Интеллектуальная культура личности
Содержание воспитания
В настоящее время содержание образования и воспитания рассматривается как единое содержание целостного педагогического процесса, поскольку в образовательных программах и стандартах, в содержании школьных дисциплин (программах и учебниках) даются в единстве как знания основ наук, так и социальные нормы, ценности, отношения. Надо помнить, что и процесс обучения наряду с образовательной и развивающей функциями имеет воспитательную функцию, а в дидактике есть принцип воспитывающего обучения. Все это говорит о процессуальном и содержательном единстве обучения и воспитания, т. е. о том, что содержание образования является и содержанием воспитания.
Что это такое — «содержание воспитания», каким должно быть содержание воспитательной работы в школе, в семье, во внешкольных учреждениях и организациях? Надо ли иметь программы воспитания школьников как основу для воспитательной работы классных руководителей и других педагогов?
Содержание воспитания — это совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности. По существу, это вся культура, в процессе вхождения в которую человек становится личностью и членом общества. Для организации и проведения воспитательной работы в школе, семье и обществе необходимо все же считать содержанием воспитания элементы культуры, усвоение которых служит формированию личности.
Содержание воспитания необходимо также структурировать, оформлять конструктивно, чтобы облегчить составление программ воспитания и определить пути и средства реализации этих программ.
В настоящее время в отечественной педагогике есть несколько подходов к определению, описанию и структуризации содержания воспитания в учебно-воспитательных учреждениях. Во-первых, традиционный подход, который сложился в советский период нашей школы. Содержание воспитания определялось целью воспитания — всестороннее и гармоническое развитие личности — и конкретизировалось в ряде задач, направлений: умственное, идейно-политическое, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое воспитание. В 90-х гг. такой подход был подвергнут критике главным образом за функционализм и внеличностную направленность. Критики утверждают, что процесс воспитания, формирования целостной личности тем самым искусственно разбивался на части, направления, хотя можно возразить, что подобное деление есть уже в Афинах и что это разделение удобно как аналитическая, познавательная операция и как рациональная организационная форма для практики.
В содержании воспитания той поры было слишком много государственного, официального и слишком мало ориентации на жизнь, жизненные потребности и проблемы обычного человека, частного, негосударственного лица. Содержание воспитания описывалось, представлялось с позиций, в которых человек рассматривался почти исключительно как звено, часть, функция государственной системы. Это делало и человека, и процесс воспитания отчужденными от реальности, действительной жизни.
Поэтому в 90-е гг. ученые предлагают содержание воспитания описывать как элементы, составляющие базовую культуру личности, — это второй подход (автор - О. С. Газман). Считается, что воспитание направлено на формирование базовой культуры личности, которую, очевидно, можно определить как систему норм, убеждений, ценностей, стиля жизни, поведения. Базовая культура личности, по мнению О. Газмана, является основой для определения и описания содержания воспитания и включает в себя совокупность «культур», а именно: культуру жизненного, учебного и профессионального самоопределения, политическую и правовую культуру, экономическую и трудовую культуру, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, а также культуру семейных отношений и общения. Можно догадаться, что этот ряд открыт для пополнения.
Ученый считает, что культура жизненного самоопределения — это такие качества личности, которые определяют человека как субъекта собственной жизни. Соответственно вся совокупность качеств, составляющих базовую культуру личности, определяет и содержание воспитания: интеллектуальная, трудовая, физическая, политическая и другая культура.
Те же направления воспитания имеются и в вышеназванном традиционном подходе. Разница, вероятно, о том, что содержание воспитания здесь описывается не как отчужденное от личности, несколько отвлеченно-нормативный набор качеств, а как свойства, состояния, качества реального человека. Личностные качества, воспитанность, культура личности выступают в данной логике как цель воспитания, а культура общества, все ее элементы, составляющие — знания, опыт, ценности, виды деятельности — являются содержанием и средствами воспитания.
