Физическая культура школьников в семье
Социально-педагогическое значение физической культуры в семейном быту. Коммунистическая партия и Советское государство проявляют постоянную заботу об улучшении жизни семьи, внедрении в ее быт физической культуры и спорта и более активном участии родителей в воспитании детей.
Решения партийных съездов и пленумов, постановления ЦК КПСС и Советского правительства, другие законодательные-документы, в которых отражены вопросы физического воспитания детей, являются основополагающими и для семьи. В сентябрьском (1981 г.) постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спор-' та» намечен ряд практических мер по дальнейшему внедрению средств физической культуры и спорта в ежедневный быт совет-1 ских людей, для их всестороннего физического развития, более-содержательной организации свободного времени. Физическая культура в семье в настоящее время является делом большой то-сударственной важности, необходимой формой коммунистического воспитания. Поэтому огромное внимание нашего государства К развитию физической культуры и спорта находит отражение с Конституции СССР. Так, в ст. 24 указывается, что государе
содействует развитию массовой физической культуры и юта. В Конституции провозглашены права граждан на отдых, ■спечивающиеся целым рядом мер, в частности развитием мас-юго спорта, физической культуры и туризма, созданием благо-«ятных возможностей для отдыха по месту жительства и други-условиями рационального использования свободного времени. бота о дальнейшем укреплении советской семьи, воспитании де-в семье в органическом сочетании с общественным воспитанием в соответствии с задачами коммунистического строительства ражается в основах законодательства СССР и союзных респуб-;ик о браке и семье. Закон требует от родителей воспитывать де-й в духе коммунистической морали, заботиться об их физическом азвитии, обучении и подготовке к общественно полезной деятель-юсти. В ст. 18 «Закона о семье и браке» записано, что родители ^должны воспитывать своих детей в духе морального кодекса стро-телей коммунизма, заботиться об их физическом развитии, обучении и подготовке к общественно полезной деятельности.
Активное участие семьи в массовом физкультурном движении, целенаправленное использование разнообразных средств и форм физической культуры и спорта в ежедневном быту становится в наше время характерной чертой советского образа жизни.
Влияние школы проявляется не только в работе с родителями— обязательно нужно готовить к самостоятельным занятиям в быту и самих школьников. Это — разучивание комплексов упражнений утренней гимнастики, физкультурных пауз, подвижных игр; домашние задания по физической культуре; проведение самостоятельных тренировочных занятий по подготовке к сдаче учебных нормативов и норм ГТО и др. Семья и школа должны быть едины во взглядах и действиях, направленных на воспитание детей. Только при этом условии воспитание детей дает положительные результаты. И родители, и школа должны организовывать и поощрять физкультурную самодеятельность детей, заботиться об их всестороннем физическом развитии и повышении спортивного мастерства. Важно, чтобы родители стали не только учителями, тренерами своих детей, но и являлись для них лидерами и участниками игр, развлечений и других форм занятий физическими упражнениями. Другими словами, отношение взрослых к физической культуре в семье определяет отношение к ней и школьников. Это первейшее методическое правило должен знать каждый родитель.
Физическая культура школьника в семье является сложным, длительным и динамическим процессом, требующим от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия. В общем виде она охватывает: оптимальное соотношение сна, учебы, труда и отдыха в режиме дня; выполнение правил гигиены к (уход за телом, утренняя гигиеническая гимнастика, закаливание); t физкультминуты во время приготовления домашних заданий; вы» [ волнение домашних заданий по физической культуре; специально организованные занятия физическими упражнениями целевого назначения (для исправления нарушений осанки, развития дви» дтвЦныхкачеств и др.); активный отдых на свежем воздухе (иг-.
ровая деятельность); спортивные развлечения — катание на коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, купание и др.; прогулки и семейный туризм; участие в соревнованиях и других физкуль- : турно-оздоровительных мероприятиях.
Вся эта деятельность должна быть развернута на фоне здоровой организации жизни всей семьи, где многие компоненты являются общими для всех ее членов, где родители показывают достойный пример своим детям. И чем младше школьник, тем большее значение имеет личный пример, участие старших.
