Положение о начальных народных училищах. 14 июля 1864
Ст. 1. Начальные народные училища имеют целью утвердить в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания.
Ст. 2. К начальным народным училищам относятся: 1) ведомства Министерства народного просвещения: а) приходские училища в городах, посадах и селах, содержимые на счет местных обществ и частию на счет казны и пожертвований частных лиц, и б) народные училища, учреждаемые и содержимые частными лицами разного звания. 2) Ведомства Министерств государственных имуществ, Внутренних дел. Удельного, Горного: сельские училища разных наименований, содержимые на счет общественных сумм. 3) Ведомства духовного: церковноприходские училища, открываемые православным духовенством в городах, посадах и селах, с пособием и без пособия казны, местных обществ и частных лиц. 4) Все вообще воскресные школы, учреждаемые как правительством, так и обществами городскими и сельскими и частными лицами для образования лиц ремесленного и рабочего сословий обоего пола, не имеющих возможности пользоваться учением ежедневно.
Ст. 3. Предметами учебного курса начальных народных училищ служат: а) закон божий (краткий катехизис и священная история); б) чтение по книгам гражданской и церковной печати; в) письмо; г) первые четыре действия арифметики, и д) церковное пение там, где преподавание его будет возможно.
Ст. 4. В начальных народных училищах преподавание совершается на русском языке.
Ст. 6. В училища могут быть принимаемы дети всех сословий без различия вероисповедания...
Ст. 10. Для учреждения начальных народных училищ городскими и сельскими обществами и частными лицами требуется разрешение уездного училищного совета. Училища сии могут быть закрываемы по распоряжению губернского училищного совета в случае беспорядка и вредного направления учений...
Ст. 17. Наблюдение за религиозно-нравственным направлением во всех начальных народных и воскресных училищах возлагается на местного приходского священника. В случае надобности он сообщает свои замечания учителю и лицам, заведующим училищем, а если бы его замечания не были приняты, доносит о том уездному училищному совету.
Из откликов общества на проект устава низших и средних учебных заведений
(1863 г.):
Дайте нам что-нибудь прочесть из жизни Греции и Рима в удобочитаемом переводе, или в дельной ученой статье, мы прочтем с удовольствием, а учиться для этого древним языкам, извините, у нас нет времени. Что касается наших детей, то научите их немножко правильнее писать по-русски да немножко понимать по-французски и по-немецки. Латынь же служит только к тому, что они, по крайней мере, два раза в неделю остаются без обеда, а это очень вредит их здоровью. Если же хотите поболее развить их, то познакомьте их с теми знаниями, которых наиболее требует современная жизнь и наука: мы не хотим видеть их ни греками, ни римлянам, а образованными европейцами и русскими, мы не думаем делать из них каких-нибудь ремесленников, но и не желаем, чтобы они уже с детства приготовлялись быть специальными учеными и притом по науке, которая ни нам, ни им не по сердцу.
Свод замечаний на проект устава низших и средних учебных заведений. СПб., 1863. С. 230.
Классические или реальные гимназии?
[...] У нас древние языки не составляют такого необходимого ингредиента истинного образования, каким они справедливо были в Европе. Кроме того, знание древних языков совершенно бесплодно, когда оно остается полу-знанием, как оставалось за крайне редкими исключениями у наших учащихся; для этих языков нужно поэтому усиленное, настойчивое преподавание, которого не выдержала бы масса наших учащихся, и которому было бы совершенно бесполезно подвергать ее. К чему греческий язык этой массе, большинство которой не встретит после в своей практической жизни ни одного случая употребить в дело и с пользой свое знание? к чему обременение памяти тяжелым грузом плохо заученных греческих спряжений (потому что дальше их и не уйдет большинство учащихся, что уже доказано горьким долголетним опытом? [...]
