Взаимосвязь технологий социальной работы и технологий культурно - досуговой деятельности.
Виды досуга пожилых людей
Активный досу(деятельный, рекреативный | Пассивный досуг (потребительский) |
- посещение кино, театров, концертов, выставок | - чтение книг, журналов, газет |
- участие в досуговом коллективе (клуб, совет ветеранов, хор) | - просмотр телепередач |
Участие в воспроизведении духовных ценностей (мемуарное творчество, мемориальная деятельность, концертная деятельность, участие в выставках технического творчества, самодеятельного художественного творчества) | - прогулки на воздухе |
- садоводство, охота, рыболовство и т.п. | - негативное время- препровождение ( пьянство) |
- коллекционирование | - ничегонеделание |
- декоративно-прикладное искусство (вышивка, вязание, шитье, ковроткачество, чеканка, керамика, резьба по кости, дереве и т.д.) | |
- общественная деятельность (лекции, беседы, уроки мужества, наставничество, руководство кружком технического творчества, самодеятельного художественного творчества, деятельность при трудовом коллективе, ЖЭКе) | |
-занятие физкультурой и спортом | |
- воспитание внуков, правнуков | |
- встречи с друзьями, времяпрепровождение с ними. |
Пожилые люди со слабым типом нервной системы весьма редко являются участниками каких-либо кружков, ибо характеризуются почти полным отсутствием интереса к общественной деятельности, отсутствием критического отношения к себе, беззаботностью, исполнением повседневных бытовых забот.
В пожилом возрасте вместе с прекращением работы круг общения сужается, многие из числа сверстников, друзей, соратников по работе, родственников умирают. Из-за болезни и других причин пожилые люди мало общаются, некоторые из них к этому времени остаются одинокими.
Сужение сферы общения и одиночество – наиболее острые проблемы лиц пожилого возраста. Особенно это ощущают мужчины, так как социальная роль женщины в этот период гораздо шире – мать, бабушка, домашняя хозяйка – она легче приспосабливается к новым социальным условиям жизни и быта после выхода на пенсию, чем мужчина. В сфере досуга эту острую проблему можно значительно «смягчить или ликвидировать хотя бы частично».
Участие пожилых людей в активных формах досуга дает возможность общения в коллективе или малой группе. Человек становится личностью в процессе общения или вхождения в общество, с которым он взаимодействует в каждый момент своего существования. Все, что в совокупности представляет собой устойчивые и изменчивые особенности личности, возникает благодаря общению и предназначено для общения. Психологи рассматривают общение как сложный и многообразный процесс. Опираясь на исследования Б.Д.Парыгина, А.Я.Найна, А.В.Петровского и др. отметим, что общение в одно и тоже время может выступать и как информационный процесс их взаимовлияния, их сопереживания друг друга и взаимного понимания.(18)
Именно поэтому важной функцией досуговых коллективов пожилых людей является реализация проблемы общения, преодоления одиночества. В системе досуга пожилые люди находят близких себе по духу людей, встречаются не только на репетициях, в официальной обстановке, но и дома, заботятся друг о друге во время болезни, совершают покупки, ходят в аптеку, навещают в больнице.
Участие пожилых людей в досуговых коллективах – это включенность их в определенный ритм жизни (репетиции, концерты, общественные поручения). Для многих пожилых людей, в особенности тех, кто прекратил работу – это создание своеобразного трудового ритма жизнедеятельности, подтянутости, дисциплины, ответственности. В сфере досуга вполне возможно создать условия для общественной полезности пожилого человека, направить трудовой ритм его жизни, создать ощущение нужности обществу.