Содержание нравственного воспитания
Формирование отношений к | Содержание отношений |
Родине | Патриотизм, национальная гордость, любовь к родному краю, потребность его охранять, сохранять и приумножать |
Обществу | Уважение к общественному строю, знание и уважение правовых основ общества и его законов, межнациональная толерантность, взаимопонимание и сотрудничество |
Труду | Дисциплинированность, инициативность, самостоятельность, ответственность, трудоспособность, компетентность, умение сотрудничать |
Людям | Чувство долга, ответственность, такт, честность, правдивость, справедливость, милосердие, терпимость, умение принимать человека таким, какой он есть: уважение к людям разного возраста и противоположного пола |
Себе | Гордость, скромность, чувство собственного достоинства, самокритичность и т. п. |
Задачи
политехническая и начальная экономическая подготовка;
подготовка к выбору профессии, профориентация;
формирование добросовестного отношения к труду, потребности в нем, ответственности и чувства долга, профмобильности;
выработка навыков и умений работы с простейшими инструментами.
Экономическое воспитание — целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у них элементарных экономических знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам современных социально-экономических отношений, на приобретение доступного им целостного понятия о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ.
Задачи
формирование потребности в экономических знаниях и экономической деятельности;
усвоение основных экономических понятий, категорий, законов и процессов;
развитие ответственности, предприимчивости, самостоятельности, расчетливости и др.;
приобретение навыков, необходимых для предпринимательской деятельности;
формирование психологической готовности к трудностям рыночной экономики.
Формирование экономической культуры осуществляется через
специальные учебные предметы (экономика, экономическая и социальная география России и мира, техника, трудовое обучение, черчение и т. п.)
факультативы,
деловые игры, тренинги, кружковые занятия в «бизнес-клубах», «клубах менеджеров, «маркетинг-клубах» и т.п. и через
трудовое и профессиональное обучение.
Виды труда
Учебный труд | На уроках, выполнение домашних заданий, курсы, факультативы, самообразование, репетиторы |
Трудовое и профессиональное обучение | На уроках труда, в мастерских, в системе дополнительного образования |
Общественно-полезный труд | Самообслуживание в, школе, благоустройство школы, двора дома; охрана природы, участие в деятельности социальных служб |
Производительный труд | Работа в сельскохозяйственной сфере, в лагерях труда и отдыха, учебно-производственных комбинатах |
Бытовой труд | Самообслуживание и выполнение обязанностей в семье |
Профориентация — оказание помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда.
Виды профориентации | ||||
профпросвещение | профконсультация | профдиагностика | ||
профадаптация | профкоррекция | ||||
Педагогические условия эффективности детского труда
общественная значимость;
видимость получаемых результатов и их реальная востребованность;
организация помощи, взаимопомощи и сотрудничества;
охрана жизни и здоровья детей;
посильность;
творческий характер;
поощрение инициативы и активности;
свобода выбора трудовых заданий;
методически грамотная организация.
Методы воспитания
Выбор методов воспитания
Каждый из методов реализует свои специфические функции и реализует свои задачи. Выбор методов определяется рядом условий:
- Целями и задачами
- возрастные особенности
- Индивидуальные и личностные особенности воспитанников
- социальное окружение и уровень развития коллектива
- квалификация педагога
Технологии воспитания
Вопросы:
Технология диспута
- Этап анализа и оценки ситуации, обнаружение противоречий.
- Коллективное планирование проведения диспутов. Поиск проблем, противоречий.
- Поиск информации, доказательств своей точки зрения каждому ученику.
Сам процесс проведения диспута предполагает создание условий, стимулирующих обмен мнений.
- Обсуждение различных мнений.
- Обобщение мнений участников диспута.
Технология этической беседы
1 этап.Выбор темы.
Ученик→учитель
Учитель→ученик
2 этап.Определить цели.
3 этап.Формулировка основных вопросов.
4 этап.Подбор материалов для проведения беседы.
5 этап.Задание школьникам или группе (проиллюстрируйте, сделайте и т.д.).
6 этап.Составление окончательного плана проведения беседы, вступления, заключения.
Технология упражнения
- Создание ситуаций, в которых ученик может поступить каким-либо образом.
- Создание положительного отношения к воспитательной форме обучения.
- Показ образца.
- Выделение отдельных действий, восстановление последовательности.
