Туманов В.Е. Школьный музей / Ориентирование в музее
Конец страницы
ОРИЕНТИРОВАНИЕ В МУЗЕЕ
[Разработка системы ориентирования]
[Этикетки]
[Пояснительные тексты]
[Разработка системы ориентирования]
Экспозицию школьного музея, как и всякого другого, целесообразно организовать таким образом, чтобы любой посетитель мог легко в ней ориентироваться. Для этого служит система указателей, оглавительных текстов и этикетажа.
Разработку системы ориентирования в музее начинают уже на стадии формирования концепции экспозиции и детализируют на всех последующих этапах: тематико-экспозиционный план, архитектурно-художественное проектирование, монтаж экспозиции.
При входе в музей, кроме специальной титульной доски с полным наименованием музея, можно повесить схему расположения экспозиции, особенно если она размещается в нескольких залах, пусть даже и не сообщающихся между собой. На схеме сплошной или пунктирной линией яркого цвета необходимо показать рекомендуемый маршрут осмотра экспозиции. Если на самой схеме экспозиции нельзя указать названия ее разделов, то на чертеже их обозначают цифрами, а под ним дают расшифровку названий разделов.
Залы, если их больше одного, также номеруют. При входе в зал вешают табличку с его номером, а если залы имеют какие-то индивидуальные названия, то указывают и их. Например: «Зал боевой славы выпускников школы», «Зал спортивной славы школы», «Мемориальный класс Ю.А.Гагарина» и т.п.
Непосредственно в экспозиционных залах применяют указатели, оглавительные тексты и этикетаж. Если экспозиция имеет сложную конфигурацию, применяют указатели (изображение стрелок с надписями: «Начало осмотра», «Продолжение осмотра», «Выход»).
Каждый раздел экспозиции предваряют заголовком. Название раздела принято размещать над экспозиционным комплексом, относящимся к данному разделу экспозиции. Заголовок должен быть лаконичным и отражать сущность экспозиционного комплекса. Например: «Наши учителя», «Оборона города», «Природные ресурсы края» и т.п. Если раздел экспозиции состоит из нескольких подразделов, которые отражают самостоятельные темы или события, то их также обозначают заголовками. Например, раздел экспозиции «Природные ресурсы края» может иметь несколько самоценных подразделов: «Полезные ископаемые», «Пушные звери», «Лекарственные растения» и т.п.
[Этикетки]
Каждый экспонат экспозиции, подлинный или копийный, снабжают этикеткой (аннотацией). Этикетаж позволяет посетителям музея как бы самостоятельно «читать» экспозицию без помощи экскурсовода. Этикетаж может выполняться как на отдельных бумажных этикетках, так и на самих экспозиционных площадках: стендах, вертушках, подиумах и т.п. Желательно только, чтобы во всей экспозиции или экспозиционном комплексе этикетки выполнялись в одном стиле: цвет бумаги или иного используемого материала, размер и цвет шрифта и т.п.
Иногда непосредственно рядом с экспонатами этикетки разместить невозможно или нецелесообразно. В таком случае экспонаты нумеруют (рядом с экспонатом наносят его порядковый номер), и в каком-то удобном месте экспозиционного комплекса выполняется этикетаж в соответствии с порядковыми номерами экспонатов. Важно лишь чтобы экспонируемые материалы и этикетаж к ним могли одновременно находиться в поле зрения посетителя и ему не приходилось бы отходить от стенда, переворачивать планшет вертушки, низко наклоняться или вставать на цыпочки, чтобы прочитать этикетки, относящиеся к данному экспозиционному комплексу.
Текст этикетки состоит их двух частей: названия экспоната и аннотации к нему. При этом название экспоната, в каком бы разделе он ни помещался, сохраняется в соответствии с его научным описанием в «Инвентарной книге музея», а аннотация может изменяться в зависимости от целей его использования в экспозиционном комплексе. Например, идентичные фотографии одного человека могут экспонироваться в разных разделах экспозиции. Скажем, в разделе «Коллективизация сельского хозяйства» к фотографии может прилагаться этикетка: «Смирнов Иван Федорович (1889-1947 гг.) — первый председатель колхоза «Маяк» (1931-1941 гг.)», а в разделе «Партизанское движение» — «Смирнов Иван Федорович (1889-1947 гг.) — организатор и командир партизанского отряда «Мститель» (1941-1943 гг.)».
В школьном музее очень важно включать в экспозиционные разделы или в этикетаж специальные пояснения о тех учащихся и местных жителях, кто собрал или передал в музей конкретные краеведческие материалы. Это является дополнительным стимулом для новых поколений краеведов и вызывает доверие к музею у земляков, которые видят, что бережно сохраняются не только сами собранные материалы, но и память о тех, кто их нашел или передал в музей.
