Русского языка» С.И. Ожегова или «Словарь иностранных слов».
Правильно образовать различные формы от предлагаемых слов в 4 задании вы сможете,
если поработаете с «Грамматическим словарём русского языка», особенность
построения которого состоит в том, что слова в нём располагаются по алфавиту, но,
начиная с последней буквы в слове, а не с первой, как в других словарях.
В «Грамматическом словаре русского языка» вы найдете ответ, как правильно образовать
форму Род. пад. от предложенных существительных
При работе со словарями обращайте внимание на пометы, имеющиеся в них. Пометы
бывают запретительные, например: неправ., и разрешительные, например: проф.
Перед выполнением5 заданиявам надо познакомиться с морфологической нормой
употребления собирательных числительных, которые можно употреблять не со всеми
существительными (пять – количественное числительное; пятеро – собирательное
числительное).
В 6 заданиинеобходимо уточнить лексическое значение слов, входящих в состав
предложенных словосочетаний, чтобы найти в них лишнее.
В задании № 7 необходимо уточнить значение приведенных паронимов и выбрать
соответствующей вариант для данной речевой модели, обратившись к Толковому
словарю русского языкаили Словарю паронимов.
При выполнении 8 заданияпомните, что количественные числительные в русском языке
изменяются по падежам (склоняются), и при их склонении изменяются все слова и все
корни, входящие в состав числительного, например: сколько? – 385; скольким? –
трёмстам восьмидесятти пяти.
В предложениях задания 9нарушены нормы: лексические (связанные со значением
слова, например: тавтология – повторение однокоренных слов; плеоназм –
употребление лишнего по значению слова; употребление слов в неточном или
в несвойственном им значении и т. п.); морфологические (связанные с образованием
и употреблением различных частей речи); синтаксические (связанные с построением
словосочетаний и предложений, например: неправильный порядок слов в предложении;
построение предложений с причастными и деепричастными оборотами,
т. е. с обособленными членами предложения; согласование главных членов предложения;
нарушение норм управления, когда глагол-сказуемое «требует» постановки при себе
зависимых слов в определённом падеже и т. п.). Вам необходимо определить вид
нарушения нормы и записать предложение в исправленном виде.
ДКР по русскому языку и культуре речи нацелена на проверку уровня усвоения норм
русского языка и умения применять их в устной и письменной речи. Познакомиться
с теоретическим материалом по теме можно, обратившись к учебному пособию
Введенской Л.А. «Русский язык и культура речи».
Вариант 1.
Задание № 1.
Расставьте ударение в словах.
Задолго, заложить, запломбировать, издревле, иконопись, генезис, донельзя, дочерна, завсегдатай, идефикс.
Задание № 2.
Укажите, каким звуком обозначаются выделенные буквы.
Биоэнергетика, мужчина, жакет, енот, жёны, азиатский, прокатчик, масштаб, конечно.
Задание № 3.
Определите значение слов.
Броня – броня.
Задание № 4.
Образуйте форму родительного падежа от приведенных ниже существительных во множественном числе.
Гренки, киловатт, кастрюли, слесари, башкиры, деревца.
Задание № 5.
Соедините числительные (два – двое) с приведенными ниже существительными:
4: студент, окно, сестра, мужчина, козленок.
Задание № 6.
В каких сочетаниях есть лишнее слово? Объясните, почему в этих случаях рекомендуется обходиться без зависимых слов.
Своя автобиография, первый дебют, информационное сообщение.
Задание № 7.
Выберите правильный вариант, консультируясь с Толковым словарем русского языка.
Письмо дошло до (адресанта, адресата). Бухгалтерия должна (оплатить, заплатить) зарплату. Команда (обрела, приобрела) свое лицо.
Задание № 8.
Запишите данные числительные словами. Используйте речевые модели: «Сумма А и В составляет С» , «Разность А и В составляет С».
267549 + 871923 = 1139472
954137 – 532284 = 421853
Задание № 9.
Исправьте допущенные ошибки:
Читая статью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки.
Оратор, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привел интересные сравнения.
Отредактированная рукопись редактором лежала на столе.
Вариант 2.
Задание № 1.
Расставьте ударение в словах:
Иначе, искони, исповедание, исчерпать, карабинер, кожанка, корысть, осужденный, упрочение, феерия.
Задание № 2.