Просвещение в эпоху эллинизма (III—I вв. до н. з.)
Начало отсчета времени эллинизма датируется обычно годом смерти Александра Македонского (323) и распадом империи. Завершается эта историческая эпоха в последние десятилетия 1 в. до н. э. Она характеризуется, прежде всего, распространением греческой культуры на обширной территории Средиземноморья, Ближнего Востока, Закавказья, Северной Африки. Завершается это время подчинением эллинистических царств Риму и Парфии.
Культурная жизнь этой эпохи характеризовалась сложным переплетением эллинских и восточных элементов, развитием традиционных форм воспитания в странах Ближнего Востока под влиянием воспитательной практики греческих полисов. Происходит и смена идеалов воспитания: если в классической Греции идеал воспитания видели в героической личности, то в эпоху эллинизма идеалом стала самостоятельная, независимая и сильная личность мудреца.
В эллинистический период получают развитие государственные учебные заведения, подчиненные местной власти городов-полисов или непосредственно центральной власти монарха, как это имело место в Александрии и Пергаме. В греческих полисах контроль за школами осуществлялся народным собранием и городской администрацией. На народном собрании обсуждались важнейшие проблемы образования. Решения по этим вопросам утверждались магистратурой полиса, приобретая силу закона, за исполнением которого следили специальные чиновники. Школы повсеместно становились хорошо организованными учреждениями со своими помещениями, традициями и руководителями — схолархами. Вот примерный круг рассматриваемых на уровне полисной власти проблем управления школами: правила распорядка в училищах; строительство и открытие гимнасий и палестр, библиотек и театров, а также сбор средств для этих целей; издание декретов, регулирующих содержание образования; решения о прославлении правителей и лиц, открывающих училища и жертвующих гимнасиям свитки и школьные принадлежности; обсуждение правил обучения, качества и уровня преподавания и финансирования; выборы на один год преподавателя и заключение с ним соглашения магистрата на данный срок1.
В эпоху эллинизма элементарное образование дети получали в дидаскалейонах.
Дидаскалейон — начальная школа для детей с 7 до 12 лет, общедоступная для свободнорожденных. Здесь обучали грамоте, арифметике, литературе, музыке, рисованию. Обучение, как правило, вел один учитель, а за поведением ребенка следил, как и раньше, педагог, раб, приставленный смотреть за детьми и предупреждать их шалости. Государственные дидаскалейоны платили учителям до 700 драхм в год, что позволяло им жить достаточно безбедно. Особо отличившимся учителям полис выдавал денежные награды и издавал в их честь почетные декреты.
Археологами были найдены ученические таблички школьников эллинистической эпохи. На некоторых из них сделаны надписи воспитательного характера, например: «Будь прилежен, мальчик, чтоб тебя не выдрали»2. По этим табличкам можно составить представление и о методике обучения письму. Например, каллиграфическим почерком учителя сделаны прописи, стих из поэмы «Труды и дни» Гесиода. Далее идет копирование учеником предлагаемого образца. На других табличках записан текст басни нравоучительного содержания с исправлениями учителем ошибок и троекратным повторением заданного им образца. Для начального обучения грамоте, осуществлявшегося буквослагательным методом, учителя выбирали краткие тексты, типа пословиц: «Учись спокойно гнев друзей переносить — и все, как бога, будут чтить тебя всегда», «Почитай родителей» и др.
Школьники обычно приходили в школу с табличками — церами. Покрытие их воском возобновлялось раз в месяц. В эллинистической литературе есть, например, упоминание о такой распространенной детской шалости: ученики соскабливали воск и делали из него фигурки для игры, за что наказывались учителем. Положив свою табличку на колени, ученик упражнялся в написании букв и слогов, выцарапывая стилем текст. В школах имелись уже и учебные пособия: модели геометрических тел, ящики с песком для упражнения в черчении, таблицы с примерами на четыре правила арифметики, счетные приспособления — абаки.
Более основательное образование в эпоху эллинизма давалось в грамматических школах. Здесь обучали грамматике, под которой понималось ознакомление с литературой. Еще софисты классической Греции, введя грамматику в процесс обучения, акцентировали внимание на усвоение учениками искусства поэтических произведений. Однако своей вершины античная грамматика достигла лишь в эллинистический период.