Естественные науки дают [...] необходимое основание для множества практических и прикладных изучений, которые сделались настоятельной потребностью при новом промышленном развитии, и недостаток которых чувствуется на каждом шагу в нашем отечестве. Объяснять подробно необходимость изучения естественных наук и реального знания становится совершенно излишне. У нас все еще нет своих инженеров, техников, машинистов; мы все еще за всякой малостью вынуждены обращаться в своих промышленных предприятиях к немцам и англичанам. Еще недавно рассказано было в газетах, что за разработку каменно-угольных копей, открывшихся в вятской или пермской губернии (не ближе), берется бельгийская (!) компания: собственного умения не хватает, и конечно половина, если не больше, своего богатства будет пропадать от собственного невежества. А тут, когда нужно разрабатывать угольные копи и строить железные дороги, у нас клянут реальные школы и рекомендуют изучение Фукидида! [...]
В настоящее время учреждение реальных школ было бы самым разумным делом, какое только может быть сделано на пользу русского образования. Учреждение их совпало бы с настоятельно высказывающимися потребностями общества, научными и практическими; потребности эти совершенно законны, положительно разумны и потому имеют полное право на удовлетворение. Государство, которому принадлежит высшее распоряжение школами, одним учреждением реальных училищ, принесло бы реальную пользу и своим интересам, и обществу: распространение реального знания отразилось бы благодетельно и на интеллектуальном развитии общества, и на промышленно-практических отношениях страны.
Классические или реальные гимназии? По поводу спора г. Леонтьева с г. Вороновым) // Современник. СПб., 1863. №9. С. 64-66.
М.Н. КАТКОВ
Естествознание у нас решительно в моде. Дух естествознания, с его фактической основой, проникает, по-видимому, всюду. Дитя своего времени, Ученый комитет главного правления училищ с своей стороны не остается глух к требованиям современности и, свергая рутину, торопливо спешит на новые пути… Весь проект гимназий, составленный комитетом, есть не что иное, как смело задуманный план экспериментов над русским просвещением. Здесь не мертвая материя, а самый дух послужит материалом опыта; здесь собираются разлагать, перегонять и дистиллировать самый дух русского народа. [...] Твердо надеемся, что план гимназического учения, составленный Ученым комитетом главного правления училищ, останется в области фантазии, где его настоящее место, а в действительности послужит только поучительным предостережением от невообразимых последствий канцелярски-прогрессивного обращения с таким великим делом, как народное просвещение».
Катков М.Н. Труды Ученого Комитета Главного правления
училищ по рассмотрению проекта устава
общеобразовательных заведений // Современная летопись. М., 1863. №22.
Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения19 ноября 1864 г.
§ 1. Гимназии имеют целью доставить воспитывающемуся в них юношеству общее образование и вместе с тем служат приготовительными заведениями для поступления в университет и другие высшие специальные училища.
§ 2. По различию предметов, содействующих общему образованию, и по различию целей гимназического обучения гимназии разделяются на классические и реальные.
§ 3. В гимназии полагается семь классов с годичным курсом для каждого класса.
§ 4. Гимназии учреждаются в таких городах и местечках, где по численности и потребностям народонаселения они признаны будут нужными. В каждой губернии полагается по крайней мере одна гимназия, но по мере потребности в одной губернии и даже в одном городе может быть несколько гимназий.
§ 5. Кроме гимназий там, где представится надобность и возможность, а также в местах, не имеющих гимназий, могут быть учреждаемы прогимназии, состоящие только из 4-х низших классов гимназии и разделяющиеся также на классические и реальные...
§ 8. Гимназии и прогимназии содержатся или на счет правительства, или на счет обществ, сословий и частных лиц...
§ 39. Учебный курс классических гимназий составляют следующие предметы:
1) закон божий,
2) русский язык с церковно-славянским и словесность,
3 и 4) латинский и греческий языки,
5) математика,
6 и 7) физика и космография,
8) история,
9) география,
10) естественная история (краткое наглядное объяснение трех царств природы),
II и 12) немецкий и французский языки, и
13) чистописание, рисование и черчение.
