Методические материалы по курсу «Методика КДД в
Методические материалы по курсу «Методика КДД в
Детском общественном объединении»
Содержание
1. Часть 1 Лекционный материал ………….. с.1
2. Часть 2 .Материалы для контрольной работы. Задачи педагогического программирования летнего отдыха в условиях детского оздоровительного лагеря. С. 16
3. Приложения……………………………………………………….с. 25
4. Список литературы……………………………………………………74
Часть1
Лекционный материал
Необходимость программирования жизнедеятельности лагеря
Последние три года в отечественном лагерном движении появилась новая “мания” – “программирование” О лагерных программах говорят с больших трибун, им посвящаются специальные семинары, за них хвалят, а при их отсутствии - ругают. Что это, новое веяние или что-то другое? По нашему мнению программирование лагерной жизни как способ организации работы загородного детского лагеря – это закономерный этап в развитии системы летнего отдыха детей и подростков в нашей стране. Но нельзя не заметить, сто на сегодняшний момент нет должного научно-методического обеспечения программирования деятельности детского оздоровительного лагеря.
Что такое программа лагеря
Ответов на этот вопрос может быть несколько. Так сегодня в специальной литературе под термином “программа лагеря” рассматриваются и концептуальные основы деятельности лагеря, и тематический план, и многое другое. Но все же программа лагеря это:
- документ, наряду с Уставом (если он имеется) один из основных в деятельности лагеря. Документ, в котором должны быть отражены содержание и системы работы ДОЛ на определенный период;
- результат процесса программирования. Под программированием нужно понимать четкое определение цели деятельности лагеря, выбор эффективных форм и методов ее достижения;
- модель будущей деятельности ДОЛ, которая должна давать ответ на вопросы:
1) каково реальное положение лагеря сегодня (педагогический и социально-экономический аспекты)?
2) Какой хотелось бы видеть деятельность лагеря?
3) Что надо сделать, чтобы приблизить реальное состояние к желаемому?
Прежде всего, надо сразу оговориться, что программирование – это не мода, но и не “вечное явление”. На данном этапе развития российского лагерного движения они необходимы, так же как сегодня они необходимы школам, детским организациям и т.д. Почему? Ответим словами ведущих специалистов в области разработки образовательных программ В.С. Лазарева и М.М. Поташника: “Программы нужны в нестабильных динамично изменяющихся условиях, чтобы понимать, что происходит, что это даст или чем грозит. В хорошо предсказуемом и медленно изменяющемся мире нет нужды глядеть далеко”. Не будем спорить с последним утверждением известных ученых, но заметим, что в практике работы лагерей США программам тоже уделяют много внимания, т.к. американцы считают, что программа - это и есть лагерь, “это то, что происходит в лагере день за днем”.
Программа – это средство борьбы против стихийности и формализма в деятельности многих педагогических коллективов ДОЛ, т.к. ее разработка “заставляет” администрацию и педагогов лагеря осмысливать сущность своей деятельности, свою воспитательную позицию.
Программа должна показать, как с учетом конкретных условий в лагере создается нетрадиционная модель организации воспитания, оздоровления и развития детей.
Учитывая то, что программируется работа детского лагеря (в которой соединяются усилия детей, их родителей, владельцев, администраторов, педагогов и сотрудников лагеря), то программа помогает всем участникам осознать цель их совместных действий, осознать, что от них ждут и скоординировать совместную деятельность (чтобы детям лучше отдыхалось, а команде лагеря лучше работалось).
Типология программы
Существует несколько типов программ, в основе их дифференциации различные критерии: направленность, продолжительность, инновационность и т.д. Рассмотрим типы программ по их направленности (комплексные и профильные) и по продолжительности (долгосрочные и краткосрочные). Итак, первая группа:
Комплексная программа – программа разноплановой деятельности лагеря, объединяющая различные направления отдыха, оздоровления и воспитания детей в специфических условиях ДОЛ.
