VIII. Слово употреблено в несвойственном ему значении
ВАРИАНТ I
Задания с выбором ответа.
I. Выберите соответствующее определение:
Культура речи - Этический аспект культуры речи - Языковая норма – | 1 правильность речи, 2 раздел языкознания, изучающий стили литературного языка, 3 владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. 1 описание речевого этикета, эффективных приемов общения, 2 изучение и кодификация норм языка, 3 изучение и функциональная дифференциация средств языка. 1 речевая ошибка, 2 разновидности одного и того же слова, которые характеризуются тождественной лексико-семантической функцией, 3 правила использования речевых средств в определенный период развития языка. |
II. Ударение правильно поставлено в словах:
1 анатом 6 ворожея
2 аристократия 7 подростковый
3жалюзи8 приданое
4 эксперт 9 умерший
5 каучук 10 танцовщица
III. Согласный перед е произносится твердо в словах:
1 бенефис 6 анестезия
2 бета (буква греческого алфавита) 7 бассейн
3 термостат 8 гротеск
4 дефис 9 идентичный
5 террор 10 академия
IV. В каких словах произносится [о]:
1. афера 4. желоб
2. блеклый 5. зев
3. грубошерстный 6. свекла
V. В каких словах допустимо произношение [шн]:
1. булочная 4. порядочный
2. задачник 5. Ильинична
3. яблочный 6. копеечный
VI. Выберите правильные формы слов:
1. сапогов 6. более молчаливее
2. двести шестьдесят семи книг 7. класть на стол
3. лягте 8. трое девушек
4. аптекари 9. поезжай быстрее
5. самый мудрый 10. вкусный кофе
VII. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях:
1. дать отпор для захватчиков 4. неминуемая гибель
2. благодаря халатности 5. представить слово гостю
3. глубокая бездна 6. добиться ухудшения дисциплины
VIII. Слово употреблено в несвойственном ему значении
в предложении:
1. Павел Сычов выступал в качестве продюсера строительства нового комбината.
2. Александр рассеянным взглядом окинул всю эту светлую и чистую красоту.
3. От домика по узкой дорожке он добежал до калитки.
4. Ломоносов – предтеча многих великих русских ученых.
5. Степан с энтузиазмом завзятого флегматика принялся за дело.
6. За гаражом нашелся потерянный ключ.
Задания с кратким ответом.
IX. Лексическое значение слова правильно указано в примерах:
1. аномалия – история развития болезни.
2. фигуральный – образный, иносказательный.
3. афера – сдача в наем транспортного средства.
4. оказия – неприятное происшествие.
5. атташе – прислуга в барском доме.
6. депозит – разновидность денежных вкладов.
С остальными словами составьте предложения, правильно раскрыв их лексическое значение.
X. К данным словам подберите синонимы, укажите их стилистическую принадлежность. Составьте предложения с каждым из слов синонимического ряда:
Бежать, улыбаться, близкий, аккуратный, горевать.
XI. Найдите предложения без речевых ошибок:
1. Сертификаты были выданы двумстам тридцати пяти выпускникам училища.
2. Важно следить и анализировать процессы, происходящие в современном обществе.
3. Народ уполномочивает депутатов принимать законы.
4. Своей подвижнической деятельностью мать Тереза снискала уважение во всем мире.
5. Это был человек, верящий в добро и который искренне старался принести пользу обществу.
Исправьте речевые ошибки в предложениях (письменно).
ВАРИАНТ II
Задания с выбором ответа.