Физическая культура в режиме повседневной жизни школьника. . К наиболее типичным формам направленного использования физи- . ческой культуры в режиме повседневной жизни школьника относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, закаливающие процедуры и самомассаж, физкультминуты, активный отдых на открытом воздухе в свободное от уроков время (подвижные игры, дозированный бег трусцой, занятия с силовой направленностью и т. п.), : вечерняя гигиеническая прогулка.
Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка), как мероприятие сугубо гигиенического плана, включает упражнения, которые выполняются без лишнего напряжения. Амплитуда их не предельна. Главная задача, решаемая при их выполнении,— ликвидировать застойные явления крови в организме, «размять» суставы и ' мышцы, активизировать деятельность сердца и других внутренних . органов, систем. Вместе с тем ежедневные 15—20-минутные заня- • тия способствуют улучшению физического развития учащихся, со- • вершенствуют осанку, координационные и другие физические спо- ; собности детей.
Принципиальная схема занятий утренней гимнастикой включает минимум упражнений, необходимых для «проработки» основных суставов и мышечных групп, а также упражнения общего воздействия на активизацию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем:
1) упражнения в потягивании;
2) повороты, наклоны, вращения головой;
3) маховые движения и вращения руками в различных плоскостях;
4) наклоны туловища вперед, назад, в сторону;
5) приседания на двух ногах;
6) прыжки на месте и с передвижением;
7) ходьба с движениями рук до восстановления.
С возрастом дети приучаются самостоятельно регулировать ко- 1
личество повторений упражнений, руководствуясь чувством хорошо I
«проработанных», «размятых» мышц и суставов. 1
«Пробуждающий эффект» зарядки расширяется в процессе I водных процедур и завтрака. Холодная вода освежает, бодрит, 1 посылает импульсы от кожи к нервным центрам. Поэтому после 1 зарядки сразу же переходят к водным процедурам: обтиранию, I обливанию, душу. После приема пищи в плазме крови почти на- а половину увеличивается содержание адреналина и норадреналина, щ что также оказывает на нервные центры «пробуждающий эффект». J
292 Ш
чащиеся ПТУ, проживающие дома, проводят утреннюю пшику самостоятельно, а в общежитии — коллективно под руко--вом подготовленных общественных инструкторов. Утренняя настика здесь помимо общеразвивающих упражнений локаль-(для рук, ног, туловища) и общего воздействия (ходьба, бег, жки) включает также специальные прикладные упражнения. Комплексы утренней гимнастики составляются руководителем зического воспитания совместно с мастером производственного учения на определенный период (1—2 месяца) с учетом сезон--климатических условий и содержания учебных занятий по фи-ческому воспитанию. При плохой погоде утренняя гимнастика родолжительностью 20—30 мин переносится в проветренное по-ещение общежития или заменяется ходьбой в быстром темпе, ередуемой с бегом на открытом воздухе.
Физкультминуты во время выполнения домашних заданий про-зводятся после 30—35 мин непрерывной работы школьниками ладшего возраста и через 45 мин работы в среднем и старшем школьном возрасте. Методические условия проведения физкульт-минут дома те же, что и на уроках в школе.
Активный отдых на открытом воздухе в свободное от уроков время должен занимать в режиме дня младших школьников 2,5— 3 ч, учащихся среднего школьного возраста — 2,5—2 ч и старших школьников—1,5—2 ч. Часть этого времени, по крайней мере не менее 1 ч, следует отводить на самостоятельные, по возможности 'Строго регламентированные занятия физическими упражнениями и играми.
В младшем школьном возрасте предпочтение отдается подвижным играм и спортивным развлечениям, а также физическим упражнениям, составляющим содержание домашних заданий по физической культуре и нормативных требований начальной ступени комплекса ГТО «К стартам готов». Особое место среди них принадлежит дозированной ходьбе*. Установлено, что даже '4—5-летние дети могут без ущерба для здоровья проходить 5 км и более, делая короткие (1—2 мин) остановки через каждые 500 м. При этом скорость их ходьбы может достигать 3—3,5 км/ч.
