Человек в процессе социализации. Человек как объект, субъект, жертва социализации.-

Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации, так как общество заинтересовано в том, чтобы человек: успешно овладел ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), смог участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация), был законопослушным гражданином (политическая социализация) и т.д. Требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Уровень этих требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются (возрастная и общественная социализация). Человек как объект социализации обязан освоить роли и ожидаемое поведение в отношении семьи и общества, а также развить удовлетворительные связи с другими людьми.Человек становится полноценным членом общества, только проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в обществе, т.е. будучи субъектом социализации. Социализация становится для человека успешной, если в процессе ее получает развитие его личность. Субъектом социализации человек становится объективно, ибо на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он осознанно или неосознанно ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет субъектность и субъективность. Условно можно выделить три группы задач: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические. Естественно-культурные задачи достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физи-ческого и сексуального развития. На каждом возрастном этапе человек усваивает телесный канон, свойст-венный той культуре, в которой он живет (эротика, порнография), эле-менты этикета, символики, кинеси-ческого языка (жесты, позы, мимика, пантомимика), связанные с полоро-левым поведением; реализует физи-ческие и сексуальные задатки; ведет здоровый образ жизни, адекватный полу и возрасту (гигиена, режим, питание, управление своим психо-физическим состоянием); пере-страивает стиль жизни в соответст-вии с индивидуальнымивозможнос-ями. Социально-культурные задачи познавательные, морально-нравст-венные, ценностно-смысловые объективно определяются общест-вом в целом, а также этнорегиональ-ными особенностями и ближайшим окружением человека. Специфические социально-культур-ные задачи встают перед человеком на каждом возрастном этапе в процессе участия в жизни общества. От человека в соответствии с его возрастными возможностями ждут приобщенности к определенному уровню общественной культуры, владения некоторой суммой знаний, умений, навыков, определенного уровня сформированности ценностей. Социально-психологи-ческие задачи это становление самосознания личнос-ти, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализа-ция и самоутверждение. Самосознание личности – это достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие относительно целостной Я-концепции Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни. Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и взаимоотношений, причем необходимо чтобы успешность этой реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека лицами. Самоутверждение – достижение человеком субъективной удовлетворенности резулта- том и процессом самореализации.Человек как жертва социализации Человек не только объект и субъект социализации, но он может стать ее жертвой. Это связано с тем, чтопроцесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие. Успешная социализацияпредполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой – способность вопределенной мере противостоять обществу. В процессе социализации заложен внутренний, до конца неразрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его вобществе. Эффективная социализация предполагает определенный баланс между адаптацией в обществе иобособлением в нем. Люди, не способные сохранить баланс между адаптацией и обособлением, могут стать жертвамисоциализации. К ним, прежде всего, относятся конформисты и диссиденты. Конформист – полностью адаптированный в обществе и не способный противостоять ему. Диссидент – человек, не адаптированный в обществе, но достаточно активно обособленный. Социализация конкретных людей в любом обществе протекает в различных условиях, для которыххарактерно наличие опасностей, оказывающих влияние на развитие человека. На каждом возрастномэтапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение с которыми человеканаиболее вероятно. К ним относятся: нездоровье родителей, пьянство, питание, гипо- и гиперопека,негативное отношение, девиантное поведение родителей и т.д. Произойдет ли столкновение человека с этими опасностями зависит отегоиндивидуальныхособенностей. Виды жертв неблагоприятных условий социализации:реальные – инвалиды, люди с психико-соматическими дефектами и отклонениями;потенциальные – люди с пограничными психическими состояниями; мигранты из страны в страну, из региона и т.д.; дети, родившиеся в семьях с низким моральным, экономическим и культурным уровнями; представителей инонациональных групп в местах комплексного проживания другого этноса;латентные – высокоодаренные люди, условия социализации которых недостаточны для развития и реализации заложенной в них одаренности, о чем ни они, ни их близкие даже не подозревают. Таким образом, человек выступает во всех трех ипостасях – объекта, субъекта и жертвы и в стихийной, и в направляемой, и в социально-контролируемой социализации.





Наши рекомендации