Физическая культура в режиме трудовой деятельности

Социологические исследования показывают, что производи­тельность труда рабочих, систематически занимающихся физи­ческой культурой, на 3—8% выше, чем у незанимающихся. В це- ; лом по стране это дает существенный экономический эффект.

В режиме непосредственного труда использование средств фи­зической культуры приобретает важное значение. Восьмичасовой рабочий день вызывает значительное утомление, поэтому для со- ; хранения сил на всем протяжении необходимо создать оптималь­ный режим чередования труда и активного отдыха. Переключе- ; ние с одного вида деятельности на другой или на физические упражнения благоприятствует восстановлению утомленного орга­низма.

I б, ! в, I I i у\ М Р^Н< I ! I I M i i | I j I i ! I | I | ! ! i ! ii !

Рис. 12. Схема динамики
работоспособности в про­
цессе рабочего дня (по
Г. Г. Санояну): '

ai — период начального враба-
тывания; б\ — период проявле­
ния высокой и устойчивой ра­
ботоспособности; в, — период
первого снижения работоспособ­
ности; &2 — период повторного
врабатывания; б2 — период от- I
носительно устойчивой работо­
способности; в2 — период нарас-

_ ___________________________________ тающего снижения работоспо-

01 234567S собности; г — период «конеч- ';

ного порыва»

Введение в режим труда тех или иных видов физической куль­туры определяется динамикой работоспособности. Работоспособ- : ность человека колеблется в пределах рабочего дня. Вначале она низкая (период врабатывания), потом поднимается и удержива­ется на высоком уровне (период устойчивой работоспособности), i после чего вновь снижается (период компенсированного утомле- •_* ния). Такое изменение может повторяться за смену дважды — до и после обеденного перерыва. Иногда в конце рабочего дня ; наблюдается незначительное ее увеличение (рис. 12).

^^Последовательность фаз работоспособности в течение рабочей ^Вены зависит от разнообразных условий. Сюда относятся внеш-В}е факторы: характер производственной деятельности, психиче-Щкая нагрузка, гигиенические условия, квалификация работающе-В>, его возраст, пол, стаж и физическое состояние организма. Внутренние факторы включают в себя в первую очередь состояние Казличных органов и систем организма.

щ Различают пять основных вариантов (кроме показанного ти­пичного) изменения работоспособности в течение рабочего дня: Щ 1) постоянное повышение работоспособности при легкой фи-■зической нагрузке, при работе на конвейере — в случае опти-Кмальной его скорости;

I 2) повышение работоспособности в первой половине дня, да-жлее относительная стабилизация на высоком уровне и постепенное fee снижение характерны для работников, обслуживающих слож­ений пульт управления;

I 3) сравнительно быстрое развитие утомления в первой поло-[ вине дня и в дальнейшем после обеда у работников физического I труда;

I 4) быстрое врабатывание, а затем снижение работоспособно­сти и низкий уровень ее в оставшееся рабочее время в случае " значительных физических усилий рабочего на фоне повышенно­го внимания и выполнения быстрых и точных движений руками; 5) практически сразу в начале работы резкое падение рабо­тоспособности, что свойственно сложному по содержанию труду или простому, но в быстром темпе.

Однако при выборе средств оптимизации работоспособности на конкретном участке производства необходимо учитывать не ' только ее изменения в течение рабочей смены, но и суточные, не-[ дельные колебания.

[ Работоспособность человека в значительной мере зависит-от I времени суток. Днем физиологические процессы протекают с по-,; вышенной интенсивностью, ночью — с пониженной. Естественно, \ что и работоспособность в утренней смене наивысшая. А при ра-'.■ боте в вечернее и ночное время организму приходится преодоле­вать двойное утомление: одно — от выполнения трудовых опера­ций, другое — от преодоления естественной потребности в ночном отдыхе (рис. 13).

Работоспособность изменяется и в течение недели. На поне­дельник приходится стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг — высокая работоспособность, а утомление проявляется в пятницу и субботу (рис. 14).

Вопрос о создании у работника высокой и устойчивой рабо­тоспособности на протяжении всего рабочего дня — один из акту­альных вопросов научной организации труда (НОТ). Действен­ным средством, способствующим этому, являются формы произ­водственной физической культуры.

