Педагогические системы и технологии воспитания
Педагогическая система – совокупность необходимых и достаточных элементов, характеризующих сущность педагогической деятельности. Ее элементы – педагог и учащиеся, как субъекты педагогического процесса, цель, содержание, способы осуществления деятельности (формы, методы, средства).
Субъект – носитель предметно-практической активности и познания, осуществляющий изменения в окружающем мире и в себе самом. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании.
Субъектность – способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия, оценивать их соответствие задуманному, выстраивать планы жизни.
Объект – то, на что направлена познавательная или другая деятельность субъекта. Человек как объект познания и самоизменения – сложнейший раздел науки, поскольку объект сам становится субъектом.
Цель – то, ради чего осуществляется деятельность (образ предвосхищаемого результата).
Содержание – система знаний, умений, навыков, отношений и опыта творческой деятельности, которые отобраны для усвоения и которые обеспечивают всесторонне развитие.
Форма – способ существования педагогического процесса, оболочка для его внутренней сущности. Определяется количеством учащихся, временем, местом, порядком осуществления.
Метод – способ достижения цели.
Средство – материальные и идеальные объекты, необходимые для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся.
Технология обучения – новое направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
«Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый результат» (Г.Ю. Ксензова).
Для того чтобы правильно сориентироваться в большом потоке научной и научно-практической литературы, поднимающей вопросы педагогической технологии, нужно знать, как считает Г.К. Селевко, что это понятие может быть представлено тремя аспектами:
1) научным; педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические вопросы;
2) процессуально-описательным – описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержание методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным – осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Педагогическая технология – это проект последовательно осуществляемой педагогической деятельности, направленной на достижение заранее спроектированных целей (результатов) образования и развития личности учащихся. В этом смысле технология отвечает на вопрос «Как сделать (из чего и каким средствами)?». Таким образом, технология выражает процессуальную сторону педагогической системы. Система – совокупность элементов. Технология – совокупность приемов.
В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего цикла.
Специфические черты технологии обучения:
- разработка диагностично поставленных целей;
- ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей;
- оперативная обработка, связь, оценка текущих и итоговых результатов;
- воспроизводимость обучающих процедур.
Технология дает высокие результаты, но имеет ограничения: таким образом можно изучать материал, поддающийся членению на единицы, усвоение происходит в основном на репродуктивном уровне.
21.Детское движение и детские объединения как фактор зазвитияличности,еесоциолизации.
1. Ученическое самоуправление. Сущность и формы
. Соуправление —- участие в выработке и принятии решений представителей всех групп школьного коллектива (педагогов, учащихся, родителей); школьное самоуправление — передача ряда функций управления учащимся и педагогам, их органам и организациям. Если те или иные функции управления передаются учащимся, их органам или организациям, то речь идет об ученическом (школьном, классном) самоуправлении. Проблема самоуправления в детском коллективе была поставлена
Н. К. Крупской, разрабатывалась С. Т. Шацким, А. С. Макаренко, позже И. П. Ивановым, В. М. Коротовым, В. Т. Кабушем и другими педагогами.
Ученическое самоуправление — атрибут коллектива школьников и важное условие формирования коллективных отношений. Ученическое самоуправление — такая организация групповой (коллективной) деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения значимых групповых (коллективных) целей, Субъектами самоуправления являются избранные лица (группа лиц), которым коллектив делегирует (передает полномочия) право планировать совместную жизнедеятельность, распределять поручения, контролировать и оценивать качество их выполнения.
К школьному ученическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные учениками и выражающие их интересы. Основными целями ученического самоуправления являются: демократизация жизни ученического коллектива и формирование у школьников готовности к участию в управлении обществом. Развитие самоуправления помогает учащимся сформировать свою социальную позицию, определить возможности в реализации организаторских функций, почувствовать сложность социальных отношений, прожить отношения ответственной зависимости, выражающие взаимозависимость и взаимоответственность личности и коллектива. Итогом развития ученического самоуправления является перевод коллектива класса из системы управляемой в систему самоуправляемую.
В теории воспитания был сделан важный вывод о том, что самоуправление не может и не должно создаваться «сверху» формированием его органов, а должно «вырастать снизу» в процессе самоорганизации тех или иных видов деятельности. В этом случае самоуправление в своем развитии проходит следующие этапы: разделение конкретного дела на законченные части и объемы; формирование соответствующихмикрогрупп; выбор ответственных за каждый участок деятельности; объединение ответственных в единый орган самоуправления; выбор главного ответственного лицаколлективе имеют свои особенности по сравнению с самоуправлением в классном коллективе. Общешкольное ученическое самоуправление решает задачи, стоящие перед школой, и не регламентирует инициативу и самостоятельность классных коллективов.