§ 40. В реальных гимназиях преподаются:
а) в одинаковом объеме с классическими:
1) закон божий,
2) русский язык с церковно-славянским и словесность,
3) история,
4) география, и
5) чистописание;
б) в большом объеме сравнительно с классическими:
6) математика,
7) естественная история с присоединением к ней химии,
8 и 9) физика и космография,
10 и 11) немецкий и французский языки (оба обязательно), и
12) рисование и черчение;
в) вовсе не преподаются: латинский и греческий языки.
§ 41. В гимназиях и классических и реальных сообщается ученикам высшего класса перед выпуском директором, или, по его выбору, инспектором или одним из учителей, в кратком изложении по особо составленному по распоряжению Министерства народного просвещения учебнику или руководству понятие о нашем государственном устройстве, об основных законах империи, касающихся верховной власти, о значении разных присутственных мест и о главных законах гражданских и уголовных.
§ 53. В гимназии и прогимназии обучаются дети всех сословий без различия звания и вероисповедания.
§ 55. В первый класс гимназии и прогимназии принимаются дети умеющие читать и писать по-русски, знающие главные молитвы и из арифметики сложение, вычитание и таблицу умножения. При сем наблюдается, чтобы в первый класс поступали дети не моложе 10 лет.
§ 59. Все ученики гимназий и прогимназий обязаны вносить плату за учение пополугодно вперед в течение двух первых месяцев каждого полугодия. Не внесшие платы в означенные сроки считаются выбывшими из заведения...
§ 60. От платы за учение по определению местного педагогического совета освобождаются заслуживающие того по своему поведению и прилежанию дети совершенно недостаточных родителей; причем наблюдается, чтобы общее число освобождаемых от платы за учение составляло в отношении ко всему числу учащихся не более десяти процентов.
ПСЗРИ. Собр. 2. № 41472. 19 ноября 1864
Реформа печати
Указ правительствующему Сенату
О ДАРОВАНИИ НЕКОТОРЫХ ОБЛЕГЧЕНИЙ И УДОБСТВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕЧАТИ
/ 6 апреля 1865 г./
Желая дать отечественной печати возможные облегчения и удобства, Мы признали за благо сделать в действующих цензурных постановлениях, при настоящем переходном положении судебной у нас части и впредь до дальнейших указаний опыта, нижеследующие перемены и дополнения:
1. Освобождаются от предварительной цензуры: а) В обеих столицах:
1 ) все выходящие доныне в свете повременные издания, коих издатели сами заявят на то желание;
2) все оригинальные сочинения объемом не менее 10-ти печатных листов, и
3) все переводы объемом не менее 20-ти печатных листов.
б) Повсеместно:
1) все издания правительственные;
2) все издания Академий, Университетов и учебных обществ и установлений;
3) все издания на древних классических языках и переводы с сих языков;
4) чертежи, планы и карты.
П. Освобожденные от предварительной цензуры повременные и другие издания, сочинения и переводы, в случае нарушения в них законов, подвергаются судебному преследованию; повременные же издания, кроме того, в случае замеченного в них вредного направления, подлежат и действию административных взысканий, по особо установленным на то правилам.
III. Заведывание делами цензуры и печати вообще сосредоточивается при Министерстве Внутренних Дел, под высшим наблюдением Министра, во вновь учреждаемом Главном по сим делам Управлении.
IV. Действие настоящего указа не распространяется ныне: а) на сочинения, переводы и издания, а также места в них, подлежащие, по действующим постановлениям и распоряжениям, духовной цензуре. Постановления и распоряжения спи, равно как и цензура иностранная, остаются на существующем теперь основании;
б) на повременные и другие издания эстампов, рисунков и других изображений с текстами и без оных, которые подлежат действию цензурного Устава также на существующем основании.
Утвердив вместе с сими те перемены и дополнения, которые оказываются, вследствие вышеизложенных мер, необходимыми в подробностях действующих ныне касательно печати постановлений, повелеваем Правительствующему Сенату сделать к обнародованию сей Нашей воли надлежащее распоряжение с тем, чтобы она приведена была в исполнение с 1-го Сентября текущего года. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 2. Отд. 1. Т.40. № 41988. С.396.
/Печатается по: Политическая история России. Хрестоматия. Ч. 2. М., 1995. С. 186-187./