Досуговые коллективы пожилых людей выполняют важные функции, свойственные художественной самодеятельности, но преломляют их специфически:
в воспитательной функции важное место занимает феномен пожилого человека как субъекта воспитания, на первый план выступает значимость самореализационного процесса личности, ее самовыражение посредством художественно-творческого процесса;
познавательная функция в пожилом возрасте становится глубоко осознанной, избирательной, сливается со стремлением репродуцировать социально-культурный опыт;
общение (коммуникативная функция) в коллективах досуга пожилых людей резко избирательно и основано на знании ценностно-ориентированных возможностей каждого человека, психологической совместимости друг с другом;
особенность гедонистической функции состоит, прежде всего, в том, что пожилые люди с удовольствием поют песни своей молодости, делятся воспоминаниями, осмысливая, таким образом в художественно-творческой форме свой жизненный путь.
В условиях досуга возможно интенсивное и избирательное развитие творческих способностей пожилых людей. В самодеятельных коллективах они имеют возможность репродуцировать свой жизненный опыт, который, по мнению Б.Г.Ананьева, зависит не только от старения, но и от всей совокупности отношений, позиций и условий жизни личности в обществе. Осознание изменившихся обстоятельств жизни, смена или потеря пожилым человеком прежних социальных ролей приводят его в среду сверстников, в коллективы досуга, что позволяет сохранить определенные социальные связи с обществом, предоставляет ветеранам широкое поле ролевой деятельности в художественно-творческом процессе. Я согласна с мнением Е.И.Смирновой в том, «именно в этом возрасте впервые обращаются к творчеству или возвращаются к любительским занятиям, в прошлом оставленным по каким-либо причинам. Как носители опыта и традиций, пожилые люди представляют ценностный контингент, как в разновозрастных объединениях, так и в клубах ветеранов. Основополагающим моментом любой художественной деятельности (профессиональной и самодеятельной) является творческий процесс, в котором всегда диалектическими составляющими являются объективная (художественный результат) и субъективная его стороны (собственно процесс создания какой-либо художественной продукции). Например, для хоров ветеранов это положение является принципиально важным, так как субъективная сторона творчества для пожилых людей гораздо важнее объективной. От самодеятельных коллективов пожилых людей не ждут (в силу ограниченных физиологических данных) таких высоких творческих результатов, как от коллективов более «молодых» возрастных общностей. Для пожилых участников самодеятельности гораздо важнее посредством участия в художественно-творческом процессе (в разных формах, разных ролях) сохранить жизненный оптимизм, работоспособность, интеллект, то есть интерес ко всем сторонам социально-культурной жизни общества. В досуговых коллективах имеются прекрасные психолого-педагогические условия для развития творческих возможностей пожилых людей: пережитое и прочувствованное можно облечь в такую художественную форму, которая будет понятна товарищам по коллективу – сверстникам, единомышленникам.
Создание художественной продукции не только для концерта, выставки, но и для себя, товарищей, особенно остро проявляется в пожилом возрасте. Многочисленные хобби (коллекционирование, резьба, выжигание, мягкая игрушка, вышивание, вязание и т.д.) нуждаются, как и у людей любого возраста, в поощрении, одобрении, выходе «вовне». Досуговые коллективы пожилых людей выполняют важную психологическую компенсаторную функцию.
В системе досуга реализуются и ценностно-ориентационные установки пожилого человека, есть возможность высказать свою точку зрения людям своего возраста, сходных жизненных устремлений, передать свой опыт и ценностные идеалы представителям молодого поколения, участвовать в воспитательном процессе (наставничество, уроки мужества, вечера вопросов и ответов и пр.).(45)
Подводя итог выше изложенному, можно сделать вывод, что участие пожилых людей в досуговых коллективах благоприятно сказывается на морально - психологическом состоянии, способствует активизации их социально-культурной деятельности внутри коллектива и во внешней среде.
Как известно, основное положение современной психологии (Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) состоит в том, что психологическая деятельность вырастает из практической, что психологические процессы сама личность формирует пожизненно. Исходя из этого, нельзя представить, что старение, протекающее по биологическим законам, может прямолинейно изменить психическую деятельность, которая формировалась под воздействием социальных факторов. Но можно предположить, что участие личности в художественно-творческой деятельности способно положительно влиять на психологические особенности пожилых людей.
