Восп-е и развитие детей раннего возраста.
ВЕД. ЛИНИИ – основн. умения, кот.определ. разв. реб. в дан. момент и явл-ся благопр.предпосыл-ми для след. разв.
Отличит. Особенности 1-го г.ж.:
более быстр.темп физ. и нервно-психич. развития,
тесная взаимосв. физ.и нервно-психич. развития,
проявление сенсомоторной потребности,
ярко выраженная эмоциональность,
большая ранимость организма и относит. низкая сопротивл. к разным заболеваниям,
потребн. в общении со ВЗ, выс.пластичн. н. сист.
Задачи воспитания:
- обеспеч.полноцен.физ. разв., охрана и укреплен. здоровья, формир. движений, восп. элементарных навыков аккуратн.и опрятности, положит.отнош. к режимным процессам;
- своеврем. Формир. ориентировочной активности, расшир.сенсорн.опыта, разв. умения действовать с игрушками и предметами быта, разв.понимания речи, подгот. этапов активной речи;
- формир.предпосылок нравст. поведения, т.е. положит.привычек, предупрежд.появления отриц, -поощрение активности и самост-ти во всех видах деят-ти, восп-е доброж. отнош. ко ВЗ и детям;
- разв. предпосылок эстетического восприятия, музыкального воспитания.
1-й г. жизни условно делится на след. этапы:
I – от рождения до 2,5-3 мес.
П этап – от 2,5-3 мес. До 5-6 мес;
Ш этап – от 5-6 мес. До 9-Ю есс;
1У этап – от 9-Ю есс. До I года.
На I ведущ. линиями разв. являются:- разв. зрит. и слух. сосредоточения;- разв. эмоц-но-полож. реакций, форм. «комплекса оживления»;
КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ – сочетание эмоц-х , голосовых и двиг. реакций.
- формир. умения лежать на животе, приподняв голову и опираясь на предплечья.
Для 2 этапа хар-ны следующие линии развития:
- формир. зрит. и слуховых дифференцировок;
- разв. умен. тянуться к игрушкам, брать их в руки;
- формир. перв. голос. реакций (гуления и лепета);
- совершенств-е умения лежать на животе, прогибаясь в пояснице и удерживая голову.
На Ш этапе ведущими линиями развития являются:
- формир.ум-я соверш.целенапр-е действ с предм.;
- дальнейшее совершенствование лепета;
- начало становления пассивной речи ;
- развитие ползания.
Для 4эт.хар-ми являются такие линии развития:
- формир. результативных действий с предметами;
- появл. первых осмысленных слов;
- дальнейшее развитие пассивной речи;
- формирование умения самостоятельно ходить.
2 г. ж.харак-ся тремя основн.приобретениями: -начин. ходить, говорить, действов. с предметами.
-Речь стан.средством общения. Больш. значение имеет развитие способности к подражанию. –увелич. активный словарь ,начин.воспроизводить в игре действия ,которые видят.
-формируется сюжетно-отобразительная игра.
-Разв. элементы наглядно-действ-го мышления.
-Проявл. отзывчивость на музыку и худ. слово.
-усваивают некот. правила повед-я, охотно выполн. поручения ВЗ, обращ. к нему по своей инициативе.
-стан. самост-ее в самообслуж,
-Появл. простейшие взаимоотнош. со сверст-ми, интерес к их деятельности.
-Появл. элементы совместной деятельности.
-снижается темп физ. разв. Соверш-ся нервная система, что отраж. на повыш.работосп-ти. Реж. процессы заним. довольно много времени.
-соверш-ся ходьба, возник. бег, разв.лазанье, метание.
-разв. позн-ая деят-ть, способность действовать по подражанию, проявл. и разв. инициативн.действ. Общение стимулирует проявл.индивид. способн., помог.форм-ю адекватных представлений о себе, налаж.совместн.практических действий.
Предм-я деят-ть – ведущая,
Д. осваив. действия с предметами, разв. глазомер, координация движений. Обогащ. сенсорный опыт. Развивается мышление и речь.