При экспонировании научно-вспомогательных материалов необходимо указывать в этикетаже, откуда взяты эти материалы или где находится подлинник, а в некоторых случаях указывается и автор этих материалов. Например, если экспонируется фотография какого-нибудь недвижимого памятника истории и культуры или объекта природы, то необходимо указать на этикетке название объекта, место его нахождения, автора снимка и время съемки: «Ильинская церковь, с.Юрьево Котельничского района Кировской области. Фото А.Иванова, март 1990 г .» При экспонировании текстов или их фрагментов из печатных изданий указывают автора текста (статьи, очерка и т.п.), название и выходные данные издания. Если экспонируется репродукция произведения изобразительного искусства, изображение памятника истории и культуры, хранящегося в другом музее, то обязательно указывают место нахождения подлинника, например: «К.А.Васильев. «Прощание славянки». Музей творчества К.А.Васильева, г.Москва».
При составлении этикеток к экспонатам (подлинным музейным предметам или научно-вспомогательным) необходимо стремиться к тому, чтобы констатирующая часть этикетки отражала точное название экспоната и место нахождения оригинала, а аннотирующая часть в лаконичной форме показывала смысловое значение экспоната в данном экспозиционном комплексе.
[Пояснительные тексты]
Иногда оглавительные тексты и этикетаж не позволяют достаточно полно раскрыть смысловое или научное содержание экспозиционного комплекса. Тогда используют пояснительные тексты, которые содержат дополнительную информацию, относящуюся к данному разделу экспозиции. Например, к разделу экспозиции «Учителя и выпускники школы — участники войны» могут быть приведены статистические данные о количестве педагогов и учащихся школы, участвовавших в Великой Отечественной войне, о количестве погибших и пропавших без вести, о количестве награжденных различными боевыми наградами и другие сведения.
Важно чтобы оглавительные и пояснительные тексты, этикетаж органично вписывались в экспозицию, не нарушали ее архитектурно-художественный образ.
Хорошо продуманная система указателей, этикетажа, оглавительных и пояснительных текстов помогает посетителям самостоятельно ознакомиться с экспозицией, получить довольно полное представление о ее научном содержании, а для экскурсоводов эти тексты выполняют роль своеобразных тезисов при проведении экскурсий.
Дальше Назад
Туманов В.Е. Школьный музей / Заключение
Конец страницы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогу, решившемуся «включиться» в школьно-музейную деятельность, предстоит решить немало проблем организационного и научно-методического характера. Во-первых, целесообразно изучить соответствующую нормативную базу, чтобы ясно представлять, в рамках какого правового поля он может действовать и какую ответственность, юридическую и моральную, принимает на себя.
Педагогу целесообразно взвесить свои возможности в плане выбора тематики краеведческих исследований и своей профессиональной подготовленности к их осуществлению. Вполне может случиться и так, что заинтересовавшая его тема достаточно полно изучена и отражена местным краеведческим музеем, отделением общества охраны памятников истории и культуры или другим школьным музеем.
Рациональнее всего обратиться за консультациями в местный краеведческий музей, специалисты которого смогут дать дельные советы по выбору тематики краеведческих исследований и по ряду вопросов, связанных с организацией и содержанием деятельности школьного музея.
Важно также обсудить идею создания школьного музея, его предполагаемую исследовательскую проблематику с педагогическим коллективом учреждения образования. Это позволит привлечь других педагогов к исследованию конкретных тем по истории и природе края, к созданию музея, сформулировать основные подходы к использованию школьного музея в учебно-воспитательном процессе.
Необходимым условием проведения краеведческих исследований и создания школьного музея является организация повышения квалификации педагогов в области краеведения и музейного дела, а также создание системы кружковой и клубной учебы детей, принимающих участие в этой деятельности.
Важно продумать как саму научную концепцию школьного музея, так и ряд практических вопросов, связанных с его материальной базой. Ведь проведение краеведческих исследований, экспедиций, изготовление специального фондового и экспозиционного оборудования и т.п. требует серьезных материальных затрат.
Это только основные проблемы, которые приходится решать педагогу-руководителю школьного музея.
Настоящее пособие не дает ответов на многие из этих вопросов. Его цель — дать педагогу общие представления о школьном музее как общественном институте науки, культуры и образования, который может быть эффективно использован в учреждении образования в качестве универсального средства обучения и воспитания учащихся и приобщения их к общественно полезной деятельности по изучению родного края, выявлению, собиранию, охране и использованию краеведческих объектов как составной части историко-культурного и природного наследия страны.