Профильная (специализированная) программа – программа с одним, генеральным (ведущим, основным) направлением деятельности. Такими являются, например, социально-педагогические проекты лагерей для детей-инвалидов, для подростков с девиантным поведением, юных лидеров детских организаций или экологические, краеведческие программы.
Но подчеркнем, это разделение достаточно условно, так как и на смене для детей-инвалидов и в обычном лагере участники программы будут играть, участвовать в различных делах и мероприятиях, гулять в лесу или по лугу, купаться, заниматься физкультурой и т.п., только все будет происходить с учетом возможностей детей.
Иногда в литературе встречается термин “тематическая программа” и в него вкладывается смысл профильности, мононаправленности лагеря. На наш взгляд это неверно. Тематической может быть любая программа, если на то есть необходимость. И еще один аргумент в защиту нашего мнения: как-то некорректно считать программу для детей-инвалидов тематической, уж больно это грустно.
Вторая группа программ: долгосрочные и краткосрочные.
К долгосрочным программам следует отнести программы, рассчитанные на реализацию в течение ряда лет.
Краткосрочные программы – программы, реализуемые в течение небольшого срока (оптимальные период – лагерная смена). Исходя из последнего довода, заметим, что именно поэтому рекомендуется разрабатывать краткосрочную программу лагеря как программу одной смены. Долгосрочная программа представляет из себя не просто программу лагеря, а программу развития лагеря. Завершая этот раздел, следует упомянуть и о таких типах программ как авторские и заимствованные (адаптированные). Опыт убеждает, что сейчас наиболее распространенными являются программы авторские, т.е. разработанные командой лагеря для себя. Такая программа должна иметь оригинальную идею, нетрадиционный подход к организации жизнедеятельности детей и взрослых в лагере. В тоже время набирают популярность и адаптированные программы, позаимствованные (если авторы не против) у коллег, но не переработанные, исходя из конкретных условий своего лагеря. Списать программу можно, но работать по ней, если она не переосмыслена, “не перекроена” под себя, под свои возможности, нельзя! Как нет двух абсолютно одинаковых лагерей, так и не может быть двух идентичных программ их деятельности.
Требования, которым должна удовлетворять программа лагеря
Психолого-педагогическая наука выделяет несколько качеств, которыми должна обладать любая программа. Выделим основные (учитывая специфику лагеря):
Актуальность – свойство программы быть целенаправленной, ориентированной на решение наиболее важных в сложившихся условиях для оздоровительного лагеря проблем (учет требований времени, региона, родителей, детей и т.п.).
Целостность – это требование к программе объединить в единую систему все действия: от выдвижения цели до описания предлагаемого результата деятельности ДОЛ; целостность программы – это, прежде всего, ее логичность.
Прогностичность – свойство программы работать на перспективу, отражать в своих целях и планируемых действиях не только то, сто есть сегодня (популярно, востребовано), но и предполагаемые (прогнозируемые) изменения, новые требования к деятельности лагеря.
Реальность – требование к программе быть выполнимой, оптимальной для потенциала (творческого, материального и т.п.) конкретного ДОЛ.
Оригинальность – качество программы отражать специфику лагеря, его своеобразие, нетрадиционный подход к решению поставленных проблем.
Структура программы
Программа может иметь различные варианты структуры, но основными ее элементами (составными частями) являются: введение, цели и задачи, основное содержание деятельности, механизм реализации и предполагаемые результаты. Это “минимальный набор”, позволяющий программе быть программой. Часто встречаются и другие элементы: например, кадровое обеспечение, атрибутика, предполагаемые затраты и т.п. Их значимость в программе определяется ее назначением.
Рассмотрим подробней основные разделы структуры:
1.Введение (объяснительная записка, преамбула, обоснование и т.п.). В этой части программы обосновывается ее актуальность и значимость. Для этого необходимо проанализировать социально-педагогические условия, в которых работает ДОЛ (на момент разработки программы). Здесь же указывается точный адрес программы, т.е. кому она предназначается (какому возрасту, социальной группе детей и т.п.). Во введении раскрываются основные идеи и принципы программы (хотя они могут войти и в отдельный блок), объясняется название программы (если оно есть).