Многолетний опыт и научные исследования свидетельствуют о том, что под влиянием вводной гимнастики сокращается период вра-

физическая культура в режиме трудовой деятельности - student2.ru физическая культура в режиме трудовой деятельности - student2.ru

Рис.13. Колебания уровня работо- Рис.14. Динамика работоспособно-

способности в течение суток (по сти в процессе рабочего дня (по

В, М.Баранову) В. М. Баранову)

батывания: ускоряется протекание физиологических процессов, по- [ вышается готовность организма к предстоящей работе. Например, < после введения вводной гимнастики в режим трудового дня вы­сококвалифицированных рабочих-станочников период врабатыва-ния сократился с 60 до 30 мин. При этом производительность тру­да за первые полчаса повысилась на 13,2%.

Если провести физкультурную паузу или физкультминуту в
момент, предшествующий падению работоспособности, то этим
можно поддержать ее довольно длительное время на достигнутом
ранее уровне. !

Так, производительность труда сборщиц ручных часов, рабо- ; тающих на конвейере, в течение часа после проведения физкульт- : паузы была выше на 6%, чем за час до нее.

В целом эффект от внедрения различных форм физической ;
культуры в производство выражается в повышении производи- -
тельности труда, улучшении физического развития рабочих, умень- •
шении производственного травматизма, улучшении настроения ■
занимающихся. \

Оптимальный, научно обоснованный режим чередования ра- 1
боты с активным отдыхом позволяет сохранять высокую произво- :
дительность труда при отсутствии чрезмерного утомления в те­
чение всей рабочей смены. Типовые режимы труда и отдыха при- ',
ведены в Приложении 7. \

Дальнейшее развитие физической культуры в сфере производ­ства связано с научным обоснованием новых форм организации ; и методов проведения занятий; использованием средств физиче- ' ской культуры с такими средствами неспецифического воздейст­вия, как функциональная музыка, гидропроцедуры, самомассаж, исихосаморегуляция; применение вспомогательных снарядов и I специальных приспособлений для повышения эффективности ] кратковременных занятий; внедрением малых форм физической! культуры при неблагоприятных условиях работы и непрерывных j технологических процессах; применением индивидуальных форм | занятий; более тесной взаимосвязью физической культуры с раз- ;' личными мероприятиями НОТ.

системе НОТ различаются следующие формы физической

ьтурн: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкульт-

ута, микропауза, физкультура во время обеденного перерыва.

эти формы образуют систему физкультурных мероприятий в

шме трудового дня.

Для различных групп профессий в зависимости от специфики Ьуда, характера профессионального утомления работников воз->жны варианты этой системы: чередование форм физической рльтуры на протяжении рабочей смены, их повторяемость, со-гржание занятий, средства воздействия. При монотонных видах руда целесообразно чаще применять непродолжительные формы Занятий (физкультминуты, микропаузы), в то время как при не­прерывных технологических процессах на потоках и конвейерах ]>фективно применение индивидуальных форм занятий.

Вводная гимнастика

Вводная гимнастика решает следующие задачи: ускорение •готовности основных физиологических систем организма (мышеч­ной, нервной) к предстоящей работе, повышение эмоциональ­ного тонуса работника; сокращение длительности фаз врабатыва-ния организма в трудовую деятельность; способствование сохра­нению высокой работоспособности в течение всего трудового дня.

Вводная гимнастика проводится в начале рабочего дня в те­чение 4—9 мин. Ее целесообразно проводить не только в первой, но и во второй смене. При этом надо исходить из того, что в ве­черней смене вводная гимнастика должна преимущественно по­вышать активность тех органов и систем организма, на которые •' падает основная нагрузка в процессе труда.

В вводной гимнастике рекомендуется применять физические упражнения, соответствующие характеру движений, выполняемых в процессе труда. Поэтому при подборе упражнений необходимо . хорошо изучить трудовые движения и включать в комплексы те упражнения, которые ускоряют физиологические функции орга­низма, играющие ведущую роль в процессе конкретного вида труда.

В частности, в вводной гимнастике следует применять упраж­нения с возрастающим темпом движений — от медленного до уме-[ ренного и от умеренного до повышенного. При этом рекоменду-f ется развивать несколько превышающий обычный темп для быст-I рого усвоения рабочего темпа движений.