Для самостоятельных занятий дозированной ходьбой рекомендуется начинать тренироваться в следующем режиме:
1) понедельник — равномерная быстрая ходьба 30—60 мин в темпе 120—140 шагов в минуту (после разминочной медленной и ускоренной ходьбы в начале занятий);
2) вторник — самостоятельные или организованные занятия Другими видами физических упражнений (например, атлетической гимнастикой или играми);
3) среда — 6—8 повторений быстрой ходьбы в течение 3—5 мин и легкого бега (трусцой) в течение 3 мин;
4) четверг — занятия другими видами физических упражнений;
Гигиеническая прогулка в режиме дня длительностью 10—20 мин провожав 30 мин до ночного сна в очень спокойном темпе с возможным расслаб-мышц ног, рук и туловища.
t
5) пятница — равномерная ходьба 30—45 мин в более высоком^ чем в понедельник, темпе;
6) суббота — занятия другими видами физических упражне ний;
7) воскресенье — 2—4-часовая загородная прогулка.
Кроме дозированной ходьбы в домашние задания можно вклю-:
чать и бег трусцой. Это свободный, медленный бег. Тело держится вертикально, свободно и расслабленно, плечи опущены,' руки находятся в произвольном положении, а если согнуты, время от времени «роняются» (расслабляются). Шаги очень короткие (примерно 40—50 см). Бег трусцой полностью исключает напряжение и проводится «на грани удовольствия».
Начальной формой занятий бегом трусцой являются дозиро- ; ванная ходьба в чередовании с бегом трусцой («ходьба-трусца»). \ При условии регулярных занятий дозированной ходьбой и ходь-; бой-трусцой физическая подготовленность ребенка возрастает в такой мере, что позволяет приступить к регулярным занятиям ; бегом.
Бег трусцой, так же как и дозированная ходьба, позволяет выработать у школьников такое важное двигательное качество, как общая выносливость, однако в отличие от ходьбы бег оказы- . вает значительно более острое физиологическое воздействие на организм ребенка, поэтому здесь необходимо строго придерживаться ряда методических правил. Специалисты считают, что для того, чтобы предохранить детей, бегающих трусцой, от перегрузок, : надо стремиться к значительной продолжительности бега. Если ребенок знает, что надо бежать долго, он никогда не побежит быстро. Поэтому на начальном этапе занятий бегом трусцой школьникам рекомендуются следующие нормы бега по продолжительности (табл.18).
Таблица 18. Продолжительность непрерывного бега трус- ] цой для школьников на на-? чальном этапе занятий (в мин,по данным специалистов ГДР) |
Месяцы | занятий | |||
раст, лет | ... | 2-й | 3-й | 4-Й | |
Мальчики 7—9 | ||||
10—13 | ||||
14—15 | ||||
Девочки | -. | |||
7—9 | ||||
10—13 | 15- | |||
14—15 |
Продолжительность и скорость бега необходимо регулировать по самочувствию. Если бежать легко, значит, скорость соответствует возможностям организма и можно бежать дальше, пока не исчезнет легкость бега. Кроме того, надо ориентироваться и на объективные показатели своего состояния. Детей надо научить подсчитывать частоту ударов пульса и делать это 1—2 раза в неделю, сразу после бега. Если пульс после бега составляет 25—28 ударов за 10 с, значит, продолжительность и скорость бега выбраны правильно. При большем количестве ударов пульса следует уменьшить продолжительность бега или снизить скорость. Если пульс ниже 25— 28 ударов за 10 с, нужно повысить скорость или увеличить продолжитель-
бега. Второй подсчет пульса проводится через 3 мин после
чания бега. Пульс, равный 18—20 ударам за 10 с, говорит
рошем восстановлении и соответствии длительности бега инди-
альным возможностям ребенка. К тренировкам в беге допус-
тся совершенно здоровые дети. Даже при небольшом недо-
ании (простуда, расстройство желудка, головная боль и т. д.)
