Тема: употребление и склонение имён числительных

ТЕМА: УПОТРЕБЛЕНИЕ И СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

Цель: изучить алгоритм склонения имён числительных. Научиться правильно употреблять имена числительные в речи

I. Теоретический материал:

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ И НОРМЫ ЕГО УПОТРЕБЛЕНИЯ

Числа и количества сопровождают нас всегда, встречаясь на каждом шагу, облегчая, а в некоторых случаях и затрудняя нашу жизнь. Это не зависит от профессии, которую мы избрали, от интересов и увлечений, заполняющих наш досуг, от сложившейся в нашем сознании системы ценностей или же радикальности политических взглядов. Все мы одинаково считаем минуты перед долгожданной встречей, с горечью провожаем убегающие годы, живо реагируем на увеличение размера одежды, запоминаем нужную страницу книги или номер телефона. Числа и количества... Понятно, что без них нам уже не обойтись, а значит, не обойтись и без специальных слов — имен числительных, при помощи которых мы можем назвать ту или иную дату, сообщить номер или размер, индекс или код, определить сумму, разность, остаток, доход... и многое другое.

Тем не менее, несмотря на частотность употребления и использование практически во всех сферах жизни, имена чис­лительные представлены в современном русском языке довольно ограниченной и непополняемой группой слов. И хотя ряд натуральных чисел, как учит нас математика, является бесконечным, для обозначения любого количества предметов (как целого, так и дробного), их порядкового номера в ряду, а также для «обслуживания» используемой нами системы счета и, соответственно, обозначения какого-либо числа в этой сис­теме мы используем в речи (часто — в определенной комби­нации) всего около ста самостоятельных слов. Однако несмотря на такую малочисленность и замкнутость (в сравнении с другими частями речи), употребление имен числительных вызывает определенные трудности.

Это связано с тем, что по своей морфологической форме и грамматическим признакам (прежде всего — способности из­меняться только по падежам, или падежам и числам, или чис­лам, родам и падежам), по характеру обозначения количества (целое, дробное, собирательное или неопределенное), соче­таемости с другими частями речи и т. п. имена числительные распадаются на ряд самостоятельных подгрупп (иногда пред­ставленных одним единственным словом), каждая из которых обладает индивидуальными особенностями употребления. Бо­лее того, когда мы произносим такие фразы, как, например:

В его коллекции 1742 марки, — то, с одной стороны, само ко­личество называемых предметов (1742) мы представляем в качестве «единого, цельного» понятия. Но с другой стороны, слово (имя числительное), используемое для обозначения данного количества, является составным {одна тысяча семьсот сорок две), при этом довольно часто, как и в приведенном случае, каждая часть таких числительных (т. е. каждое входящее в их состав слово) будет иметь индивидуальные грамма­тические характеристики, а в частности — различающиеся падежные окончания (ср., например, в тв. п.: одной тысячей семьюстами сорока двумя — шесть разных окончаний!).

Соответственно, наибольшее количество затруднений, возникающих при употреблении числительных, связано с не­обходимостью использовать последние в формах косвенных падежей. Правильный выбор таких форм обусловлен, во-первых, типом склонения, к которому относится то или иное числительное, а во-вторых, общими правилами, регулирую­щими изменение этих слов в зависимости от состава (простое или составное) числительного и того, с каким словом оно сочетается. И хотя, как уже отмечалось выше, самостоятельных слов, входящих в состав такой части речи, как имя числительное, в современном русском языке относительно мало (около ста), все они оказываются распределенными по достаточно большому (особенно, если сравнивать с существительными или прилагательными) количеству самостоятельных типов склонения.

Примечания

1. Во втором корне всех этих числительных есть беглый гласный -о-, присутствующий в формах им., род., вин. и отсутствующий в фор­мах остальных падежей. Формы род., дат. и предл. п. имеют одинако­вое первое окончание (-и) и различаются вторым; а формы им. — вин. и род. п. имеют одинаковое второе окончание (нулевое) и различаются первым.

2. Числительное восемьсот в тв. п. имеет варианты: восьмью­стами и восемьюстами. Оба этих варианта являются нормативными.

III. Числительные, имеющие особые окончания

К этому типу склонения относятся числительные два, три, четыре, сорок, девяносто, сто, а также полтора и полтораста. Особенностью данного типа склонения является то, что падежные окончания этих числительных совершенно особые и не соотносятся с окончаниями других частей речи. В этом типе также выделяется несколько самостоятельных раз­новидностей: 1) числительное два; 2) числительные три и четыре; 3) числительные сорок, девяносто и сто; 4) числи­тельные полтора и полтораста.

