Практическое занятие №1, 2. Введение. Понятие профессиональный язык.

Уральск, 2016 г.

SYLLABUS разработан на основании рабочей учебной программы«Профессиональный русский язык » КАЗГУ им. Аль-Фараби, Алматы, 2007

(название, год издания)

Рассмотрено на заседании кафедры биологии и экологии

Протокол № 1 от « 09__» 09 201_6_ г.

1. Программа обучения по дисциплине – SYLLABUS

Семестр состоит из 15 учебных недель и 3 недель сессии.

Объем дисциплины составляет 2 кредита:

Кол-во кредитов Аудиторные занятия Внеаудиторные занятия Всего часов Форма контроля
Лекции Практические/ семинарские занятия Лабораторные занятия СРСП СРС    
    Комбинированный экзамен

Рубежный контроль - 8 и 15 неделя семестра

2. Данные о дисциплине

Цель преподавания дисциплины– комплексная, включающая в себя коммуникативную (ведущую), образовательную и воспитательную цели, которые находятся в тесном взаимодействии с задачами подготовки специалистов.

Задачи изучения дисциплины:

1. Активизация и углубление знаний умений и навыков в социально-культурной и общественно-политической сферах коммуникации.

2. Формирование и совершенствование знаний, умений и навыков в учебно-профессиональной сфере, обучение языку специальности.

По завершении изучения дисциплины студент должен:

– оперировать лексико-грамматическим материалом;

– читать и понимать тексты любого содержания из 3-х коммуникативных сфер, используя в зависимости от характера текста и целевых установок разные виды чтения;

– употреблять все изученные виды монологической речи: описание, повествование, рассуждение в разных комбинациях, соблюдая логическую последовательность и адекватность языковых средств;

– слушать и понимать устную информацию с последующей передачей её содержания с разной степенью компрессии и использовать её в зависимости от целевых установок;

– воспроизводить прочитанный или прослушанный текст, выделяя необходимую информацию и излагая ее в определенной форме и последовательности;

– вести диалоги разных типов;

– производить композиционно-смысловой анализ научного текста в форме тезисов, конспекта, плана, соблюдая последовательность изложения, пользуясь адекватными языковыми средствами и правилами структурного оформления;

– уметь писать сочинение, доклад, соблюдая структуру построения, развернутую аргументацию, правильность оформления;

– вести дискуссию или участвовать в диспуте, готовить выступление на заданную тему;

– производить аналитико-синтетическую обработку научного текста (реферировать, рецензировать, давать отзыв, составлять резюме), соблюдая языковые и структурные правила оформления.

Пререквизиты:дисциплина «Русский язык» для специальностей бакалавриата

Постреквизиты:Полученные в результате изучения курса «Профессиональгый русский язык» знания, умения и навыки позволяют повысить общую речевую культуру, расширить доступ к достижениям науки, техники, отечественной и мировой культуры, что способствует эффективной подготовке специалистов с педагогическим образованием.

3. Требования к студентам:

1. Посещение должно быть обязательным. Пропуски занятий отрабатываются в полном объеме занятия, отраженном в учебно-методическом комплексе.

2. Поведение в аудитории. Студент обязан не опаздывать на занятия, активно участвовать в учебном процессе, отключать сотовый телефон.

3. Самостоятельная работа студента - обязательная работа для выполнения и должна сдаваться в установленные сроки. При нарушении графика работ по неуважительной причине, работа не принимается.

4. Контрольная работа выполняется на занятиях, сдается в конце занятия, после занятия не принимается и не оценивается.

4. Методические указания по изучению дисциплины

Дисциплина «Профессиональный русский язык» занимает особое место в системе подготовки бакалавров с педагогическим образованием. Для студентов вуза изучение русского языка – это не только совершенствование навыков и умений, полученных в школе, но и средство овладения будущей специальностью.

Курс «Профессиональный русский язык» представлен 30 практическими занятиями, содержание которых направлено на активизацию и систематизацию знаний, умений и навыков в чтении, аудировании, говорении, письме, построений различных типов речевой деятельности применительно к общественно-политической, социально-культурной и профессиональной сферам, на приобретение комплекса знаний, умений и навыков в учебно-профессиональной и научно-профессиональной сферах, обеспечивающих в конечном счете овладение специальностью.

В структуру курса включены: лексический и языковой материал (на уровне текста и предложения), что удовлетворяет двум главным принципам обучения языку: коммуникативности и системности.