Произведения Гомера, Эсхила, Софокла, Эзопа и других авторов стали обрабатываться для нужд школьного образования.
Гимнасии в эллинистическую эпоху стали государственными учебными заведениями для юношества из зажиточных семей. В этот период гимнасии существовали практически в каждом городе-полисе. В Афинах к трем гимнасиям предшествующего исторического периода — Академия, Киносарг, Ликей — прибавилось два новых — Птолемеон и Диогениум, названные по имени их основателей и меценатов — египетского царя Птолемея и македонского правителя Диогена. Гимнасии возникали и на периферии эллинистического мира — в полисах Северного Причерноморья, Грузии, Армении.
В Вавилоне уже при парфянском правлении также продолжали существовать греческие гимнасии и палестры, высоко ценившиеся местным населением. Даже на территории Северного Афганистана археологи обнаружили типично греческий гимнасии1. В гимнасиях как интеллектуальных центрах полисов обучали чаще всего в форме свободных бесед литературе, основам философии, музыке, математике, географии, риторике.
Городские власти управляли гимнасиями через выборных должностных лиц — гимнасиархов. Это были богатые горожане-меценаты. Гимнасии являлись и важной частью архитектурного облика полисов, представляя собой комплекс красивых зданий. При гамнасиях были учебные библиотеки, расположенные в специально для этих целей построенных помещениях. Имена меценатов и тех родителей, которые покровительствовали гимнасиям, гравировались золотом на мраморных плитах. Во многих полисах была введена так называемая «книжная повинность» для молодежи, что обеспечивало пополнение фонда учебной литературы. Каталоги книг, расклассифицированные по учебным дисциплинам, высекались на камне перед входом в библиотеку гимнасия2.
В III в. до н. э. эфебия, как государственная организация военной подготовки юношества, трансформировалась в учебное заведение одногодичного и двухгодичного типа, где наряду с военно-физической подготовкой и даже в значительно большей мере осуществлялась образовательная подготовка, которая строилась на базе гимнасия. Например, в афинском гимнасии Диогениум осуществлялась специальная подготовка эфебов, которых обучали риторике и философии.
На риторике как специальном предмете обучения в эллинистической школе следует остановиться подробнее. Для примера можно взять учебник риторики, составленный Дионисием Галикарнасским (55—8 до н. э.) — «О соединении слов». Риторика, по словам Дионисия, вещь полезная во всех случаях жизни, когда нужно пользоваться речью. Особенно она полезна молодым людям, достигшим совершеннолетия.
Дионисий обращал внимание на то, что есть два рода упражнений: одни производятся над мыслями, другие — над словами. Первые из них принадлежат более к части предметной, вторые — к части словесной. Всякий, кто стремится хорошо говорить, должен проявлять одинаковое усердие в обеих этих науках о речи. Соответственно этой концепции Дионисий составил свой учебник, в котором выделил следующие разделы: природа соединения слов; сила слова; цель речи; виды речи; поэзия слова, речи; способы достижения искусства речи.
Риторика, по Дионисию, является преддверием, обязательным условием последующего изучения отдельных наук и «заключенных в них мыслей». В процессе овладения риторикой юношам следует серьезно упражняться: «Ведь правила искусств сами по себе, без упражнения и навыка не в силах сделать славных ораторов из желающих: от труда и тяжких испытаний зависит, будут ли эти предписания дельными и достойными внимания или пустыми и бесполезными».
Риторика Дионисия полна живых и ярких примеров анализа поэтических и прозаических текстов, доказывающих силу и убедительность красоты речи. Занимаясь риторикой, юноши должны были параллельно усваивать значительный объем знаний из самых различных областей наук и искусств. Дионисий специально отмечал: занимаясь риторикой, совершенно необходимо, не говоря уже об остальном, изучить обычаи греков и варваров, быть сведущим в законах и различных видах государственного устройства, знать жизнь и труды людей, их смерть и участь, философские рассуждения о справедливости, благочестии и других добродетелях1. Несомненно, что в эллинистическую эпоху риторика значительно продвинулась вперед, хотя в основе своей и восходила к софистам и Аристотелю. Она нашла свое место в системе школьного образования.
