Пробл семей, воспитывающих детей с ОВ (курсовая работа по специализации)
Пробл семьи, воспитывающей реб с ОВ анализировались в трудах отечественных ученых, из кот-х следует выделить:
- В.В. Ткачеву , кот-я выявила несколько различных аспектов в психологическом, соцм и экономическом уровнях.
- особ-ти семей с детьми-инвалидами иссл Е.В. Кулагина , кот-я в своих трудах она иссл уровень занятости родителей, раскрывает три основных типа соц-экон адаптации родителей.
- А.Ц. Цыбикова рассматривает вопросы организации и проведения корр работы с детьми с ОВ и их семей;
- также пробл семей с детьми с ОВ изучаются Высоцкой О.М. , Сусловой М.Ю ., Возжаевой Ф.С .Семейную социализацию можно рассм двояко: с 1стор, как подготовку к будущим семейным ролям, с др, как влияние, оказываемое семьей на формир личности. Недостаток внимания со стор, близкого окружения оказ негативное влияние на самочувствие молодых инвалидов. Позиция инвалида в семье во многом опред-ся атмосферой, господствующей в доме. Если он чувствует любовь родителей, окружен разумным внимм и ненавязчивой заботой, то подобная эмоц обстановка благоприятно влияет на его отнош к семье и в какой-то степени к людям вообще (подтверждение этому было получено в ходе индив-х интервью). И наоборот, ощущение заброшенности, ненужности в семье приводит к негативному отношению к ней, порождает черствость, эгоизм, уход в себя, озлобленность в отнош к окр-м, особенно "здоровым" людям.
Это те, кто не могут передвигаться вообще или самост обслуживать себя. Долгое пребывание в таком пространстве порождает особое отнош к его содерж (мат-о-вещественным и личностным компонентам), к вопросам о возм контроля над средой, влияет на проц восприят (настроение, мироощущение) и поведение Ч. Такие инвалиды в б-ве своем замкнуты, пассивны, а в ряде случаев даже агрессивны. Для них связь с внеш миром осущ-ся благодаря членам семьи, соседям, СМИ и иногда соц работникам.
Все семьи, воспит-е детей с ОВ, можно дифференцировать на четыре осн гр.
Первая гр - родители с выраженным расширением сферы родит-х чувств. Хар-й для них стиль восп-гиперопека, когда ребенок явл-ся центром всей жизнедеят-ти семьи, в связи, с чем коммуникативные связи с окружением деформированы. Родители имеют неадекватные представления о потенц-х возможностях своего реб, у матерей отмечся гипертрофированное чувство тревожности и нервно- психической напряженности. Стиль повед взрослых членов семьи, особенно матери и бабушки, хар-ся сверхзаботливым отношм к реб, ограничением соц контактов. Такой стиль восп оказывает негативное влияние на формир личности реб, что проявл-ся в эгоцентризме, повыш зависимости, отсут активности, сниж самооценки реб.
Вторая гр семей хар-ся стилем холодного общения -гипапротекцией, сниж эмоц-х контактов родителей с реб, проекцией на реб со стор обоих родителей или одного из них собств-х нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее вним на лечении реб, предъявляя завыш треб-я к мед персоналу, пытаясь компенсировать собств пс дискомфорт за счет эмоц отвержения реб. Именно в таких семьях наиболее часто встр случаи скрытого алкоголизма родителей.
Третью группу семей хар-ет стиль сотрудничества - конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и реб в совместной деят-ти. В этих семьях отмечся устойч познават интерес родителей к организации соц-пед проца, ежедневные содружества в выборе целей и программ совместной с реб деят-ти, поощрение детской самостоят. Родители этой гр семей обладают наиболее высоким образоват уровнем. Стиль такого семейного восп способствует развит у реб чувства защищенности, уверенности в себе, потребн в активном установлении межличностных отнош в семье и вне дома.
Четвертая гр семей имеет репрессивный стиль семейного общения, который хар-ся родит-й установкой на авторитарную лидирующую позицию (чаще отцовскую). В этих семьях от реб требуют неукоснительного выполнения всех заданий, распоряжений, не учитывая его интелл-х возм-й. За отказ или невыполнения этих треб-й прибегают к физич наказаниями. При таком стиле повед у детей отмечся аффективно-агресс поведение, плаксивость, раздражит, повыш возбудимость. Это в еще > степени ослож их физич и пс состояние.
Для оказания эфф-й практич помощи нужно иметь четкое представление о положении и основных проблх детей-инвалидов.