Отбор языкового материала определяется важностью его функционирования в изучаемых сферах коммуникации.

Лексический материал организован по тематическому принципу. Текстовый материал носит познавательно-развивающий характер, отражает специфику учебной, научно-популярной и специальной литературы.

Содержание курса

Неделя

СРС №1, 2

1. использования функциональных стилей русского языка.

2. Особенности стилей речи.

Форма отчетности: краткий конспект

Неделя 2

Неделя 3.

Текст

Казахстанские ученые внесли весомый вклад в развитие общей биологии. В первую очередь следует назвать академика Б.А. Домб-ровского. Он является основателем нового направления в биологии -эволюционной сравнительной морфологии животных. Им впервые установлена большая роль коррелятивных взаимосвязей между органами и тканями различных животных, что очень важно для понимания закономерностей эволюции живых организмов.

Крупнейший ботаник, академик Н.В. Павлов впервые провел систематическое изучение флоры Казахстана. Профессор СР. Шварцман впервые провел исследование грибов Казахстана.
Академик Б. А. Быков является одним из создателей геоботаники. Весомый вклад в развитие биологической науки на посту вице-президента АН КазССР внес академик И.О. Байтулин, который основал новое направление ботаники — ризологию растений.

Большой вклад в развитие биологии в Казахстане внесли зоологи. Так, член-корреспондент Академии наук А.А. Слудский заложил научные основы рационального использования запасов промысловых животных и разработал теоретические основы акклиматизации и реконструкции фауны республики. Он явился инициатором создания Красной книги Казахстана. Академики Е.В. Гвоздев и И.Г. Галузо провели важные исследования причин паразитарных заболеваний животных. Профессоры И.А. Долгушин и А.Ф. Ковшарь провели глубокие исследования видового состава и биологии птиц Казахстана. В соавторстве с другими зоологами ими создан фундаментальный пятитомный труд «Птицы Казахстана». - Наиболее перспективным направлением биологической науки является молекулярная биология. Это направление науки у нас в Республике было основано виднейшим ученым -академиком Муратом Абеновичем Айтхожи-ным. Об авторитете этого ученого говорит тот факт, что он являлся Президентом Академии наук КазССР. Основанный им в 1983 г. и носящий его имя Институт молекулярной биологии и биохимии в настоящее время возглавляет академик Н.А. Айтхожина, которая выполнила фундаментальные работы по изучению генома растений, животных и человека. Цикл важных исследований по изучению функционирования и регуляции белоксинтезирующего аппарата клеток выполнен доктором биологических наук Б.К. Искаковым.
Основателем биохимической науки в республике является Т.Б. Дарканбаев, которым впервые осуществлен фундаментальный труд по изучению биохимии пшеницы Казахстана.

Член-корреспондент Л.К. Клышев впервые изучил биохимию алкалоидов и фенольных соединений растений Казахстана. Он является пионером в области изучения биохимии со-леустойчивости растений.

Больших успехов в изучении ферментов растений достигли доктор биологических наук

В Казахстане проведены фундаментальные исследования по генетике растений и животных. Академик ВАСХНИЛ и академик АН КазССР В.П. Кузьмин и его ученики впервые создали адаптированные к жестким условиям Северного Казахстана сорта пшеницы. Член-корреспондент Н.Л. Удольская оздала продуктивные сорта яровой пшеницы, а академик Р.А. Уразалиев - целый ряд высокопродуктивных сортов озимой пшеницы.

Интересные работы по генетике сахарной свеклы выполнены академиком Г.З. Бияшевым. Основатель Института плодоводства и виноградарства академик А.Д. Джангалиев впервые провел систематическое изучение диких яблонь.

Важные работы по изучению гормональной регуляции функционирования генетического аппарата выполнены академиком Р.И. Берсимбаевым. Большой вклад в создание новых высокопродуктивных пород животных внесли академики Ф.М. Мухамедга-лиев и В.А. Бальмонт. Получили развитие и исследования по физиологии растений и животных. Так, академик Ф.А. Полимбетова выполнила важные работы по изучению физиологии засухоустойчивости растений. Основателем микробиологии в Казахстане является член-корреспондент Академии наук Д.Л. Шамис.

Крупный вклад в развитие микробиологии внесли академик А.Н. Илялетди-нов, который заложил основы сельскохозяйственной и промышленной микробиологии, и академик М.Х. Шигаева, которая выполнила классические работы по генетике микроорганизмов и их применению в пищевой промышленности.

