Тема 2: Базовые понятия лингвокультурологии
План:
1. Понятие «концепт» в современных исследованиях.
2. Концепт как одно из основных понятий лингвокультурологии.
3. Концептосфера как совокупность концептов, отражающих культуру нации.
Литература: [1, с. 28-30]; [3, с. 15-20]; [2, с. 23-39].
Вопросы для самоконтроля:
Что объединяет и различает лингвокультурный концепт и лингвокогнитивный?
Каково определение базовым понятиям лингвокультурологии (культурный фон, культурный фонд, культурная коннотация, лингвокультурема, универсальные категории)?
Задания для самостоятельной работы:
1. Кейс-задание: Подготовить выступление на тему «Национально обусловленные концепты», пользуясь словарем концептов русской культуры Ю.С. Степанова (Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю.С. Степанов. - М. : Школа «Языки русской культуры», 1997. - 824 с. - ISBN 5-88766-057-0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212939 (19.03.2015)).
Критерии оценки: 1. выделение концептов русской культуры; 2. определение национально-культурного компонента в данном концепте (см. образец выполнения выше).
2. Написать реферат на тему.
Тема 3: Человек как предмет лингвокультурологического описания
План:
1. Языковая личность в лингвокультурологическом аспекте, компоненты ее содержания.
2. Уровневая модель языковой личности.
3. Различные концепции языковой личности.
4. Признаки сильной языковой личности.
5. Мужчина и женщина в культуре и языке.
Литература: [1, с. 22-28]; [4, с. 8-18]; [2, с. 40-54]; [5, с. 54-57].
Вопросы для самоконтроля:
Что объединяетиндивидуальное когнитивное пространство и коллективное? Что различает их?
Задания для самостоятельной работы:
Подберите устойчивые сочетания, свидетельствующие о наличие определенного эталона поведения и моральных качеств мужчин и женщин.
Тема 4: Лингвокультурная специфика языковых единиц
План:
1. Безэквивалентная лексика.
2. Мифологизированные языковые единицы (архетипы, обряды, обычаи).
3. Прецедентные феномены.
4. Фразеологический фонд языка.
5. Эталоны и символы.
6. Метафоры и образы.
7. Речевое поведение и речевой этикет.
Литература: [1, с. 31-36]; [2, с. 55-76].
Вопросы для самоконтроля:
Что понимается подбезэквивалентной лексикой? Какую роль играют стереотипы в культуре? Что такое автостереотипы и гетеростереотипы?
Задания для самостоятельной работы:
Привести по 5 примеров русских фразеологизмов и фразеологизмов английского языка, в которых была бы отражена национальная специфика.
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)
Перечень программного обеспечения:
Компьютер | Список программных продуктов, помимо стандарных программ Windows |
Ноутбук Acer Extensa 5620 G | 7-zip - программа-архиватор |
Catalyst Control Center | |
Kaspersky Endpoint Security 10 | |
Microsoft Office - офисный пакет | |
K-Lite Codec Pack |
Информационно-поисковые и справочные системы:
Мировая цифровая библиотека. http://www.wdl.org/ru
Библиотека Гумер — гуманитарные науки. http://www.gumer.info/
Сеть электронных библиотек Vivaldi. http://www.vivaldi.ru
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
№ п\п | Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения занятий с перечнем основного оборудования | Фактический адрес учебных кабинетов и объектов, номер ауд. |
Кабинет для проведения лекционных и практических занятий по курсу с комплектом мультимедийного оборудования, включающий ноут-бук, мультимедиапроектор и экран | г. Мурманск, ул. Коммуны, д. 9, ауд. 503 |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
44.03.05 "Педагогическое образование"
Профили "Русский язык. Литература"
(код, направление, профиль)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Шифр дисциплины по РУП | Б1.В.ДВ.19.2 | ||||||||||||||||
Дисциплина | Язык и культура | ||||||||||||||||
Курс | семестр | ||||||||||||||||
Кафедра | Русской филологии и массовых коммуникаций | ||||||||||||||||
Ф.И.О. преподавателя, звание, должность | Терещенко Е.Ю., канд. культ., доцент. | ||||||||||||||||
Общ. трудоемкостьчас/ЗЕТ | 108/3 | Кол-во семестров | Интерактивные формыобщ./тек. сем. | 6/6 | |||||||||||||
ЛКобщ./тек. сем. | 14/14 | ПР/СМобщ./тек. сем. | 16/16 | ЛБобщ./тек. сем. | -/- | Форма контроля | зачет | ||||||||||
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5)
Код формируемой компетенции | Содержание задания (краткая характеристика) | Количество мероприятий | Максимальное количество баллов | Срок предоставления (график контроля) | |
Вводный блок | |||||
Не предусмотрен | |||||
Основной блок | |||||
ОК-5 | Решение бланочных тестов | последняя неделя декабря | |||
ОК-5 | Решение кейс-заданий | На практических занятиях | |||
ОК-5 | Подготовка рефератов по теме | По согласованию с преподавателем | |||
ОК-5 | Работа на занятиях | На занятиях | |||
Всего: | |||||
Зачет | В сроки сессии | ||||
Всего: | |||||
Итого: | |||||
Дополнительный блок | |||||
ОК-5 | Подготовка рефератов по теме | по согласованию с преподавателем | |||
ОК-5 | Решение кейс-заданий | ||||
Всего баллов по дополнительному блоку: | |||||
Шкала оценивая в рамках балльно-рейтинговой системы МАГУ: «не зачтено» - 60 баллов и менее, «зачтено» - 61-100 баллов.