.
Физическое воспитание ДДВ
ФИЗ. ВОСП-Е – пед. процесс, направл. на совершен форм и функций организма чел., разв. физ.качеств, способностей, формир. двиг.навыков и умений, спец. знаний в обл. физ.культуры к спорта.
В концепции дошк.восп. сказано, что восп-е реб.д.б. пронизано заботой о его физ.здоровье и псих. благополучии. Уже с дошк. возр. Д.страдают дефицитом движений и незакаленностью. Отсюда одной из главных задач д/с явл. задача охраны и укрепления здоровья детей.
Оздоровит. задачи направл. на разв. форм и функций организма, борьбу с заболеваниями, закаливание, повыш. сопротивляемости организма под влиянием внешней среды.
Образоват. задачи включ. Формир.двиг-х навыков, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, первонач. знаний, связ-х с физк.зан-ми и освоением КГН.
Воспит. задачи вкл.необход. выработки у детей потребности, привычки к ежедн. занятиям физ. упр-ми, умения самост. заниматься этими упр-ми дома и в д/ у, разв. нравств.-волевых качеств, полож. черт характера, двиг. кач-в, способностей; содействие умств., труд., эстетич., нрав.восп-ю.
Все эти задачи реш. комплексно, на основе соответ. принципов.
Основн. принципы физ. воспитания дошк-ов:
-Вед. роль воздействия среды, восп-я и обуч-я в физ. развитии
-связь физ.разв.с общим разв. ребенка,
-всесторонность физ.восп-я, эмоц.-положит. влияние игры в системе физ. воспитания
-сист. и послед. в работе по физ.восп-ю,
-учет индивид. особен. в физ. воспитании
-сознат. и активн. при овладении движ-ми, гигиенич. навыками.
В процессе физ. восп. и обуч.примен. общепед. принципы - наглядности, доступности и т.д.
Основн.сред-ми физ. восп. дошк-ов являются:
I) гигиен. факторы – повыш.эффек-ь воздейст.физ. упр-й на организм реб., а также содейств.норм. работе всех внутр. органов и систем.
2) Естеств. силы природы –усил.полож.воздействие физ.упр-й на организм и повыш.работосп-сть реб, используются для его закаливания.
3) Физ. упр-я – основ. ср-во физ.восп.-использ.для решения оздоров., образ. и воспит. задач, содейств осущ-ю умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников.
Формир. у дошк-ов основ ЗОЖ
ЗОЖ рассм. с двух позиций: как фактор здоровья, полноцен.разв.реб. и как главн. усл.формир. у него навыков здорового поведения.
Основных компоненты ЗОЖ :
-эколого-гигиен.усл., псих. комфорт, рац. распоряд дня, оптим. двиг. активность, закаливание
Система ЗОЖ детей в дУ
-Эколого-гигиен. условия Соблюд.сан.-гигиен. норм: генер. уборка, сквоз.проветр-е, свет . коэффициент, в помещении 18-22°С ,созд. «эко-их» мини-зон в помещении и на участке с использ. спец. подобр. растений, трав, емкостей с водой
-Психолог. комфорт Уваж. к личности реб., демокр стиль общения Усл.для своб. выбора деят-ти Налич. мест для уединения Возможность своб. Присут.в группе РД. Комфорт. усл. быта , улыбка
-Распорядок дня Индивидуализ. и восп. направ-ть всех быт. процессов Физиолог.обоснованное с учетом индивид. особенностей Д.соотнош. бодрст. и сна.Пед. обусловл. Черед. активных и спокойных видов деят-ти Включ. в распорядок дня упр-й по овлад.гигиен.навыками, культурой поведения
-Оптим. двиг. активность Достат. площади для движ. в помещении и на воздухе Разнородность физк.-игровой среды. Спец.предусмотр. время и место для самост. Двиг.деят-ти. Включ.движений во все виды занятий.
-Закаливание.