Основные причины ошибок и пути их устранения (Т.Ю.Круцевич 2003)
№ | Причина | Путь устранения |
Неправильное представление. Недостатки общей и специальной физической подготовки. Недостатки волевой подготовленности (нерешительность, боязнь, неуверенность в своих силах). Нарушение последовательности обучения. Отрицательный перенос навыков. Создание неправильной доминанты, которая направляет внимание и действие ученика. Утомление. Неблагоприятные условия выполнения упражнения. | Разъяснить, повторить, нарисовать, показать, продемонстрировать наглядные пособия. Выделить, какого качества недостает для повышения функциональных возможностей, разработать программу физической подготовки. Выяснить причину, облегчить выполнение, обеспечить безопасность, улучшить страховку. Изменить последовательность обучения, возвратиться к предыдущему материалу, то есть восстановить методику обучения. Временное прекращение обучению двигательному действию, начать обучение упражнению сходной структуры. Дать отдых. Переключить на суть задания. Устранить раздражитель, создающий неправильную доминанту путем долее сильного раздражителя. Дать отдых. Устранить недостатки, например, сменить инвентарь. Постепенно приучать к неблагоприятным условиям. |
Все выше перечисленные задачи решаются в процессе многократного повторения двигательного действия или его частей, в ходе которого постепенно автоматизируется управление элементами, соединениями и, наконец, двигательным действием в целом. К концу этого этапа функциональная система двигательного действия стабилизируется, устанавливается определенная системность протекания нервно-регуляторных процессов, образуется так называемый динамический стереотип. Ведущая роль при в системе эфферентации при управлении движением переходит к двигательному анализатору – мышечному чувству.
Особое значение на данном этапе приобретает идеомоторная тренировка. Мысленное представление о данном движении автоматически порождает в соответствующих мышцах сокращения и расслабления. Это приводит к возникновению тех же физиологических процессов, которые характерны для движений. Продолжительность идеомоторной тренировки – по 2 – 3 мин несколько раз в течение дня.
Целью III этапа закрепления и совершенствованияявляется формирование умения высшего порядка, то есть реализация сформированного навыка в условиях его практического применения на соревнованиях, в быту, в производственной и военной деятельности.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие частные задачи:
1. Добиться надежного и вариативного выполнения двигательного действия в меняющихся условиях максимальных физических и психических напряжений
2. Завершить работу над индивидуализацией и перестройкой техники действий с тем, чтобы максимально использовать особенности телосложения и физической подготовленности занимающихся.
Вариативность двигательного действия на этом этапе достигается:
* При усложнении внешних условий (разные места занятий, метеорологические условия, внешние помехи и др.)
* Изменением физического и психического состояния занимающихся (утомление, волнение, отвлечение внимания, различные сбивающие факторы).
* Возрастающими физическими нагрузками в усложненных условиях (бег по песку, гребля или плавание с увеличенным сопротивлением воды и т.д.).
На данном этапе обучения необходимо применение средств срочной информации о параметрах движения и ориентиры, позволяющие получать объективную оценку качества выполнения движения.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Теория и методика физического воспитания. Том I/Под ред.
Т.Ю. Круцевич. – К.: Олимпийская литература, 2003. – 423 с.
2. Теория и методика физической культуры. /Под ред. Ю.Ф. Курамшина. –
М.: Физкультура и спорт, 2003.
3. Мак – Комас А.Дж. Скелетные мышцы.– К.: Олимпийская литература,
2001. – 408 с.
4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура
и спорт, 1991. – 544 с.
5. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском
спорте. – К.: Олимпийская литература, 1997. – 584 с.
6. Уилмор Дж.Х., Костил Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности: Пер. с англ. – К.: Олимпийская литература, 1997. – 504 с.
7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания
и спорта. – М.: Академия, 2000. – 480 с.
ДЛЯ ЗАМЕТОК