Виды досуга пожилых людей
Активный досу(деятельный, рекреативный | Пассивный досуг (потребительский) |
- посещение кино, театров, концертов, выставок | - чтение книг, журналов, газет |
- участие в досуговом коллективе (клуб, совет ветеранов, хор) | - просмотр телепередач |
Участие в воспроизведении духовных ценностей (мемуарное творчество, мемориальная деятельность, концертная деятельность, участие в выставках технического творчества, самодеятельного художественного творчества) | - прогулки на воздухе |
- садоводство, охота, рыболовство и т.п. | - негативное время- препровождение ( пьянство) |
- коллекционирование | - ничегонеделание |
- декоративно-прикладное искусство (вышивка, вязание, шитье, ковроткачество, чеканка, керамика, резьба по кости, дереве и т.д.) | |
- общественная деятельность (лекции, беседы, уроки мужества, наставничество, руководство кружком технического творчества, самодеятельного художественного творчества, деятельность при трудовом коллективе, ЖЭКе) | |
-занятие физкультурой и спортом | |
- воспитание внуков, правнуков | |
- встречи с друзьями, времяпрепровождение с ними. |
Пожилые люди со слабым типом нервной системы весьма редко являются участниками каких-либо кружков, ибо характеризуются почти полным отсутствием интереса к общественной деятельности, отсутствием критического отношения к себе, беззаботностью, исполнением повседневных бытовых забот.
В пожилом возрасте вместе с прекращением работы круг общения сужается, многие из числа сверстников, друзей, соратников по работе, родственников умирают. Из-за болезни и других причин пожилые люди мало общаются, некоторые из них к этому времени остаются одинокими.
Сужение сферы общения и одиночество – наиболее острые проблемы лиц пожилого возраста. Особенно это ощущают мужчины, так как социальная роль женщины в этот период гораздо шире – мать, бабушка, домашняя хозяйка – она легче приспосабливается к новым социальным условиям жизни и быта после выхода на пенсию, чем мужчина. В сфере досуга эту острую проблему можно значительно «смягчить или ликвидировать хотя бы частично».
Участие пожилых людей в активных формах досуга дает возможность общения в коллективе или малой группе. Человек становится личностью в процессе общения или вхождения в общество, с которым он взаимодействует в каждый момент своего существования. Все, что в совокупности представляет собой устойчивые и изменчивые особенности личности, возникает благодаря общению и предназначено для общения. Психологи рассматривают общение как сложный и многообразный процесс. Опираясь на исследования Б.Д.Парыгина, А.Я.Найна, А.В.Петровского и др. отметим, что общение в одно и тоже время может выступать и как информационный процесс их взаимовлияния, их сопереживания друг друга и взаимного понимания.(18)
Именно поэтому важной функцией досуговых коллективов пожилых людей является реализация проблемы общения, преодоления одиночества. В системе досуга пожилые люди находят близких себе по духу людей, встречаются не только на репетициях, в официальной обстановке, но и дома, заботятся друг о друге во время болезни, совершают покупки, ходят в аптеку, навещают в больнице.
Участие пожилых людей в досуговых коллективах – это включенность их в определенный ритм жизни (репетиции, концерты, общественные поручения). Для многих пожилых людей, в особенности тех, кто прекратил работу – это создание своеобразного трудового ритма жизнедеятельности, подтянутости, дисциплины, ответственности. В сфере досуга вполне возможно создать условия для общественной полезности пожилого человека, направить трудовой ритм его жизни, создать ощущение нужности обществу.
