Русского языка» С.И. Ожегова или «Словарь иностранных слов».

Правильно образовать различные формы от предлагаемых слов в 4 задании вы сможете,

если поработаете с «Грамматическим словарём русского языка», особенность

построения которого состоит в том, что слова в нём располагаются по алфавиту, но,

начиная с последней буквы в слове, а не с первой, как в других словарях.

В «Грамматическом словаре русского языка» вы найдете ответ, как правильно образовать

форму Род. пад. от предложенных существительных

При работе со словарями обращайте внимание на пометы, имеющиеся в них. Пометы

бывают запретительные, например: неправ., и разрешительные, например: проф.

Перед выполнением5 заданиявам надо познакомиться с морфологической нормой

употребления собирательных числительных, которые можно употреблять не со всеми

существительными (пять – количественное числительное; пятеро – собирательное

числительное).

В 6 заданиинеобходимо уточнить лексическое значение слов, входящих в состав

предложенных словосочетаний, чтобы найти в них лишнее.

В задании № 7 необходимо уточнить значение приведенных паронимов и выбрать

соответствующей вариант для данной речевой модели, обратившись к Толковому

словарю русского языкаили Словарю паронимов.

При выполнении 8 заданияпомните, что количественные числительные в русском языке

изменяются по падежам (склоняются), и при их склонении изменяются все слова и все

корни, входящие в состав числительного, например: сколько? – 385; скольким? –

трёмстам восьмидесятти пяти.

В предложениях задания 9нарушены нормы: лексические (связанные со значением

слова, например: тавтология – повторение однокоренных слов; плеоназм –

употребление лишнего по значению слова; употребление слов в неточном или

в несвойственном им значении и т. п.); морфологические (связанные с образованием

и употреблением различных частей речи); синтаксические (связанные с построением

словосочетаний и предложений, например: неправильный порядок слов в предложении;

построение предложений с причастными и деепричастными оборотами,

т. е. с обособленными членами предложения; согласование главных членов предложения;

нарушение норм управления, когда глагол-сказуемое «требует» постановки при себе

зависимых слов в определённом падеже и т. п.). Вам необходимо определить вид

нарушения нормы и записать предложение в исправленном виде.

ДКР по русскому языку и культуре речи нацелена на проверку уровня усвоения норм

русского языка и умения применять их в устной и письменной речи. Познакомиться

с теоретическим материалом по теме можно, обратившись к учебному пособию

Введенской Л.А. «Русский язык и культура речи».

Вариант 1.

Задание № 1.

Расставьте ударение в словах.

Задолго, заложить, запломбировать, издревле, иконопись, генезис, донельзя, дочерна, завсегдатай, идефикс.

Задание № 2.

Укажите, каким звуком обозначаются выделенные буквы.

Биоэнергетика, мужчина, жакет, енот, жёны, азиатский, прокатчик, масштаб, конечно.

Задание № 3.

Определите значение слов.

Броня – броня.

Задание № 4.

Образуйте форму родительного падежа от приведенных ниже существительных во множественном числе.

Гренки, киловатт, кастрюли, слесари, башкиры, деревца.

Задание № 5.

Соедините числительные (два – двое) с приведенными ниже существительными:

4: студент, окно, сестра, мужчина, козленок.

Задание № 6.

В каких сочетаниях есть лишнее слово? Объясните, почему в этих случаях рекомендуется обходиться без зависимых слов.

Своя автобиография, первый дебют, информационное сообщение.

Задание № 7.

Выберите правильный вариант, консультируясь с Толковым словарем русского языка.

Письмо дошло до (адресанта, адресата). Бухгалтерия должна (оплатить, заплатить) зарплату. Команда (обрела, приобрела) свое лицо.

Задание № 8.

Запишите данные числительные словами. Используйте речевые модели: «Сумма А и В составляет С» , «Разность А и В составляет С».

267549 + 871923 = 1139472

954137 – 532284 = 421853

Задание № 9.

Исправьте допущенные ошибки:

Читая статью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки.

Оратор, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привел интересные сравнения.

Отредактированная рукопись редактором лежала на столе.

Вариант 2.

Задание № 1.

Расставьте ударение в словах:

Иначе, искони, исповедание, исчерпать, карабинер, кожанка, корысть, осужденный, упрочение, феерия.

Задание № 2.

Наши рекомендации