- Выполнение.
- Контроль и самоконтроль, анализ трудностей, обсуждение способов дальнейшей работы.
Структура коллектива
Формальная
Лидер
Органы самоуправления
Помощники
Организаторы той или иной деятельности
Неформальная
Большое значение имеет, знает ли педагог о неформальной структуре коллектива.
Но важно сделать так, чтобы формальные и неформальные лидеры и структуры коллектива совпадали или не противоречили друг другу.
«Образная» структура коллектива по Макаренко А.С.:
Все
Действующий Резерв деятельный шпана болото
актив актива пассив
Коллектив не является статическим образованием, он изменяется, развивается, проходит определённые стадии. Выделим признаки коллектива и с помощью них охарактеризуем стадии его развития. Этот подход использован А.С. Макаренко в его теории развития коллектива. Он разделял стадии развития коллектива по способу предъявления требований.
Признаки коллектива | I этап | II этап | III этап |
Общая цель | Ставит руководитель | Ставят органы самоуправления | Каждая личность |
Общая деятельность | По требованию руководителя включаются все | Предлагается и организуется органами самоуправления | Каждый может предложить и организовать общую деятельность |
Общественное мнение | Нет. Его представляет руководитель | Формирует актив | Каждый влияет на общественное мнение, может высказать и дать свою точку зрения для коллектива |
Органы самоуправления | Назначает руководитель (формальные лидеры) | Складываются достаточно самостоятельно (неформальные лидеры) | Каждый может через чередование поручений выполнять ту или иную роль, активно участвуя в работе коллектива |
Традиции | Нет, их может предложить руководитель | Актив класса предлагает дела, привлекающие большинство | Традиции существуют, сохраняются, благодаря эмоциональной привлекательности и необходимости для каждого в коллективе |
Взаимоотношения | Предъявляет требования педагог, регулирует, пресекает | Актив, совместно с педагогом, который контролирует, организует, оценивает. Педагог доверяет школьникам, советуется с ними в решении вопросов для коллектива | Все вопросы взаимоотношений решаются коллегиально, совместно; на лицо сотрудничество и содружество. Стиль общения - демократический. |
Существуют и другие классификации уровней развития коллектива:
Лутошкин А.Н. в книге «Как вести за собой» выделяет следующие этапы развития коллектива:
I этап. Песчаная россыпь (все вместе и каждый сам по себе)
II этап. Мягкая глина (коллектив поддается влиянию лидера, он может вылепить что хочет)
III этап. Мерцающий маяк (то горим, то погаснем)
IV этап. Алый парус (есть общая цель, мечта, дружеские взаимоотношения)
V этап. Горящий факел («светим себе и освещаем дорогу другим»)
Л.И. Новикова, Петровский, Уманский предлагают этапы развития коллектива по степени социальной зрелости группы:
I. Группа-конгломерат (незнакомые люди, предлагаются общие цели и характер деятельности извне.
II. Группа-ассоциация (дети приняли статус первичного коллектива, начинается общая жизнедеятельность в рамках общей жизни).
III. Группа-кооперация (имеет реальную организационную структуру, сотрудничество, внутригрупповое общение имеет деловой характер)
IV. Группа-автономия (внутригрупповое единство, группа стремится обособиться)
После этой стадии группа может развиваться по двум направлениям: корпорация и коллектив
V. Группа-корпорация (менее продуктивный результат, группа изолирует себя от других и даже противопоставляет, склонна любой ценой, даже за счет других, осуществить деятельность – «групповой эгоизм»)
VI. Группа-коллектив (стремление к межгрупповым взаимодействиям, группа раскрывается во вне, стремится к общественно полезной деятельности).
Развитие коллектива определяется следующими принципами:
ü Закон движения коллектива (закон перспективных линий)
Макаренко выделял три вида перспективных линий (целей):
- Ближайшие цели (не требует подготовки)
- Средние цели (подготовка, не требуется усилий)
- Дальние цели (те дела, которые требуют длительной подготовки)
ü Принцип параллельного действия
Каждое воздействие на конкретного ребёнка можно осуществлять не только напрямую, но и косвенно, через коллектив.
