Организация самовоспитания учащихся

Изложенное показывает, что если представить процесс самовоспитания в целом, то в его структуре можно выделить следующие компоненты:
а) критический анализ, оценка своих недостатков и постановка конкретной цели самовоспитания;
б) разработка программы самовоспитания;
в) определение его методов;
г) аутотренинг, т.е. непосредственная работа личности над собой;
д) самоконтроль.
4. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся
Учитывая важную роль самовоспитания в развитии и формировании учащихся, учителям и классным руководителям следует активно заниматься его организацией.
Содержание и формы работы по организации самовоспитания могут быть самыми разнообразными. Тут многое зависит от того насколько сами учителя компетентны в вопросах самовоспитания и его методов, в какой мере они знакомы с научной и популярной литературой по этой проблеме, насколько ответственно они относятся к исполнению своих педагогических обязанностей. В целом же организация самовоспитания осуществляется по трем основным направлениям. К ним относятся:
а) формирование мнения ученического коллектива о необходимости и пользе самовоспитания;
б) оказание помощи учащимся в уяснении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления;
в) практическая помощь учащимся в разработке программ самовоспитания и их реализации.
Какой же должна быть эта работа на практике?
Очень важным ее направлением является формирование общественного мнения в ученическом коллективе по вопросам самовоспитания. Не все учащиеся знают, что такое самовоспитание, другие занимаются им втайне от товарищей, стыдясь этого занятия, третьи вообще не слышали о работе над собой. Все это нужно иметь в виду и на убедительных примерах известных людей показывать, как важно самому человеку совершенствовать себя, бороться со своими недостатками. «Да, с собой надо бороться, – писала в одной из своих статей академик П.Я. Кочина. – Себя надо воспитывать, друзья. Если говорить о высоконравственной, совершенной личности, то на первый план, мне кажется, надо поставить самовоспитание. Раньше я думала, что это не сколько эгоистическое занятие. Но потом поняла, что самовоспитание имеет огромное социальное значение. Человек, который сам себя воспитал, может лучше проявить себя, может быть полезен людям. ...Выяви свои слабости, борись с ними. Поставил цель – иди к ней твердо!»
Во многих школах для организации самовоспитания учащихся используют клубные формы работы, в частности, даже создаются клубы самовоспитания. В этих клубах школьники слушают беседы о методах работы над собой, организуют встречи с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги, устраивают вечера, оформляют стенды и витрины, посвященные вопросам самовоспитания, обсуждают методы, с помощью которых можно совершенствовать свои личностные качества, организуют читательские конференции и т.д.
Однако нельзя ограничивать эту работу только организацией познавательно-просветительской деятельности учащихся и разъяснительными мероприятиями. Не менее важной ее формой является оказание практической помощи учащимся в самовоспитании. С этой целью полезно обсуждать, как нужно ставить цели самовоспитания но преодолению тех или иных недостатков в поведении и характере, как использовать методы самоубеждения, самовнушения, самопринуждения и другие в работе над собой.
В некоторых школах с целью побуждения учащихся к самовоспитанию советуют им определять «задание самому себе», записывать его и запечатывать в отдельные конверты. Конверт сдается классному руководителю. В назначенный срок он вскрывается, и класс обсуждает, в какой мере тому или иному ученику удалось выполнить Данное себе задание по самовоспитанию.
Примеры из жизни многих выдающихся людей говорят о том, что большую роль в побуждении к самовоспитанию играет ведение Дневников. Такие дневники вели Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. Они фиксировали в них личные наблюдения над собой, отмечали недостатки и определяли цели предстоящей работы по самовоспитанию. Можно рекомендовать и учащимся, которые пожелают, вести такие дневники, не делая, однако, их обязательными.

Требования к личности педагога.

Под педагогическими способностями Н.В. Кузьмина понимает ансамбль свойств человеческой личности, отвечающих требованиям педагогической деятельности и обеспечивающих легкое овладение этой деятельностью и достижение в ней высоких показателей. Выделяют шесть ведущих способностей личности к педагогической деятельности:

- коммуникативность, включающая расположение к людям, доброжелательность, общительность;

- профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция;

- динамизм личности, способность к волевому воздействию и логическому убеждению;

- эмоциональная устойчивость – способность владеть собой;

- оптимистический подход к прогнозированию развития личности;

- креативность – способность к творчеству.

Общительности и коммуникативности помогают профессиональная зоркость, наблюдательность. Принимать целесообразное решение помогает учителю умение быстро и верно фиксировать внутреннее состояние учащегося по мельчайшим внешним проявлениям уметь понимать мотивы тех или иных поступков. Способность к пониманию человека у педагога взаимосвязана со способностью активно взаимодействовать с ним, что можно назвать динамизмом личности. Динамизм – это способность к убеждению и внушению, это внутренняя энергия, гибкость и инициатива в разнообразии воздействий. Динамизм связан с эмоциональной устойчивостью, т.е. сфера влияния, как правило, распространяется и на самого себя. Самообладание, способность к саморегуляции создают эмоциональную устойчивость личности, возможность владеть ситуацией и собой в ситуации.

Целый ряд профессионально значимых качеств учителя выделяет также Л.М. Митина. В ходе постановки учителем педагогических задач, распределения их по степени важности, перестраивания на уроке в зависимости от конкретных условий и ситуаций у учителя развивается такое профессионально значимое качество, как педагогическое целеполагание.

Овладение системой средств и способов решения педагогических задач позволяет учителю сформировать педагогическое мышление.

Самоанализ учителя, основанный на обобщенных принципах анализа педагогической деятельности, развивает у него такое профессионально значимое качество, как педагогическая рефлексия.

В процессе организации продуктивного педагогического общения у учителя формируется педагогический такт.

Личность учителя характеризуется педагогической направленностью – устойчивой, доминирующей системой мотивов (склонностей, интересов и т.д.), определяющих поведение учителя, его отношение к профессии, к своему труду и, прежде всего, – к ребенку.

Каждое из этих качеств можно рассматривать как комбинацию элементарных личностных качеств эффективно работающих учителей. Среди этих качеств можно выделить увлеченность своим предметом; уверенность в своей способности обучать; наличие коммуникативных умений, умение ставить проблемные вопросы учащимся; забота об учениках; убежденность в способностях всех учеников, стремление к профессиональному росту и т.п.

Наши рекомендации