2.Цели и задачи. В этом разделе указываются цели и задачи предстоящей деятельности. Следует различать понятия “цель” и “задача”. Цель – это образ предполагаемого результата, который лагерь реально может достичь к четко определенному времени. Задача – это частная цель, мини-цель, это путь, при помощи которого вы можете отмерить процесс реализации цели. Блок целей и задач должен быть конкретным, реальным, достижимым. На практике это означает, что каждую из поставленных задач важно сформулировать так, чтобы
- было ясно, чего конкретно заданный период следует добиться в деятельности лагеря;
- для ее решения имелись реальные возможности;
- ее действительно можно было решить (достигнуть) за тот срок, на который она рассчитана.
Опыт программирования убеждает, что хорошая программа может иметь одну-две цели и несколько конкретизирующих их задач. Задачи также можно разделить на воспитательные (ведущие) и организационно-практические (вспомогательные). Главное, чтобы согласовывались с целью программы.
3. Содержание (блоки программы, основные направления и т.п.). Этот раздел содержит описание форм и методов, с помощью которых предполагается реализовывать цели и задачи. Обычно, исходя из задач, содержание разбивается на отдельные части (блоки, модули, подпрограммы, направления и т.п.), представляющие относительно самостоятельные разделы.
В этой части программы указываются планируемые мероприятия, дела, их регулярность и последовательность. Программа не требует лишней детализации. Подробная информация должна быть отражена в плане работы на смену, который по сравнению с программой, носит более конкретный и детализированный характер.
4. Механизмы реализации (логика развития, режим реализации программы). Один из наиболее сложных разделов. Он представляет собой описание системы действий по воплощению в жизнь замысла, идей программы (что необходимо сделать, в каком порядке, в какие сроки и т.п.). В зависимости от типа программы механизм реализации может быть внешним и внутренним. Внешний – когда для реализации программы необходимо участие “внешних сил”. Внутренний механизм реализации предполагает использование собственных сил, внутренних резервов.
Главное назначение этого раздела – продумать, как то, что написано на бумаге, превратить в реальную деятельность детей и взрослых в лагере.
5. Результаты (Итоги). В этой части программы указываются ожидаемые, предполагаемые результаты, итоги выполнения программы. Как и задачи, результаты должны быть конкретными и реальными. По сути, главными результатами деятельности любого ДОЛ является развитие ребенка. Показатели этого развития (укрепление физических и психических сил ребенка, приобретение им новых знаний, умений, т.е. новый положительный жизненный опыт) – и должны стать результатами деятельности лагеря.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что разработка программы Дол – процесс не простой, требующий от разработчика определенного опыта и знаний. Лучший путь – объединить всех заинтересованных лиц, всех кто любит лагерь и считает себя настоящим участником лагерной команды. Создание программы лагеря – это лишь полдела. Надо, чтобы программа заработала, тогда усилия, затраченные на ее создание, не окажутся напрасными, и лагерь получит эффективное средство совершенствования своей работы.
Базовые модели функционирования детских оздоровительно-образовательных лагерей
Основная функция летних лагерей – оздоровление, образование, воспитание и развитие детей в летний период; создание и организация деятельности временных детского и педагогического коллектива; рациональная организация свободного времени детей, максимальное использование в воспитательных и оздоровительных целях пребывания детей в новом для них социальном и природном окружении.
Функционирование конкретного детского лагеря определяется его базой (основной) моделью.
Под конструированием базовой модели подразумевается технологическое построение социально-педагогической системы данного типа учреждения.