' В зависимости от характера и условий труда различаются ; три варианта составления комплексов физических упражнений I вводной гимнастики: разминка; профилактический активный от­дых и комплекс целостного воздействия (по В. М. Баранову).

Вариант разминки используется при составлении комп­лексов для рабочих тяжелого физического труда. Сюда включа­ются простые по координации динамические упражнения, после­довательно захватывающие в активную деятельность мышечные

группы, несущие основную нагрузку в процессе труда. Темп вы полнения упражнений — средний или быстрый. Нагрузка в комп лексе упражнений постепенно повышается, достигая минимума в конце.

Вариант профилактического отдыха составляв'
основу комплексов вводной гимнастики для рабочих, у которыя
четко фиксирован двигательный стереотип (например, станочни-j
ки). Используются динамические упражнения, включающие в дея^
тельность непосредственно участвующие в трудовых операциях
мышечные группы. Физическая нагрузка постепенно повышается
до середины комплекса, затем происходит постепенное снижение.
Темп движений — выше среднего. Обращать внимание на правиль­
ное дыхание, растягивание мышц и увеличение подвижности су-:
ставов. •

Вариант целостного воздействия предназначен для
работников, чей труд связан с длительным напряжением внима-1
ния (работники умственного труда, водители транспорта, работ-1
ники конвейера и пр.). Упражнения воздействуют главным обра­
зом на непосредственно не занятые в предстоящей производствен-^
ной деятельности мышечные группы, системы и органы человека.
Упражнения — сложнокоординированные, так как включают до­
полнительные действия руками, туловищем, ногами и требуют I
сосредоточения внимания. Темп такой же, как и у предстоящей
работы. Для лиц, чей труд связан с точными движениями (на­
пример, сборщицы мелких механизмов или водители транспорта),
максимальная физическая нагрузка приходится на первые упраж-,
нения. Для остального контингента нагрузка приходится на 4— |
6-е упражнения. i

В комплексах вводной гимнастики применяют следующие груп­
пы физических упражнений: потягивание, наклоны в сторону,.
приседания, выпады, прыжки, ходьба, бег, наклоны вперед, ма­
ховые движения с элементами расслабления, наклоны назад, рас- ■
слабление мышц рук и плечевого пояса, упражнения на коорди­
нацию, точность, внимание. '

При составлении комплексов вводной гимнастики рекоменду­ется учитывать следующие особенности трудовой деятельности j в различных профессиях:

1) рабочую позу (стоя, сидя), положение туловища (согнутое ' или прямое, свободное или напряженное); .:

2) рабочие движения (быстрые или медленные, напряженные ■ или ненапряженные, с большой или малой амплитудой, симмет-, ричные или асимметричные, однообразные или разнообразные ; и т. п.);

3) характер трудовой активности (точность движений, повто- : ряемость движений, быстрота реакций, напряженность и концент­рация внимания, нагрузка на органы чувств, монотонность труда и т п.);

4) степень и характер утомления по субъективным показате­лям (рассеянное внимание, ощущение болей в мышцах, головная £оль, раздражительность и т. п.);

308 _,3

L

П$) наличие среди занимающихся физическими упражнениями имеющих отклонения в здоровье (для них целесообразно одбирать специальные упражнения); 6) санитарно-гигиенические факторы (освещенность, шум, за­газованность) .

Применение схемы комплекса вводной гимнастики для неко­торых профессий см. в Приложениях 8 и 9.

Физкультпауза

Физкультурные паузы вводятся с целью предупреждения раз­вития утомления, улучшения функционального состояния организ­ма, поддержания на высоком уровне рабочего ритма, темпа, кон­центрации внимания, ликвидации отрицательных последствий ра­бочей позы и профессиональной деятельности, восполнения в оп­ределенной степени дефицита двигательной активности.

