Коллектив как объект и субъект воспитания
Человек – существо общественное, взаимодействует с другими людьми, выполняет определенную социальную роль.
Общепринятым является тот факт, что творческая индивидуальность формируется только в обществе. Проблемы, связанные с воспитанием очень подробно расписаны в работах Макарова.
Коллектив – это устойчивое объединение людей, которое отличается единством цели, деятельности и организации.
Признаки:
· Наличие у группы общественноценных целей (дружба)
Группа, которая имеет асоциальные цели, не может быть коллективом
· Совместная деятельность группы по достижению цели
· Отношение взаимоответственности (симпатии, деловые отношения, сотрудничество помогают понять и увидеть иерархию, принять её)
· Организация самоуправления (внутренние структура, в которых каждый имеет свою ценность, а просто находится в иерархии)
· Традиции повторяются эмоционально окрашенной формой коллективной деятельности
· Общественное мнение (мнение, которое выражено в форме обобщенных оценок, суждений, отношений к деятельности, правил совместных действий и общений)
Каждый ученик входит в своей жизни в несколько коллективов: ближайшее окружение, школьный коллектив, классный коллектив и т.д. И во всех этих коллективах он занимает определённое место. Задача воспитателя, чтобы весь этот набор коллективов помогал решать воспитательные задачи.
Воспитательный коллектив реализует следующие функции:
ü Организационная
Коллектив организует деятельность каждого через общие цели, общую деятельность через место в игре.
ü Воспитательная
Коллектив является носителем определённых нравственных норм, правил и традиций
ü Стимулирующая
Коллектив регулирует поведение членов и взаимоотношения, побуждает к формированию определённых качеств через общественно-позиционную деятельность
Структура коллектива
Формальная
Лидер
Органы самоуправления
Помощники
Организаторы той или иной деятельности
Неформальная
Большое значение имеет, знает ли педагог о неформальной структуре коллектива.
Но важно сделать так, чтобы формальные и неформальные лидеры и структуры коллектива совпадали или не противоречили друг другу.
«Образная» структура коллектива по Макаренко А.С.:
Все
Действующий Резерв деятельный шпана болото
актив актива пассив
Коллектив не является статическим образованием, он изменяется, развивается, проходит определённые стадии. Выделим признаки коллектива и с помощью них охарактеризуем стадии его развития. Этот подход использован А.С. Макаренко в его теории развития коллектива. Он разделял стадии развития коллектива по способу предъявления требований.
Признаки коллектива | I этап | II этап | III этап |
Общая цель | Ставит руководитель | Ставят органы самоуправления | Каждая личность |
Общая деятельность | По требованию руководителя включаются все | Предлагается и организуется органами самоуправления | Каждый может предложить и организовать общую деятельность |
Общественное мнение | Нет. Его представляет руководитель | Формирует актив | Каждый влияет на общественное мнение, может высказать и дать свою точку зрения для коллектива |
Органы самоуправления | Назначает руководитель (формальные лидеры) | Складываются достаточно самостоятельно (неформальные лидеры) | Каждый может через чередование поручений выполнять ту или иную роль, активно участвуя в работе коллектива |
Традиции | Нет, их может предложить руководитель | Актив класса предлагает дела, привлекающие большинство | Традиции существуют, сохраняются, благодаря эмоциональной привлекательности и необходимости для каждого в коллективе |
Взаимоотношения | Предъявляет требования педагог, регулирует, пресекает | Актив, совместно с педагогом, который контролирует, организует, оценивает. Педагог доверяет школьникам, советуется с ними в решении вопросов для коллектива | Все вопросы взаимоотношений решаются коллегиально, совместно; на лицо сотрудничество и содружество. Стиль общения - демократический. |
Существуют и другие классификации уровней развития коллектива:
Лутошкин А.Н. в книге «Как вести за собой» выделяет следующие этапы развития коллектива:
I этап. Песчаная россыпь (все вместе и каждый сам по себе)
II этап. Мягкая глина (коллектив поддается влиянию лидера, он может вылепить что хочет)
III этап. Мерцающий маяк (то горим, то погаснем)
IV этап. Алый парус (есть общая цель, мечта, дружеские взаимоотношения)
V этап. Горящий факел («светим себе и освещаем дорогу другим»)
Л.И. Новикова, Петровский, Уманский предлагают этапы развития коллектива по степени социальной зрелости группы:
I. Группа-конгломерат (незнакомые люди, предлагаются общие цели и характер деятельности извне.
II. Группа-ассоциация (дети приняли статус первичного коллектива, начинается общая жизнедеятельность в рамках общей жизни).
III. Группа-кооперация (имеет реальную организационную структуру, сотрудничество, внутригрупповое общение имеет деловой характер)
IV. Группа-автономия (внутригрупповое единство, группа стремится обособиться)
После этой стадии группа может развиваться по двум направлениям: корпорация и коллектив
V. Группа-корпорация (менее продуктивный результат, группа изолирует себя от других и даже противопоставляет, склонна любой ценой, даже за счет других, осуществить деятельность – «групповой эгоизм»)
VI. Группа-коллектив (стремление к межгрупповым взаимодействиям, группа раскрывается во вне, стремится к общественно полезной деятельности).
Развитие коллектива определяется следующими принципами:
ü Закон движения коллектива (закон перспективных линий)
Макаренко выделял три вида перспективных линий (целей):
- Ближайшие цели (не требует подготовки)
- Средние цели (подготовка, не требуется усилий)
- Дальние цели (те дела, которые требуют длительной подготовки)
ü Принцип параллельного действия
Каждое воздействие на конкретного ребёнка можно осуществлять не только напрямую, но и косвенно, через коллектив.
ü Создание и укрепление традиций
ü Организация коллективной и творческой деятельности
(чередование деятельности, участие каждого, все то, что способствует сплочению коллектива)
ü Создание определённого стиля и тона взаимоотношений