Корр-я напр-ть методов обуч в спец школе
Целью корр работы явл-ся исправление (доразвит) пс и физич функций аномального реб в проце общ его обр-я, подготовка к жизни и труду. Таким образом, обр-е вкл в себе три осн части: обуч, восп-е и развит. Обуч непоср-венно направлено на усвоение учащимися опыта, а восп-е и развит осуществляются опосредованно. Корре обуч – усвоение знаний о путях и ср-вах преодоления недостатков пс и физического развит и усвоения способов примен полученных знаний.Корре восп-е – восп-е типологич свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деят-ти (познават, труд, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в соцй среде.Корре развит – исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развит, совершенствование пс и физич функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта
Цель корр – восп-льной работы с глубоко умственно отсталыми детьми, в конечном счете, – их соц адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в услх, когда они не выключены из окр соцй среды. Необх, используя все познавательные возм детей, развивать у них жизненно необх навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, вып-ть в быту и в спец производственных цехах простую работу, жить по возм в семье и в трудовом коллективе
Задача корр – восп-льной работы — нравственное восп-е, формир правильного повед. Задача труд восп и обуч.Играет главную роль во всей сист корр работы с детьми вспомогательной школы. Основная задача этого важного раздела работы – выработка и совершенствование трудовых навыков, восп необходимых установок повед, личностных качеств. В программу обуч во вспомогательной школе и после её окончания введена совершенно нов дисциплина «Соц – бытовая ориентировка». Необхсть и важность введения этого предмета вызвана тем, что умственно отсталые дети испытывают большие трудности в приспособлении к окр жизни, они плохо ориентируются в общественных местах, не имеют навыков общения и в рез-те этого, как правило, несамостоятельны, беспомощны в практич жизни.Задача этого предмета – не только дать детям знания и представления о различных учреждениях окр их жизни (транспорт, магазин и т.д.), но и научить их практически правильно и по возм самостоятельно пользоваться ими, дать подросткам –имбецилам твердые навыки и привычки общения с людьми, повед в обществе. Рез-ты этой работы будут в значительной степени определять уровень соцй адаптации глубоко умственно отсталых в их дальнейшей жизни. Исследования подтверждают значение общеобр-го и труд обуч в корр недостатков умственно отсталого ребёнка, ведущую роль корр в обеспечении развит умственно отсталых детей и подготовки их к жизни, труду.Конкретные методические пути исп-я проца обуч в целях корр м.б. весьма разнообр. Они зависят от объективного содержания учеб мат-ла, от >й или <й возм исп-я практич работ в учеб проце и способов сочетания практич и словесных ср-в обуч. Конкретные методические пути корр – развивающей работы избираются с учётом особенностей интеллектуальной и эмоц – волевой сферы уч-ся на том или ином этапе их обуч.Вместе с разнообразием конкретных методических путей в корр – развивающей работе есть пс-педагогические п-пы:-введение в сод-е обуч разделов, кот-е предусматривают восполнение пробелов предшествующего развит, формир готовности к восприятию наиболее сложного программного мат-ла;-исп-е методов и приёмов обуч с ориентацией на «зону ближайшего развит» ребёнка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возм-й;-корр-я напр-ть уч – восп проца, обеспечивающего решение задач общ развит, восп и корр познават деят-ти и речи ребёнка, преодоление индивидуальных недостатков развит;-определение оптимального содержания учеб мат-ла и его отбор в соотв с поставленными задачами.
«Конвенция о правах ребёнка»
Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в Госх-участниках. Конвенция о правах ребёнка явл-ся первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развит своих возм-й в услх, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и др форм злоупотреблений. Участниками Конвенции о правах реб явл-ся Святой Престол и все страны-члены ООН, кроме США, Южного Судана и Сомали. К 20-летию принятия Декларации прав ребёнка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребёнка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе кот-х было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам Ча ООН проект Конвенции о правах ребёнка[2]. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник А. Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребёнка.
В 1995 году в пункт 2 статьи 43 Конвенции была внесена поправка[3], вступившая в силу в 2002 году[4].
В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребёнка.
Осн положения[править | править исходный текст]
Первая часть[править | править исходный текст]
Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок», утверждают приоритетность интересов детей и обязательство государств-участников принимать меры для свободного от дискриминации осущ-я прав, закреплённых в Конвенции.
Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, имения своего имущества, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению инф.