В эллинистическом мире возникли крупные центры просвещения, где юноши могли приобщиться ко всем достижениям человеческой культуры того времени, стать учеными, философами, риторами, художниками, это — Афины, Коринф, Пергам, Смирна, Антиохия, Александрия, Рим.
В качестве примера можно кратко описать один из них - Александрию, столицу царства Птолемеев в Египте. В городе с миллионным населением был создан центр наук и искусств — Мусейон, в котором занимались изучением проблем филологии, астрономии, математики, ботаники, зоологии. При Мусейоне имелась библиотека, насчитывавшая к I в. до н. э. около 700 тыс. свитков, мастерские переписчиков и школы переводчиков, театры, палестры, гимнасий. В александрийских школах занимались научными исследованиями и учили такие известные мыслители эллинистического мира, как математик Эвклид, историк Гекатей, философ Стратон, ритор Диодор, поэт Каллимах и др. В этом центре просвещения развивались в основном все тогдашние науки и искусства.
В эту эпоху получило развитие и женское образование. Оно значительно отличалось от того, которое было в Греции классического периода. Женщина как бы выходит из замкнутого домашнего мирка и перед ней открывается путь к образованию. Наибольшее внимание образованию девушек уделяли в общинах пифагорейцев эллинистического и римского периода истории. Пифагореец Финтий, например, полагал, что и мужчине, и женщине присущи храбрость, разум и справедливость. Пифагорейка Феано проповедовала единство нравственных основ жизни для обоих полов. Одной из известных пифагореек была Гипатия (370—415 н. э.), руководившая школой в Александрии. Она была видным математиком и философом. Гипатия была убита христианами-фанатиками, а школа ее была сожжена1.
В эпоху эллинизма возник ряд философских школ, игравших роль высших учебных заведений, руководимых выдающимися мыслителями того времени. Так, в Афинах около 300 г. до н. э. основатель стоической философской школы Зенон (между 336 и 332 — между 264—262 до н. э.) собирал своих учеников на агоре, месте народных собраний в Пестром портике, который называли стоей (откуда и название всей школы). Зенон разработал учение о всегосударстве, где правят мудрецы. Стоики полагали, что через воспитание человека можно сделать добродетельным, основные качества, которые следует формировать в человеке, — это невозмутимость, спокойствие и самодостаточность. В своей педагогической деятельности стоики придерживались сократовских и кинических представлений о воспитании. В основу умственного образования ими была положена логика Аристотеля.
Зенон, по словам Диогена Лаэртского, написал специальную книгу «Об эллинском воспитании», которая, к сожалению, не дошла до нашего времени. У Зенона молодежь обучалась философии, включая физику, этику, логику с риторикой и диалектику. Под риторикой понималась наука «хорошо говорить при помощи связных рассуждений», а под диалектикой — наука «правильно спорить при помощи рассуждений в виде вопросов и ответов». Эти науки рассматривались как верное средство саморазвития1.
Большую известность в эллинистическом мире получил центр просвещения, основанный философом Эпикуром (341— 270 до н. э.), который был последователем Демокрита и продолжил развитие его атомистического учения, введя в него понятие спонтанности, индивидуального отклонения от нормы. Эпикура можно считать одним из предшественников сенсуализма, так как он утверждал, что данные органов чувств являются истинными, а ошибки проистекают от неверных истолкований. Отсюда и педагогическая задача — освободить человека от невежества, т.е. обучить и воспитать его. Вне правильно поставленного воспитания путь к счастью человеку закрыт. Диоген Лаэртский приводил некоторые высказывания Эпикура, отражающие его педагогические идеи: «Пусть никто в молодости не откладывает занятий философией. Кто говорит, что заниматься философией рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, будто быть счастливым еще рано или уже поздно», «Когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждения распутства или чувственности... мы разумеем свободу от страданий тела и от смятений души», «Из всего, что дает мудрость для счастья всей жизни, величайшее, это обретение дружбы»1.
