Ср-ва обеспеч корр-обр-го проца в сист спец обр-я
Слово учителя явл-ся ср-вом передачи ученикам знаний. Оно должно быть воспринято детьми. В спец образовании помимо словесной речи учителя исп-ся и другие ее виды. К ним относятся дактильная и жестовая речь, применяемые в обучении лиц, имеющих наруш слуха. Жестовая речь применяется в обучении и др категорий лиц с откл-ми в разв. Дактильная речь предст собой общение при помощи ручной азбуки, где каждая буква алфавита изображается пальцами руки знака — дактилемы Еще одно ср-во, упрощающее проц восприят неслышащими инф — зрительноевосприятие устной речи — «чтение с лица». Зрительное восприятие устной речи в б-ве литературных источников принято называть чтением с губ. Существует несколько направлений в применении различных видов искусства в корр-пед проце: психофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических наруш), психотерапевтическое (связанное с возд-ем на когнитивную и эмоц-волевую сферы), пс (выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную ф-и), соц-пед (развит эстетических потребностей, расширение общ и художественного кругозора, активизация потенциальных возм-й реб в практич художественной деят-ти и творчестве). Реализация этих направлений осущ-ся через определенные методики, кот-е исп-ся вартпед и в арттерапии. тематических вечерах, концертах и др.). Изобр-е ср-ва выступают не только как богатейший источник знаний об окр действительности, о мире красок, образов, но и как способ выражения своих чувств, впечатлений, эмоций, своего внутреннего мира. Ручной труд как вид декоративно-прикладного искусства развивает моторику, координацию движений, формирует трудовые навыки, приобщает к культуре и искусству народа, края, страны, знакомит с искусством художественных ремесел, расширяет кругозор и реч-й запас. Художественно-речевая деят-ть помогает детям с откл-ми в разв совершенствовать свои речевые навыки, преодолевать страх и неуверенность в проце пользования речью, развивает способность чувствовать красоту языка, поэтического и художественного слова, духовно обогащает детей, вызывает у них интерес к литературному чтению. Театрализованно-игровая деят-ть. Основной язык театрального искусства — действие, осн признаки — диалог и игра. Эти особ-ти делают театральное искусство очень близким детям, так как игра и общение и для дошк-в, и для мл шк-в, и для подростков — ведущая деят-ть В арсенале ср-в, исп-х для обеспеч корр-обр-го проца в сист спец обр-я, имеется гр ср-в, значение кот-х трудно переоценить. Это разнообразная печатная продукция: книги, пособия, журналы, рабочие тетради, при этом особ роль принадлежит учебника Применение наглядности в сист спец обр-я не самоцель, а ср-во более полного и глубокого осмысления учеб мат-ла, понимания устного слова, сказанного учителем, и письменного слова, закрепленного в печатной продукции. Предметный дидактический материал по мере продвижения по годам обуч становится все более отвлеченным, абстрактным, представляя собой в конце концов «материализованные абстракции», т. е. воплощенные в предметном материале наиболее общие, сущностные характеристики тех или иных объектов, предметов или их совокупностей, действий и операций с ними. Изобразительный дидактический материал (рисунки, серии картинок, схемы, чертежи, предметные карты) явл-ся более абстрактным по отношению к предметному. Его применение способствует развит наблюдательности и внимания, умению сравнивать, анализировать, выстраивать логическую последовательность. Словесный дидактический материал — это раздаточные карточки с заданиями, упражнениями, примерами, задачами, поручениями. Этот вид дидактического мат-ла используется тогда, когда ребенок с отклонением в разв начинает овладевать чтением и письмом. Достаточно шир исп-е в сист спец обр-я получили техе ср-ва обуч (ТСО).Применение их играет важную роль для корр и компенсации недостатков развит детей.
К ТСОотносится апп, предназначенная для более эффективного и качественного усвоения и закреп в доступной форме предъявляемого учащимся мат-ла
Ср-ва обеспеч корр-обр-го
проца в сист спец обр-я
Слово учителя явл-ся ср-вом передачи ученикам знаний. Оно должно быть воспринято детьми.
Поэтому к речи педагога, работающего в сист спец обр-я, в силу специфики контингента обучаемых предъявл-ся особые треб-я. Речь должна звучать внятно, отчетливо, естественно В спец образовании помимо словесной речи учителя исп-ся и другие ее виды. К ним относятся дактильная и жестовая речь, применяемые в обучении лиц, имеющих наруш слуха. Жестовая речь применяется в обучении и др категорий лиц с откл-ми в разв.
Дактильная речь предст собой общение при помощи ручной азбуки, где каждая буква алфавита изображается пальцами руки знака — дактилемы. Последние складываются в целостные речевые единицы (слова, фразы и т.д.), при помощи кот-х протекает проц общения. Еще одно ср-во, упрощающее проц восприят неслышащими инф — зрительное восприятие устной речи — «чтение с лица». Зрительное восприятие устной речи в б-ве литературных источников принято называть чтением с губ.
В некот-х случаях затрудненного общения (например, с лицами, имеющими тяж наруш опорно-двигательного аппа, сопряженные с невозможностью реч-й деят-ти) используется пиктографическое (символьное) письмо.
Существует несколько направлений в применении различных видов искусства в корр-пед проце: психофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических наруш), психотерапевтическое (связанное с возд-ем на когнитивную и эмоц-волевую сферы), пс (выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную ф-и), соц-пед (развит эстетических потребностей, расширение общ и художественного кругозора, активизация потенциальных возм-й реб в практич художественной деят-ти и творчестве). Реализация этих направлений осущ-ся через определенные методики, кот-е исп-ся в артпед и в арттерапии. Применение наглядности в сист спец обр-я не самоцель, а ср-во более полного и глубокого осмысления учеб мат-ла, понимания устного слова, сказанного учителем, и письменного слова, закрепленного в печатной продукции Предметный дидактический материал по мере продвижения по годам обуч становится все более отвлеченным, абстрактным, представляя собой в конце концов «материализованные абстракции», т. е. воплощенные в предметном материале наиболее общие, сущностные характеристики тех или иных объектов, предметов или их совокупностей, действий и операций с ними. Изобразительный дидактический материал (рисунки, серии картинок, схемы, чертежи, предметные карты) явл-ся более абстрактным по отношению к предметному Словесный дидактический материал — это раздаточные карточки с заданиями, упражнениями, примерами, задачами, поручениями. Этот вид дидактического мат-ла используется тогда, когда ребенок с отклонением в разв начинает овладевать чтением и письмом. Достаточно шир исп-е в сист спец обр-я получили техе ср-ва обуч (ТСО). Применение их играет важную роль для корр и компенсации недостатков развит детей.