1. Особенностью количественного числительного два яв­ляется то, что оно изменяется по родам и падежам. Однако в отличие от других изменяющихся по родам слов, числитель­ное два имеет различающиеся родовые формы только в им. п. (а также в вин. п., если его форма совпадает с им. п., т. е. при сочетании с неодушевленными существительными), причем этих форм — всего две. Первая форма — два — употребляет­ся при сочетании с существительными м. и ср. р. (два самоле­та, два динозавра; два растения, два кимоно'}, а вторая — две — с существительными ж. р. (две распашонки, две подружки), т. е. в м. и ср. р. — общая форма — два, а в ж. р. — самостоя­тельная — две. Второй особенностью этого числительного яв­ляется совпадение форм род. и предл. п.:

Им. .п. два две

Род. .п., предл. .п двух

Дат .п. двум

Вин. .п. как в им. или род. п.

Тв. .п двумя

Например: Два медведя в одной берлоге не уживутся; Две со­баки грызутся, чужая не приставай (им. п.); На часах было без двух минут семь (род. п.); Двум смертям не бывать, а одной не миновать (дат. п.); Глухому поп две обедни не служит; Он положил в чай два ку­сочка сахару (вин. п. при неодушевленном существительном); За одно­го битого двух небитых дают (вин. п. при одушевленном существи­тельном); За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь (тв. п.); Кто утром без ног, днем на двух ногах ходит, а вечером — на трех? (предл. п.).

Примечание

В косвенных падежах числительное два и собирательное числи­тельное двое иногда могут употребляться как синонимы. Подобное употребление допустимо лишь в том случае, когда данные числитель­ные сочетаются с одушевленными существительными м. р. (два друга / двое друзей) и связано с ограничениями в сочетаемости собирательных числительных (подробнее о сочетаемости собирательных числитель­ных см. далее). В остальных случаях подобное смешение недопустимо и считается грубейшей ошибкой. Однако иногда в устойчивых сочета­ниях и фразеологизмах встречается употребление собирательного чис­лительного там, где правомерно употребление только целого количественного два (ср., например, употребление числительного в разговор­ном фразеологизме на своих двоих — «пешком»).

Употребление просторечной формы тв. п. двумями недопустимо и является грубейшей ошибкой.

2. Самостоятельный подтип образуют и два целых коли­чественных числительных три и четыре. У данных числительных различаются окончания в им. п.: три, четыре (а так­же в вин. п., если его форма совпадает с формой им. п., т. е. при сочетании с неодушевленными существительными) и, как и у предыдущего числительного (два), совпадают формы род. и предл. п.:

Им. .п. три четыре
Род. п., предл. П. трех четырех
Дат. .п. трем четырем
Вин. .п. как в им. или род. п.
Тв. .п. тремя четырьмя

Например: Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу (им. п.); Без троицы дом не строится, без четырех углов изба не становится (род. п.); Сергей обещал подойти к трем часам (дат. п.);

Обещанного три года ждут (вин. п. при неодушевленном существи­тельном); Мы разъехались, и уже лет десять я не видел своих четырех сестер вместе (вин. п. при одушевленном существительном); Вчера состоялся запуск очередного космического корабля с тремя космо­навтами на борту (тв. п.); Конь и о четырех ногах, да и тот споты­кается (предл. п.).

Примечания

1. В школьных и вузовских учебниках числительные два, три, четыре обычно объединяются в один тип склонения. Однако числи­тельное два во всех падежах имеет особые окончания (см. образец склонения), и поэтому его целесообразно рассматривать отдельно.

2. В данном подтипе в окончании тв. п. беглый гласный -е-, при­сутствующий в форме тремя, отсутствует в форме четырьмя.

В просторечном употреблении можно встретить такие формы тв. п., как тремями, четырьмями. Подобное употребление считается грубейшей ошибкой.

3. Числительные сорок, девяносто, сто имеют только две формы. Одна из них (сорок, девяносто, сто) употребляется в им. и вин. П., а другая (сорока, девяноста, ста) – во всех остальных падежах:

Им., вин.п. сорок девяносто сто
Рол., дат., тв., предл. п. сорока девяноста ста

Например: Из девяноста заявленных участников на конференцию прибыло чуть больше половины (род. п.)

4. Дробные числительные полтора и полтораста так же, как и числительные предыдущего подтипа склонения, имеют только две падежные формы: одну – в им. п. и вин. п. (полтора, полтораста), а вторую - - в род., дат., тв. и предл. П. (полутора, полутораста). Числительное полтора в им. и вин. п. имеет две родовые формы: полтора – муж. .и ср. р. и полторы – ж. .р. (полтора стакана, полтора бревна, но полторы ложки).