Своих учеников Эпикур собирал в своем саду : поэтому и школа его получила название «Сад Эпику» Посещать ее могли все — мужчины и женщины, свободные и рабы2. Эта школа как союз друзей и единомышленников просуществовала до 51 г. до н. э. Как учитель, Эпикур пользовался огромным уважением. В течение не одного столетия после его смерти в эпикурейских ассоциациях регулярно устраивались торжества в его честь. В Риме эпикурейское учение получило широкое распространение со II в. до н. э. Эпикурейцами были, в частности, Лукреций и Гораций.
Еще одним известным философским учением и, в известном смысле слова, «школой» эпохи эллинизма был скептицизм. Основоположником этого учения являлся Пиррон (ок. 360 — ок. 270 до н. э.). Как и в стоической и эпикурейских школах, скептики учили человека, как стать счастливым. Путь к счастью они видели не в правильно организованном познании, а в отказе от познания, личных убеждений, что и позволяло, с их точки зрения, воспитывать невозмутимого и безмятежного человека.
Пиррон считал, что для достижения счастья в жизни человек должен ясно представлять, как получаются все вещи, каким образом должны мы к ним относиться и что это дает людям. Главное, чему учили скептики, — это умению вести спор. Как отмечал Диоген Лаэртский, «они на каждую убедительность предмета находят другую такую же, отменяющую ее». Пиррон отстаивал характерный для эпохи эллинизма в целом принцип релятивизма, утверждая, что «одно и то же для одних справедливо, для других несправедливо, для одних добро, для других зло»3.
Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме
Рим, по преданию, был основан в 752 г. до н. э. В конце VI в. до н. э. он стал столицей Римской республики, которая на протяжении нескольких столетий
вела захватнические войны.
С 31 г. до н. э. Рим превратился в столицу огромной империи, город с миллионным населением. В 330 г. н. э. императорская резиденция была перенесена в Константинополь. В V в. разрушенный германским племенем вандалов «вечный Рим», как говорили о нем, стал провинциальным городом, пока не возродился в VIII в. в качестве резиденции пап и столицы папской области.
В Древнем Риме существовала смешанная греко-римская культура, и образованные римляне владели как латинским, так и греческим языком. Традиции образования детей и юношества у римлян, как и у других народов, уходят своими истоками в практику семеино-домашнего воспитания. Семейное устройство было типично патриархальным. По римским «Законам XXII таблиц» отец имел право лишить жизни сына-младенца, продать взрослого сына, т.е. был полновластным владыкой в семье. За воспитание детей глава семьи-дома нес ответственность перед общиной. Отцы воспитывали и обучали как своих собственных сыновей, так и приемных. В трактате «Государство» Цицерон приводит пример, как царь Тарквиний с величайшим усердием обучал приемного сына всем наукам, которые постиг сам.
Описание традиционного римского образования нашло отражение в сочинении Катана Старшего (234—149 до н.э.) — «Книги, посвященные сыну», написанном как бы в виде пособия по сельскому хозяйству, врачеванию, военному искусству, праву и риторике.
Со II века до н. э. в Риме начинает преобладать грамматический идеал воспитания, однако со своими особенностями. На второй план уходят занятия математикой, их оттесняет изучение законов. Уроки музыки и гимнастики фактически отсутствуют, а вместо них юношество обучается верховой езде, фехтованию и плаванию. В семьях римской знати — нобилей — продолжает господствовать домашнее обучение с приглашением учителей-греков. Эта традиция в большей или меньшей степени сохранялась на протяжении всей римской истории.
Однако далеко не все могли позволить себе пригласить на дом учителя. Греческие учителя грамматики уже во II— I вв. до н. э. чаще всего вели занятия не на дому, а в своих собственных школах. В Риме существовали школы с обучением как на греческом, так и на латинском языке. Классическая латинская грамматика — «Искусство грамматики» — была составлена Элием Донатом значительно позже, в ГУ в. н. э. Этот труд состоял из двух частей: «Малая грамматика» для начальной ступени обучения и «Большая грамматика» для более высокой ступени обучения. Этот педагогический труд был широко распространен в Европе на протяжении всего средневековья.