Прежде всего, нужно было уст-ть круг детей-инвалидов, их численность, соц структуру семей, затем выявить факторы, влияющие на изм-е численности детей-инвалидов, способств-е росту и, наоборот, сокращ численности. Важ показателем здор детей явл-ся жизненный уровень и соц статус семьи. Наличие в семье реб-инвалида может рассмся как фактор, не способствующей сохр-ю полной семьи. В тоже время потеря отца, бесспорно, ухудшает не только соц статус, но и мат-е положение семьи и самого реб.
Эта отчетливая тенденция изм-я соц структуры семей свидет-ет о необх-ти усилить соц поддержку семей с детьми-инвалидами с целью укрепления такой семьи, для защиты жизненных интересов самой семьи и всех ее членов - взрослых и детей.
К сожалению, в н.в. поддержка семьи с реб-инвалидом со стор общества недостаточна для сохр-я самой семьи -главной опоры детей. Главная экон-я и соц пробл многих семей с детьми-инвалидами - бедность. Возм для развит реб весьма ограничены.
Материально-бытовые, фин, жилищные пробл с появлением реб с ОВ увелич-ся. Жилье обычно не приспособлено для реб-инвалида, каждая 3-я семья имеет около 6 м полезной площади на одного члена семьи, редко — отд-я комната или спец приспособления для реб.
В таких семьях возникают пробл, связанные с приобретением продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебели, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора. Семьи не имеют крайне необх для ухода за реб: транспорта, дач, садовых участков, телефона.
Услуги для реб с ОВ в таких семьях преимущественно платные (лечение, дорогостоящие лекарства, мед процедуры, массаж, путевки санаторного типа, необх приспособления и аппы, обуч, оперативные вмешательства, ортопедическая обувь, очки, слуховые аппы, инвалидные кресла, кровати и т.д.). Все это треб больших денежных ср-в, а доход в этих семьях складывается из заработка отца и пособия на реб по инвалидности.
Отец в семье с больным реб — единственный добытчик. Имея специальность, обр-е, он из-за необхсти >го заработка становится рабочим, ищет вторичные заработки и практически не имеет времени заниматься реб.
Особ роль в вынужденном высвобождении матерей детей-инвалидов из сферы оплачиваемой занятости играет отсутствие механизмов исполн законодательных норм, регулир-х права работников с детьми-инвалидами. Трудовыми льготами (неполным рабочим днем с сохр\ рабочего места, гибким режимом работы, частым исп-ем больничного листа по уходу или отпуска без сохранения заработной платы), пользуются менее 15% работников. Ограничения по предост этих льгот возникают, когда они осложняют производственный проц, организацию производства, ведут к потере прибыли предприятия.
Переходу матерей детей-инвалидов в статус домохозяек способствует и отсутствие спец программ, кот-е бы обеспечивали переквалификацию родителей, позволяли им пользовать надомный труд, организовывали оплачиваемую занятость, предполагающую совмещение работы с уходом за детьми-инвалидами.
Неработающне родители, осущ-е уход за детьми, сегодня фактически не имеют компенсаций за свой труд (вряд ли можно считать реальной компенсацией установленную законодательно выплату в размере 60% от минимального размера оплаты труда, покрывающую лишь одну десятую часть первоочередных потребностей Ч) . В отсутствие адекватной соц поддержки неработающим родителям со стор Гос увелич иждивенческая нагрузка в семьях, в особенно тяж положении оказываются неполные семьи. В этой связи сохр-е занятости родителей детей-инвалидов (в равной степени мужчин и женщин), поддержание их экон активности могло бы стать важ ресурсом и условием преодол бедности семей с детьми-инвалидами, их успешной соц-экон адаптации.
Уход за реб занимает все время матери. Поэтому уход за реб ложится на мать, кот-я, сделав выбор в пользу больного реб, оказывается в полной зависимости от больниц, санаториев, от частых обострений недугов. Себя она отодвигает на столь дальний план, что оказывается за бортом жизни. Если бесперспективны лечение и реаб, то пост тревога, психоэмоце напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери в уходе помогают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Более тяж ситуация, если в семье двое детей с ОВ.
Наличие реб-инвалида отрицательно влияет на др детей в семье. Им < уделяется внимания, уменьшаются возм для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.
Пс напряженность в таких семьях поддерживается пс угнетением детей из-за негативного отнош окр-х к их семье; они редко общаются с детьми из др семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять вним родителей к больному реб, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, пост тревожного семейного климата.
Нередко такая семья испытывает отриц отнош со стор окр-х, особенно соседей, кот-х раздражают некомфортные усл существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если-ребенок-инвалид с задержкой умств-го развит или его поведение негативно влияет на здор детского окружения). Окр-е часто уклоняются от общения и дети с ОВ практически не имеют возм полноценных соц контактов, достаточного круга общения, особенно со здор сверстниками. Имеющаяся соц депривация может привести к личностным растр-м (например, эмоц-волевой сферы и т.д.), к задержке интеллекта, особенно если ребенок слабо адаптирован к жизненным трудностям, соц дезадаптации, еще > изоляции, недостаткам развит, в том числе нарушм коммуникационных возм-й, что формирует неадекватное представление об окр-м мире. Особенно тяжело это отраж на детях с ОВ, восп-хся в дет интернатах.
Общество не всегда правильно понимает пробл таких семей и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окр-х. В связи с этим родители не берут детей с ОВ в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время родители с аналогичными пробл налаживают между собой контакты.
Родители стараются воспитывать своего реб, избегая его невротизации, эгоцентризма, соц и пс инфантилизма, давая ему соответствующее обуч, профориентацию на последующую трудовую деят-ть. Это зависит от наличия пед, пс, медзнаний родителей, так как, чтобы выявить, оценить задатки реб, его отнош к своему дефекту, реакцию на отнош окр-х, помочь ему соц адаптироваться, мах самореализся, нужны спец знания. Большинство родителей отмеч их недостаток в воспитании реб с ОВ, отсутствуют доступная литература, достаточная инф, мед и соц работники. Почти все семьи не имеют сведений о проф-х ограничениях, связанных с болезнью реб, о выборе профессии, рекомендуемой больному с такой патологией. Дети с ОВ обучаются в обычных школах, на дому, в специализированных школах-интернатах по разным программам (общеобразовательной школы, специализированной, рекомендованной для данного заболевания, по вспомогательной), но все они требуют инд-го подхода.
Ухудшение соц-экон обстановки неблагоприятно сказывается на здор детей. Пробл инвалидизации явл-ся актуальной, треб безотлагательных мероприятий, напр-х на повыш уровня здор детей, качества пс-пед и медмер, обесп-х адекватную соц адаптацию детей с ОВ. На повестке дня дифференцированный подход при организации уч-восп-льной работы и разработке комплексной сист оздоровления детей-инвалидов.
Треб-ся также усиление мед активности родителей в профилактике хронизации болезней у детей и их иивалидизации. Несмотря на выс обр-й ценз родителей, лишь немногие из них получают сведения о состоянии здор детей из лекций бесед медработников, используют спец мед литературу. Для б-ва родителей основной явл-ся инф знакомых и родственников. Необх и разработка протоколов оценки никой активности родителей, имеющих больного реб, и рекомендаций по инд-й работе с родителями в целях повыш их мед грамотности в отнош профилактики хрон забол у детей,
П-п ранн пед. помощи
Совр спец пед считает одним из ключевых условий успешной корр-пед помощи обеспеч ранн выявления и ранн диагностики откл-й в разв ребенк для определения его особых обр-х потребностей. Современное спец обр-е предусматривает махе сокращении еразрыва между моментом выявления первичного наруш в разв бенка и началом целенаправленной корр-пед помощи, расширяя временные границы предоставления спец ных услуг с первых месяцев и на протяжении всей жизни Ча.
Из пс известно, что в разв реб существуют так называемые сензитивные периоды, т. е. периоды наиболее благоприятного, легкого и быстрого развит определенных пс процов, Эти периоды недолговременны, и если по к-л причинам в этот период-не сформировалась предполагаемая структура (отсутствовала адекватная окружающая среда или особ-ти инд-го развит реб не способствовали этому), то по его окончании в дальнейшем потребся много спец усилий для того, чтобы ее сформ-ть. Многие сензитивные периоды, играющие решающую роль для последующего разв реб, приходятся на ранний и дошк возраст.
Если, например, у реб с рождения отсутствует или нарушен слух и не предпринимались своевременно спец педагогические меры для создания условий для реч развит в первые месяцы и годы жизни, то сензитивный период развит речи проходит, а начатая в более поздние сроки корр-педагогическая работа уже не будет столь эффективной. Кроме того, нарушение проца формир и развитая речи замедлит развит познавательных процов, вызовет своеобразное развит всей психической деят-ти, негативно скажется на проце общения и взаимодействия с окр-ми, отразится на разв личности реб в целом.