Основателем вирусологии в Казахстане является академик Х.Ж. Жуматов. Большие успехи в изучении вирусов гриппа достигнуты академиками Н.Б. Ах-матулиной и М.Х. Саятовым. Весомый вклад в разработку методов диагностики вирусов СПИДа внес В.Э. Березин. Исключительно важное значение для развития медицины, сельского хозяйства и пищевой промышленности имеет биотехнология.

Основателем биотехнологии в Казахстане является академик И.Р. Рахимбаев, который впервые выполнил работы по культуре клеток растений. Им основаны практические и теоретические курсы по клеточной инженерии. В настоящее время он возглавляет Институт физиологии, генетики и биоинженерии растений. Очень важные работы по клеточной инженерии пшеницы выполнены академиком М.К. Карабаевым. Глубокие исследования по иммунобиотехнологии проведены под руководством академика Н.Д. Беклемишева, по трансплантации зигот - под руководством академика М.М. Тойшибекова.

Задания:

1. Озаглавьте текст

2. Какие научные подразделения Национальной академии наук Казахстана названы в тексте?
3. Какие направления биологии разрабатываются казахстанскими учеными?
4. Какие разработки вы считаете наиболее важными и почему?
5. Выпишите из текста термины. Составьте с ними предложения.

6. Составьте вопросы к тексту.

7. перескажите текст

СРСП № 5, 6

Подготовка и проведение круглого стола на тему: «ХХI век- век знаний».

СРС № 5, 6

Подготовьте текст на тему: «Биография Чарльза Дарвина».

Задания:

1. Определите стиль текста

2. Разделите его на абзацы. Составьте план текста

3. Выпишите термины.

Форма отчетности: письменно

Неделя 4

Текст

Биология – наука, изучающая свойства живых систем. Однако определить, что такое живая система, достаточно сложно. Именно поэтому ученые установили несколько критериев, по которым организм можно отнести к живым. Главными из этих критериев являются обмен веществ или метаболизм, самовоспроизведение и саморегуляция.

Понятие наука определяется, как «сфера человеческой деятельности по получению, систематизации объективных знаний о действительности». В соответствии с этим определением объектом науки – биологии является жизнь во всех ее проявлениях и формах, а также на разных уровнях.

Каждая наука, в том числе и биология, пользуется определенными методами исследования. Некоторые из них универсальны для всех наук, например такие, как наблюдение, выдвижение и проверка гипотез, построение теорий. Другие научные методы могут быть использованы только определенной наукой: генеалогический, гибридизация, метод культуры тканей и т.д.

Биология тесно связана с другими науками – химией, физикой, экологией, географией. Собственно биология делится на множество частных наук, изучающих различные биологические объекты: биология растений и животных, физиология растений, морфология, генетика, систематика, селекция, микология, гельминтология и множество других наук.

Метод – это путь исследования, который проходит ученый, решая какую-либо научную задачу, проблему.

Методы науки:

1.Универсальные:

Моделирование – метод, при котором создается некий образ объекта, модель, с помощью которой ученые получают необходимые сведения об объекте (Джеймс Уотсон и Френсис Крик создали из пластмассовых элементов модель – двойную спираль ДНК, отвечающую данным рентгенологических и биохимических исследований. Эта модель вполне удовлетворяла требованиям, предъявляемым к ДНК).

Наблюдение – метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте (можно визуально наблюдать за поведением животных, с помощью приборов за изменениями в живых объектах, за сезонными изменениями в природе). Выводы, сделанные наблюдателем, проверяются либо повторными наблюдениями, либо экспериментально.

Эксперимент (опыт) – метод, с помощью которого проверяют результаты наблюдений, выдвинутые предположения – гипотезы (получение новых знаний с помощью поставленного опыта). Примеры экспериментов: скрещивания животных или растений с целью получения нового сорта или породы, проверка нового лекарства.

Проблема – вопрос, задача, требующие решения. Решение проблемы ведет к получению нового знания. Научная проблема всегда скрывает какое-то противоречие между известным и неизвестным. Решение проблемы требует от ученого сбора фактов, их анализа, систематизации.

Сформулировать проблему бывает достаточно сложно, однако всегда, когда есть затруднение, противоречие, появляется проблема.