Досуговые коллективы пожилых людей выполняют важные функции, свойственные художественной самодеятельности, но преломляют их специфически:
в воспитательной функции важное место занимает феномен пожилого человека как субъекта воспитания, на первый план выступает значимость самореализационного процесса личности, ее самовыражение посредством художественно-творческого процесса;
познавательная функция в пожилом возрасте становится глубоко осознанной, избирательной, сливается со стремлением репродуцировать социально-культурный опыт;
общение (коммуникативная функция) в коллективах досуга пожилых людей резко избирательно и основано на знании ценностно-ориентированных возможностей каждого человека, психологической совместимости друг с другом;
особенность гедонистической функции состоит, прежде всего, в том, что пожилые люди с удовольствием поют песни своей молодости, делятся воспоминаниями, осмысливая, таким образом в художественно-творческой форме свой жизненный путь.
В условиях досуга возможно интенсивное и избирательное развитие творческих способностей пожилых людей. В самодеятельных коллективах они имеют возможность репродуцировать свой жизненный опыт, который, по мнению Б.Г.Ананьева, зависит не только от старения, но и от всей совокупности отношений, позиций и условий жизни личности в обществе. Осознание изменившихся обстоятельств жизни, смена или потеря пожилым человеком прежних социальных ролей приводят его в среду сверстников, в коллективы досуга, что позволяет сохранить определенные социальные связи с обществом, предоставляет ветеранам широкое поле ролевой деятельности в художественно-творческом процессе. Я согласна с мнением Е.И.Смирновой в том, «именно в этом возрасте впервые обращаются к творчеству или возвращаются к любительским занятиям, в прошлом оставленным по каким-либо причинам. Как носители опыта и традиций, пожилые люди представляют ценностный контингент, как в разновозрастных объединениях, так и в клубах ветеранов. Основополагающим моментом любой художественной деятельности (профессиональной и самодеятельной) является творческий процесс, в котором всегда диалектическими составляющими являются объективная (художественный результат) и субъективная его стороны (собственно процесс создания какой-либо художественной продукции). Например, для хоров ветеранов это положение является принципиально важным, так как субъективная сторона творчества для пожилых людей гораздо важнее объективной. От самодеятельных коллективов пожилых людей не ждут (в силу ограниченных физиологических данных) таких высоких творческих результатов, как от коллективов более «молодых» возрастных общностей. Для пожилых участников самодеятельности гораздо важнее посредством участия в художественно-творческом процессе (в разных формах, разных ролях) сохранить жизненный оптимизм, работоспособность, интеллект, то есть интерес ко всем сторонам социально-культурной жизни общества. В досуговых коллективах имеются прекрасные психолого-педагогические условия для развития творческих возможностей пожилых людей: пережитое и прочувствованное можно облечь в такую художественную форму, которая будет понятна товарищам по коллективу – сверстникам, единомышленникам.
Создание художественной продукции не только для концерта, выставки, но и для себя, товарищей, особенно остро проявляется в пожилом возрасте. Многочисленные хобби (коллекционирование, резьба, выжигание, мягкая игрушка, вышивание, вязание и т.д.) нуждаются, как и у людей любого возраста, в поощрении, одобрении, выходе «вовне». Досуговые коллективы пожилых людей выполняют важную психологическую компенсаторную функцию.
В системе досуга реализуются и ценностно-ориентационные установки пожилого человека, есть возможность высказать свою точку зрения людям своего возраста, сходных жизненных устремлений, передать свой опыт и ценностные идеалы представителям молодого поколения, участвовать в воспитательном процессе (наставничество, уроки мужества, вечера вопросов и ответов и пр.).(45)
Подводя итог выше изложенному, можно сделать вывод, что участие пожилых людей в досуговых коллективах благоприятно сказывается на морально - психологическом состоянии, способствует активизации их социально-культурной деятельности внутри коллектива и во внешней среде.
Как известно, основное положение современной психологии (Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) состоит в том, что психологическая деятельность вырастает из практической, что психологические процессы сама личность формирует пожизненно. Исходя из этого, нельзя представить, что старение, протекающее по биологическим законам, может прямолинейно изменить психическую деятельность, которая формировалась под воздействием социальных факторов. Но можно предположить, что участие личности в художественно-творческой деятельности способно положительно влиять на психологические особенности пожилых людей.