ü Создание и укрепление традиций
ü Организация коллективной и творческой деятельности
(чередование деятельности, участие каждого, все то, что способствует сплочению коллектива)
ü Создание определённого стиля и тона взаимоотношений
Здоровье
Учение
Досуг
Общение и нравственность
Образ жизни
Здоровье:
· Индивидуальная работа. Классный руководитель изучает особенности развития ребёнка (работает с медицинскими картами, выясняет состояние здоровья…). Оказание первой медицинской помощи и сохранение здоровья. Изучение психологических особенностей развития памяти, внимания, мышления, темперамента. Составляет совместно с врачом режим питания, закаливания, физических упражнений. Выяснение индивидуальных особенностей ученика, его интересы, возможности, выяснение причин отсутствия, совместная с родителями разработка индивидуальной программы для каждого ребенка.
· Работа классного руководителя с коллективом. Профилактика заболеваний через беседы о личной гигиене, профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма. Организация спортивных соревнований и подходов.
Учение:
· Индивидуальная работа. Организация консультативной помощи по учебным предметам. Посещение уроков с целью выявления способностей, возможностей учащихся. Руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся, их самообразованием. Включение учащихся в исследовательскую работу.
· Работа классного руководителя с коллективом. Работа с учителями предметниками. Беседы, игры, дискуссии, диспуты, олимпиады и т.д. Обучение приемам и правилам культуры умственного труда
Досуг:
Должно быть не только весело и интересно, но и полезно.
· Индивидуальная работа. Внеклассная и внешкольная, изучение потребностей и интересов, выяснение в каких кружках, секциях заняты дети
· Работа с коллективом. Организация традиций, праздников, содружество с органами школьного самоуправления.
Общение и нравственность:
· Инд. раб. Изучение взаимоотношений детей, выявление проблем в общении. Помощь, коррекция взаимоотношений. Создание условий для самоутверждения.
· Раб. с коллективом. Создание благоприятного психологического климата; формирование культуры общения, проведение коллективной творческой деятельности, формирование способностей к сопереживанию, организация мероприятий по этике и этикету.
Образ жизни:
- Работа с семьёй
- Работа в микрорайоне школы
- Сотрудничество с различными внешкольными организациями
· Инд. раб. Знакомство с условиями жизни в семье, знакомство с режимом дня, выявление наиболее авторитетных членов семьи, индивидуальная работа с родителями
· Раб. с коллективом. Создание эстетической обстановки, оформление класса, организация мероприятий с учреждениями дополнительного образования, проведение мероприятий совместно с родителями, организация родительского комитета и включение его в работу класса.
Реализуя все эти программы и функции, классный руководитель является человеком, который организует в целом учебно-воспитательный процесс в классе.
Педагогическое общение
1. Понятие педагогического общения, его сущность.
2. Функции и виды общения
3. Структура пед. общения.
4. Стили пед. общения.
Общение – это особый вид деятельности, в процессе которого происходит взаимный обмен мыслями, эмоциями, информацией при непосредственном межличностном или групповом контакте.
Предметом этой деятельности является человек, деятельность проявляется в виде поступка.
Педагогическое общение имеет по сравнению с межличностным некоторые особенности:
· Это профессиональное общение воспитателя и ребенка, направление на создание благоприятного психологического климата, на оптимизацию отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива.
· Общение, как один из видов деятельности является искусством, у которого есть свои правила и секреты (творческий подход). Знать их необходимо каждому педагогу.
Общение – это всегда творчество:
Ø Умение передать информацию
Ø Точно ориентировать на конкретную личность
Ø Находить яркие и образные оценки
Ø Умение понять состояние ребёнка
Ø Умение организовать взаимоотношения с детьми и детей между собой
Ø Искусство управлять собственным психологическим состоянием, преодолевать разные психологические барьеры
Ø Умение быть оптимистичным и жизнерадостным
Функции педагогического общения:
- Информационная. Педагог – источник информации.
- Познавательная. Познание ученика и вообще людей
- Организационная. С помощью общения организуется процесс деятельности: своей и других
- Сопереживание.
