Глава II. Врачебно-педагогический контроль при занятиях аэробикой
Врачебно-педагогический контроль - это система медицинских исследований, проводимых совместно врачом и тренером (преподавателем), для определения воздействия тренировочных нагрузок на организм занимающегося. Основной формой врачебного контроля является врачебные обследования. Проводятся первичное, повторное и дополнительные обследования. Первичные обследования проводятся перед началом регулярных тренировок. Повторные (ежегодные) позволяют составить представление о правильности и эффективности проведенных занятий. Дополнительные врачебные обследования проводятся перед соревнованиями, после перенесенных заболеваний и травм, при систематических интенсивных тренировках и т.п. После окончания врачебного обследования составляется медицинское заключение, которое включает в себя оценку физического развития, состояния здоровья, функционального состояния и подготовленности обследуемых; рекомендации по режиму и методике занятий, показания и противопоказания, лечебные и профилактические назначения.
Возрастные градации
Разделение физической программы на четыре возрастные группы (моложе 30 лет, от 30 до 39 лет, от 40 до 49 лет, от 50 лет и старше) позволяет дифференцировать требования в соответствии с биологическими особенностями стареющего организма. По 30 очков еженедельно - это требование полностью остается, однако старшим возрастным группам дается немного больше времени для его выполнения. Возраст - не основное препятствие на пути к здоровью. Независимо от того, к какой возрастной группе вы принадлежите, вы можете достигнуть удовлетворительного физического состояния. У разных людей различны цели совершенствования физического состояния. Независимо от того, какие у вас личные мотивы, очень важно достигнуть своей цели благополучно. Поэтому прежде, чем приступить к любым оздоровительным упражнениям, вы должны получить разрешение врача.
Основная задача обследования заключается в том, чтобы проверить сердечно-сосудистую систему, так как, прежде всего именно она подвергается воздействию упражнений.
«Руководство» рекомендует дифференцировать обследование по возрастным группам.
До 30 лет. Можно приступать к упражнениям, если вы проверялись в течение года, и врач не нашел противопоказаний.
От 30 до 39 лет. Пройдите проверку за три месяца до начала занятий. Проверка включает и электрокардиограмму в состоянии покоя.
От 40 до 59 лет. То же, что и для предыдущей группы, и еще очень важное добавление. Врач должен снять ЭКГ во время упражнения, причем ваш пульс должен быть примерно на том же уровне, что и при выполнении упражнений
Старше 60 надо показываться врачу перед каждой тренировкой.
Теоретические и организационные основы занятия.
Прогрессируйте медленно.
Большинство из нас всегда старается делать быстро все, чем бы ни занимались. Совсем иное дело занятие в аэробике. Двигайтесь к своей цели постепенно. Неправильно начинать программу с бега, если вы до этого не занимались регулярно. Медленное продвижение к более напряженным занятиям важно не только для того, чтобы приучить сердце к новым нагрузкам, но и для того, чтобы позволить опорно-двигательному аппарату освоиться с непривычной работой.
Разогревайтесь правильно.
Любой спортсмен знает, что нельзя из состояния покоя сразу переходить к активной работе. Организм нуждается в постепенном разогревании. Обычно рекомендуется следующая разминка. В течение первой минуты несколько раз потянитесь, включая в работу руки, ноги и спину.В течение третьей минуты пройдитесь по кругу в довольно быстром темпе. В течение четвертой минуты перемежайте 15 секунд ходьбы и 15 секунд бега. Пятая минута - бег в очень медленном темпе - полтора километра приблизительно за 12-13 минут. После разминки начинайте тренировку по программе аэробики.
Занимайтесь в пределах ваших сил.
Одно из основных правил: избегайте переутомления и перенапряжения, не доводите себя до изнурения. Такое состояние в начале программы не только препятствует вашим намерениям, но и опасно. Стремясь к хорошему самочувствию, вы добьетесь лишь хронической усталости.
Остывайте медленно.
Организм нуждается также в постепенном остывании после тренировки. Игнорируя остывание, вы рискуете довести себя до головокружения, тошноты . Пять минут ходьбы или очень медленного бега облегчают переход от нагрузки к покою.
Выводы
Таким образом, оздоровительный эффект занятий аэробикой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и трудоспособности. Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечнососудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина в крови, снижением артериального давления. Выполнение физических упражнений положительно влияют на весь двигательный аппарат, препятствуя развитию изменений, связанных с возрастом и гиподинамией . Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий физической культурой на организм человека. Таким образом, можно говорить о необходимости физических упражнений в жизни каждого человека. При этом очень важно учитывать состояние здоровья человека и его уровень физической подготовки для рационального использования физических возможностей организма, чтобы физические нагрузки не принесли вреда здоровью. И так как существует огромное количество видов аэробики , (силовая аэробика, танцевальная аэробика, степ аэробика, фитнес аэробика, спортивная аэробика, даже бокс аэробика и многие другие виды) , каждый может выбрать те, которые больше по душе и которые ему необходимы. Сейчас в продаже есть масса видео, обучающих материалов, множество литературы, что делает доступным для всех занятие аэробикой, зачастую, не выходя из дома. Изучив материал по данной курсовой работе, я пришла к выводу, о том, что аэробика в наше время популярна во всех странах мира, стремительно развивается и является, пожалуй, самой эффективной физкультурно – оздоровительной системой среди существующих ныне.
Список использованной литературы
1. Базовая аэробика в оздоровительном фитнесе: уч. пособие / Планета фитнес. - М.: ООО УИЦ ВЕК, 2006. - 72 с.
2. Давыдов В.Ю., Коваленко Т.Г., Краснова Г.О. Методика преподавания оздоровительной аэробики/ Давыдов В.Ю., Коваленко Т.Г., Краснова Г.О. - Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного ун-та. - 2004 г.
3. Доклад рабочей группы президума Государственного совета Российской Федерации «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян». Москва 30 января 2002 г.
4. Иванова О.А., Дикаревич Л.М. Аэробика плюс сила и гибкость: физкультура для всех // Здоровье. 1993. № 1. С. 42-43.
5. Крючек, Е.С. Аэробика. Содержания и методы проведения занятий 2001.-231с.
6. Лисицкая, Т.С. Аэробика. Теория и методика – М,: Физкультура и спорт, 2002. – 245 с.
7. Медведева О. А. Фитнес-аэробика в системе обучения и воспитания студентов; Инсан - Москва, 2007. - 160 c.
8. Менхен Ю.В.,Менхим А.В Оздоровительная аэробика: теория и методика. Ростов Феникс, 2002.-384 с.
9. Оздоровительная аэробика в системе дополнительного образования / Мария Счастливцева.- Москва : Пробел-2000, 2010. – 48 с.
10. Юсупова Л.А., Миронов В.М. Аэробика: учебно-методическое пособие / БГУФК. - Мн: БГУФК, 2005. - 100 с.