Гипотеза – предположение, предварительное решение поставленной проблемы. Выдвигая гипотезы, исследователь ищет взаимосвязи между фактами, явлениями, процессами. Именно поэтому гипотеза чаще всего имеет форму предположения: «если … тогда». Гипотеза проверяется экспериментально.

Теория – это обобщение основных идей в какой-либо научной области знания. Со временем теории дополняются новыми данными, развиваются. Некоторые теории могут опровергаться новыми фактами. Верные научные теории подтверждаются практикой.

2.Частные научные методы:

Генеалогический – применяется при составлении родословных людей, выявлении характера наследования некоторых признаков.

Исторический – установление взаимосвязей между фактами, процессами, явлениями, происходившими на протяжении исторически длительного времени (несколько миллиардов лет).

Палеонтологический – метод, позволяющий выяснить родство между древними организмами, останки которых находятся в земной коре, в разных геологических слоях.

Центрифугирование – разделение смесей на составные части под действием центробежной силы. Применяется при разделении органоидов клетки, легких и тяжелых фракций (составляющих) органических веществ и т.д.

Цитологический или цитогенетический – исследование строения клетки, ее структур с помощью различных микроскопов.

Биохимический – исследование химических процессов, происходящих в организме.

Каждая частная биологическая наука (ботаника, зоология, анатомия и физиология, цитология, эмбриология, генетика, селекция, экология и другие) пользуется своими более частными методами исследования.

У каждой науки есть объект и предмет исследования.

У биологии объектом исследования является ЖИЗНЬ. Предмет изучения науки всегда несколько уже, ограниченнее, чем объект. Так, например, кого-то из ученых интересует обмен веществ организмов. Тогда объектом изучения будет жизнь, а предметом изучения – обмен веществ. С другой стороны, обмен веществ тоже может быть объектом исследования, но тогда предметом исследования будет одна из его характеристик, например обмен белков, или жиров, или углеводов.

Задания к тексту:

Часть А

А1. Биология как наука изучает

1) общие признаки строения растений и животных

2) взаимосвязь живой и неживой природы

3) процессы, происходящие в живых системах

4) происхождение жизни на Земле

А2. И.П. Павлов в своих работах по пищеварению применял метод исследования:

1) исторический

2) описательный

3) экспериментальный

4) биохимический

А3. Предположение Ч. Дарвина о том, что у каждого современного вида или группы видов были общие предки – это:

1) теория 2) гипотеза

3) факт

4) доказательство

А4. Эмбриология изучает

1) развитие организма от зиготы до рождения

2) строение и функции яйцеклетки

3) послеродовое развитие человека

4) развитие организма от рождения до смерти

А5. Количество и форма хромосом в клетке устанавливается методом исследования

1) биохимическим

2) цитологическим

3) центрифугированием

4) сравнительным

А6. Селекция как наука решает задачи

1) создания новых сортов растений и пород животных

2) сохранения биосферы

3) создания агроценозов

4) создания новых удобрений

А7. Закономерности наследования признаков у человека устанавливаются методом

1) экспериментальным

2) гибридологическим

3) генеалогическим

4) наблюдения

А8. Специальность ученого, изучающего тонкие структуры хромосом, называется:

1) селекционер

2) цитогенетик

3) морфолог

4) эмбриолог

А9. Систематика – это наука, занимающаяся

1) изучением внешнего строения организмов

2) изучением функций организма

3) выявлением связей между организмами

4) классификацией организмов

Часть В

В1. Укажите три функции, которые выполняет современная клеточная теория

1) Экспериментально подтверждает научные данные о строении организмов

2) Прогнозирует появление новых фактов, явлений

3) Описывает клеточное строение разных организмов

4) Систематизирует, анализирует и объясняет новые факты о клеточном строении организмов

5) Выдвигает гипотезы о клеточном строении всех организмов

6) Создает новые методы исследования клетки

Часть С

С1. Французский ученый Луи Пастер прославился как «спаситель человечества», благодаря созданию вакцин против инфекционных заболеваний, в том числе таких как, бешенство, сибирская язва и др. Предложите гипотезы, которые он мог выдвинуть. Каким из методов исследования он доказывал свою правоту?

СРСП №7, 8

1. Подготовьте текст на тему: Основные разделы биологии.

2. Выпишите из текста термины. Дайте им определения.

СРС №7, 8. Особенности официально-делового стиля.

Форма отчетности: письменно.