Виды общения:
- Вербальное (через речь) и невербальное (через мимику и жесты).
При вербальном общении следует использовать интонации. Одно и то же замечание сказанное с разными интонациями может восприниматься как наказание и как поощрение (Ты молодец! Ну, ты и молодец!) «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести!»
При невербальном общении можно использовать более ста выражений глаз, более восьмидесяти выражений лица. Самыми выразительными являются руки.
- Деловое и свободное.
Деловое общение предполагает планирование, соблюдение определенных правил, субординации, умений обсуждать проблему, анализировать процесс и результат общения.
Свободное общение педагог использует как правило вне урока, вне школы, во время отдыха, развлечения, праздника.
- Социально-ориентированное, предметно-ориентированное и личностно-ориентированное.
Социально-ориентированное – лекция, доклад, на телевидении и т.д.
Предметно-ориентированное – включение в труд, решение конкретной задачи, связано с какой-то деятельностью.
Личностно-ориентированное – не связано с какой – либо деятельностью, м.б. свободным, деловым.
Культура общения основывается на признании человека, как высшей ценности. Существуют простые правила:
«Поступай с другими так и относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе»
Структура общения соответствует логике педагогического процесса:
1. Моделирование предстоящего общения (прогностический). Требует знания аудитории, вероятных затруднений, динамики работы
2. Организация непосредственного общения (коммуникативная атака). Необходимо владеть приемами самопрезентации, динамического воздействия, техникой быстрого включения класса в работу
3. Управление общением. Умение поддерживать инициативу, поддержать диалог, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия
4. Анализ. Направлен на соотнесение поставленных целей, средств и результата. Что планировал? Как реализовал? Что получилось?
Стили общения:
1. Авторитарный. Жесткое управление, контроль, недоверие. (В критических ситуациях, в походах).
2. Попустительский (либеральный). Коллектив организован, руководитель на равнее с детьми.
3. Демократический. Учитель не только высказывает свое мнение, но и ориентируется на коллектив; занимает позицию первого среди равных. Коллективное принятие решений.
4. На основе увлеченности творческой деятельностью. Увлеченность общим делом, заинтересованность зарождает совместный поиск
5. Общение- дистанция. Дистанция должна существовать в системе учитель-ученик, но не личность-личность.
6. Общение - устрашение. Чаще используют начинающие педагоги.
7. Общение-заигрывание. Когда педагог не умеет установить общение. Снижает требования.
В чистом виде не существует какого-либо одного из стилей общения, и перечисленные варианты не исчерпывают всех стилей общения педагогов с учениками. Стиль одного педагога может не подходить другому. В стиле общения проявляется индивидуальность личности педагога.
На разных этапах работы с коллективом педагог должен использовать разнообразные стили общения.
Например, авторитарный стиль общения необходимо использовать на первых этапах работы с коллективом, когда он ещё не сплочен или при работе с детьми младшего возраста, или в ситуациях опасности.
Либеральный стиль эффективно использовать при работе со взрослыми или молодежью или с коллективом находящимся на высоком уровне развития. И т.п.
Диагностика воспитанности
Воспитанность – это свойство личности, которое характеризуется совокупностью достаточно сформированных социально значимых качеств, которые отражают систему отношений человека к обществу, людям, себе, деятельности, природе, искусству.
Воспитанность – это совокупность взглядов, знаний, отношений, качеств и действий человека.
Определить уровень воспитанности педагогу поможет диагностика воспитанности – это педагогическая деятельность, направленная на изучение состояния объектов (субъектов) воспитания в целях сотрудничества с ними и управлением процессом воспитания.
Под результатом воспитания понимают достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Выявить уровень воспитанности – значит установить степень соответствия свойств, качеств, отношений личности требованиям культуры, общечеловечеким ценностям.
