Сущность и характеристика педагогической деятельности.

2. Сущность и характеристика педагогической деятельности

Педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся. Характер и содержание педагогической деятельности определяются ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом. Цель педагогической деятельности – создание условий для развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Предмет педагогической деятельности – организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.

Особенностипедагогической деятельности:

1. Педагогическая деятельность уникальна. Уникальность определяется ее объектом. Объект педагогической деятельности – живая развивающаяся личность. Характерной чертой объекта педагогической деятельности является то, что он выступает одновременно и как субъект этой деятельности.

2. В педагогической деятельности используется много средств, но главным из них является слово педагога. Его слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации деятельности школьников.

3. Результаты педагогической деятельности, во-первых, «материализуются» в психическом облике другого человека – в его знаниях, умениях и навыках, в чертах его воли и характера; во-вторых, не сразу очевидны, они могут быть отдалены во времени.

4. Современные рыночные отношения предполагают рассматривать педагогическую деятельность как сферу предоставления образовательных услуг (обучение по дополнительным образовательным программам, индивидуальные образовательные маршруты, репетиторство и т.п.).

Сущность педагогической деятельности позволяет выделить ряд определенных профессиональных предписаний (функций), выполнение которых обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса.

Развивающая функция является ведущей в деятельности педагога. Она в свою очередь сама объединяет ряд функций:

- гностическую (познавательную), включающую умения накапливать необходимые знания, работать с литературой, изучать опыт коллег, познавать, осваивать средства воспитательного воздействия и т.д.;

- исследовательскую, включающую умения определять проблему для обсуждения и исследования, анализировать научную литературу, выдвигать гипотезы и задачи исследования, проблемно ставить вопросы и т.д.;

- информационную, включающую умения пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала и т.д.;

- побудительную, включающую умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и т.д.

Конструктивно-организаторская функция

ДиагностическаяфункцияКоординирующая функция направлена на объединение и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на ребенка, осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания.

Коммуникативная функция требует от педагога высоких нравственных качеств и черт характера, проявляющихся в умении быть в общении с детьми всегда доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым.

Материнская функция проявляется в обеспечении положительного эмоционального состояния ребенкаПреобразовательная функция требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

27.Педагогическое общение,стили педагогического общения\

Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимся на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся.

Педагогическое общение – это особый вид общения, оно всегда обучающее и воспитывающее. Общение ориентировано на развитие личности общающихся сторон, их взаимоотношений. Именно в общении проявляются взгляды воспитателя, его суждения, отношение к миру, к людям, к себе. Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной «Я-концепции» личности, на развитие у школьника уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале.

Возможности педагогического общения в организации образовательного процесса школы:

1) общение дает возможность изучить индивидуальные и личностные качества, интересы и мотивы ученика;

2) общение позволяет определять, корректировать и согласовывать цели обучения и воспитания, жизненные цели педагогов и учеников;

3) общение выступает источником развития личности. Педагогическое общение обогащает любую деятельность ценностными ориентациями, проявляет уровень нравственной готовности к взаимодействию в педагогическом процессе;

4) в педагогическом общении происходит самовыражение и самоутверждение личности, определяется ее реальное положение в коллективе;

5) через общение ребенок познает мир людей, как через деятельность – мир вещей.

Выделяют четыре основных функции педагогического общения:

1) коммуникативная, служащая для передачи и приема информации с помощью различных средств;

2) перцептивная, которая заключается в восприятии и познании людьми друг друга, в регуляции поведения субъектов, вступающих в общение;

3) интерактивная, выражающаяся в организации и регуляции совместной деятельности. Она затрагивает эмоциональную сферу, в которой проявляется отношение участников общения друг к другу, их настроение и т.д.;

4) функция познания людьми друг друга. Вступая в контакт сдругим, человек составляет представление о нем. Большое значение в реализации этой функции имеет опыт общения, который накапливается в ходе взаимодействия с другими людьми.

Все эти функции в реальных условиях общения выступают в единстве и, так или иначе, проявляются по отношению к каждому участнику.

Стили педагогического общения – одна из обобщающих характеристик, разделяющая педагогов по их отношению к способам работы с учениками, коллективом. Под педагогическим стилем понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса. Иначе говоря, стиль общения – это индивидуальные приемы, способы, личные качества педагога, которые помогают ему осуществлять взаимодействие с учениками, с коллективом учеников и коллегами.

Авторитарный стиль. Воспитатель при авторитарном стиле общения «видит» своих воспитанников весьма односторонне, в основном с точки зрения соответствия-несоответствия школьным нормам поведения и правилам организационной деятельности. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор.

, ограничивается самостоятельность, у ученика чаще формируются несамостоятельность, безынициативность, тормозится творческое развитие.

При демократическом стиле развиваются способности школьников к сотворчеству, инициативность, творческое начало, умение конструктивно решать конфликты. Педагог при таком стиле понимает школьников личностно, точнее всего видит, понимает деятельностные и творческие качества учеников. У учеников появляется уверенность в себе, развивается самоуправление. Основные способы общения – просьба, совет, информация.

Однако и этот стиль имеет свои трудности: внешняя организованность ребят формируется замедленно, не всегда у них высок уровень ответственности, исполнительности.

Либеральный стиль общения (его можно назвать и попустительским) чаще всего характеризуется отсутствием какого либо интереса со стороны педагога к учащимся и их жизнедеятельности. Последствия либерального стиля неоднозначны, так как во многом определяются индивидуальными и групповыми особенностями школьников. Также неоднозначны они и для педагога. Если попустительство – следствие безразличия учителя к школьникам, то его знание, понимание ребят неточно и случайно. Если же педагогу свойственны интерес, внимание к школьникам, а либерализм – осознанно принятая педагогическая позиция, то результатом может быть относительно глубокое, разностороннее понимание учеников.

Наши рекомендации