В таблицах 1-6 представлены некоторые базовые модели детских оздоровительно-образовательных лагерей, которые можно использовать при создании любого учреждения подобного типа. В эти моделях содержится лишь краткая характеристика детских лагерей. Это, скорее, определенный образ учреждения – “Лагерь-клуб”, “Лагерь-школа”, “Летняя академия”.
«Лагерь-дом» №1
Показатель | Характеристика |
Типология по базису | Специализированный |
Участники | Воспитанники детских домов, дети, находящиеся под опекой, дети-инвалиды, дезадаптированные дети, коллектив класса, семья (для тех, кому необходимо погружение в атмосферу нормальной семьи) |
Специалисты группы сопровождения воспитательно-оздоровительного процесса | Воспитатели, вожатые, педагоги дополнительного образования, психолог, игротехники, психотерапевт, социальный педагог, дефектолог, медики |
Информационно- методическое обеспечение | Информационная поддержка органами административного управления социальной сферой, государственной опеки и попечительства, здравоохранения и образования; комиссией по делам несовершеннолетних. Региональные программы по проблемам семьи и детства. Создается по типу большой семьи, где царит атмосфера всеобщей заботы о каждом: отношения между взрослыми и детьми строятся на взаимопонимании и добровольном сотрудничестве. Учитываются индивидуальные особенности детей. Работа ведется с малыми группами. Свободный выбор детьми содержания деятельности. Гибкое планирование деятельности. |
Материально-техническое обеспечение (в соответствии с типом лагеря) | Помещения для работы с малыми группами, оборудование в зависимости от содержания деятельности и контингента детей, комнаты психологической разгрузки и т. п. |
Реализуемые программы деятельности (преимущественно) | «Дом друзей », «Поезд». |
Лагерь-школа», «Летняя академия» №2
Показатель | Характеристика |
Типология по базису | Специализированный |
Типология по форме | Комбинированный |
Участники | Дети 14-17 лет, ориентированные (одаренные) в определенной области знаний, коллективы научных обществ учащихся (НОУ); дети с ослабленным здоровьем. |
Специалисты группы сопровождения воспитательно-оздоровительного процесса. | В зависимости от профиля смены: валеологии, экологии, медики, туристы, преподаватели вузов, школьные учителя, педагоги дополнительного образования. |
Информационно – методическое обеспечение. | Информационная поддержка станций юных натуралистов, юных техников, центров детско - юношеского творчества, специализированных детских клубов, городских или областных НОУ, вузов, академий, комитета по делам молодежи. Создается по типу учреждения дополнительного образования. Реализуются различного рода образовательные-обучающие рограммы: экскурсии, походы, путешествия, работа с природным материалом, массовые мероприятия, игры, конкурсы. Развивается познавательная и творческая активность детей. Возможно профильное содержание смен(гуманитарное, естественное, научное и т.п.) Работают специалисты по профилям. |
Материально – техническое обеспечение (в соответствии с типом лагеря) | Мини – лаборатории, туристическое снаряжение, исследовательские площадки, объекты наблюдений (в зависимости от профиля), аудитории, компьютеры, множительная техника. |
Реализуемые программы деятельности (преимущественно) | «Экологическая тропа», «Лесная школа», программа погружения в научно- исследовательскую деятельность. |
«Лагерь – экополис » № 3
Показатель | Характеристика |
Типология по базису | Специализированный |
Типология по форме | Комбинированный |
Участники | Дети любого возраста, коллективы детских объединений, дети с ослабленным здоровьем, семьи. |
Специалисты группы сопровождения воспитательно - оздоровительного процесса | Экологии, валеологии, биологии, медики, туристы, преподаватели вузов, школьные учителя, работники лесничества, рыбнадзора и т.п. |
Информационно-методическое обеспечение | Информационная поддержка детских экологических станций, комитетов по экологии, лесничества, вузов. Нормативно- правовые документы по охране лесов, водоемов и т.п. Создается по типу учебно-просветительского учреждения в природных условиях, сочетающего в себе возможности отдыха, образования и воспитания. Идет реализация образовательно-развивающих валеологических, экологических и биологических программ практической направленности. Создаются разновозрастные отряды, основанные на сотрудничестве взрослых и детей, наставничестве старших. Проводится исследовательская и природоохранная деятельность. |
Материально- техническое обеспечение (в соответствии с типом лагеря). | «Экологическая тропа», экологические делянки, фермы, живой уголок, конюшня, птичник, туристическое снаряжение, оборудование и инструменты для наблюдения, мини-лаборатории. |
Реализуемые программы деятельности (преимущественно) | «Экология, здоровье, культура» |
«Лагерь-театр» №4
Показатель | Характеристика |
Типология по базису | Специализированный |
Типология по форме | Комбинированный |
Участники | Дети любого возраста, творческие коллективы этого направления. |
Специалисты группы сопровождения воспитательно-оздоровительного процесса. | Педагоги дополнительного образования (руководители театральных коллективов), вожатые, специалисты театральных профессий. |
Показатель “Типология” предполагает классификацию существенных признаков, таких, как базис – структурный элемент на основе использованной технологии и форма – устройство содержания образца.
