Вопрос второй. функции науки.
Функциями науки называют те задачи, которые решают своей деятельностью учёные.
Во-первых отметим важнейшую функцию науки – познавательную. Главная задача учёных – добывать новые знания для людей.
Мировоззренческая функция науки заключается в том, что при помощи науки формируется научное мировоззрение человека.
Популяризаторская или разъяснительная функция науки заключается в том, чтобы довести до людей смысл открытий учёных. Одни научные работники занимаются тем, что добывают новые знания. Они излагают результаты своих исследований в научных трудах. Читать эти труды могут только специалисты, не специалисту они не понятны. Другие пишут научно-популярные статьи и книги, снимают фильмы, телепередачи и в популярной форме рассказывают нам об этих открытиях. И, наконец, третьи – они исключительно редки – делают и то, и другое.
Прогностическая функция науки заключается в том, что учёные делают научные прогнозы. Это прогнозы погоды, прогнозы курсов валют, прогнозы последствий проведения социальных реформ и т.д.
Производственная функция науки заключается в том, что учёные разрабатывают новые технологии и образцы новой техники, необходимые для развития производства.
Социальная функция науки заключается в том, что наука непосредственно помогает людям, учёные изменяют их жизнь к лучшему. Это относится, например, к исследованиям в области медицины.
Вопрос третий. Классификация наук.
Существуют сотни наук – конкретных отраслей человеческих знаний. Выделим прежде всего основные группы научных знаний.
Социальные науки – это знания об обществе. Общие закономерности жизни и развития общества изучают философия (наука о наиболее общих закономерностях развития природы и общества) и социология (наука об обществе). Важными разделами философии являются этика (наука о добре и зле, о нравственности и морали) и эстетика (наука о прекрасном и безобразном). Отдельные сферы жизни общества изучают экономика (наука об общественных отношениях, возникающих в связи с производством и распределением материальных благ), культурология (наука о духовном производстве), политология (наука об общественных отношениях, возникающих в связи с государственной властью).
Гуманитарное знание – знание о человеке. Некоторые науки являются и гуманитарными, и социальными, например, история (наука о прошлом человеческого общества). А вот такие науки как литературоведение или искусствоведение, являясь гуманитарными, не могут быть отнесены к категории социальных.
Естественные науки – науки, изучающие природу. Это физика, химия, биология, астрономия и др.
Точные науки – науки о числах и их соотношениях. Это – математические науки.
Технические науки всегда носят прикладной характер. Например, сопромат – наука о сопротивлении материалов, без знания которой невозможно построить ни одно здание.
Науки о человеческом организме – физиология и медицинские науки.
Науки о поведении человека – психологические науки.
Кроме того, все научные знания можно разделить на фундаментальные и прикладные. Фундаментальная наука, например, ядерная физика, устанавливает истины, которые в практической деятельности человека будут востребованы ещё не скоро. Прикладная наука, например, электротехника, всегда решает конкретные проблемы сегодняшнего дня техники и производства.
Образование
Вопрос первый. Виды образования в РФ.
Право на образование в России имеет каждый. Это важнейшее культурное право закреплено в Конституции РФ и в федеральном «Законе об образовании».
В Российской Федерации предусмотрены следующие виды образования. Дошкольное – в яслях и детских садах. Начальное – с 1-го до 4-го класса. Общее основное – до окончания 9 класса. Именно это образование установлено как обязательное для всех граждан. Ответственность за его получение детьми несут их родители. Среднее общее – до 11 класса в школе, лицее или в гимназии. Дополнительное – в различных кружках, секциях, клубах, студиях, в ДДТ, ДТЮ и пр. Это образование дети получают параллельно со школьным. Среднее специальное – в техникумах, училищах и колледжах. Высшее – в университетах и других высших учебных заведениях. Постдипломное – на различных курсах повышения квалификации врачей, учителей, инженеров и т.д.
Граждане России могут также получать образование и в частных учебных заведениях, например в воскресных церковных школах, частных университетах и т.д. Если частная школа даёт ребёнку основное общее или общее среднее образование, она должна пройти государственную сертификацию, а учащиеся после окончания 9 и 11 классов должны сдать экзамены в форме, установленной для всех школьников России.
| ||
|
Вопрос второй. Принципы образования в РФ.
Принципы образовательной системы России зафиксированы в Конституции РФ и в федеральном «Законе об образовании».
Принцип доступности образования реализуется через право каждого
- получать образование на родном языке,
- обучаться на вечерних отделениях в техникумах и высших учебных заведениях, совмещая работу с учёбой,
- получать образование на заочной форме обучения в техникумах и высших учебных заведениях, что позволяет не только совмещать учёбу с работой, но и получат профессиональное образование тем, кто живёт в маленьких населённых пунктах, где нет средних специальных и высших учебных заведений,
- получать бесплатно дошкольное, начальное, среднее общее и среднее специальное образование (но в школах разрешено оказание дополнительных педагогических услуг на добровольной основе),
- получать бесплатно высшее образование на конкурсной основе.
Принцип преемственности этапов образования заключается в том, что успешное обучение в начальной школе должно полностью подготовить ученика к обучению в средней школе, а программа обучения в высшем учебном заведении должна быть преемственной по отношению к программе высшего учебного заведения.
Принцип светскости образования заключается в том, что школа отделена от церкви. Богословские предметы могут изучаться только факультативно и на добровольной основе. Никакая религия не может быть признана обязательной для учащихся.
Принцип единого образовательного пространства РФ заключается в том, что для всех общеобразовательных учебных заведений установлены единые программы по предметам, выпускники 9-х и 11-х классов должны сдавать экзамены по единому, установленному государством образцу. Выпускники средних специальных и высших учебных заведений также сдают государственные экзамены.
Принцип гуманизации образования заключается в уважительном отношении к личности ученика, в создании в учебном заведении атмосферы человеколюбия, но, главным образом, в учёте индивидуальных особенностей и интересов ученика. Семья имеет право выбора типа учебного заведения для своего ребёнка. Он может учиться в обычной школе, в гимназии, в школе с углублённым изучением каких либо предметов, в экстернате и т.д. Он может получать домашнее образование, но обязан при этом проходить государственную аттестацию вместе со своими сверстниками, обучающимися в школе (заметим при этом, что домашнее образование значительно снижает возможности социализации ребёнка). Учителя обязаны учитывать особенности ребёнка при подачи нового материала и при выставлении оценки.
Вопрос третий. Функции образования.
Целью образования является приобщение подрастающего поколения к достижениям мировой цивилизации.
Экономическая функция образования заключается в том, что учащиеся получают профессиональное образование, они готовятся к будущей трудовой деятельности. Социальная функция образования проявляется в социализации учащихся. Культурная функция – в трансляции культурных ценностей от одного поколения к другому.
Помимо функций образования выделяют также тенденции его развития. Тенденция к гуманизации образования заключается в том, что педагоги учитывает особенности личности обучаемых. Рост продолжительности образования вызван тем, что сегодня требуются высококвалифицированные специалисты, обучение которых занимает много времени. Непрерывность образования вызвана тем, что в условиях научно-технической революции и постоянно меняющихся технологий специалист должен многократно повышать свою квалификацию после получения им образования. Гуманитаризация образования вызвана повышением значения общественных наук – экономики, правоведения, социологии, политологии и др. Интернационализация образования связана с необходимостью получения образования гражданами одной страны в разных странах и необходимостью создания международной системы образования. Компьютеризация образования связано с тем, что современное образование уже невозможно получить без информационных технологий.
Религия