Школьное обучение в Риме было организовано следующим образом. Элементарное образование давалось в так называемых тривиальных школах. Это были частные школы с неопределенным сроком обучения и различными программами. Нередко в них наряду с мальчиками учились и девочки. Размещались тривиальные школы где придется: в жилище учителя, в мастерской ремесленника, а то и прямо на улице во дворике или на перекрестке, откуда и пошло название школ: тривиум — перекресток (букв. — трехпугье). Дети сидели на полу, а учитель на стуле, который и являлся его кафедрой. Детей учили законам Рима, чтению, письму, счету.
Обучение в Риме в общем мало чем отличалось от обычной практики эллинизма. Методика обучения была та же, а цели образования были несколько более прагматичны, что превращало римские учебные заведения в типичные «школы учебы», так распространенные в эпоху средневековья. У Горация, римского поэта I в. до н. э., в первой книге «Сатир» мы читаем: «Сыновья благородных центурионов, к левой руке подвесив пеналы и счетные доски, шли обучаться, проценты по идам (название 15-го дня в месяце, по древнеримскому календарю, время уплаты долгов. — Авт.) считать и просрочку»1.
Профессия учителя элементарной школы приравнивалась к профессии ремесленника и не пользовалась уважением. Учителя, открывая школы как частные заведения, сами искали учеников и сами взимали плату с родителей. По сути дела любой римлянин, научившийся читать и писать, мог держать свою школу. Доходы профессия учителя приносила мизерные.
Школы повышенного типа — грамматические — первоначально открывались греческими учителями и ничем не отличались от подобных школ в других регионах эллинистического мира. Со II в. до н. э. распространяются латинские и смешанные греко-латинские грамматические школы. Обучались в них мальчики от 12 до 16 лет. Для этих школ создавались учебники и хрестоматии, содержавшие отрывки из сочинений Гомера, Вергилия, Цицерона, Тита Ливия и других авторов. Учителя грамматических школ занимали более высокое положение в обществе по сравнению с учителями элементарных школ. Иногда они состояли на государственной службе и получали жалованье.
Для молодежи аристократического происхождения, готовившейся к практической карьере, существовали риторские школы. Программа обучения здесь складывалась из преподавания основ ораторского искусства и из практических упражнений, заключавшихся в составлении речей на заданную тему. Учителя ораторского искусства параллельно давали ученикам необходимые к каждому культурному римлянину того времени знания философии, права, истории и т. д. Обучение было ориентировано на разностороннее умственное образование. Учителя риторики были людьми, как правило, состоятельными, играли определенную роль в политической жизни Римской империи и даже занимали высокие государственные посты.
В школьном обучении красноречию ценилась, прежде всего, внешняя эффектность, форма, а не содержание. Считалось, что для оратора необходимо иметь природные способности, освоить само искусство красноречия, уметь подражать высоким образцам, постоянно упражняться в этом деле, иметь практический опыт выступлений перед публикой.
В школьной риторике сложилось устойчивое представление о структуре образцовой речи: вступление, изложение существа дела, приведение доказательства собственной позиции и опровержение утверждений противника, заключение. Во всех пособиях по риторике детально, на тщательно отобранных примерах, говорилось, как украсить речь стилистически, как ее подать слушателям.
Для детей римской знати создавались своеобразные воспитательные центры — коллегии юношества. Впервые они были образованы императором Августом в Риме для молодежи патрицианских родов с целью формирования правящей элиты, затем они распространились по всей империи. В Риме сложилась традиция на завершающем этапе обучения устраивать для молодых риторов своеобразные образовательные поездки в эллинистические центры культуры и просвещения — Афины, Пергам, Александрию.
В Римской империи в первые века нашей эры установился устойчивый школьный канон, включавший и содержание образования, и порядок его освоения, и методы обучения. Римский писатель и ученый Варрон (116—27 до н. э.) называл девять основных школьных дисциплин: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, медицину и архитектуру. В V в. н. э. из школьного курса были постепенно исключены медицина и архитектура, тем самым как бы оформились «семь свободных искусств», ставшие сердцевиной образования в эпоху средневековья. Школьные предметы были названы «свободными искусствами», потому что предназначались для детей свободных граждан. Для рабов существовали «механические искусства», подготавливавшие их к ремесленной, производственной деятельности.