Строка “Участники” определяется с учетом возрастного подхода, а также социальных и валеологических аспектов.
В строке “Специалисты группы сопровождения воспитательно-оздоровительного процесса” отражена зависимость лагеря от кадрового обеспечения.
Строка “Информационно-методичческое обеспечение” несет в себе краткую информацию о целях, задачах и месте создаваемого временного учреждения, а также о возможностях применения некоторых общеизвестных методик.
Тип лагеря определяется не только базой, формой, методическим обеспечением, но и материально-технической основой (территориальная локализация, необходимое и рекомендуемое оборудование), что нашло отражение в соответствующей строке.
Основные показатели, представленные в правой колонке таблиц, позволяют увидеть как общие, так и конкретные характеристики детских оздоровительно-образовательных лагерей. С их учетом программируется совместная деятельность детей и педагогов.
Часть 2
Содержание программы.
Программа практики состоит из трех блоков по направлениям:
1. Организационно-творческое.
2. Оздоровительно-профилактическое.
3. Психолого-педагогическое.
БЛОК 1
Под готовка программу-прогноз организации деятельности отряда на смену.
Опираясь на методы: равноправного контакта, воспитывающих ситуаций, импровизации, игры и игрового тренинга, состязательности и театрализации составляется авторский пакет приемов, в который войдут:
§ Десять занимательных историй, которые студент может рассказать детям (о необычном в мире людей, флоры, фауны, о гениальном открытии, современных проблемах и т.д.).
§ Десять биографий известных людей, интересных детям (путешественников, ученых, актеров, художников, музыкантов).
§ Десять игр на каждый день (познавательные, подвижные, игры с карандашом и бумагой, игры-тесты).
§ Десять конкурсов, аттракционов, забав (для дискотеки, отрядного и лагерного костра).
§ Десять сценариев досуговых дел конкурсных программ, викторины, турниры).
§ Пять – десять новых песен для костра.
§ Пять тем для диспутов, ток-шоу.
§ Составить картотеку педагогических приемов: анкеты, тесты, темы сочинений, темы бесед, нестандартные по форме красочные объявления, афиши, визитки, плакаты, приглашения с интригующим текстом, встречи-церемонии, сюжетные встречи и т.д.
БЛОК 2.
Составляется программа – прогноз деятельности временного детского коллектива.
а).теоретическое обоснование (концепцию) деятельности временного детского коллектива.
б). три анкеты изучения интересов детей в свободное время (для начала смены, середины смены, завершения смены). Смотри приложение. Проанализировать изменение интересов по предметной направленности, по устойчивости, по степени дифференцированности.
в). Составить психолого-педагогический портрет детей вашего отряда.
г). Описать ведущие деятельности отряда:
— Досугово-развивающую,
— Организационно-творческую,
— Социально-психологической адаптации.
— Рекреационно-оздоровительную.