Неделя 5

Текст 1

Биосфе́ра — оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «плёнка жизни»; глобальная экосистема Земли. Биосфера — оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими. Биосфера начала формироваться не позднее, чем 3,8 млрд лет назад, когда на нашей планете стали зарождаться первые организмы. Она проникает во всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы, то есть населяет экосферу. Биосфера представляет собой совокупность всех живых организмов. В ней обитает более 3 000 000 видов растений, животных, грибов и бактерий. Человек тоже является частью биосферы, его деятельность превосходит многие природные процессы и, как сказал В. И. Вернадский: «Человек становится могучей геологической силой». Французский учёный-естествоиспытатель Жан Батист Ламарк в начале XIX в. впервые предложил концепцию биосферы, ещё не введя даже самого термина. Термин «биосфера» был предложен австрийским геологом и палеонтологом Эдуардом Зюссом в 1875 году. Целостное учение о биосфере создал советский биогеохимик и философ В. И. Вернадский. Он впервые отвёл живым организмам роль главнейшей преобразующей силы планеты Земля, учитывая их деятельность не только в настоящее время, но и в прошлом.

Задания:

1. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Определите стиль текста.

2. Разделите текст на абзацы.

3. Составьте план текста. Перескажите его.

4. Дополните текст собственными рассуждениями.

5. Выпишите термины из текста. Дайте им определения.

6. Составьте с терминами предложения.

СРПС № 9, 10

Пополнить терминологический словарь, подготовить и принести тексты по специальности на темы: «Строение и функции корня», «Строение и функции стебля», «Цветок».

СРС № 9, 10 Особенности научного стиля.

Форма отчетности: подготовить сообщение.

Неделя 6

СРСП №11, 12

Работа с текстом по специальности.

Происхождение жизни

Теорий возникновения жизни на Земле создано довольно много. Основные из них можно разбить на пять групп:

- креационизм;

- теория стационарного состояния;

- спонтанное зарождение;

- панспермия;

- биохимическая эволюция.

Креационисты уверены, что жизнь возникла в результате какого-то сверхъестественного события в прошлом; её придерживаются последователи большинства религиозных учений (особенно христиане, мусульмане, иудеи). Никаких научных подтверждений этой точки зрения нет: в религии истина постигается через божественное откровение и веру. Процесс сотворения мира мыслится как имевший место лишь единожды и недоступный для наблюдения. Этого достаточно, чтобы вынести указанную концепцию за рамки научного исследования.

Согласно теории стационарного состояния Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда способна поддерживать жизнь, которая, если и изменялась, то очень мало. Сторонники этой теории считают, что наличие ископаемых остатков древних животных указывает лишь на то, что в исследуемый период их численность увеличивалась, либо они жили в местах, благоприятных для сохранения остатков. В настоящее время приверженцев этой теории почти не осталось.

Теория спонтанного зарождения возникла в древнем Китае, Вавилоне и Греции в качестве альтернативы креационизму, с которым она сосуществовала. Приверженцем этой теории был и Аристотель. Её последователи считали, что определённые вещества содержат «активное начало», которое при подходящих условиях может создать живой организм. Одним из экспериментов, якобы подтверждавшим эту теорию, был эксперимент Ван Гельмонта, в котором у этого ученого за 3 недели из грязной рубашки и горсти пшеницы в тёмном шкафу появились мыши. Открытие Левенгуком микроорганизмов добавило ей новых приверженцев. Однако тщательные и аккуратные эксперименты, поставленные Франческо Реди, Ладзаро Спалланциани и Луи Пастером, поставили крест на теории спонтанного зарождения.

Сторонники теории панспермии предполагают, что жизнь на Землю занесена извне с метеоритами, кометами или даже НЛО. Шансов обнаружить жизнь в пределах Солнечной системы (не считая Земли) ничтожно мало, однако, вполне возможно, что жизнь могла возникнуть возле какой-то другой звезды. Астрономические исследования показали, что в составе некоторых метеоритов и комет имеются органические соединения (в частности, аминокислоты), которые могли сыграть роль «семян» при падении на Землю. Однако, доводы панспермистов не дают ответа на вопрос, откуда взялась жизнь в других мирах.