На исходе римской истории утвердилось двухчастное деление школьного курса «семи свободных искусств» на тривиум и квадривиум. Грамматика, риторика и диалектика составляли тривиум; арифметика, геометрия, астрономия и музыка составляли квадривиум. Заслуга в создании этой классификации принадлежит римскому философу и автору школьных учебников Боэцию (ок.480—524 н. э.). В основу построения школьных учебников им был положен принцип компиляции — сведения в единый текст различных источников. Учебники, составленные Боэцием, оказали сильное влияние на средневековую школу.
По мнению римских учителей риторики начала нашей эры, обучение должно было быть не трудным, а приятным для ученика.
Однако ораторское искусство в этот период переродилось в натаскивание в красноречии, без должного внимания к общему образованию учащихся. «Никакого ты не потерпишь ущерба, если не будешь знать даже того, что знают все, — не сумеешь букв написать», — отмечал Лукиан, характеризуя установку риторских школ начала нашей эры1.
Педагогическая мысль Рима нашла отражение, прежде всего, в сочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.
Марк Туллий Цицерон (106—43 до н. э.) был и оратором, и политическим деятелем, и философом, и педагогом. Плутарх в «Жизнеописаниях» рассказывает, что Цицерон уже в детстве настолько превосходил своих товарищей по школе, что их отцы приходили на занятия, дабы посмотреть на это чудо. Цицерон обучался у лучших римских ораторов, философов, а также брал уроки у трагических и комических актеров. Он совершил образовательные поездки в Афины, в Малую Азию и на остров Родос. Плутарх рассказывает, что на Родосе Цицерон произвел сильнейшее впечатление на философа Посидония, который о нем сказал следующее: «Тебя, Цицерон, я хвалю и удивляюсь тебе, но жалею о судьбе Эллады, воочию убеждаюсь, что единственное из прекрасного, оставшееся еще у нас - образованность и красноречие — и то благодаря тебе сделалось достоянием римлян»1.
Первым сочинением Цицерона педагогического характера было составленное им учебное пособие по риторике — «О подборе материала». В философско-педагогическом трактате «Об ораторе» он обрисовал идеальный образ всесторонне образованного оратора-философа: «...первое и важнейшее условие для оратора — его природное дарование... Ведь для этого необходима особенного рода подвижность ума и соображения, которая сообщала бы изложению — остроту, развитию и украшению — обилие, запоминанию — верность и прочность... иные так целесообразно устроены во всех этих отношениях, так щедро одарены природой, что кажется, будто они не случайно родились, а нарочно созданы для этого каким-нибудь богом2.
Свои педагогические идеи Цицерон изложил также в целом ряде трактатов: «Брут», «Оратор», «Гортензий», «Лелий, или о дружбе», «Об обязанностях», «О природе Добра и Зла», «Тускуланские беседы». Идеал воспитания — совершенный оратор, художник слова и общественный деятель. Цицерон считал, что единственным путем для достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование. Оратору, прежде всего, следует освоить общую для того времени культуру и получить «универсальное образование». Лишь таким путем можно стать совершенным человеком. В содержание образования он включал знание философии, юриспруденции, истории, овладение умениями и навыками произнесения речей. У будущего оратора должны быть воспитаны такие черты личности, как такт, чуткость, мужество, умеренность, разумность, справедливость, желание служить обществу, дружба и т. п.
Основным недостатком, пороком личности Цицерон считал эгоизм. Цицерон был признан первым учителем римского народа. Свое педагогическое кредо он высказал в следующих словах: «Я считаю... своей обязанностью... работать в том направлении, чтобы благодаря моим стараниям, усердию, трудам все мои сограждане расширили свое образование»1.
Книги Цицерона широко использовались в школах эпохи средневековья и Возрождения.
Луций Анней Сенека (ок. 4—65 н. э.) — философ и оратор эпохи императорского Рима — провозгласил главной задачей воспитания моральное совершенствование человека. Его педагогические идеи тесно переплетены с этикой стоиков. Основным предметом школьного обучения он считал философию, утверждая, что постичь природу и самого себя можно, только овладев философией, которая является и средством нравственного самосовершенствования человека. Проблемы нравственного воспитания рассмотрены им и в таких произведениях, как «Письма на моральные темы», «Нравственные письма к Луцшшю», где изложена программа нравственного самоусовершенствования. Основным методом воспитания он считал самодвижение к божественному идеалу. В этом Сенека предвосхитил христианские воззрения на воспитание.
Основным понятием, характеризующим процесс воспитания у Сенеки, выступает «норма». Воспитатель-философ в своей педагогической деятельности не должен допускать отклонений от нормы, а своим поведением в жизни должен утверждать ее. Основное средство воспитания — назидательные беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории.
Сенека был сторонником энциклопедического образования и высказывал идею о безграничном прогрессе человеческого знания. Традиционные «семь свободных искусств» он не считал основными школьными дисциплинами. В одном из своих «Писем к Луцилию» он говорил: «Ты желаешь знать, что я думаю о свободных науках и искусствах. Ни одно из них я не уважаю, ни одно не считаю благом, если плод его — деньги. Тогда они — продажные ремесла и хороши до тех пор, пока подготавливают ум, не удерживая его дольше... Неужели ты веришь, будто в них есть какое-то благо, хотя сам видишь, что нет людей ниже и порочнее их учителей?
... Грамматик хлопочет только о нашем умении говорить, а пожелай он пойти дальше, — займется историей или стихами, если раздвинет свои границы так, что шире некуда. Но пролагается ли дорога к добродетели объясненьем слогов, тщательностью в выборе слов, запоминаньем драм, правил стихосложенья, разновидностей строй. Это ли избавляет нас от боязни, искореняет алчность, обуздывает похоть?»1 Этим Сенека подвергал критике все дисциплины тривиума и квадривиума, делая вывод, что в основу воспитания и обучения должно быть, положено освоение учащимися нравственных начал: «Лишь одно делает душу совершенной: незыблемое знание добра и зла (которое доступно только философии) — ведь никакая другая наука добра и зла не исследует». Конечной целью воспитания Сенека считал подготовку юношества к жизни и деятельности в «сообществе богов и людей»2.
Квинтилиан (ок.35 — ок.90) был первым римским учителем риторики на государственном содержании, автором сочинения «Об образовании оратора», где, начиная с элементарных ступеней обучения, он изложил весь курс обучения риторике.
Квинтилиан считал, что образование и воспитание оратора надо начинать с самого раннего возраста. Уже младенца необходимо обучать правильно произносить звуки речи, выговаривая слова. Он большое внимание уделял учету возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, выдвигал требование естественного и радостного обучения посредством применения таких методов и приемов, как организация совместной деятельности, состязания в искусстве произнесения речей и др. Обсуждая проблемы методов обучения, он выделял три последовательные стадии: подражание, теоретическое наставление и упражнение. Вот образец педагогических рассуждений Квинтилиана: «Если спросят меня, какое же самое лучшее и самое действенное средство изощрять память, я отвечу: труд и упражнение; много выучивать, много размышлять и, если можно, ежедневно — вот в чем состоит все дело»3.
Квинтилиан оставил много тонких наблюдений, сохранивших значение и до наших дней. Например, в учителе он видел высокообразованного философа, любящего детей, знающего пути их изучения, осторожного как в наградах, так и в наказаниях. Образцом учителя он считал Цицерона. Квинтилиан оказал сильное воздействие на педагогическую мысль эпохи Возрождения, когда он был заново открыт и популярность его в кругах педагогов была чрезвычайно высока. В дальнейшем идеи христианства были разнесены по всей Римской империи.
Для христианских общин были характерны забота о духовном благе личности и особое внимание к воспитанию детей и юношества обоего пола. Христиане выдвинули новые взгляды на цели, методы и содержание воспитания. Ранние христиане выражали интересы обездоленной части населения Римской империи, боролись за идеи равенства, отказывались от собственности, выказывали глубокое уважение к труду.