д). Описать модель деятельности отряда:
«Отряд-клуб». Обеспечение занятости детей разнообразной деятельностью. Учет основных возрастных тенденций развития детей, их преобладающих интересов. Формирование творческой атмосферы совместной деятельности, привитие навыков культуры общения и взаимодействия в творческом процессе. Использование массовых и групповых (кружковых, секционных, студийных) форм занятий, методики коллективной деятельности, методики модульного планирования.
«Отряд-дом». Создание атмосферы всеобщей заботы о каждом, формирование нравственных межличностных отношений между детьми, детьми и взрослыми, взрослыми. Учет индивидуальных особенностей детей. Работа с малочисленными по составу детскими динамичными группами, которые свободно образуются при условии свободы детей в выборе деятельности. Использование методики коллективной творческой деятельности, гибкого планирования в режиме саморазвивающейся жизнедеятельности.
«Отряд – длительная педагогическая игра». В период смены на основе литературного сюжета развертывается сюжетно-ролевая игра, которая позволяет участникам овладеть навыками игровой культуры, умениями ориентироваться в разных жизненных ситуациях. Развитие игры будет зависеть от результатов конкурсов, соревнований, состязаний, встреч, где каждый сможет стать победителем и по-своему распорядиться наградой.
Все участники длительной игры имеют возможность проявить себя в разных ролях и качествах, например:
— Участник дела, судья, арбитр, защитник;
— Житель определенной сказочно-фантастической страны;
— Разработчик организатор игр;
— Ученик, мастер творческой мастерской;
— Сценарист, режиссер, консультант;
— Победитель, побежденный;
— Строитель, архитектор, проектировщик;
— Ведущий, конферансье, зритель.
Возможные результаты смены:
1. Варианты комплексных сюжетно-ролевых игр в условиях развития временного детского коллектива.
2. Изучение интересов, мотивов, возможностей деятельности личности и коллектива в условиях лагерной смены.
3. Способствование формированию игровой культуры педагога-организатора, вожатого.
«Отряд – школа» Реализация различного рода образовательно-развивающих программ, повышающих эрудицию (ток-шоу, интеллектуальные турниры, тематические викторины, «быт ораторов», состязание острословов, эстафета тематических экспромтов, «интеллектуальный каникулярий», и т.д.). возможно профилирование содержания деятельности (гуманитарное, естественно-научное, физико-математическое, фольклорно-этнографическое, туристско-оздоровительное и т.д.).
е). Студент на основе изучения интересов и запросов детей избирает одну из моделей деятельности отряда и дополняет ее комплексными формами культурно-досуговой деятельности.
ж). Внести коррекции в разработанную программу – прогноз в процессе ее реализации, руководствуясь методом включенного наблюдения, социологическими методами, картами групповой дифференциации (мальчики, девочки, взаимная симпатия, антипатия).
з). Педагогические критерии развития функций временного детского коллектива:
— Референтность коллектива;
— Социализация личности на основе общественно направленной работы в сфере жизнедеятельности;
— Гибкая структура отряда, дающая возможность самоопределения личности в единстве оздоровительной и воспитательной работы;
— Развитие интересов и способностей детей в условиях досуга.
БЛОК 3
Вожатый, педагог, организатор, воспитатель обязан:
— Использовать все возможности пребывания детей в новом для них социальном и природном окружении;
— Обеспечивать снятие психических и физических перегрузок с детей;
— Способствовать физическому развитию детей с помощью природно-климатических факторов;
— Создавать комфортную социально-психологическую и предметно-бытовую микросреду жизнедеятельности детей и взрослых в лагере.
Работа в лагерях направлена на укрепление здоровья детей при максимальном использовании природного окружения и функциональных особенностей организма (степень физической подготовленности и работоспособность).
Вожатый, приняв группу детей, обязан:
1. Просмотреть их медицинские документы, посоветоваться с врачом о режиме жизни тех детей, которым установлены ограничения.