Условиями эффективности, достоверности определения уровня воспитанности называют:
1. Сочетание изучения личности с самим процессом воспитания
2. Систематическое изучение
3. Необходимость изучения ребенка в естественных условиях (достоверность)
4. Изучение личности проводится, чтобы акцентировать внимание педагога на положительных, а не на отрицательных качествах ребенка
«Старайтесь искать в людях хорошее, и ручаюсь, вы его найдете». Р. Гамзатов
Среди критериев воспитанности можно выделить:
Ø Проявление результатов воспитания (суждения, оценки, поступки, действия личности)
Ø Скрытые от наблюдателя явления (мотивы, убеждения, планы, направленность)
Ø Реальные условия в которых живет воспитанник
Критериями воспитанности можно называть:
ü Знание нравственных норм (что значит быть нравственным)
ü Действия, поступки, поведение личности (как знания реализуются в делах и поступках)
ü Мотивы поступков (стали ли знания потребностями, внутренними побуждениями личности)
ü Стремление к самоанализу, самооценке, самоорганизации
ü Проявление общественной активности
Технология осуществления диагностики воспитанности может быть представлена в виде схемы
Результат (уровень воспитанности)
критерии (сущностные характеристики общения)
Знания Отношения (мотивы) Общественная активность
Общечел-х, способы способы
нравств-х поведения самоанализа
ценностей
Каждый критерий характеризуется набором показателей, на каждый показатель следует подобрать конкретное средство, методику изучения.
Уровень воспитанности определяется по наличию критериев.
Уровни воспитанности могут быть определены (Шилова М. И. Учителю о воспитанности школьников. М. Пед. 1990):
1. Самый низкий. Отсутствие знаний, мотивы в основном самосохранения, отрицательный опыт поведения, не развита саморегуляция, самоорганизация – невоспитанность.
2. Низкий. Слабое проявление положительного, еще не устойчивого опыта поведения, саморегуляция поведения основана на поведении старших, посторонних и на других внешних стимулах и побудителях, саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
3. Средний. Устойчивое положительное поведение, наличие саморегуляции, но общественная активность не проявляется.
4. Высокий. Наличие устойчивого положительного поведения, саморегуляция наряду со стремлением организации деятельности и поведения других лиц, то есть появляется активная жизненная позиция.
Другая классификация определяет уровни нравственной воспитанности следующим образом (Фридман, Пушкина, Каплунович. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. М. Просв. 1988):
I уровень.Неясное, расплывчатое представление о нравственных нормах, составляющих основу нравственного качества.
II уровень.Знание нравственных норм, составляющих суть нравственного качества, но эти нормы не стали мотивами поведения личности, отношение к ним либо отрицательное, либо неопределенное (неустойчивое).
III уровень.Четкое и правильное представление о нравственных нормах, определяющих структуру нравственного качества, активно-положительное отношение к ним со стороны личности, но недостаточно устойчивое проявление нравственного качества в поведении.
IV уровень.Устойчивое проявление в поведении хорошо осознаваемого нравственного качества.
Методы изучения воспитанности: подходят все методы педагогического исследования
1. Наблюдение. Можно составить план исследования, что наблюдать?, когда наблюдать?, как фиксировать результаты?. Это субъективный метод, его нужно проверять, подкреплять другими методами.
2. Беседа. Важно правильно составить вопросы: «Как бы ты поступил?..», «Как бы поступили другие?», «Почему бы ты так поступил?», «Оцени свои и чужие поступки»
3. Эксперимент – это научно-поставленный опыт. Должны быть точно учтены критерии воспитанности.
4. Анализ результатов деятельности.
5. Метод обобщенных характеристик. Ученику даются характеристики разными людьми + самохарактеристика
6. Социометрический. Отношение к ученику, его положение в коллективе, определение более предпочитаемых, отверженных учеников в коллективе.
7. Анкеты. Проводятся не только для того, чтобы узнать что-то о ребенке, но и побудить к проявлению каких-либо действий.
У кого учишься доброте?
o В школе
o Дома
Кто в вашей семье самый добрый? Почему?
Кто в семье помогает тебе стать добрым?
8. Закончи предложение.
Щуркова Н.Е. Изучение воспитанности. Педагогические методики.
Методика для выяснения знания нравственных норм
Для выяснения знания нравственных норм Юлей Соколовой, ученицей 7 класса, ей были предложены следующие методики.
