История создания системы обществ.дошк. воспитания.

В Бел. первые шаги по открытию учр-й обществ. дошк.восп. относ. к началу XIX в. Оно было представл. Дет. приютами и воспит-ми домами малюток. В 1802 г. был открыт воспит-ый дет. дом на 28 мест в Могилеве, в 1804 - в Гродно, в 1808 - для незаконнорожд.воспит-ый дом в Витебске. С этого времени в Бел. и начин. зарождаться обществ.дошк.восп. в форме призрения, создаваться свои нац.пед. традиции. Однако дет. приюты и дома, как тип д/ учр., получ. более широк.известн-ть только в 30- 40-х г. XIX столетия.

Наиболее хар-ым для начала 90-х г. XIX в. было появл.нов.типа д/ учр.- ясли/приюты. По иниц. О.Я. Жестоковой был открыт дет. приют "Ясли" для детей трудящихся. В дневн. приют "Ясли" приним. детей в возр. от 2 до 8 л. всех нац-ей, они получ. бесплат. 3раз. питание. Приводили Д. к 7 утра, если матери на работу к 4 ч.утра, разреш. Д.оставлять на ночь. Работа добров. товариществ по созд.приют. активизировалась в годы 1мир. войны; созд-ся для Д. преддошк.и дошк.возр.дет. приюты, сирот.дома

Создавались в 90-е г.XIX в. еще и бесплат. Нар. д/с Они открыв.преимущественно в крупн. городах и промышл. центрах для Д.город. бедноты и рабоч. класса, работали не более 6 ч. в день.Наряду с бесплат. ДУ сущ. платн., в кот.наход. Д.зажит. сем.

В ноябре 1917 г. издан декрет об организац. Гос. комиссии по просвещению. Дошк.дело было выдел. в самост. отдел. Этим декретом дошк.восп. включено в един. систему народ.образования.

В ноябре 1917 г. Опублик.первая декларация по дошк. восп. В ней указ., что обществ.восп-е детей должно начинаться с ран.возр., с первых ступеней разв. реб, что оно д. б.бесплат.и неразрывно связано со школой.

В 1919 г. в программе партии дошк.восп. рассматр. как первое звено в системе воспит. Д. и тем самым предусматривалась необход-ть связи обществен. дошк. восп. со школой.

Основн. тип д/у – я/с, в кот.воспит-ся дети от 2 мес. до 7 лет. Я/с созданы в соответ. с постановлением ЦК КПСС и Сов. Министров СССР .

В совет. период функционир. также и раздельн. д/у - ясли, где воспит-ся дети от 2 мес. до 3 лет, д/с для детей от 3 до 7 л. Основн. типом явл. д/с, работающ. 9-12 ч. и имеющ. Возраст. группы, соответствующие делению Д.на возрастн.периоды: 1-ягр.детей ран.возраста-от 2-3 мес. При заводах и фабриках, работающ. в три смены, организовыв. д/с или группы с круглосут. пребыванием детей.

Длит-ть работы сезон. площадки устанавливалась в разн. время года в 9-10--12 ч. Особый тип учреж-й – санатор. д/с- созданы с оздоровит. целью. Здесь дети получают усил. питание, длит.время проводят на воздухе, находятся под постоян.наблюд.врача. ДУ спец.назнач. для детей с наруш. слуха, речи, зрения, интеллекта, опорно-двигат. аппарата. В таких д/с обеспеч.восп-е и обуч. по спец. программе и методике с целью коррекции и компенсации их разв., а также успешн. подготовки к обучению в спец. школах.

Дома ребенка и дошк. Детск. дома предназнач.для восп. детей-сирот или детей, воспит.кот. в семье по различ. причинам затруднено. В домах реб. находят. дети от рождения до 3 л., в дошк.детск домах - от 3 до 7 л. Заботу о таких детях полностью берет на себя государство.

Разнообраз/ типов д/учр. обеспеч. охват детей разн. контингента с учетом всех социально-экономических условий.

В наст. время в РБ утверждено "Положении о ДУ в РБ", в кот. определено налич. д/ у следующих типов: я/с , дет. ясли, д/с, школа-детский сад.

11. современная система дошкольного образования в РБ.

В 1990 году -концепция дошк. Восп.- основные направл.преобразования и совершенствования системы обществ.дошк. воспитания.

Основн. идеи - гуманизация и деидеологизация ценностей, признание самоценности дошк детства. В качестве основн. недостатка указ.использование учебно-дисциплинарной модели при организации пед.процесса в д/с; цель дошк. Восп.сведена к подготовке детей к школе, к оснащению их суммой конкретных знаний, умений, навыков; недостаточно учит. специфика разв.детей дошк. возраста. Изменения в сфере дошк.восп. связаны с переходом от преимущественно административно-командных методов управления к экономическим и демократическим. Это прежде всего появление основн. документов, дающих возможность перестроить содержание работы д/с("Концепция дошкольного воспитания", "Временное положение • дошкольном учреждении", вариативные программы воспитания в д/саду: "Радуга", "Развитие", "Пралеска", "Гармония" и др.). Кроме того, развертывание самостоят. финансово-хоз.деят-ти в д/с(дополнительные материальные средства можно получать с помощью спонсоров, коммерческой деятельности, оказания платных услуг населению, приглашение на договорных началах специалистов для оказания дополнит. услуг по разв. детей, организация дополнит. групп в вечернее время, сдача в аренду свободных помещений и т.п.) Все это помогает улучшить финансовое обеспеч. д/сза счет собственной предприимчивости.

Наши рекомендации