Высшим органом школьного ученического самоуправления является обычно общее собрание учащихся, проводимое не реже одного раза в год. Общее собрание ученического коллектива выбирает органы самоуправления (общешкольный ученический комитет или совет, школьный парламент, школьная дума, старостат, советы дел, штабы, комиссии, клубы, секции и другие) и определяет их полномочия.
В ученическом коллективе высшим органом самоуправления может быть классное собрание, в ходе которого происходит обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся, их участия в общешкольных делах. Классное собрание как форма работы ученического коллектива предполагает совместную деятельность учащихся и классного руководителя, основанную на равенстве их прав как членов коллектива. Итогом классных собраний являются конкретные решения, направленные на улучшение тех или иных сторон жизни классного коллектива, Классное собрание распределяет поручения, избирает старосту (командира и т. п.), представителей в органы ученического коллектива, заслушивает информацию о текущих делах, отчеты о выполнении поручений, утверждает планы, обсуждает разные памятки, инструкции, положения (например, о консультантах по предмету). Классное собрание может быть тематическим или организационным, на котором обсуждается ряд вопросов. Высшим органом самоуправления в классе в период между ученическими собраниями может быть классный ученический совет, избираемый классным собранием и проводящий свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
В целом структура ученического самоуправления зависит от возраста учащихся, от уровня развития организаторских умений и навыков, от традиций школы и класса. Особенно важно, чтобы функции и роли детей по организации своей жизни и деятельности менялись. При этом необходимо учитывать мнение и желание самих учащихся. Поручения даются как индивидуальные, так и групповые, в ходе которых учащиеся приобретают опыт сотрудничества и сотворчества. Получая какое-то поручение, ребенок должен хорошо представлять круг своих обязанностей и видеть пути выполнения этой работы.
22.Планирование воспитательной работы с классом.
Планирование – это процесс моделирования деятельности на какой-то период времени, когда педагог представляет мысленно модель своей работы – содержательную, организационную, структурную. Можно выделить несколько этапов планирования:
1) подготовительный – определение предмета и отрезка времени, структурирование предмета;
2) аналитический – анализ результатов и имеющегося опыта, диагностика, обобщение результатов анализа;
3) моделирующий – целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение событий во времени;
4) заключительный – выбор структуры плана и его оформление.
План – важная предпосылка успеха в воспитании школьников в том случае, когда он является итогом коллективного совместного творчества, поиска педагогов и учащихся, когда в основе планирования лежит тесное взаимодействие, заинтересованное сотрудничество воспитателей и воспитанников, старших и младших.
Руководящая роль классного руководителя в процессе планирования не означает, что детям отведена пассивная роль исполнителей. По мере развития коллектива и учащихся часть организаторских функций передается активу школьников, органам самоуправления детей. Характер и уровень взаимодействия педагогов и учащихся зависят от многих обстоятельств, прежде всего, возможности участия детей в планировании изменяются с возрастом учащихся. Главная задача педагогов – развить у детей интерес и потребность к коллективному поиску, обучить их совместной работе в процессе планирования.
В зависимости от условий взаимодействия классного руководителя и детей процесс планирования может проходить на нескольких уровнях:
- классный руководитель привлекает учащихся к планированию;
- планирование осуществляется совместно педагогом и детьми;
- педагог помогает школьникам в планировании.
Постепенно от класса к классу влияние педагогов становится более скрытым. В старших классах педагоги в основном становятся участниками работы или советчиками, а старшеклассники – организаторами планирования в разновозрастных коллективах, младших классах.
Содержание, формы, методы, характер взаимодействия взрослых и школьников зависят от вида планирования. Возможности массового и активного участия детей, роль педагогов, уровень взаимодействия педагогов и школьников отличаются при планировании перспективном и текущем, в школьном коллективе и первичном при планировании работы на каком-либо направлении. Учащиеся, педагоги, родители участвуют, прежде всего, в определении главных, ключевых дел, когда их усилия объединяются. Обсуждаются также перспективы по различным направлениям работы в школе, клубах, штабах, кружках.
Таким образом, целеполагание и планирование работы классного руководителя предусматривают организацию активной и творческой работы учащихся, родителей и учителей класса. Планирование, даже если оно осуществляется коллективно, это процесс индивидуального осмысления своей деятельности и творческого ее конструирования