бходимо переждать 1—2 дня до выяснения характера заболе-
ния. i
Бегать можно в любое время дня за 30—40 мин. до еды и че-2—2,5 ч после нее. Не рекомендуется только бегать позд-о вечером — менее чем за 1,5—2 ч до сна, та*к как это может ызвать бессонницу.
Если у ребенка отсутствуют условия для бега на открытом оздухе, то можно заменить его бегом на балконе или в помещении на месте или с продвижением по квартире. Бег на месте читается также достаточно эффективным средством развития общей выносливости.
Гимнастика с силовой направленностью (атлетическая гимнастика) —это форма занятий физическими упражнениями с отягощениями, направленная на развитие силовых и скоростно-еиловых качеств, силовой выносливости, формирование красивой осанки и атлетического телосложения.
Практический опыт и результаты научных исследований показывают, что начинать занятия атлетической гимнастикой С силовой направленностью учащиеся могут уже в подростковом ; возрасте, примерно с 11—12 лет. Для всестороннего физического развития организма силовые упражнения необходимо сочетать с занятиями в ходьбе и беге на выносливость, с различными играми для развития быстроты, гибкости и скоростно-еиловых качеств. Поэтому если три дня в неделю отдаются атлетической гимнастике, то в остальные дни следует заниматься бегом трусцой, прогулками на лыжах, плаванием, подвижными и спортивными играми.
Поскольку в силовых упражнениях повышенное сопротивление создается за счет отягощений, правильный выбор их величины является коренным вопросом методики занятий атлетической гимнастикой. Существуют различные способы расчета нужной величины отягощения. Самый простой и приемлемый для самостоятельных занятий прием расчета заключается в таком подборе веса отягощения или упругости амортизатора, чтобы занимающиеся могли выполнить упражнение не более 10—12 раз под-• Ряд. Эта величина отягощения рассматривается как малая. Если упражнение можно выполнить только 5—7 раз подряд, значит, отягощение среднее, 2—4 раза — большое, 1—2 раза — предельное. Таким образом, количество повторений будет зависеть всегда от веса снаряда, исходного положения, в котором выполняется упражнение, упругости амортизатора. Между этими величина-Ми всегда существует обратная зависимость, обусловливающая ~ гносительно меньшее количество повторений упражнения в од-ь-яодходе при большем весе снаряда, упругости амортизато-
pa или исходном положении, ведущем к большей нагрузке на мышцы (например, отжимание в упоре лежа, ноги на гимнастической скамейке, а не на полу).
Начинать занятия атлетической гимнастикой следует с использования в качестве отягощений легких литых гантелей (весом не более 2—3 кг). Применяя легкие гантели, можно путем многократных повторений и умелого варьирования темпа движений и веса снаряда сбавить или увеличить массу своего тела, уменьшить или увеличить объем и рельефность мускулатуры рук, спины, бедер. Если нужно похудеть, избавиться от избытков жировых отложений, следует подобрать отягощение, которое позволяет выполнить упражнения 10—12 раз подряд, а сами упражнения выполнять в максимально быстром темпе с предельно возможным числом повторений. Если нужно увеличить мышечную массу, следует увеличить вес гантелей до среднего (5—7 повторений).
Установлено, что начинающим, а особенно подросткам, можно использовать в занятиях атлетической гимнастикой только малые и средние отягощения и лишь по мере развития силы постепенно переходить к большим и предельным отягощениям, которые способствуют более интенсивному росту силовых качеств и объема мышц.
Основная схема занятий с отягощениями может быть выра
жена формулой 8x3, где 8 — количество повторений упражнений,
а 3 — количество подходов по 8 повторений в каждом. Количест
во подходов в одном упражнении может регулироваться чувст
вом утомления, при этом мышцы как бы наливаются, делаются
твердыми. Это чувство служит ориентиром достаточности повто
рений упражнений и сигнализирует о необходимости перехода
к упражнениям для другой части тела. Отдых между подходами
должен составлять 1,5—2 мин, до восстановления дыхания. Меж
ду упражнениями отдых более продолжительный (3—5 мин).