2. Составить анкету-опрос (см. приложения).
3. Составить программу спортивно-оздоровительной деятельности отряда с учетом физиологических, возрастных особенностей детей.
4. В программу-прогноз включить проведение оздоровительно-профилактическх дел: праздников здоровья, малых олимпийских игр, марафонов мира, конкурсов на самый здоровый отряд, открытий каждым отрядом своих экологических троп, заповедных мест и т.д.
Вожатый должен знать правила спортивных игр, таких как: волейбол, баскетбол, футбол, городки,; уметь провести зарядку, эстафеты, соревнования, спортивные игры, подготовить отряд к походу, экскурсии, рыбалке.
— В течение всей практики, используя психологические и педагогические методики, Вожатый изучает особенности детей и разновозрастных временных коллективов
Приложения
Приложение 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Содержание программы
Все мероприятия, реализуемые в рамках настоящей программы направлены на снятие физического и психологического напряжение детского и подросткового организма, накопившееся за учебный год, обеспечить максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов, создать условия для нормального умственного и физического совершенствования.
Приоритетные направления деятельности:
1. Патриотическое.
Патриотизм – энергия созидания. Ежедневно отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России. Комплекс мероприятий патриотической тематики лег в основу воспитательной работы всех 3 смен лагеря.
2. Спортивно-оздоровительное.
В оздоровительном лагере двигательная активность детей организована в течение дня по расписанию: 1 половина дня – спортивные часы, 2 половина дня – водные процедуры, работа спортивных секций. Ежедневно проводится утренняя гимнастика, которой дети занимаются на свежем воздухе. Лучшие спортсмены лагеря удостаиваются чести поднять флаг РФ на линейке. На спортивных площадках организованы различные виды спортивных соревнований с учетом их зрелищности и массовости, - это «веселые эстафеты», волейбол, пионербол, катание на роликах и скейтах.
Один раз за смену дети совершают пешую туристическую прогулку за пределы лагеря. Протяженность маршрута – 2 км. На прогулке дети наблюдают за растениями, насекомыми и птицами, для них организовываются игры по ориентированию на местности «Найди клад», подвижные игры, игры на знание лекарственных растений нашего края. Организация таких прогулок способствует формированию прочных знаний об особенностях местности, флоры и фауны родного края, а также является основой положительных взаимоотношений во временных детских коллективах.
3. Творческое.
Ежедневно в лагере проводятся вечерние программы, подготовленные самими участниками смены (отрядами и досуговой службой лагеря). Мероприятия смены спланированы таким образом, чтобы каждый ребенок любого возраста мог принять в них активное участие. Все мероприятия направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка и дают возможность проявить свои таланты и способности (актерские, вокальные, хореографические, лидерские, прикладные и пр.)
«Академия творчества» включает в себя работу мастер-классов, клубов, кружков по интересам. Эти объединения создаются для всех ребят, у каждого есть возможность попробовать себя в различных видах деятельности и в разных социальных ролях: исполнителя, наблюдателя, организатора, генератора идей, что безусловно способствует социализации.
4. Детское самоуправление.
Детское самоуправление носит характер ролевой игры. Такие мероприятия способствуют формированию характера, слиянию физического, эмоционально-нравственного и социального аспекта в развитии каждого ребенка. Формируется чувство «команды», ответственности за общее дело, стремление к победе, взаимопомощь и взаимовыручка.