В первые три столетия нашей эры христиане подвергались преследованиям со стороны государственной власти Римской империи, прежде всего за отказ признавать божественность императоров. Удаляясь от развращенного, с их точки зрения, общества, они выработали новый идеал человека. Со времени императора Константина I Великого (ок. 285—337), когда Миланским эдиктом (313) христианство было признано равноправной религией, христиане-учителя получили возможность свободно преподавать в тривиальных и грамматических школах и толковать античную историю, литературу и философию с позиций христианского вероучения.
Собственно христианское воспитание и образование осуществлялось лишь в замкнутых общинах типа «Новый завет» кумраннтов, секты эссенов, ставших принципиально новой воспитательной средой1.
Благодаря находке во время археологических раскопок религиозных текстов, спрятанных от римлян, можно представить себе характер раннехристианского воспитания2. Каждый член общины должен был не только передать единоверцам все свое имущество и посвятить им личный свой труд, но и отдать в их распоряжение «все знания».
В общине практиковались коллективные формы обучения, отводилось особое время, «треть ночи», посвящавшееся совместному изучению священных текстов, прежде всего рукописей Ветхого завета, апокрифических произведений, благодарственных молитв. Коллективные формы обучения сочетались с индивидуальными, такими, например, как «духовное очищение» и «внутреннее покаяние», что считалось пропедевтикой умственной работы и основой успеха в умственном развитии.
Руководители первых христианских общин одновременно являлись и воспитателями, и называли их поэтому «учителями праведности». Основными способами обучения являлись устные и письменные назидания, совместное чтение отрывков из библейских книг, составление и произнесение проповедей, разучивание молитв, псалмов, притч, чтение вслух переводов священных текстов с древнееврейского на арамейский и греческий и т. д. Особое значение в христианских общинах придавалось созданию у их членов внутреннего настроя, эмоциональной приподнятости, мотивации учения как богоугодного дела.
Содержание образования ориентировалось на Библию — собрание канонических сочинений, состоящее из двух частей — Ветхого завета и Нового завета. Первая часть — иудейские священные тексты 2 и 1-го тысячелетий до н. э. Древнейшие библейские тексты — это притчи царя-мудреца Соломона, три тысячи притчей и тысяча пять песен, которые положили начало религиозной традиции воспитания. Вторая часть своими евангельскими и апостольскими текстами положила начало собственно христианскому обоснованию целей и содержания воспитания.
В эпоху эллинизма для евреев, живших в диаспоре, т. е. за пределами Иудеи, был составлен перевод Библии на греческий язык семьюдесятью лучшими толкователями, который получил название «Септуагинта». Это послужило стимулом развития и распространения по всему Средиземноморью христианско-педагогических идей, особенно богато представленных в разделе Библии «Мудрость Иисуса сына Сирахова», написанном в виде поучений. Все это подготовило почву для принятия народными массами Римской империи идей христианства, новозаветных книг и посланий апостолов.
Новый завет был создан в христианской среде в I—II в. н. э. и оказал сильное влияние на последующее культурное и духовное развитие всех христианских народов. В основе его лежит Евангелие, в переводе с греческого — «благая весть».
Четыре Евангелия являются собранием повестей о жизни и учении Иисуса Христа, где не только изложены попутно новые цели воспитания, но и предложены формы и способы их достижения. Новый завет включает в себя 27 книг, написанных разными авторами, из которых наиболее известными являются Матфей, Марк, Лука, Иоанн, Петр, Павел. Их педагогические идеи можно считать синтезом эллинистических и ветхозаветных взглядов на воспитание человека, в основе которых лежит учение о любви ко всем людям как пути спасения: чтобы достичь спасения и вечной жизни, каждому следует идти по пути самосовершенствования в направлении христианского идеала.
В первых веках нашей эры сохранялась практика воспитательного воздействия и книжного учения со стороны странствующих учителей, теперь уже христиан. Сам Иисус Христос являлся странствующим учителем своего времени, чья задача состояла в проповеди нового учения о человеке и Боге. Некоторые из странствующих учителей становил