На начальном этапе занятий лучший эффект дает пассивный от- .
дых. В дальнейшем в интервалы отдыха можно включать спо
койную ходьбу, упражнения на расслабление, гибкость, кратко
временные статические усилия, занимающие Уг—У3 времени
отдыха. >
Через 5—6 месяцев использования упражнений с гантелями j можно дополнить комплексы упражнениями с амортизаторами, .; эспандерами, резиновыми бинтами, жгутами и т. п. Методика их ] использования во многом сходна о упражнениями с гантелями. 3 Вначале количество резиновых тяжей или пружин должно быть \ таким, чтобы каждое упражнение выполнялось примерно | 10—12 раз подряд и его можно было бы повторить в 3 подхода. ] Подросткам следует пользоваться эспандером, начиная с нагруз- ; ки в одну пружину или два резиновых шнура. По мере роста ' тренированности, когда упражнения с эспандером легко выпол- '^ няются более 15 раз, следует увеличить количество растягивав- i мыхпружин илирезиновых шнуров. Максимальное число ре- | зиновых шнуров на эспандере — 5, пружин — 4. Чтобы растянуть 4
J
^к' резиновые шнуры и пружины эспандера, требуется прило-Н£п> усилие, равное соответственно 28 и 32 кг. Свойство амор-Взаторов таково, что нагрузка возрастает по мере растягивания. Кк, при растягивании эспандера с 4 пружинами нагрузка в на-ЕГле движения составляет 4—6 кг, в середине—12—14 кг, Е конце — 28—32 кг-
I Большое значение в занятиях атлетической гимнастикой име-Ьт умение расслаблять мышцы. Если этот навык еще не выработан, следует отводить его формированию специальное время. f Гимнастика с художественной направленностью для девочек и девушек решает задачи формирования красивого, гармонического телосложения, правильной осанки, изящной походки. Систематические, целенаправленные занятия физическими упражнениями ведут к тому, что все движения девочек становятся все более грациозными, пластичными. Кожа и мышцы приобретают эластичность, упругость. С помощью таких занятий удается исправить многие природные недостатки: избавиться от сутулости, избытков жировых отложений, изменить ширину талии, бедер, сделать более стройными ноги.
Физическая культура в выходные дни и в каникулярное время. Воскресный отдых в конце учебной недели требует не менее 3—5 ч умеренно активных физкультурных занятий на открытом воздухе. С этой целью учащиеся совместно с родителями или товарищами выезжают за город за грибами, на рыбалку, насыщая по возможности пребывание на природе разнообразными физическими упражнениями и играми.
Еще большие возможности для проведения разнообразных форм активного отдыха открываются в период школьных каникул. Это пора интересных прогулок, вылазок, походов пешком, на лыжах, велосипедах, лодках и т. п. В дни,школьных каникул дети имеют возможность больше находиться на воздухе, заниматься играми, упражнениями, спортом. Поэтому в каникулы распорядок дня строится таким образом, чтобы в нем значительное место занимали мероприятия на открытом воздухе, насыщенные активной двигательной деятельностью. При этом длительность сна и гигиенических упражнений (процедур), время приема пищи, проведения обычных физических упражнений в распорядке дня остаются без изменений.
Пешеходные экскурсии и походы, являются самой распространенной формой активного отдыха в выходные дни и во время каникул. Выходить в поход следует с таким расчетом, чтобы первая часть пути была пройдена до полудня. Она должна быть более продолжительная по времени, длиннее по расстоянию, насыщенная разнообразными заданиями, играми и упражнениями (табл. 19).
В движении по маршруту следует проводить упражнения и игры, направленные на развитие способностей преодолевать естественные препятствия, ориентироваться на местности, упражняться в наблюдательности, умении маскироваться, развивать внимание, чувство времени и пространства и т. п.