В отличие от вводной гимнастики физкультурная пауза вы­полняется непосредственно в процессе трудовой деятельности, как правило, два раза — в первой и во второй половине рабочей смены. Исходя из основных задач, решаемых физкультурной 'пау­зой, назначать перерывы для ее проведения целесообразно в мо­мент, предшествующий развитию утомления, или при появлении первых признаков снижения работоспособности. Преждевремен­ное проведение комплекса физических упражнений может нару­шить рабочий ритм и привести к снижению работоспособности. Хотя обычно физкультурные паузы проводят за 1—2 ч до обе­денного перерыва или окончания рабочей смены, все же более позитивный эффект наблюдается, если инструктор физкультуры руководствуется результатами предварительных исследований изменения работоспособности у работников на конкретном про­изводственном участке.

Эффективность физкультурной паузы повышается при выпол­нении следующих методических положений:

проведение занятий должно строго совпадать со временем по­явления первых признаков утомления;

выполнение физических упражнений должно быть правиль­ным, занятия необходимо проводить живо, интересно, с музыкаль­ным сопровождением;

нагрузка в комплексах должна дифференцироваться с учетом возраста, пола, физической подготовленности и состоянием здо­ровья занимающихся;

при проведении физкультурной паузы во второй половине дня суммарная нагрузка ее должна быть на 30—40% ниже нагрузки в первой.

При групповом методе проведения занятий занимающихся разделяют на три группы. В первую включают практически здо­ровых людей, во вторую — лиц с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, в третью — людей пожилого возраста и тех, кто имеет существенные отклонения в состоянии здоровья. «рели величина нагрузки при выполнении отдельных упражнений

физическая культура в режиме трудовой деятельности - student2.ru в комплексе для первой группы составляет 100%, то для второй 90%, а для третьей —80%.

Отбор упражнений в комплексы физкультурной паузы осуще^! ствляется в зависимости от того, насколько они: а) уменьшают отрицательные явления, возникающие вследствие вынужденной; рабочей позы и технологического процесса; б) способствуют от-| дыху мышц систем и органов, принимающих участие в работе; в) дают нагрузку бездействовавшим мышцам.

Упражнения в физкультурной паузе следует выполнять в сред-, нем или быстром темпе. Комплекс целесообразно менять через четыре недели. В общем случае нагрузка нарастает к середине комплекса, затем снижается.

В зависимости от профессий разработаны типовые комплексы физкультурной паузы. При этом все профессии по видам труда делятся на четыре группы.

В первую группу объединены виды труда, связанные с выпол­нением кратковременных операций. Они требуют небольших фи­зических нагрузок и отличаются монотонностью рабочих действий. Рабочая поза, как правило, сидя, при небольшом постоянном наклоне туловища вперед. Основные действия — пальцами рук, требующие напряженного внимания (например, швеи, сборщицы механизмов, перфораторщики, слесаря-лекальщики и др.). В комп­лексе гимнастики рекомендуется следующая последовательность упражнений:

1 -е упражнение — потягивание.

2-е упражнение — повороты, наклоны в стороны и вперед с движениями рук и ног.

3-е упражнение — то же, но в более быстром темпе.

4-е упражнение — приседания, прыжки, бег, ходьба.

5-е упражнение — маховые движения ногами, руками, темп ни­же среднего.

6-е упражнение — расслабление мышц рук.

7-е упражнение — на точность и координацию.

Вторая группа объединяет профессии, характеризующиеся умеренными физическими усилиями, значительным напряжением внимания, разнообразием трудовых движений (например, станоч­ники: токари, фрезеровщики, карусельщики, шлифовальщики). Комплекс включает в себя разнообразные динамические упраж­нения, которые не вовлекают в движение мышцы, участвующие в производительном труде:

1-е упражнение — потягивание.

2-е упражнение — растягивание, расслабление мышц тулови­ща, рук, ног.

3-е упражнение — то же, но в более быстром темпе.

4-е упражнение — маховые движения руками, ногами.

5-е упражнение — приседания, прыжки, бег, ходьба.

6-е упражнение — маховые движения ногами с расслаблением мышц голени и стопы.

7-е упражнение — расслабление наиболее активно работаю­щих мышечных групп.


S

8-e упражнение —> на точность и координацию движений. К третьей группе отнесены профессии, связанные с большими [зическими усилиями, разнообразными рабочими действиями в носительно быстром темпе (например, формовщики, прокатчи-обрубщики, строительные рабочие, шахтеры). Основная на-авленность комплекса упражнений — общее разностороннее ук-пление организма. Упражнения выполняются медленно, с глу-ким дыханием. В комплекс, как правило, включаются следую-де упражнения: 1-е упражнение — потягивание с последующим расслаблением лшц рук и плечевого пояса. 2-е упражнение — расслабление мышц рук. 3-е упражнение — расслабление мышц всего тела (сидя или ' лежа).

