Родительство (материнство и отцовство) является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека.
Родительская любовь – источник и гарантия эмоционального благополучия, поддержки душевного здоровья (Спиваковская)
(Исаев, Слободчиков) РЛ – динамический процесс: становление-формировние-преобразование
Хар-ки РЛ как феномена, обладающего определенным смыслом (Д.А Леонтьев): контекстуальность: а) в определенном соц контексте б) влияние на ситуацию;
интенциональность – целевая направленность
Биологические детерминанты РЛ: (врожденные инстинкты, потребность в продолжении рода)
Рационально-экономические соображения - Психологические мотивы - Объективные потребности социума - Общие ориентации культуры - Органические побуждения - Физиологические и психологические взаимосвязи матери и ребенка
Социальные детерминанты:
Социокультурное развитие общества, культура общества порождает модель РЛ
Детский опыт общения с собственными родителями
(Спиваковская) 8 типов РЛ: действенная(симпатия, уважение, близость);
отстраненная (симпатия, уважение, большая дистанция) – недостаточное внимание, поверхностное знание внутреннего мира р-ка;
действенная жалость (симпатия, близость, отсутствие уважения) – мнимые умственные или физич отклонения, особые привеллегии, отсутствие веры в реб-ка;
снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция) – невмешательство в дела реб-ка, невполне осознанное оправдание неблагоприятных черт поведения;
отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция) – не замечать присутствие р-ка, отстраненность, холодность;
презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция) – игнорирование всех достоинств, надзирательство, обращение к различным специалистам;
преследование (антипатия, близость) – строгость, жесткость, тотальный контроль;
отказ (антипатия, уважение, большая межличностная дистанция) – отклонение от проблем, возлагать ответственность на чужие плечи
(Сухомлинский) Разновидности уродливой любви:
Любовь-умиление (неразумная любовь); любовь деспотическая (упрек); любовь-откуп
Развитие материнской любви: готовность любить – любовь ожидание – предродовая регидность – лимеренция – сформированность родительского чув-ва
Развитие отцовской любви: готовность любить – любовь ожидание – послеродовая регидность – заинтересованное наблюдение – заинтересованное сотрудничество
Пренатальная педагогика
В конце 70х, начале 80х гг ХХ века, сначала в Европе, а потом в Америке появились идеи о начале воспитания и развития ребёнка ещё в дородовый период, появилась специальная отрасль психологии – педагогика дородового воспитания, пренатальная педагогика
Педагогика (с греч. παιδες – дети, άγω – веду) – это наука об обучении и воспитании подростающих поколений. Слово «пренатальний» заимствовано из французского языка и означает «пре» – до, «наталь» – рождение. Пренатальная педагогика – молодая наука, истоки которой уходят в мудрое наследие наших прародителей. Они были убеждены в том, что не рано говорить о воспитании малыша до его рождения.
Принято считать, что пренатальный (дородовой) период – это время до рождения ребёнка. В науке в этом периоде выделяет два составляющих её периода:
Пренатальный период – от принятия решения родителями зачать малыша до 28 недели беременности.
Перинатальный период – с 28 недели беременности до первых недель жизни малыша.
Средства воспитания, или методы пренатальной педагогики: физический контакт методика развития тактильных ощущений ребёнка, налаживания контакта с ним задолго до родов датчанин Франц Бельдман назвал гаптономией (массаж животика, поглаживание брюшной стенки матерью и отцом, нежные прикосновения); использование музыки различных направлений и стилей (младенцы прекрасно относятся к классической, медленной музыке. Вивальди, Шопен – неизменные, полезно «давать послушать», как звучат разные инструменты, колокольчики, бубны, цимбалы, трещотки, музыкальные шкатулки); занятия творчеством будущей мамочки; разговор с ребенком (устанавливают контакт между родителями и ребенком, и он сохранится на долгие годы); питание матери (Грамотно организовав свое питание, разнообразив рацион, получая с пищей достаточное количество питательных веществ, витаминов и микроэлементов, мать закладывает в ребенка основы гениальности);
благоприятный эмоциональный фон беременной (эмоции беременной мамы, как чувство уверенности в себе, независимости, радость улучшают развитие младенца, а чувства вины, тревоги, страха, подавленности – угнетают)
25 Семейное воспитание детей младенческого возраста Задачи родителя: (Григорьева, Кочетова , Сергеева«Кроха»)
- обеспечить полноценное здоровье и своевременное физическое развитие ребенка:
- Обеспечить своевременное нервно-психическое развитие (восприятие, положительные эмоции, двжения)
- Создавать условия для возникновения первых социальны и личностных проявлений ребенка
- Вызывать удовольствие от успехов совместной деятельности
- Поддерживать инициативу в действиях с предметами ив движениях
Необходимо: формировать правильный режим сна и бодрствования; воспитывать положительные эмоции к приему пищи
1-3 мес: устанавливать контакт с помощью экспрессивной эмоциональной речи; (больше разговаривать с ребенком, улыбаться ему) необходимо развивать у ребенка умение удерживать голову в вертикальном положении, развивать упор ног, развивать музыкальные способности, развитие рук малыша
2-5 мес: необходимо побуждать р-ка к захватыванию игрушки, учить приспосабливать движения руки к величине схватываемого предмета
Нужно помочь р-ку развивать у него зрительно-двигательную координацию
Малышу важна совместная деятельность со взрослым. Как только ребенок научится брать игрушки, их больше не нужно подвешивать к кроватке, а положить их сбоку от него.
5-6 мес: учить садиться и ползать. Уделять большое внимание музыкальному воспитанию: побуждать к слушанию вокальной-инструментальной музыки, стараться вызвать импульсивный эмоциональный отклик на задорную музыку, приобщать к элементарным движениям под музыку, вовлекать в игровые дейстивя под муз
9-12 мес: обогащать цветовые впечатления; создавать условия для развития голосовых и речевых реакций, расширять ориентировки в пространстве, организация особого речевого общения
Главные приобретения к году: 1в основном отрегулиров главные функции организма, и малыш приспособла к окруж среде. 2ребенок все лучше понимает вас и начинает произносить первые слова 3 малыш начал ходить4 у вас устанав с ним бл контакт, стремл к общению,5 стал более умелым6начинает размыш, станов болеевнимат, дольше сосредот на предмете