Практическое занятие № 21, 22. Тема: Структурная организация учебного научного текста
Испокон веков рукописная передача данных в любом проявлении, будь то иероглифическая вязь, изложение мыслей пером на бумажных страницах или даже простые картинки на стенах пещеры, служила важным подспорьем и главной, наравне с навыками вербального общения, единицей передачи информации. И хотя различные типы и виды текстов уходят корнями в глубокую древность, само слово «текст» как термин появилось в нашем обиходе сравнительно недавно. В своём нынешнем виде оно обозначает ряд связанных между собой логически и стилистически предложений, расположенных в конкретной последовательности и составляющих осмысленное произведение.
Научный стиль предназначен для сообщения и объяснения результатов научных работ. Несмотря на то что существует множество сфер науки, можно выделить некоторые основные черты, которые применимы к научному стилю в целом: логическая последовательность текста; упорядоченная система связей между всеми частями высказываний; стремление автора к однозначности, точности и лаконичности в выражениях. Если иметь представление обо всех основных чертах, не составит особого труда написать текст либо определить научный стиль речи.
Подстили научного стиля речи
Как известно, в речи очень редко встречаются стили в их чистом виде. В большинстве случаев происходит их объединение, что и является причиной образования подстилей. К подстилям научного стиля можно отнести: научно-деловой; научно-публицистический; научно-популярный; научно-технический; учебно-научный стиль речи.
Особенности текста научного стиля на уровне лексики
Все основные отличительные особенности, которые присущи именно научному стилю речи, можно разделить на три основные группы: на уровне лексики, синтаксиса и на морфологическом уровне. На уровне лексики научному стилю присущи следующие особенности: насыщенность терминологией определенной науки; употребление прямых значений слов, без различных метафор и междометий; использование словосочетаний и слов с абстрактным значением: число, свойство, закон; а также использование отглагольных существительных: употребление, переработка, изучение; довольно частное применение слов и словосочетаний, которые указывают на последовательность и связь мыслей: следовательно, наоборот, поэтому, во-первых, прежде всего, сначала. Все эти лексические особенности помогут определить научный стиль речи. Примеры текстов для наглядного представления научного стиля представлены ниже: Объявление скрыто. «Гастрит — это воспаление слизистой оболочки стенки желудка. Симптомы гастрита следующие: боли в желудке после приема пищи или натощак, тошнота, поносы, запоры или рвота и др. На основании эндоскопического исследования желудка ставится диагноз». «Наиболее значимыми хозяйственно-биологическими критериями сортов являются: долговечность, стойкость ко всем условиям произрастания (климату, вредителям и болезням, почве), длительность хранения и транспортабельность».
Морфологические особенности текста научного стиля
На морфологическом уровне следует выделить следующие особенности, которые присущи именно научному стилю речи: использование деепричастий, причастий, а также их оборотов; редкое употребление местоимений «я» и «мы» в работах и глаголов в первой и второй форме единственного числа; использование безличных и неопределенно-личных конструкций в тексте. Особенности научного текста на синтаксическом уровне Также и на синтаксическом уровне имеет свои особенности научный стиль речи, предложения данного стиля обладают следующими характеристиками: частое использование ссылок и цитат; отказ от использования восклицательных предложений либо их очень редкое использование; использование графиков, схем, различных формул; употребление сложных предложений с применением союзов для связи явлений в частях предложения. Примеры текстов научного стиля Помогут выявить отличительные черты и правильно определить научный стиль речи примеры текстов: «Проблема воровства требует своевременных адекватных действий со стороны субъекта хозяйствования, а именно - использование дополнительных орудий труда для ликвидации потенциального риска со стороны злоумышленника». «На основании результатов экспериментов, данные о которых представлены в приложении [2] и отображены на Рис. 3, можно сделать вывод, что на изменение кривой спроса в краткосрочном периоде влияет уровень цен».
Жанры научного стиля
Все научные тексты должны быть оформлены в виде законченных произведений, а их структура должна быть подчинена всем законам жанра. Все жанры можно разделить на первичные и вторичные, в зависимости от того, кто именно является автором текста. Также в отдельную группы выделяют учебно-научные тексты. К первичным жанрам можно отнести справочники, журнальные статьи, монографии, учебники, рецензии, доклады, диссертации, научные отчеты, устное выступление на конференции и другие. Данные жанры можно считать первичными, поскольку они были созданы автором впервые. Вторичными текстами можно считать авторефераты, рефераты, тезисы, различные конспекты, аннотации. Данные работы относятся к вторичным, ведь они составляются на основе уже имеющихся текстов. При подготовке таких текстов часто происходит свертывание информации для сокращения объема всего текста. К жанрам учебно-научного подстиля следует отнести лекции, семинарские доклады, курсовые работы, реферативные сообщения. Вне зависимости от жанра все основные черты, которые присущи научному стилю в целом, должны быть соблюдены.
Задание: прочитайте текст, найдите биологические термины, дайте им определение из справочника Юнного биолога. Составьте вопросы к тексту
Ботаника (от греч. botane – растение, трава) – наука о растениях, их развитии, строении, географическом распространении и пр. Она изучает особенности жизнедеятельности растительных организмов, связь растений с условиями их обитания, эволюцию растительного мира, закономерности формирования растительного покрова Земли и многие другие вопросы, так или иначе связанные с царством растений.
Жизнь человека со времени его появления на Земле связана с миром растений. Растения удовлетворяли его потребности в пище, одежде, строительстве жилищ, врачевании. Первые письменные упоминания об используемых человеком растениях были обнаружены в египетских гробницах в III тыс. до н. э.
Основы ботаники как науки зародились в Древней Греции. Аристотель (384 – 322 до н. э.) признавал существование в окружающем мире неодушевленной и живой природы, которую впоследствии он разделил на царство растений и царство животных. Но «отцом» ботаники стал ученик Аристотеля Теофраст (370 – 286 до н. э.). В своих трудах «Естественная история растений» и «О причинах растений», сохранившихся лишь в виде нескольких фрагментов, он осветил вопросы общей и практической ботаники, физиологии растений, составил первую классификацию растений, разделив их на деревья, кустарники, кустарнички и травы. Он обобщил наблюдения практиков сельского хозяйства и медицины.
СРПС 21, 22: подготовить реферат по биологической теме.
СРС: проработать 2 журнальные статьи из журнала «Биология в школе». Обратить внимание на морфологические и лексические особенности текста, привести примеры.
Неделя 12