Им., вин.п. полтора полторы полтораста
Рол., дат., тв., предл. п. полутора   полутораста

Например: Полторы ложки соли вполне достаточно для приготовления этого рассола; Полтора килограмма мяса – минимальная дневная норма для этих хищников (им.п.); В его последней монографии около полутораста страниц (род. п.); Его коллекция уже приблизилась к полутора тысячам экземпляров (дат. п.); В приготовленную смесь влейте полтора стакана молока и тщательно перемешайте (вин. П.); Переиздавая методичку, мы ограничились полутораста экземплярами (тв. п.); В полутора литрах воды растворите два стакана соли (предл. п.).

Примечание: Числительное полтора имеет два окончания, а числительное полтораста – только одно, которое находится в середине слова.

Примечания

1. Неопределенно-количественные числительныемного, мало, немного, немало употребляются только с формойлет, а числитель­ныйстолько, сколько и несколько ведут себя так же, как и числитель­ныепять, шесть, семь... и т. д. (сколько лет, к нескольким годам, столькими годами и т. п.).

2. Словатысяча, миллион, миллиард и т. п. во всех падежах употребляются с формойлет (тысячи лет, миллиону лет, миллиардом лет и т. п.).

ЗАДАНИЯ

1. Какие из приведенных слов являются именами числительными, а какие нет? Определите разряд най­денных числительных (количественные или порядко­вые). Количественные числительные разбейте на груп­пы: а) целые, б) дробные, в) собирательные, г) неопре­деленно-количественные. Определите, к какой части ре­чи относятся слова, не являющиеся числительными.

пара единство много две с половиной тройка половина раз четверть двойня сто восемь восемь сотых


три сороковой первый в-третьих пятерка трешница немало пять и одна треть четырежды полтораста ноль


единица трое сорок сороков один третий полтора тройственный триллион сорок второй столько две четверти


сорок несколько десяток сотня тройной двойной треть десятичный в-шестых четыре пятых семеро


2. Замените цифры соответствующими числитель­ными. Раскройте скобки, употребив существительные (словосочетания с существительными) в нужной падеж­ной форме.

1. Вместе со всеми 374 (участник конференции) мы отправились в Старую Руссу. 2. Наша база находилась в 841 (километр) от города.

3. За время экспедиции полярники прошли свыше 1958 (километр).

4. Из 941 (выпускник) нашего курса на встречу приехали только около 750. 5. Мы израсходовали 3/4 (бак) воды. 6. Воздух наполнился 1000 (разный птичий свист). 7. Довольно трудно издать книгу с 7395 (чер­теж) в нашем издательстве. 8. За новый проект проголосовало 0,9 (со­бравшиеся). 9. В (1973 год) и произошло это печальное событие. 10. Царь Леонид с 300 (спартанец) в Фермопильском ущелье прикры­вал отступление греческих войск.

3. Со следующими словами составьте предметно-количественные словосочетания («числительное + су­ществительное»). Назовите слова, с которыми а) можно употребить только количественное числительное; б) можно употребить собирательное числительное; в) вообще невозможно образовать подобных сочетаний.

Кенгуру, мальчик, ребенок, джинсы, дом, учебник, щенок, ножни­цы, отъезжающий, булочная, человек, ябеда, медведь, подруга, сливки, дискотека, сюрреализм, плакса, сутки, волокита, ягненок, родня, друг, сме­лость, возможность, зелень, песок, персик, командующий, дуб, лисица.

4. В приведенных предложениях найдите ошибки, связанные с употреблением имен числительных, квали­фицируйте их и, приведя необходимую аргументацию, предложите правильный вариант.

1. Коллектив нашего участка обязуется благоустроить восемьдесят и три десятых процентов подведомственной территории к январю двухтысячно первого года. 2. Сообщаю, что вчера в ночь между один­надцати и двадцати четырех часов я находилась дома, что может быть подтверждено троими соседками. 3. На площади собралось около че­тырехсот людей. 4. Было решено закончить экспедицию через два­дцать три сутки. 5. Тысячью годами позже на этом месте возник дру­гой город. 6. Семь и три десятых километров железнодорожного пути оказались неисправными. 7. В тысячу девятисот тринадцатом году мы уехали из России. 8. Сейчас, когда я могу гордиться сороками лет про­житой жизни, многие вещи мне кажутся иными. 9. Победителя наградили полторастами тысячами рублей. 10. После проверки выяснилось, что на складе не хватало три тысячи пятьсот сорок две коробки конфет.

Представлен

1) в компьютерном практикуме по русскому языку (Урок 5); блок I

тема: употребление и склонение имён числительных - student2.ru

2) в справочных материалах контрольной работы №3 рабочей тетради «Русский язык и культура речи» (Орфография. Пунктуация. Развитие речи.) – стр. 11-12.

3) В учебной литературе:

Основная

&Культура устной и письменной речи делового человека. – М.: «Флинта», «Наука», 1997.

Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: «Высшая школа», 1994. – 233 с.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке: для работников печати. - М.: «Книга», 1985.