I. Выберите соответствующее определение:
Функциональный стиль – Нормативный аспект культуры речи – Точность речи - | 1 раздел языкознания, изучающий стили литературного языка, 2 исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемая в той или оной сфере общения, 3 правила использования речевых средств в определенный период развития языка. 1 описание речевого этикета, эффективных приемов общения, 2 изучение и кодификация норм языка, 3 изучение и функциональная дифференциация средств языка. 1 умение четко и ясно мыслить, знание предмета речи и законов русского языка 2 отсутствие в речи лишних слов, диалектизмов, слов-«сорняков», «слов-паразитов» 3 владение синонимическими и антонимическими возможностями языка, разнообразие в использовании речевых средств |
II. Ударение правильно поставлено в словах:
1. балованный 6. хвоя
2. соболезнование 7. щавель
3. знамение 8. углубить
4. кремень 9. премирование
5. менеджмент 10. приданое
III. Согласный перед е произносится твердо в словах:
1. музей 6. компьютер
2. лазер 7. тире
3. экзема 8. комбинезон
4. адекватный 9. одеколон
5. антитеза 10. свитер
IV. В каких словах произносится [о]:
1. побасенка 4. желоб
2. афера 5. никчемный
3. прирученный 6. забеленный
V. В каких словах допускается произношение [шн]:
1. задачник 4. конечно
2. Ильинична 5. молочная
3. речной 6. яблочная
VI. Выберите правильные формы слов:
1. красивая тюль 6. одеялец
2. чулок 7. положить на стол
3. о двухсот шестидесяти семи 8. более мудрый
4. самый крупнейший 9. шоферы
5. ехай вперед 10. положьте на стол
VII. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях:
1. установить о мотивах 4. оплатить за проезд
2. основать концепцию 5. доставлять удовольствие
3. попирать честь и достоинство 6. заведующий кафедры
ВАРИАНТ III
Задания с выбором ответа.
I. Выберите соответствующее определение:
Невербальные средства общения - Коммуникативный аспект культуры речи – Богатство речи – | 1 жесты, мимика, поза, движения тела, 2 общение посредством знаков письма, 3 общение посредством языка, речи (письменной и устной). 1 описание речевого этикета, эффективных приемов общения, 2 изучение и кодификация норм языка, 3 изучение и функциональная дифференциация средств языка. 1 умение четко и ясно мыслить, знание предмета речи и законов русского языка, 2 отсутствие в речи лишних слов, диалектизмов, слов-«сорняков», «слов-паразитов», 3 владение синонимическими и антонимическими возможностями языка, разнообразие в использовании речевых средств. |
II. Ударение правильно поставлено в словах:
1. щавель 6. генезис
2. обеспечение 7. квартал
3. облегчить 8. договор
4. поняла 9. сливовый
5. аргументы важны 10. маркетинг
III. Согласный перед е произносится твердо в словах:
1. брезент 6. терраса
2. коттедж 7. корректный
3. модель 8. патент
4. де-юре 9. индекс
5. акварель 10. диспансер
IV. В каких словах произносится [о]:
1. бытие 4. истекший
2. гренадер 5. свекла
3. желчь 6. афера
V. В каких словах допускается произносить [шн]:
1. порядочный 4. скворечник
2. стрелочник 5. Саввична
3. двоечник 6. прачечная
VI. Выберите правильные формы слов:
1. ложить на полку 6. новый шампунь
2. доктора 7. внесение коррективов
3. килограммов 8. самый добрый
4. трое из нас 9. слаже
5. скучать по Вам 10. попрекать в измене
VII. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях:
1. уточнить о затратах 4. подростки занимаются преступлениями
2. уклоняться от
ответственности 5. одержать первенство
3. согласно объяснениям 6. мечтать о поездке на Алтай
ВАРИАНТ IV
Задания с выбором ответа.
I. Выберите соответствующее определение:
Язык – Вариант языковой нормы – выразительность речи – | 1 система знаков, исторически закрепленная в данном обществе и служащая средством общения, 2 последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации, 3 совокупность невербальных средств общения. 1 речевая ошибка, 2 разновидности одного и того же слова, которые характеризуются тождественной лексико-семантической функцией, 3 правила использования речевых средств в определенный период развития языка. 1 коммуникативная компетентность, адекватный выбор темы общения, выбор речевых средств в соответствии с ситуацией общения, 2 умение использовать все разнообразие синтаксических конструкций, знание стилистических свойств единиц языка и речи, 3 соблюдение правил произношения слов русского языка и правил постановки ударения. |
II. Ударение правильно поставлено в словах:
1. включенный 6. генезис
2. августовский 7. звонишь
3. мастерски 8. квартал
4. каталог 9. красивее
5. сироты 10. вы правы
III. Согласный перед е произносится твердо в словах:
1. адекватный 6. берет
2. террор 7. атеист
3. контекст 8. демисезонный
4. идентичный 9. претензия
5. интеграция 10. гипотеза
IV. В каких словах произносится [о]:
1. афера 4. отключенный
2. бытие 5. обыденщина
3. блестка 6. свекла
V. В каких словах допускается произносить [шн]:
1. булочная 4. пушечный
2. копеечный 5. ячневая
3. скучно 6. Никитична
Выберите правильные формы слов:
1. красивее 6. ребенок дремет
2. директоры 7. привык
3. кружевной манжет 8. блюдцев
4. лягте на пол 9. шестьюстами тремя
5. офицеры 10. ихний дом
Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях:
1. одеть на палец наперсток 4. обосновать свою позицию
2. оказать пользу 5. большой уровень образования
3. терпение исчерпано 6. свободная вакансия
ВАРИАНТ V
Задания с выбором ответа.
I. Выберите соответствующее определение:
Речь – Чистота речи – Языковая норма – | 1 система знаков, исторически закрепленная в данном обществе и служащая средством общения, 2 последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации, 3 совокупность невербальных средств общения. 1 умение четко и ясно мыслить, знание предмета речи и законов русского языка, 2 отсутствие в речи лишних слов, диалектизмов, слов-«сорняков», слов-«паразитов», 3 владение синонимическими и антонимическими возможностями языка, разнообразие в использовании речевых средств. 1 речевая ошибка, 2 разновидности одного и того же слова, которые характеризуются тождественной лексико-семантической функцией, 3 правила использования речевых средств в определенный период развития языка. |
II. Ударение правильно поставлено в словах:
1. компас 6. эксперт
2. паралич 7. закупорить
3. углубить 8. похороны
4. понял 9. по средам (день недели)
5. хвоя 10. гренки
III. Согласный перед е произносится твердо в словах:
1. термос 6. критерий
2. фанера 7. компресс
3. пресса 8. тенор
4. лотерея 9. энергия
5. темп 10. бизнес
IV. В каких словах произносится [о]:
1. двоеженец 4. свекла
2. разведенный 5. побасенка
3. приведенный 6. оцененный
V. В каких словах допускается произносить [шн]:
1. ночной 4. коричневый
2. яичница 5. стрелочник
3. Кузьминична 6. игрушечный
VI. Выберите правильные формы слов:
1. по окончанию школы 6. более легкий
2. яслей 7. большой мозоль
3. макаронов 8. положите на стол
4. инженеры 9. пятеро смелых
5. звонче 10. скучать по Вас
VII. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях:
1. вопреки требованиям 4. оказать влияние на брата
2. вернуться назад 5. вера в будущее
3. отзыв на кандидата 6. предостеречь об опасности
ВАРИАНТ VI
Задания с выбором ответа.
I. Выберите соответствующее определение:
Культура речи - Этический аспект культуры речи - Языковая норма - | 1 правильность речи, 2 раздел языкознания, изучающий стили литературного языка, 3 владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. 1 описание речевого этикета, эффективных приемов общения, 2 изучение и кодификация норм языка, 3 изучение и функциональная дифференциация средств языка. 1 речевая ошибка, 2 разновидности одного и того же слова, которые характеризуются тождественной лексико-семантической функцией, 3 правила использования речевых средств в определенный период развития языка. |
II. Ударение правильно поставлено в словах:
1. балованный 6. хвоя
2. соболезнование 7. щавель
3. знамение 8. углубить
4. кремень 9. премирование
5. менеджмент 10. приданое
III. Согласный перед е произносится твердо в словах:
1. брезент 6. терраса
2. коттедж 7. корректный
3. модель 8. патент
4. де-юре 9. индекс
5. акварель 10. диспансер
IV. В каких словах произносится [о]:
1. двоеженец 4. свекла
2. разведенный 5. побасенка
3. приведенный 6. оцененный
V. В каких словах допускается произносить [шн]:
4. булочная 4. пушечный
5. копеечный 5. ячневая
6. скучно 6. Никитична
VI. Выберите правильные формы слов:
1. сапогов 6. более молчаливее
2. двести шестьдесят семи книг 7. класть на стол
3. лягте 8. трое девушек
4. аптекари 9. поезжай быстрее
5. самый мудрый 10. вкусный кофе
VII. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях:
1. установить о мотивах 4. оплатить за проезд
2. основать концепцию 5. доставлять удовольствие
3. попирать честь и достоинство 6. заведующий кафедры
ВАРИАНТ VII
Задания с выбором ответа.