Статьи 18-27 определяют обязанности Гос помогать родителям и законным опекунам, а также защищать детей от жестокого обращения со стор лиц, заботящихся о них, права детей, лишённых семейного окружения или усыновляемых, неполноценных в умственном или физическом отнош, беженцев, права детей на здравоохранение, соце обеспеч и уровень жизни, необходимый для их развит.
Статьи 28-31 закрепляют права детей на обр-е, пользование родным языком и культурой, исповедование своей религии, отдых и досуг.
Статьи 32-36 устанавливают ответственностГос в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, совращения, похищения и торговли детьми.
Статьи 37-41 запрещают применять смертную казнь и пожизненное тюремное заключение без возм освобождения за преступления, совершённые до возраста 18 лет, запрещают пытки и унизительные наказания детей, определяют права ребёнка при его обвинении в преступных деяниях или лишении свободы, а также права детей на защиту во время вооружённых конфликтов и войн. Гос обязуются принимать меры к реаб и соцй реинтеграции детей-жертв пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, и сохраняют за собой право защищать права ребёнка в более высокой степени, чем предусмотрено Конвенцией.
Вторая часть[править | править исходный текст]
Статьи 42-45 рассказывают о Комитете по правам ребёнка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях, а также обязывают Гос информировать детей и взрослых о п-пах и положениях Конвенции.
Третья часть
Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения Госми положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребёнка открыта для подписания всеми Госми, поэтому её участником смог стать и не являющийся членом ООН Святой Престол.
Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объёме прав, определённых для ребёнка. Некот-е из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции.[уточнить]-=-==-=-=-
О праве на обр-е[править | править исходный текст]
Конвенция в ст. 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное обр-е и треб от государств-членов ООН поощрение развит различных форм среднего обр-я, как общ, так и профессионального, обеспеч его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного обр-я.
О воспитании детей[править | править исходный текст]
Неотъемлемую часть обр-я составляет восп-е. Так среди задач семейного восп Конвенция (ст.18) треб, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание п-па общей и одинаковой ответственности обоих родителей за восп-е и развит ребёнка. Родители или в соотв случаях законные опекуны несут основную ответственность за восп-е и развит ребёнка. Наилучшие интересы ребёнка явл-ся предметом их основной заботы».
Ст.20 опред задачи общ-ного восп детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на восп-е, усыновление или, в случае необхсти, помещение в соотв-е учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необх должным образом учитывать желательность преемственности восп ребёнка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».
Ст.21 Конвенции опред права ребёнка при усыновлении в др стране: «усыновление в др стране может рассмся в качестве альтернативного способа ухода за реб, если ребёнок не м.б. передан на восп-е или помещен в семью, кот-я могла бы обеспечить его восп-е или усыновление, и если обеспеч какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребёнка явл-ся невозможным».
П-пиальной в обеспечении прав детей на восп-е явл-ся ст. 29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общ-ного восп:развит личности, талантов и умственных и физич способностей ребёнка в их самом полном объёме; b) восп-е уважения к правам Ча и основным свободам, а также п-пам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций; c) восп-е уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в кот-й ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d) подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными грми, а также лицами из числа коренного населения; e) восп-е уважения к окр природе
Мед.класс. дизонтогенеза
Физ и пс откл приводят к наруш нормального хода общ развит-аномальный ребёнок. Развит такого ребёнка подчиняется закономерностям здорового Ча. В отечественной клинической пс на данный момент выд следующие типы наруш пс развит (пс дизотогенеза):
1)Пс недоразвит, моделью данного типа явл-ся олигофрения. Ведущее нарушение - это конкретно-ситуативное мышление, отсутствие абстрактного.
2) "ЗПР". В данном случае на перевый план выступает незрелость эмоц-волевой сферы и интеллекта.
3)Повреждённое пс развит - ЧМТ и её последствия, эпилепсия. У ребёнка наблюдается быстрая истощаемость, инертность, снижение памяти, уровня мышления и умственной работоспособности.
4)Дефицитарное пс развит - нарушение слуха, зрения, ДЦП. Недоразвит определённого сенсорного канала влияет на развит восприятие вцелом, которое в свою очередь оказывается неполноценным для адаптации в социуме.
5)Искаженное раннее пс развит - детский аутизм. Первичный дефект морфо-физиологческого субстрата (нервная ткань) влечёт за собой нарушение потребностной сферы (как бессознательной сферы: " чего-то хочется") и мотивационной сферы (как сферы опредмеченных потребностей : " хочу именно это"). Все высшие пс ф-и оказываются со сниженной соцй напр-тью.
6)Дисгармоническое пс развит - неврозы и психопатии. Уязвлённым оказывается эмоц-волевая сфер