&Русский язык и культура речи. /Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа

Дополнительная

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. Учебник для 5-9 классов. – М.: «Просвещение», 1992.

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М.: «Просвещение», 1988.

III. Практикум

1) Блок 3 в компьютерном практикуме по русскому языку

2) Практической задание в Рабочей тетради (контрольная работа №3; задание 1, стр. 12-13).

ПРАКТИКУМ

Задание 1. Спишите, раскрывая скобки

(Пол)ананаса, (пол)банана, (пол)восьмого, (пол)года, (пол)Грузии, (пол)день, (пол)дороги, (пол)игры, (пол)липы, (пол)листа, (пол)Минска, (пол)ночный, (пол)ночь, (пол)Нью-Йорка, (пол)оборота, (пол)одиннадцатого, (пол)порции, (пол)слова, (пол)сотни, (пол)столицы, (пол)часа, (пол)Челябинска, (пол)шага, (пол)юрты, (полу)дремота, (полу)живой, (полу)легальный, (полу)пальто, (полу)правда.

Задание 2. Прочитайте числительные вслух.

А. Общая сумма задолжности иностранных государств бывшему СССР и России составляет 120,2 млрд. долл. Но и наша страна должна немалую сумму другим государствам и международным финансовым организациям: этот долг достигает 123,5 млрд. долл.

Б. Центральный курс доллара определен в 6,2 деноминированных рубля за один доллар – с максимальным отклонением в 15 процентов как в ту, так и в другую сторону (между 5,25 и 7,15 рубля). Банк России будет делать все, чтобы курс удерживался на отметке в 6,15 руб./долл.

В. Потери от мошенничества с пластиковыми карточками в прошлом году снизились только в одной из фирм до уровня 200-220 тысяч долларов.

Г. Выручка от реализации нефтепродуктов и услуг за 9 месяцев компании за указанный период составила 3,2629 трлн. рублей. За это время переработано 10,523 млн. тонн нефти, что на 14,1 процента выше, чем за аналогичный период прошлого года.

Д. В распоряжении Правительства сказано: «Разрешить ФАС России открыть для международных полетов следующие участки воздушных трасс: Магнитогорск – Златоуст – географическая точка 55°57,0¢ северной широты, 059°59,0¢ восточной долготы».

Е. Награждение завода «Кристалл» совпало с 850-летием первого хмельного производства на Руси.

Ж. Банк планирует инвестировать в экономику области до 2,5 млрд. руб. В настоящее время открыта кредитная линия объемом 269117 млрд. руб. (из газеты).

Задание 3. Раскройте скобки; цифровые данные запишите словами.

  1. К 15 мая в совхозе вспахано более 1750 гектаров.
  2. В газете сообщается о 2975 комбайнах, выпущенных заводом сверх плана.
  3. Урожай картофеля составляет 240 центнеров с гектара.
  4. В ходе боёв было захвачено в плен до 380 солдат противника.
  5. За год надой составил до 2540 литров молока на каждую корову.
  6. Каждому члену бригады было выплачено по 78 рублей.
  7. От каждой свиноматки получено в среднем по 11 поросят.
  8. Для школьных мастерских куплено (тиски – 22, клещи – 33, кусачки – 44).
  9. Сдано в ремонт (часы – 24).
  10. Было уничтожено до (полторы роты) противника.
  11. В полк пришло до 150 бойцов пополнения.
  12. Лейтенант ушел в разведку с 8 автоматчиками.
  13. Ответ пришел только через (52 – сутки, день).

Задание 4. Раскройте скобки; выберите нужную форму; укажите смысловые и стилистические различия между параллельными формами имен числительных.

  1. Если раньше на участке работало более (десять, десятеро; рабочий), то теперь машину обслуживают только (три, трое; человек).
  2. В пользу проекта высказались (два, двое; профессор).
  3. Медалей удостоены (три, трое; советский спортсмен).
  4. (Два, двое; итальянский гонщик) на протяжении всей гонки были впереди.
  5. (Обоим, обеим) советским спортсменкам достались трудные соперницы.
  6. В бригаду пришли (три, трое; новая работница).
  7. Результат охоты – (четыре, четверо; волк) и (три, трое; лисица).
  8. В этот день было продано (четыре, четверо; мотоцикл).
  9. Потребовалось (шесть, шестеро; носилки), чтобы вынести строительный мусор.

IV. Контролирующий материал: тест (блок 2) в компьютерном практикуме по русскому языку

V. Критерии оценок заложены в компьютерной программе и соответствуют нормам выставления оценок по русскому языку

ТЕМА: УПОТРЕБЛЕНИЕ И СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

Цель: изучить алгоритм склонения имён числительных. Научиться правильно употреблять имена числительные в речи

I. Теоретический материал:

Наши рекомендации