Конец страницы
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. /Труды Государственного исторического музея. Вып. 52; Под общ. ред. А.Б.Закс и Л.Е.Янбых. - М.: 1980.
2. Белявский М.Т. Работа в музеях с историческими памятниками при изучении истории СССР (с древнейших времен до 1917 г .): Учебное пособие. - М: 1978.
3. Детский туризм в России. Очерки истории: 1918 — 1998. /Автор-составитель Ю.С.Константинов. — М.:1998.
4. Документальные памятники в школьных музеях: выявление, учет, использование. Учебное пособие для студентов вузов. /И.А.Альтман, А.А.Курносов, В.Е.Туманов и др.; Под ред. С.О.Шмидта. — М.: 1988.
5. И.В.Цветаев создает музей. /Составители А.А.Демская, Л.М.Смирнова. - М.: 1995.
6. Историческое краеведение. (Основные источники изучения родного края): Пособие для студентов педвузов. /Под ред. Н.П.Милонова. — М.: 1969.
7. Историческое краеведение: Учебное пособие для студентов исторических факультетов педагогических институтов. /Под ред. Г.Н.Матюшина. - М.: 1975.
8. Историческое краеведение: Учебное пособие для студентов исторических факультетов педагогических институтов: Изд. 2-е перераб. и доп. /В.Н.Ашурков, Д.В.Кацюба, Г.Н.Матюшин; Под ред. Г.Н.Матюшина. — М.: 1980.
9. Краеведение Москвы: Научно-методические материалы в помощь краеведам. /Под ред. Л.В.Ивановой и С.О.Шмидта. — М.: 1990.
10. Краеведение: Пособие для учителя. /Под ред. А.В.Даринского. — М.: 1987.
11. Краеведческая работа в начальных классах. Из опыта работы. — М.: 1977.
12. Кружковая работа по истории и обществоведению: Книга для учителя. /Сост. М.П.Простов. — М.: 1984.
13. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителя. /Н.С.Борисов, В.В.Дранишников, П.В.Иванов, Д.В.Кацюба; Под ред. Н.С.Борисова. — М.: 1982.
14. Михайловская A.M. Музейная экспозиция. (Организация и техника). /Под ред. Ф.Н.Петрова и К.Г.Митяева. — М.: 1964.
15. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учебное пособие для вузов по спец. «История». /Под ред. К.Г.Левыкина и В.Хербста. — М.: 1988.
16. Музей и школа: Пособие для учителя. /Е.Г.Ванслова, А.К.Ламунова, Э.А.Павлюченко; Под ред. Т.А.Кудриной. — М.: 1985.
17. Музейные термины. /Сб. трудов Центрального музея Революции СССР: Терминологические проблемы музееведения. — М.: 1986.
18. Наследники России: Сб. статей. - М.: ВООПиК, 2002.
19. Российская музейная энциклопедия: В 2-х томах. — М.: 2001.
20. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: Книга для учителя. — М.: 1988.
21. Сейненский А.Е. Родной край: страницы истории. В помощь педагогукраеведу. — М.: 1994.
22. Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе: Книга для учителя: Из опыта работы. — М.-.1987.
23. Современное состояние и перспективы развития краеведения в регионах России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: 10-11 декабря 1998 г . - М.: 1999.
24. Соколова И.В. Следопыты ведут поиск: Пособие для учителей — М.: 1973.
25. Строев К.Ф. Краеведение. - М.:1976.
26. Туристско-краеведческие кружки в школе: Методические указания для руководителей. /И.А.Верба, Я.Б. Галкин, А.П.Радищев и др.; Под ред. В.В.Титова. - М.: 1988.
27. Филимонов СБ. Краеведческие организации Европейской России и документальные памятники (1917-1929 гг.). — М.: 1991.
28. Фоломеев В А., Шкурко А.И. Учет и хранение фондов школьных музеев: Методические указания. — М.: 1976.
29. Школьное краеведение: программы, идеи, опыт. /Наследие и современность: Информационный сборник Института Наследия. Вып. 2; Сост. и науч. ред. В.Е.Туманов. — М.: 1995.
30. Школьные музеи: Из опыта работы. /Под ред. В.Н.Столетова и М.П.Кашина. - М.: 1977.
31. Школьные музеи: Сб. документов. М.: 1987.
32. Шляхтина Л.М., Фокин СВ. Основы музейного дела: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов. — СПб., 2000.
33. Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники. — Тверь, 1992.
34. Элъкин Г.Ю., Огризко ЗА. Школьные музеи: Пособие для учителей. - М.: 1972.
Назад