Таблица 1 – Основные положения организации детского отдыха
№ | Основные направления деятельности | Формы проведения | Результаты |
Подготовительный период: - работа с педколлективом; - работа с обслуживающим персоналом. | Собеседование, знакомство с программой лагерной смены, инструктажи. | Ознакомление сотрудников лагеря с обязанностями, утверждение внутреннего распорядка лагеря, системы деятельности работы лагеря по охране жизни и здоровья детей, знание особенностей и специфики смены. Выстраивание системы работы педагогического коллектива по реализации поставленных целей и задач. | |
Организационный период: формирование отрядов; знакомство с лагерем; организация деятельности служб самоуправления; планирование предстоящей деятельности. | Операция «Уют», «Школа юного разведчика», вечер знакомств «Компот для взрослых», знакомство с символикой России; планирование работы: 1 смена – рот, дивизии; 2 смена – команд, олимпийской деревни; 3 смена – творческих коллективов, входная диагностика, игра «Я-лидер», Устав, законы, традиции лагеря. | Общее представление о смене, её тематике, определение планов работы отрядов, корректировка планов в зависимости от интересов участников смены, выбор ролей и видов деятельности. Формирование служб самоуправления. Принятие законов коллективной жизнедеятельности. | |
Основной период: патриотический блок: комплекс мероприятий, направленных на положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, общество и Отечество, уважение к государственным символам и традициям; | Тренинги, беседы, конкурсы, Академия путешествия «Город мой, Стрежевой», литературно-музыкальная композиция «Пионеры-герои, партизаны», путешествие по географической карте томской области, беседы «Никто не забыт, ничто не забыто», диспут «Готов ли ты служить Отечеству?», беседа «Этих дней не смолкнет Слава!» | Овладение и использование в практической деятельности полученных знаний, умений, навыков выбранного вида деятельности. Знание и уважение к гражданской символике, знание песен военных лет и песен гражданской тематики, общелагерных и отрядных песен. | |
Здоровьетворящий блок: ориентация на здоровьетворение, приобретение навыков здорового образа жизни, овладение приемами саморегуляции, здоровьесберегающих технологий | Спортивные игры, состязания, соревнования, оздоровительные часы, походы, экскурсия в краеведческий музей, военно-спортивная игра «Защита», ток-шоу «Мы за ЗОЖ», сюжетно-ролевая игра «На привале», , «Пожарный калейдоскоп», Праздник «День леса», экологическая сказка, ралли выживания, уроки Мойдодыра, рисунки на тему «С огнем не шути», мини-футбол «воспитатели-дети», ежедневная утренняя гимнастическая зарядка, закаливание, купание в озере, спартакиады по различным видам спорта на первенство ДОЛ, подвижные игры. | Укрепление здоровья, приобретение навыков здорового образа жизни, овладение приемами саморегуляции, овладение знаниями, умениями и навыками в турпоходах, выявление спортивных лидеров, накопление методического опыта, форм конкурсов и состязаний, выявление готовности поделиться знаниями и умениями с окружающими людьми. | |
«Академия творчества» досугово-познавательный блок: реализация исполняющей части программы, плана вечерних досугово-познавательных программ. работа вокального, хореографического, театрального, прикладных кружков | Торжественное открытие смены, музыкальные часы, прикладная ролевая игра «Сокровища капитана Флинта», презентация Бабы-Яги, час тихих игр, художественный салон «У Данилы мастера», игра «Морской бой», почитай-ка (час книги), развлекательная программа «Джинсовый тин-коктейль», День семьи, вечер песни «Наполним музыкой сердца», конкурс актерского мастерства, «Окуневский Арбат», встреча с бардами, шоу сладкоежек, аншлаг, фабрика звезд, игры на сплоченность, , огонек «Под знаком зодиака», судоверфь на Окуневом, час откровений «Признание в любви», торжественная линейка и праздничный концерт на закрытие смены | Приобретение знаний об организаторской, просветительско – оздоровительной, досугово-познавательной деятельности, выявление лидеров, ярких, творческих личностей, максимальное раскрытие детского творческого потенциала, массовое участие детей в вечерних развлекательных программах, развитие творческого совершенствования форм досугово-познавательной деятельности и подготовка фотоматериалов. | |
Работа служб самоуправления: Пресс-центр приобретения навыков общения, журналистской и редакторской практики Служба здоровья Снятие эмоциональной напряжённости, вызванной учебной нагрузкой. Привитие на Наши рекомендации
|