Взаимосвязь технологий социальной работы и технологий культурно - досуговой деятельности.
Культурно-досуговая деятельность, представляя собой, сложный вид социальной деятельности, обладает всеми признаками, которые позволяют рассматривать ее как объект технологии.
Во-первых, культурно-досуговая деятельность может быть представлена как двухуровневый процесс: действия субъекта КДД и действия специалистов – организаторов.
Во-вторых, культурно-досуговая деятельность как процесс расчленяется на целый ряд последовательных этапов, процедур, операций, что является сущностью технологизации.
В-третьих, технологическая модель культурно-досуговой деятельности включает 4 основных ее этапа: социальную диагностику, проектирование, реализацию, анализ результатов. Причем действия организаторов КДД должны быть согласованы и синхронизированы на каждом из этапов с действиями субъекта, выбирающего тот или иной вариант культурно-досуговой деятельности, и направлены на самореализацию личности в процессе КДД.
Технология культурно-досуговой деятельности – процесс сложный, многоплановый, противоречивый, поскольку решает основные задачи: создание культурно-досуговых программ и поиск оригинальных решений в традиционных формах предметной деятельности, выдвижение новых форм на основе совместного творчества специалистов и инициативных участников (посетителей, зрителей и т.д.).
д технологией культурно-досуговой деятельности понимается научно обоснованная система знаний об условиях, формах и методах, и приемах создания материальных и духовных ценностей, практическое использование которых обеспечивает направленное воздействие на духовный мир личности.(59)
Структура технологического процесса в учреждениях культуры выглядит следующим образом: социальный заказ, цель, содержание, форма, средства достижения цели, субъектно-объектные и объектно-субъектные отношения, материально-техническое и кадровое обеспечение, корректировка цели, конечные результаты, которые чаще всего выражаются в программе.
Основные компоненты технологического процесса следует определять по двум слагаемым: организаторские и методические виды культурно-досуговой деятельности.
Организация» культурно-досуговой деятельности, есть оптимальное упорядочение всех составных элементов технологического процесса в учреждениях культуры, с помощью которого достигается четкая взаимосвязь, вырабатывается рациональная структура управления и взаимодействия с населением.
Методическая деятельность является продолжением организаторской деятельности и составляет основу творчества в условиях досуга, выступает его внутренним регулятором. В методической деятельности определяются и разрабатываются этапы подготовки и проведения культурно-досуговой программы, где собранный материал приобретает конкретную форму.
К методике, как к технологическому процессу, предъявляются следующие требования: постановка цели, определение содержания, выбор методов, определение форм организации аудитории и наличие результата деятельности.
Необходимо также отметить, что основными элементами методики, как технологического процесса являются: аудитория (объект деятельности), специалисты (субъект) и деятельность учреждений культуры. Следовательно, технология КДД с одной стороны, обуславливается потенциалом действия людей, а с другой – условиями, процессами, в которых они протекают.
Социальное начало в технологиях предусматривает различные формы взаимодействия индивидов между собой и с окружающей их средой, а культурное предполагает либо получение определенных результатов этого взаимодействия, либо насыщение технологий конкретным дидактическим материалом из различных видов и жанров искусства, общественной практики.
Социальноепредполагает выход представителей отдельных групп населения на такой уровень компетенции, который позволил бы им вступать в обычные социальные контакты и взаимодействие.
Культурное– подразумевает насыщение деятельности людей конкретным культурным содержанием, освоение ими культурных ценностей, норм и традиций, указание на качество и сферу проявления их культурной активности, на результаты их творчества и обмена в процессе их социально-культурной деятельности.(20)
Поскольку социальная работа призвана помочь человеку не только в традиционных сферах (образование, медицина), но и в культуре, ясно, что здесь сходятся интересы социальных работников и организаторов досугово-рекреационной, или культурно-досуговой сферы.
Рис. Соотношение сфер деятельности: