Тема 2: Базовые понятия лингвокультурологии

План:

1. Понятие «концепт» в современных исследованиях.

2. Концепт как одно из основных понятий лингвокультурологии.

3. Концептосфера как совокупность концептов, отражающих культуру нации.

Литература: [1, с. 28-30]; [3, с. 15-20]; [2, с. 23-39].

Вопросы для самоконтроля:

Что объединяет и различает лингвокультурный концепт и лингвокогнитивный?

Каково определение базовым понятиям лингвокультурологии (культурный фон, культурный фонд, культурная коннотация, лингвокультурема, универсальные категории)?

Задания для самостоятельной работы:

1. Кейс-задание: Подготовить выступление на тему «Национально обусловленные концепты», пользуясь словарем концептов русской культуры Ю.С. Степанова (Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю.С. Степанов. - М. : Школа «Языки русской культуры», 1997. - 824 с. - ISBN 5-88766-057-0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212939 (19.03.2015)).

Критерии оценки: 1. выделение концептов русской культуры; 2. определение национально-культурного компонента в данном концепте (см. образец выполнения выше).

2. Написать реферат на тему.

Тема 3: Человек как предмет лингвокультурологического описания

План:

1. Языковая личность в лингвокультурологическом аспекте, компоненты ее содержания.

2. Уровневая модель языковой личности.

3. Различные концепции языковой личности.

4. Признаки сильной языковой личности.

5. Мужчина и женщина в культуре и языке.

Литература: [1, с. 22-28]; [4, с. 8-18]; [2, с. 40-54]; [5, с. 54-57].

Вопросы для самоконтроля:

Что объединяетиндивидуальное когнитивное пространство и коллективное? Что различает их?

Задания для самостоятельной работы:

Подберите устойчивые сочетания, свидетельствующие о наличие определенного эталона поведения и моральных качеств мужчин и женщин.

Тема 4: Лингвокультурная специфика языковых единиц

План:

1. Безэквивалентная лексика.

2. Мифологизированные языковые единицы (архетипы, обряды, обычаи).

3. Прецедентные феномены.

4. Фразеологический фонд языка.

5. Эталоны и символы.

6. Метафоры и образы.

7. Речевое поведение и речевой этикет.

Литература: [1, с. 31-36]; [2, с. 55-76].

Вопросы для самоконтроля:

Что понимается подбезэквивалентной лексикой? Какую роль играют стереотипы в культуре? Что такое автостереотипы и гетеростереотипы?

Задания для самостоятельной работы:

Привести по 5 примеров русских фразеологизмов и фразеологизмов английского языка, в которых была бы отражена национальная специфика.

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)

Перечень программного обеспечения:

Компьютер Список программных продуктов, помимо стандарных программ Windows
Ноутбук Acer Extensa 5620 G 7-zip - программа-архиватор
  Catalyst Control Center
  Kaspersky Endpoint Security 10
  Microsoft Office - офисный пакет
  K-Lite Codec Pack

Информационно-поисковые и справочные системы:

Мировая цифровая библиотека. http://www.wdl.org/ru

Библиотека Гумер — гуманитарные науки. http://www.gumer.info/

Сеть электронных библиотек Vivaldi. http://www.vivaldi.ru

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

№ п\п Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения занятий с перечнем основного оборудования Фактический адрес учебных кабинетов и объектов, номер ауд.
Кабинет для проведения лекционных и практических занятий по курсу с комплектом мультимедийного оборудования, включающий ноут-бук, мультимедиапроектор и экран г. Мурманск, ул. Коммуны, д. 9, ауд. 503

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ.

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

44.03.05 "Педагогическое образование"

Профили "Русский язык. Литература"

(код, направление, профиль)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Шифр дисциплины по РУП Б1.В.ДВ.19.2
Дисциплина Язык и культура
Курс семестр
Кафедра Русской филологии и массовых коммуникаций
Ф.И.О. преподавателя, звание, должность Терещенко Е.Ю., канд. культ., доцент.
 
Общ. трудоемкостьчас/ЗЕТ 108/3 Кол-во семестров Интерактивные формыобщ./тек. сем. 6/6
ЛКобщ./тек. сем. 14/14 ПР/СМобщ./тек. сем. 16/16 ЛБобщ./тек. сем. -/- Форма контроля зачет
                                   

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5)

Код формируемой компетенции Содержание задания (краткая характеристика) Количество мероприятий Максимальное количество баллов Срок предоставления (график контроля)
Вводный блок
  Не предусмотрен      
Основной блок
ОК-5 Решение бланочных тестов последняя неделя декабря  
ОК-5 Решение кейс-заданий На практических занятиях
ОК-5 Подготовка рефератов по теме По согласованию с преподавателем
ОК-5 Работа на занятиях На занятиях
Всего:  
Зачет   В сроки сессии
Всего:  
Итого:  
Дополнительный блок
ОК-5 Подготовка рефератов по теме по согласованию с преподавателем
ОК-5 Решение кейс-заданий
Всего баллов по дополнительному блоку:
           

Шкала оценивая в рамках балльно-рейтинговой системы МАГУ: «не зачтено» - 60 баллов и менее, «зачтено» - 61-100 баллов.

Наши рекомендации