Таблица 19, Возрастные нормы нагрузок для однодневных пешеходных походов
Возраст, лет | |||||||
Компоненты нагрузки | 7-8 | 9—10 | П-12 | 13-14 | 15-16 | 17—18 | |
Протяженность перехода воба конца, км: | |||||||
мальчики | 2—3 | 4—6 | 20—25 | ||||
девочки | 2—3 | 4—6 | 15—25 | ||||
Скорость движения, км/ч | 2-2,5 | 2,5—3 | 3—3,5 | 3,5—4 | 4—5 | ||
Масса поклажи, кг | —, | 1,5 | 2,5 | 3,5 | 4—6 | ||
Расстояния, после прохождения которых устраиваются малые привалы, км | 0,5 | 2—3 | 3-^ | 3—4 | 4—5 | ||
Продолжительность малых привалов, мин | 3—5 | 5—10 | 5—10 | 5—10 | 5—10 | 5—10 | 5—10 |
Продолжительность привалов в середине пути, ч | 2-2,5 | 2—3 | 3—4 | 3—4 | 3-4 | 2—3 | 2-3 |
Примечание. В таблице указаны предельные показатели нагрузки, которые не рекомендуется превышать при проведении однодневных походов. Первые походы следует начинать с более коротких маршрутов.
Прогулки и походы на лыжах в загородных условиях являются прекрасным средством оздоровления ребенка, развивающим и ' совершенствующим его физические качества, а также повышающим устойчивость его организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды. Ходьбу на лыжах можно рекомендо- '■ вать школьникам всех возрастов. Возможность легко дозировать физическую нагрузку позволяет использовать передвижение на : лыжах всем практически здоровым детям с разными показателями физической подготовленности.
Дозирование нагрузки при ходьбе на лыжах осуществляется по времени, длине дистанции, скорости передвижения с учетом рельефа местности и состояния снежного покрова (табл. 20).
Игры на лыжах, катание с гор и т. п. целесообразно устраивать во время больших привалов, предусмотрев получасовой отдых до и после них. Возвращение с прогулки следует планировать не позднее 13.00—14.00 — так, чтобы до темноты вернуться домой. ]
Гребля и езда на велосипеде являются доступными и чрезвы- ; чайно полезными физическими упражнениями для детей разного \ возраста. Они имеют прикладное, жизненно важное значение, j Постоянно изменяющийся ландшафт и ситуации движения делают их эмоционально привлекательными для занимающихся.
^^Клица 20. Возрастные нормы нагрузки для однодневных лыжных прогулок | |||||||
Возраст, лет | |||||||
В*Компоненты нагрузки | 7-8 | 9-10 | 11—12 | 13-14 15-16 | 17—18 | ||
Вмпература воздуха, ■град. (при небольшой Прорости ветра) | -8 | -10 | -12 | -15 | -15 | -18 | -20 |
■[иительность перехода, | |||||||
В^ мальчики | |||||||
щ девочки | 15' | ||||||
■Скорость движения, Ем/ч | 2,5 | 3—3,5 | 3,5-4 | 4-5 | |||
Масса поклажи, кг | — | . 2 | 2,5 | 4—6 | |||
Расстояния, после кото- | |||||||
гоых делаются привалы, им | 0,25 | 0,5 | 1,5 | 2—2,5 | 2—2,5 | 2—2,5 | |
{Продолжительность 'привалов, мин | 3—5 | 5—10 | 5—10 | 5—10 | |||
Продолжительность | |||||||
Привалов в середине ;пути, ч | — | — | 1—1,5 | 1—1,5 | 1—1,5 | 1—1,5 | 1—1,5 |
Пребывание на лыжах, ;мин, ч | 1,5 | 1,5 |
Самостоятельные прогулки на лодках можно разрешать детям
[только после 9—10 лет, при условии, что они умеют хорошо
шлавать. В лодке должны обязательно находиться спасательный
круг, пояса или буйки. Родители должны научить детей грести
| |
по прямой, загребать правым и левым веслом и табанить (тор
мозить) при поворотах. Протяженность прогулочной дистанции
на лодке зависит прежде всего от возраста детей (табл. 21). При
I'занятиях греблей на реке для более правильного распределения
нагрузки рекомендуется сначала плыть против течения, а не на-
«. оборот. При сильном ветре следует
ьвооЕми^,,21- °РиентиР°вочные держаться у береговой линии, с под-
ьяормы нагрузок прогулок на лодке " r „ J е '
!»______________________ ветреннои стороны, где меньше
Время непрерывной работы, после которого необходим отдых, мин |
волны.
