Туманов В.Е. Школьный музей / Феномен музейного предмета
Конец страницы
ФЕНОМЕН МУЗЕЙНОГО ПРЕДМЕТА
[Подготовка к исследованиям]
[Музейный предмет]
[Реликвия, раритет]
[Предмет музейного значения]
[Копия, муляж, новодел, модель, воспроизведение]
[Аттрактивность музейного предмета]
[Репрезентативность музейного предмета]
["Скрытая" информация]
[Литература по теме]
Краеведение как сфера научной деятельности по изучению особенностей развития природы, истории и культуры родного края зачастую связано с выявлением памятников материальной и духовной культуры, оригинальных объектов природы. Особенно это характерно для школьного краеведения, которое традиционно используется для эффективного решения двуединой задачи обучения и воспитания детей и молодежи в процессе их участия в выявлении, охране и использовании культурного и природного наследия [1]. История отечественного школьного краеведения свидетельствует о том, что наиболее распространенными источниками для изучения различных фактов и событий в истории края являются те, которые были собраны юными краеведами в процессе поисково-собирательской краеведческой деятельности [2].
Юные краеведы выявляют и собирают предметы быта и рабочие инструменты, газеты и фотографии, письма и воспоминания, образцы растительности и почвы, осуществляют наблюдения за состоянием недвижимых памятников и окружающей среды. Все их находки и наблюдения становятся основой для написания работ историко-краеведческой тематики, создания в школах предметных кабинетов, краеведческих уголков, музеев.
Анализ современного состояния школьного краеведения, осуществленный в процессе реализации задач туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество», показывает, что педагоги и учащиеся, участвующие в поисково-собирательской краеведческой работе, подчас недостаточно хорошо знакомы с основными правилами и методиками выявления объектов наследия, их определения, описания и учета.
Особенно это заметно при анализе опыта комплектования фондов школьных музеев, научного описания и атрибуции музейных предметов. В многочисленных статьях, докладах и сообщениях юных краеведов и их педагогов выявленные в процессе поисково-собирательской работы предметы музейного значения называются то памятниками истории и культуры, то реликвиями, то экспонатами и т.п. Юные краеведы и их педагоги часто не делают различия между подлинниками и копиями, оригиналами и новоделами, муляжами и моделями, не имеют элементарных представлений о порядке и содержании научного описания и атрибутирования музейных предметов, не говоря уже о выявлении их свойств и определении научной значимости как объектов наследия.
Среди причин, порождающих эти недочеты, можно назвать и недостаточное количество издаваемых методических разработок, и отсутствие системы подготовки руководителей школьных музеев, и многообразие терминов для определения одних и тех же объектов в системе различных научных дисциплин. Например, письменный документы в памятниковедении определяется как документальный памятник [3], в архивоведении — архивный документ [4], в музееведении — музейный предмет [5], в источниковедении — исторический источник [6]. Краеведение как научная дисциплина интегрирующего характера использует понятийный аппарат этих и других научных дисциплин, в зависимости от того, в рамках каких методик осуществляется конкретное исследование. Поэтому один и тот же объект культурного наследия в различных краеведческих исследованиях или на разных этапах исследования может называться и памятником истории и культуры, и объектом природы, и историческим источником, и музейным предметом. Например, при выявлении объекта наследия в среде бытования он может классифицироваться участниками поисково-собирательской работы как памятник истории и культуры, и в случае, если принято решение о передаче этого объекта в школьный музей, то в полевых учетных документах он фиксируется как предмет музейного значения, а при поступлении в музейное собрание учитывается и описывается как музейный предмет. Если этот музейный предмет используется для изучения какого-либо события или исторического факта, то он выступает как исторический источник, а если для демонстрации в экспозиции — то как экспонат.
Таким образом, в процессе краеведческого исследования довольно часто приходится прибегать к методикам и понятийному аппарату различных дисциплин или использовать профильные приемы и термины на разных этапах исследования. Например, группа краеведов приступает к изучению какого-нибудь события или явления в истории края. На первом этапе осуществляется выявление публикаций по теме исследования с целью выяснения степени ее изученности. На этом этапе краеведы прибегают к методикам, разработанным отечественной библиографией.
Дальше