Теория биохимической эволюции имеет наибольшее количество сторонников среди современных учёных. Земля возникла около пяти миллиардов лет назад; первоначально температура её поверхности была очень высокой. По мере её остывания образовались твёрдая поверхность (литосфера). Атмосфера, первоначально состоявшая из лёгких газов (водород, гелий), не могла эффективно удерживаться недостаточно плотной Землёй, и эти газы заменялись более тяжёлыми: водяным паром, углекислым газом, аммиаком и метаном. Когда температура Земли опустилась ниже 100° C, водяной пар начал конденсироваться, образуя мировой океан. В это время из первичных соединений и образовывались сложные органические вещества; энергию для реакций синтеза доставляли грозовые разряды и интенсивная ультрафиолетовая радиация. Накоплению веществ способствовало отсутствие живых организмов – потребителей органики – и главного окислителя – кислорода.

Задания:

1. Найдите в тексте общенаучные термины.

2. Определите, есть ли в тексте узкоспециальные термины.

3. Работа с терминологическими словарями, энциклопедиями.

СРС №11

Составьте реферат по теме: «Экологические проблемы Казахстана».

Форма отчетности: письменно

СРС 12.Публицистический стиль. Его особенности.

Форма отчетности: письменно

Неделя 7

Чистота речи

Чистота речи - отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов- паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие активно вставляют в свою речь «любимые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете и др. Это производит очень неприятное впечатление. Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, которые начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении.

Чистота речи предполагает последовательное соблюдение стилистических и этических норм. Чистота - это качество речи, которое, при его несоблюдении, оказывается самым заметным для слушателей. Интересно то, что "засоренность" речи у других замечают даже те, кто сам не соблюдает этого требования. Необходимость внимательного отношения к чистоте речи в языке средств массовой информации объясняется тем огромным влиянием, которое оказывает печатное, и тем более произнесённое с телеэкрана слово на массовую аудиторию. Публицистическая речь формирует речевую культуру всего общества. Почему же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи? Это и волнение во время говорения, и неумение мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей, и, конечно, бедность индивидуального словаря говорящего. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности.

Богатство речи

Богатство - это широкое и свободное использование языковых единиц в речи, позволяющие оптимально выразить информацию. Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство.

Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. В чем же заключается богатство русского языка, какие свойства лексического состава, грамматического строя, звуковой стороны языка создают его положительные качества?

Богатство любого языка определяется, прежде всего, богатством словаря. Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. Так, «Словарь церковнославянского и русского языка», изданный в 1847 году, содержит около 115 тыс. слов. В. И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тыс. слов, Д. Н. Ушаков в «Толковый словарь русского языка» - около 90 тыс. слов.

«Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах состоит из более 120 тыс. слов. Говорящему необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно. Важно постоянно заботиться о расширении этого запаса, стараться использовать богатства родного языка. Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, т.е. многозначностью. Важно, то ли слово выбрано для выражения мысли? Понимает ли слушатель, о чем идет речь, что имеет виду говорящий? Чаще всего в речи используется одно из значений многозначного слова. Однако многозначность может быть использована и как прием обогащения содержания речи. Это позволяет сделать содержание более емким и выразительным.

Очень богат наш язык синонимами, то есть близкими по своему значению. Синонимы делают нашу речь красочнее, разнообразнее, помогают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль. Зачастую синонимы, отличаясь оттенком значений, выделяют какую то одну особенность качества предмета, явление или какой то признак действия и способствуют более глубокому всестороннему описанию явлений действительности.

Немало в русском языке слов, которые передают положительные или отрицательное отношение говорящего к предмету мысли. Наличие эмоционально окрашенных слов объясняется тем, что наш язык богат различными суффиксами, передающими чувства человека: ласку, иронию, пренебрежение, презрение. М.В. Ломоносов так писал об этой черте русского языка: « … умалительных имен, как дворик, платится, девушка, не во всяком языке ровное довольствие. Российский и итальянский весьма оными богаты, немецкий скуден, французский еще скуднее.»

Необыкновенно богат русский язык образной фразеологией. Сколько тонкого народного юмора, иронии, богатейшей истории русского народа заключено в них. Русская фразеология представлена во «фразеологическом словаре русского языка» под редакцией А.Н. Молоткова. В нем содержится четыре тысячи словарных статей. Нельзя не обратить внимание на изумительные пословицы и поговорки которые содержит русский язык. Так в сборнике пословиц русского народа у В.И. Даля одной лишь теме «Родина»посвящено пятьсот изречений.