Г Возраст, I лет |
В походах на лодках гребцы 15—17 лет могут проходить в день от 15 до 30 км с 3—4-часовым отдыхом в середине пути. Общая продолжительность— 8—9 ч.
Поездки на велосипеде за пределы своего двора могут совершать уже дети 6 лет, но в сопровождении старших.. Длительность
■
таких поездок не должна превышать 10—15 мин, причем темп езды задает ребенок, двигаясь впереди сопровождающего. Для детей 7—8 лет длительность велосипедных прогулок достигает уже 30 мин по заранее обусловленному взрослыми маршруту (указываются дорожки, тропинки, аллеи). Детям 9—11 лет разрешается уже кататься до I ч.
Подростки 12—13 лет могут проезжать в течение прогулки
10—15 км со скоростью до 20 км в час. Взрослым следует опре- ,
делять для них «запрещенные зоны», куда категорически запре
щается въезжать. К ним относятся участки дорог с оживленным
движением транспорта и пешеходов, шоссейные дороги. Для про- ;
гулок на велосипеде рекомендуется избирать в городе дворы, j
скверы, парки, а за городом — тропинки, проселочные дороги. |
Подросткам не следует увлекаться ездой наперегонки с товари- \
щами. ]
К 14—15 годам дистанция прогулки на велосипеде может \
быть увеличена до 15—20 км, а скорость передвижения — до j
25 км в час. В первые поездки на велосипеде не следует увле
каться длительной ездой. При появлении утомления нужно сде
лать остановку. Отдыхать лучше активно, проделывая во время .;
остановки различные упражнения для мышц, которые не получи- |
ли основную нагрузку при езде на велосипеде (мышц шеи, верх- j
них конечностей, туловища). I
В велосипедном походе целесообразна следующая цикличность ■; движений: после первых 15—20 мин езды делают остановку для устранения неполадок в велосипеде, приведения в порядок и окон- * чательного укрепления снаряжения (вес багажа в среднем не ! должен превышать 10 кг для девушек и 15 кг для юношей). За- \ тем следует 50-минутная езда, после которой делается 10—12- , минутный отдых. Такая цикличность повторяется до конца пути, j Темп движения в начале каждого часа должен быть несколько ! меньшим, чем в конце. На дорогах со сложным рельефом, особен- j но в горных районах, а также на труднопроходимых участках \ пути отдых следует планировать через 40, 30 и даже 20 мин движения.
Самоконтроль школьника.Каждому занимающемуся физической культурой и спортом необходимо проходить медицинские осмотры. В школе они осуществляются в виде всесторонних об- -следований, проводимых в начале каждого учебного года.
Наряду с врачебным контролем за физическим состоянием юного физкультурника должны наблюдать родители, а за некоторыми показателями физического состояния — сам школьник, i т. е. он может осуществлять самоконтроль. В процессе наблюдений ученик и его родители должны уметь учитывать субъективные данные (общее самочувствие, сон, аппетит, степень усталости, желание заниматься играми и физическими упражнениями 1 и т. п.) и наиболее доступные объективные показатели (рост и < масса тела, окружность грудной клетки, талии, плеча, мышечная сила, общая выносливость, скоростно-силовые качества). Все на-, блюдения следует записывать в специальную тетрадь — «Дневник j
300 1
^■моконтроля». В дневнике делаются ежедневные записи о самочувствии и характере проведенных физических упражнений с обя-Иательным подведением итогов в конце недели, а также вносятся Канные измерений в конце каждого месяца и года занятий. Все Езмерения необходимо проводить в одно и то же время суток, Иучебной недели и в одних и тех же условиях и по возможности од-■цой и той же измерительной техникой.