4-е упражнение — наклоны в сторону, повороты туловища. 5-е упражнение — маховые движения руками в среднем и бы­стром темпе. ■ 6-е упражнение — выпады, приседания, прыжки, бег.

7-е упражнение—на внимание и координацию движений. Четвертая группа включает представителей умственного тру­да. Малоподвижная работа неблагоприятно сказывается на со­стоянии здоровья, физическом развитии. Предлагается следую­щий комплекс упражнений физкультурной паузы: 1-е упражнение — потягивание. 2-е упражнение — для мышц туловища, рук, ног. 3-е упражнение — то же, но выполняется более динамично, с большей амплитудой.

4-е упражнение — бег, прыжки, приседания, ходьба. 5-е упражнение — маховые движения руками. 6-е упражнение — на расслабление мышц рук. 7-е упражнение — на внимание.

18.2.3. Физкультминута и микропауза активного от­дыха

Физкультминуты, как правило, решают те же задачи, что и физкультурные паузы. В то же время физкультминуты и микро­паузы являются универсальными формами физической культуры в системе НОТ, так как в ряде случаев физкультпауза и вводная гимнастика не могут использоваться из-за неблагоприятных са­нитарно-гигиенических условий, невозможности остановки обору­дования, непрерывного технологического процесса и т. п. Напри­мер, характер и организация труда диспетчеров, машинистов электровозов не позволяют им делать длительные перерывы, а частые кратковременные им просто необходимы. Поэтому и ре­комендуется выполнять комплекс физкультминуты.

Особенности включения физкультминуты и микропауз актив-• ного отдыха в систему производственной физической культуры <фстоят в том, что они могут использоваться:

1) в любое время рабочей смены независимо от других форщфизической культуры; 1

2) практически при любых санитарно-гигиенических условиях!

3) в случаях, когда по условиям организации труда и его тех! нологии исключена возможность остановки оборудования; -1

4) индивидуально, когда работник ощущает потребность в не-1продолжительном отдыхе.

При подборе упражнений физкультминуты и микропауз учи-тываются методические требования, используемые при выборе^ содержания вводной гимнастики и физкультурных пауз.

Физкультминута выполняется в течение 1—2 мин и состоит'
из 2—3 упражнений, которые подбираются специально для от-'
дыха тех мышечных групп, в которых ощущается усталость. Для!
снятия напряжения в физкультминутах используют упражнения^
на расслабление с приемами самомассажа, что дает возможность^]
быстрее и полнее восстановить работоспособность утомленных,]
мышц. ■

В физкультминутах, предназначенных для снижения общегб'; утомления, упражнения подбираются в зависимости от его харак- . тера. Могут применяться упражнения в напряжении и расслаб­лении мышц, динамического и статического характера и др. Ре- " комендуется придерживаться определенной схемы подбора уп- ; ражнений в зависимости от целей назначения физкультминуты. j Первое упражнение обычно заключается в распрямлении спины, \ отведении плеч назад. Но в физкультминутах локального воздейст- ' вия упражнение на потягивание может и отсутствовать, начинать- !, ся же занятия могут сразу с упражнения, в котором участвует j утомленный орган. Следующие упражнения предназначаются для .] снятия утомления. В комплексе общего воздействия второе уп- ; ражнение — наклоны, повороты, а третье — маховые движения. !

Утомление у людей одинаковой профессии в течение рабочей смены возникает в различных органах. Сначала, например, появ- . ляется ощущение усталости в мышцах рук, спины, ноги «налива- J ются свинцом», устают глаза, начинает болеть голова. Поэтому,.\ как правило, рекомендуется серия комплексов физкультминут, | которые можно использовать для активного отдыха при локаль- | ном утомлении различных мышечных групп и при различном ха­рактере проявления общего утомления. Комплексы меняются не чаще 1 раза в месяц. Примерные комплексы физкультминут даны ■: в Приложении 10.

Наши рекомендации