Русский язык выгодно отличается от других языков по разнообразию и количество и образованию новых слов. Новые слова создаются с помощью приставок, суффиксов, чередования звуков в корне, сложением двух или нескольких слов, путем переосмысления, расщепления слов на омонимы. Наиболее продуктивным является морфологический способ образования, с помощью которого от одного и того же корня создаются десятки новых слов. В результате чего словарь русского языка постоянно обогащается новыми словами.

Убогая, бедная в языковом отношении речь воспринимается как отрицательная характеристика человека, свидетельствует о его поверхностных знаниях, низкой речевой культуре, о недостаточном запасе слов. Но главное: бедность, серость, однообразие языка связывается с бедностью, серостью и не оригинальностью мысли.

Выразительность речи

Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей. Следует отметить, что в науке нет единого определения понятия «выразительность речи». Ученые считают, что выразительность может создаваться средствами языка всех его уровней. Поэтому в литературе выделяют выразительность произносительную, акцентологическую, лексическую, словообразовательную, морфологическую, синтаксическую, интонационную, стилистическую.

Прежде чем говорить об изобразительных средствах языка, помогающая сделать речь образной, эмоциональной, следует уточнить, какими свойствами обладает слово, какие возможности оно заключает в себе. Слова служат названиями предметов, явлений, действий и т.п. Однако слово обладает и эстетической функцией, оно способно не просто назвать предмет, действие качества, но и создать образное представление о них. Слово дает возможность использовать его в прямом значении, непосредственно связывая с определенными предметами, названиями которых оно является. И в переносном значении, обозначающем факты действительности не непосредственно, а через отношение к соответствующим прямым понятиям. С понятием переносного употребления слова связаны такие художественные средства выразительности речи как метафора, метонимия, синекдоха, широко используемые в ораторских выступлениях и устном общении. Метафора основана на переносе наименований по сходству. Метафора образуется по принципу олицетворения, овеществления, отвлечения и т.д. В роли метафор могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное. Для придания выразительности речи метафоры должны быть оригинальными, необычными, вызывать эмоциональные ассоциации. Метонимия в отличие от метафоры основана на смежности. Если при метафоре два одинаково называемых предмета или явления должны быть чем то похоже друг на друга, то при использовании метонимии слова получившие одно название должны пониматься не просто как соседние, несколько шире- тесно связаны друг с другом. В качестве примера метонимии можно привести употребление слов аудитория, класс, завод, колхоз для обозначения людей. Синекдоха- троп, сущность которого заключается в том, что называется часть вместо целого, используется единственное число вместо множественного или, наоборот, целое вместо части, множественное число - вместо единственного.

К средствам изобразительности и выразительности языка также следует отнести сравнение - образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак, эпитеты - художественные определения, инверсия- изменение обычного порядка слов в предложении со смысловой и стилистической целью.

Повышает выразительность речи такая стилистическая фигура как повторы, использование приемов вопросно-ответных ходов, использование прямой и косвенной речи, риторических вопросов, фразеологических оборотов, а также пословиц и поговорок.

Все перечисленные тропы, фигуры, приемы далеко не исчерпывают всего многообразия выразительных средств русской речи, но прибегая к ним не следует забывать, что все эти «изюминки языка» хороши только в том случае, когда кажутся неожиданными для слушателя, приходятся к месту и ко времени. Их нет смысла заучивать, а необходимо впитать в себя, развивая и совершенствуя речевую культуру, вкус и чутье.

Задания:

Подготовьте ответы на следующие вопросы:

  1. Какие качества речи имеют особое значение в публицистическом стиле?
  2. Из каких элементов складывается правильность речи?
  3. Расскажите о морфологических нормах русского языка.
  4. Приведите примеры нарушения морфологических норм.
  5. Расскажите о продуктивных словообразовательных моделях современного русского языка.
  6. Охарактеризуйте синтаксические нормы литературного языка.
  7. Каковы причины нарушения точности речи?
  8. Приведите примеры нарушения сочетаемости слов.
  9. Приведите примеры речевой избыточности.
  10. Что такое чистота речи?
  11. Подберите примеры употребления в прессе шаблонов.
  12. Охарактеризуйте условия употребления иноязычной лексики в современной речи.
  13. Как функционируют термины в специальной и разговорной речи?
  14. Что такое логичность речи и каковы причины её нарушения?

СРСП 13, 14Составьте текст на тему: «Ка

Наши рекомендации