Методика 4 «Выбор»
Цель: выявить отношение к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам (ответственности, коллективистической направленности, самокритичности, совестливости, принципиальности, чуткости, справедливости). Предлагается ответить на вопросы (ответы Юли выделены курсивом).
1. Ты случайно услышал, как группа твоих одноклассников высказывала справедливые, но неприятные замечания в твой адрес. Как ты поступишь?
a) Постараешься объяснить ребятам, чем были вызваны просчеты в твоем поведении;
b) переведешь разговор в шутку, но постараешься поскорее исправить недостатки, о которых шла речь;
c) сделаешь вид, что ничего не слышал;
d) укажешь ребятам, что они сами не лучше тебя, особенно потому, что говорят о тебе в твое отсутствие;
e) или...
2. Ты стал свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого на твоих глазах. Как ты поступишь?
a) Потребуешь от обидчика извинений в адрес пострадавшего;
b) разберешься в причинах конфликта и добьешься его устранения;
c) выразишь соболезнование тому, кого обидели;
d) сделаешь вид, что тебя это не касается;
e) или...
3. Ты случайно, не желая того, нанес небольшой ущерб или причинил зло другому человеку. Как ты поступишь?
a) Сделаешь все возможное для устранения зла, ущерба;
b) извинишься, объяснишь пострадавшему, что не хотел этого;
c) постараешься, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба, сделаешь вид, что ты не виноват;
d) свалишь вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват;
e) или...
4. Тебе дали поручение, которое не совсем по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу. Как ты поступишь?
a) Добросовестно выполнишь поручение;
b) привлечешь к выполнению поручения товарищей, чтобы не делать работу самому;
c) попросишь дать тебе другое, более интересное для тебя поручение;
d) найдешь отговорку для отказа;
e) или...
5. В трудовом лагере во время прополки овощей у тебя на руках образовались болезненные мозоли. Как ты поступишь?
а) Будешь, превозмогая боль, выполнять норму, как все;
b) обратишься к друзьям с просьбой помочь тебе выполнить норму;
c) попросишь освободить тебя от этой работы и перевести на другую;
d) оставишь работу незаконченной и пойдешь отдыхать;
e) или...
Обработка полученных данных
Выбор ответа а) свидетельствует об активном, устойчиво-положительном отношении к нравственным нормам. Ответ б) показывает, что это отношение хотя и активное, но недостаточно устойчивое (возможны компромиссы). Если учащийся выбрал в данной ситуации ответ с), то его отношение - пассивное и недостаточно устойчивое. Наконец, выбор последнего ответа - свидетельство отрицательного, неустойчивого отношения ребенка к нравственным нормам.
У Юли преобладают ответы а) и б). Девочка ответственна, добросовестна, трудолюбива, доброжелательна по отношению к другим людям. Но критику воспринимает весьма осторожно, причем скорее от старших, чем от сверстников, о чем свидетельствует ответ на первый вопрос.
В программе изучения воспитанности школьника можно выделить:
o состояние здоровья
o характеристику семьи
o уровень знаний и отношение к получению образования
o развитость духовно-нравственных качеств и отношений
o культуру общения с товарищами, учителями, в семье
o деятельность в «свободное время»
o направленность личности, интересы, потребности, способности, стремление к самовоспитанию и т.д.
Программа изучения воспитанности личности школьника помогает при составлении индивидуальной программы воспитания и развития личности каждого ребенка.
Воспитательные системы
- Сущность воспитательной системы.
- Структура воспитательной системы.
- Этапы развития.
- Вариативность воспитательных систем.
В сложных современных экономических условиях школа должна являться важнейшим гарантом гражданского мира и общественной нравственности.
Школа сегодня – это важнейшая система с важными составляющими систематического общения и воспитания.
Под системой понимают совокупность элементов, связанных между собой и образующих единство. В современных условиях постепенно происходит формирование школы как воспитательной системы.
Воспитательная система – это упорядоченная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых определяет наличие у школы способностей целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности ребенка.
Воспитательная система школы способствует становлению личности через выдвижение и обоснование целей воспитательного процесса, организац