I. Выберите соответствующее определение:
Невербальные средства общения - Коммуникативный аспект культуры речи - Богатство речи - | 1 жесты, мимика, поза, движения тела, 2 общение посредством знаков письма, 3 общение посредством языка, речи (письменной и устной). 1 описание речевого этикета, эффективных приемов общения, 2 изучение и кодификация норм языка, 3 изучение и функциональная дифференциация средств языка. 1 умение четко и ясно мыслить, знание предмета речи и законов русского языка, 2 отсутствие в речи лишних слов, диалектизмов, слов-«сорняков», «слов-паразитов», 3 владение синонимическими и антонимическими возможностями языка, разнообразие в использовании речевых средств. |
II. Ударение правильно поставлено в словах:
1. включенный 6. генезис
2. августовский 7. звонишь
3. мастерски 8. квартал
4. каталог 9. красивее
5. сироты 10. вы правы
III. Согласный перед е произносится твердо в словах:
1. бенефис 6. анестезия
2. бета (буква греческого алфавита) 7. бассейн
3. термостат 8. гротеск
4. дефис 9. идентичный
5. террор 10. академия
IV. В каких словах произносится [о]:
1. двоеженец 4. свекла
2. разведенный 5. побасенка
3. приведенный 6. оцененный
V. В каких словах допускается произносить [шн]:
1. задачник 4. конечно
2. Ильинична 5. молочная
3. речной 6. яблочная
VI. Выберите правильные формы слов:
1. красивее 6. ребенок дремет
2. директоры 7. привык
3. кружевной манжет 8. блюдцев
4. лягте на пол 9. шестьюстами тремя
5. офицеры 10. ихний дом
VII. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях:
1. установить о мотивах 4. оплатить за проезд
2. основать концепцию 5. доставлять удовольствие
3. попирать честь и достоинство 6. заведующий кафедры
ВАРИАНТ I
Задания с выбором ответа.
I. Выберите соответствующее определение:
Культура речи - Этический аспект культуры речи - Языковая норма – | 1 правильность речи, 2 раздел языкознания, изучающий стили литературного языка, 3 владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. 1 описание речевого этикета, эффективных приемов общения, 2 изучение и кодификация норм языка, 3 изучение и функциональная дифференциация средств языка. 1 речевая ошибка, 2 разновидности одного и того же слова, которые характеризуются тождественной лексико-семантической функцией, 3 правила использования речевых средств в определенный период развития языка. |
II. Ударение правильно поставлено в словах:
1 анатом 6 ворожея
2 аристократия 7 подростковый
3жалюзи8 приданое
4 эксперт 9 умерший
5 каучук 10 танцовщица
III. Согласный перед е произносится твердо в словах:
1 бенефис 6 анестезия
2 бета (буква греческого алфавита) 7 бассейн
3 термостат 8 гротеск
4 дефис 9 идентичный
5 террор 10 академия
IV. В каких словах произносится [о]:
1. афера 4. желоб
2. блеклый 5. зев
3. грубошерстный 6. свекла
V. В каких словах допустимо произношение [шн]:
1. булочная 4. порядочный
2. задачник 5. Ильинична
3. яблочный 6. копеечный
VI. Выберите правильные формы слов:
1. сапогов 6. более молчаливее
2. двести шестьдесят семи книг 7. класть на стол
3. лягте 8. трое девушек
4. аптекари 9. поезжай быстрее
5. самый мудрый 10. вкусный кофе
VII. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях:
1. дать отпор для захватчиков 4. неминуемая гибель
2. благодаря халатности 5. представить слово гостю
3. глубокая бездна 6. добиться ухудшения дисциплины
VIII. Слово употреблено в несвойственном ему значении
в предложении:
1. Павел Сычов выступал в качестве продюсера строительства нового комбината.
2. Александр рассеянным взглядом окинул всю эту светлую и чистую красоту.
3. От домика по узкой дорожке он добежал до калитки.
4. Ломоносов – предтеча многих великих русских ученых.
5. Степан с энтузиазмом завзятого флегматика принялся за дело.
6. За гаражом нашелся потерянный ключ.
Задания с кратким ответом.
IX. Лексическое значение слова правильно указано в примерах:
1. аномалия – история развития болезни.
2. фигуральный – образный, иносказательный.
3. афера – сдача в наем транспортного средства.
4. оказия – неприятное происшествие.
5. атташе – прислуга в барском доме.
6. депозит – разновидность денежных вкладов.