■ Показатели текущего самоконтроля (за занятие, неделю, ме-
Всяц) сравниваются друг с другом от измерения к измерению,
■ свидетельствуя об улучшении, устойчивом состоянии или ухуд-
I шении тренированности и состояния здоровья занимающихся.
I Данные полугодичных измерений, как правило, соотносятся с
I существующими возрастными стандартами физического развития
I детей и нормативами для оценки физической подготовленности.
[ С имеющимися в наличии нормативами могут сравниваться и
[ текущие показатели самоконтроля (сила кисти, прыжок в длину
I с места, пульс в покое и др.).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Охарактеризуйте социально-педагогическое значение физической культуры в школьном возрасте.
2. Назовите общие задачи физической культуры в школьном возрасте.
3. Каковы значение и особенности методики закаливания школьников?
4. Каковы пути предупреждения и борьбы с избыточной массой тела
у школьников?
5. Назовите нарушения осанки| и задачи направленного формирования пра
вильной осанки у школьников.
6. Перечислите методические правила формирования правильной осанки
у детей.
7. Каковы особенности методики обучения двигательным действиям школьников?
8. Охарактеризуйте особенности развития: координационных, скоростных, скоростно-силовых, собственно силовых способностей, выносливости.
9. Охарактеризуйте структуру и содержание комплексной программы физического воспитания учащихся 1—11-х классов общеобразовательной школы.
10. Дайте характеристику программы по физическому воспитанию для ПТУ.
11. Какова методика составления годового плана-графика по физической культуре?
12. Какова методика составления поурочного четвертного плана?
13. Как проводится планирование учебно-воспитательной работы на уроке?
14. Каковы оценки успеваемости школьника по физической культуре?
15. Назовите формы текущей успеваемости ученика по физической культуре.
16. Раскройте тетодику хронометрирования урока физической культуры.
17. Какова методика измерения частоты пульса учащихся на уроке физической культуры?
18. Какова методика проведения контрольных испытаний по физической подготовленности учащихся?
,301
;
19. Как осуществляется педагогический анализ урока физической культуры?
20. Каковы задачи физической культуры в режиме учебного дня ,: школы? \
21. Каковы организационно-методические требования к проведению физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного и продленного дня школы?
22. Охарактеризуйте организацию и методику проведения гимнастики до
начала учебных занятий в школе, физкультминуты, подвижной перемены. '
23. Каковы задачи внеклассной работы по физической культуре во вне-учебное время?
24. Каковы организация и методика проведения занятий в кружках физической культуры, секциях ОФП, ГТО, туризма, по видам спорта? i
25. Как проводятся факультативные занятия по курсу «Теория и практика ) физической культуры и спорта»? I
26. Охарактеризуйте <час физических упражнений» в режиме продленного \ дня школы. }
27. Каковы организация и методика проведения физкультурных и спортив- i ных мероприятий: спортивных соревнований, физкультурных праздников, «дней здоровья и спорта», туристских слетов?
28. Каковы задачи внешкольной работы по физической культуре?
29. Охарактеризуйте организацию и содержание работы детских внешколь- ; ных учреждений: ДЮСШ, спортивных классов, школ-интернатов спортивного * профиля, Домов и Дворцов пионеров, Домов и Дворцов культуры и др.
30. Каковы организация и содержание работы по физическому воспитанию в лагерях различного профиля: пионерских, оздоровительно-епортивных, труда и отдыха и др?
31. Каковы социально-педагогические аспекты физической культуры учашихся в семье?
32. Охарактеризуйте организацию и методику проведения физкультурных \ занятий в семейном быту: утренней гигиенической гимнастики, физкультминуты, 1 повседневного активного отдыха в свободное от уроков время. •
33. Каковы организация и методика проведения физкультурных мероприя- j тий в выходные дни и каникулярное время: пешие, лыжные походы, прогулки '!. на лодке и велосипеде? \
34. Раскройте содержание самоконтроля школьника. ]
Глава 18 i
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОСНОВНОЙ ПЕРИОД
ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ I