Модели интегрированного обр-я
Пост полная интеграция предпол обуч реб с тем или иным нар в разв на равныхс нормально развивающимися детьми в одних дошкольных грх и классах. Данная модель м.б. эффективна для тех детей, чей уровень психофизического и реч развит соответствует или приближается к возрастной норме и кто психологически готов к совместному со здор сверстниками обуч. Пост неполная интеграция м.б. эффективна для тех детей шк возраста, чей уровень пс развит несколько ниже возрастной нормы, кто нуждается в систематической и значительной корр помощи, но при этом способен в целом ряде предметных обл обучаться совместно и наравне с нормально развивающимися сверстниками, а также проводить с ними большую часть внеклассного времени. Пост, но неполная интеграция м.б. полезна дошкольникам с различным уровнем пс развит, но не имеющим сочетанных наруш. Пост частичная интеграция м.б. полезна тем, кто способен наравне со своими нормально развивающимися сверстниками овладевать лишь небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть учеб и внеклассного времени. Смыслом постй частичной интеграции явл-ся расширение общения и взаимодействия детей с ОВ здор с их нормально развивающимися сверстниками
Существует несколько моделей интегрированного обуч, разработанных западно-европейскими учеными:
1) спец класс (или гр в общеобр школе), оказывающий детям помощь в учеб проце;
2) введение консультантов;
3) обуч на дому, в больницах;
4) введение соц-пед корр модуля в обуч в образовательной школе.
Спец школы даже при введении интегрированного обуч не уничтожаются, а остаются как альтернативный вариант. Во Франции им придан новый статус и нов ф-и.
Осущ-е интегрированного обуч детей с проблми в разв явл-ся новой задачей для отечественной пед науки и практики. Гуманистическое определение данной сист состоит в том, что Чу как носителю природных ценностей дается возможность самореализации.
В н.в. соотнош интеграции и дифференциации в спец образовании примерно одинаково, при внедрении новых форм интеграционного проца обуч сохраняются и старые формы как в первоначальном виде, так и со значительными изменениями. Существуют формы интеграции, приближенные к дифференциации: например,
частичная интеграция во время внеклассной деят-ти. Таким образом, в настоящий момент школа предст собой научно-практическую лабораторию В систему управления школой вводится ученый совет, координирующий работу по реализации идей дифференцированного обуч в школе (открытость, вариативность, доступность на всех ступенях обр-я). Научно-практич лаборатории разрабатывают особ-ти осущ-я дифференцированного обуч с учетом специфики образовательной обл или примен методов спец пед.
Методы восп в спец. Образ.
Восп-е осущ-ся предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развит данного реб, в проце сотрудничества педагога и реб, детей в классе или гр. Учитывая особ-ти развит детей с ОВ здор м принятые в общей и спец пед классификации методов восп, остановимся на трех основных их грх, применяемых в разной степени и в разных сочетаниях в спец образовании:
информационные методы (беседа, консультирование, исп-е ср-в массовой инф, литературы и искусства, примеры из окр жизни, в том числе личный пример педагога, экскурсии, встречи и пр.);
практически-действенные методы — приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деят-ть, нетрадиционные методы — арттерапия (корр-педагогическая помощь ср-вами искусства), иппотерапия (корр-педагогическая помощь ср-вами верховой езды) и пр.;
побудительно-оценочные методы (пед треб-е, поощрение, осуждение, порицание, наказание). Наиболее доступны для детей с откл-ми в разв практически-действенные методы восп. Особенно эффективны они в дошкольном и младшем школьном возрасте, а также применительно к тем категориям детей, кот-е имеют наруш интеллекта, задержку пс развит, недостатки в речевом и слуховом разв. Метод приучения и упражнения используется при формировании устойчивых навыков соц повед, санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых умений, навыков самоорганизации и др. Этот и другие практически- действенные методы (игра, воспитывающие ситуации) применяются в сочетании с различными информационными методами. Адекватность восприят воспитывающей инф зависит как от сложности ее содержания, так и от уровня сенсорных возм-й реб. На начальных этапах спец обр-я восп-льные возм бесед, рассказов, разъяснений, чтения художественной литературы значительно ниже, чем в сист массового обр-я. Речевое недоразвит, интеллектуальная недостаточность, бедность житейского и соц опыта не позволяют большинству детей с откл-ми в разв в полной мере осваивать нравственно-этический потенциал народных сказок, понимать прозаические и стихотворные тексты и извлекать из них поучительный смысл. В этой связи большую восп-льную значимость имеют методы, кот-е позволяют опираться на визуальную инф, сопровождаемую комментариями, разъяснениями педагога, а также эффективно исп примеры из окр реб жизни, личного опыта педагога. Следует подчеркнуть, что для детей дошк и мл шк возраста с откл-ми в разв действия, поступки, взгляды, суждения, привычки педагога, воспитателя явл-ся долгое время образцом для подражания, а авторитет — непререкаемым и неоспоримым. Побудительно-оценочные методы (поощрение, порицание, наказание) также реализуются в практически-действенном варианте, сопровождаемом доступным для реб словесным поощрением («хорошо», «верно», «молодец») и материальным. Причем степень материальной ценности поощрения постепенно уменьшается: лакомство, игрушка — их образные заменители (картинка с изображением лакомства, игрушки) — абстрактный заменитель (фишка или иной символ поощрения: флажок, звездочка, знак <+> и пр.) — только
Мед-соц патронтаж
Патронаж (от франц. patron — покровитель, покровительство) — вид мед-соцй работы профилактической направленности, кот-я проводится на дому. Мед-соц патронаж — вид деят-ти медицинских, соц и общественных организаций, осуществляемый с целью удовлетворения потребности населения в мед-соцй помощи отдельных лиц, семей, групп населения. Цели мед-соц патронажа — соц защита населения при решении проблем мед-соц характера, доступность мед-соцй помощи для населения, осущ-е непрерывности наблюдения за здорм соответствующего контингента лиц, помощь в осуществлении мед-соцй адаптации. Задачами мед-соц патронажа явл-ся:
• оценка условий жизни объектов мед-соц патронажа;
• выявление мед-соц проблем клиента;
• установление связи объекта мед-соц патронажа с медицинскими учреждениями, учреждениями соцй защиты • контроль за выполнением программ реаб;
• повыш уровня санитарно-гигиенических и разовых знаний объектов мед-соц патронажа;
• наблюдение за состоянием здор объекта мед-соц патронажа;
• первичная и вторичная профилактика;
• формир установки объекта мед-соц патронажа на здоровый образ жизни.
место и роль спец пед в решении социокультурных проблем лиц с ОВ(64в)
В начале ХХ в. во всем мире была широко распространена концепция соцй реаб Ча с недостатками развит как соц полезного члена общества. Основной идеей считались корр и компенсация дефекта с целью приобщения такого Ча к общ-но полезному труду, чтобы Ч был способен обеспечивать свое существование и не становился обузой для общества. Такое видение вопроса было дискредитировано в США и странах Западной Европы идеями расовой гигиены и социал-дарвинизма. Весьма популярными были идеи о соцй бесполезности людей, имеющих недостатки развит, о достижении биологической чистоты расы методом стерилизации лиц, являющихся носителями дефектов развит, в ряде стран были приняты законы о стерилизации. Особ роль в поддержании таких идей сыграл фашизм, в странах, где он пришел к власти, проводились широкомасштабные кампании по разжиганию соцй вражды, проводилось планомерное уничтожение людей, попавших в категорию соц бесполезных.
В нашей стране концепция соцй реаб лиц накладывалась на существовавшую в стране идею всеобщ построения коммунизма и социализма. Однако в услх приоритета интересов общества над интересами отдельного Ча лица с нарушми по умолчанию приобретали статус граждан второго сорта. С тех пор в нашей стране сложилась патерналистская позиция к таким людям, кот-я мешает нормальному вливанию Ча с ОВ в соц-культурные отнош.
С одной стор, патерналистская позиция принимает реб с ограничениями и вкл его в систему обр-я, не способствующую получению обр-я, престижного и имеющего высокую конкурентоспособность на рынке труда.
С др стор, Чу с нарушми развит патернализм прививает иждивенческие установки. Эти причины, а также слабая правовая защита, низкий уровень пенсий и пособий, выплачиваемых Госм, приводят людей с нарушми развит к вынужденному воспроизведению культуры бедности, маргинализации.
По окончании Второй мировой войны человечество приняло как высшую ценность и смысл жизни, существования Ча его жизнь и благополучие, нужды и потребности.
Сегодня концепция соцй реаб Ча с ОВ считает основополагающей идею независимого образа жизни таких людей в услх приоритета интересов Ча над интересами общества.
Спец пед считает своей основной целью приобретение навыков жизнеобеспеч, самообслуживания, социализации, коммуникации ирекреации.