В тий по общефизической, начальной спортивной
щ подготовке и туризму
щ Основной формой внеклассных занятий физической культурой щ спортом во внеучебное время являются кружки физической куль-■уры, секции (группы) общей физической подготовки и ГТО, груп-Кы и секции начальной спортивной подготовки по видам спорта, Куризму.
■ Кружки физической культуры организуются для учащихся начальных классов. Вся учебно-тренировочная работа в них направлена на решение следующих основных задач: ¥_ активизацию двигательного режима младших школьников; I расширение круга знаний по физической культуре; I овладение новыми двигательными умениями и навыками, по-глученными учащимися на уроках физической культуры, их [углубление и совершенствование;
I формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Основой содержания занятий является программа по физическому воспитанию, причем основное место отводится подвижным ; играм. Занятия в кружке проводят учителя начальных классов, лучше других подготовленные к этой работе, а также старшеклассники, родители, шефы. Для подготовки руководителей кружков учитель физической культуры организует инструктивно-методические семинары и совещания. Классный руководитель ведет учет посещаемости занятий в кружке, содействует приобретению уча-■щимися спортивной формы.
В состав одного кружка привлекается не более 25 учащихся. Если желающих заниматься окажется больше,, организуют 2—3 и '■■ более кружков, стремясь чтобы кружок физической культуры был в каждом начальном классе. Занятия носят урочную форму и проводятся 1—2 раза в неделю продолжительностью 40—60 мин в {1—2-х классах и 60—90 мин в 3-м классе. В каждом кружке учащиеся распределяются на группы по уровню их физического раз-. вития и подготовленности.
: Секции (группы) общей физической подготовки организуются г'для учащихся, еще не подготовленных для занятий в спортивных секциях. Секции общей физической подготовки являются одной из форм организации дополнительной работы с учащимися по ^предмету «Физическая культура» и своеобразной переходной формой (ступенью) от занятий с общеподготовительной направленностью к специализированным занятиям спортом. Они создаются ?Для желающих улучшить физическую подготовленность с целью успешного овладения материалом учебной программы по физической культуре, а также для желающих совершенствоваться в ка-рюм-нибудь виде спорта, но еще не выбравших специализацию. Кюльшое значение эта форма занятий приобрела в связи с введе-■46)1 нового комплекса ГТО и Всесоюзных детских спортивных игр ^И|ирты надежд».
Основными задачами работы секций общей физической подЯ
готовки являются: ^ш
приобщение возможно большего количества школьников к си-Я
стематической работе над повышением своей общей физическом
подготовленности и содействие в выборе спортивной специализа-Я
ции; щ
улучшение физической подготовленности учащихся и на этой!
основе содействие их общему физическому развитию и успешному*
выполнению требований учебной программы. 1
Учебные группы в секциях общей физической подготовки комп-1 лектуются по возрасту и физической подготовленности учащихся, а в старшем школьном возрасте и по полу. В школах, где имеются; многочисленные секции общей физической подготовки, группы-комплектуются по классам. Занятия проводятся 2—3 раза в неделю продолжительностью 45—60 мин. Общее руководство осуществляет учитель физической культуры, занятия в группах ведут инструкторы-общественники из числа учащихся, а также учителя- ' предметники, родители и шефы. Планирование учебно-тренировоч- ; ной работы в секциях и группах общей физической подготовки осуществляется по месяцам.
Секции ГТОорганизуются для подготовки учащихся к сдаче ]
нормативов комплекса ГТО соответствующей ступени. Поэтому J
создавать секции ГТО целесообразно по возрастному принципу. !
Занятия проводит учитель физической культуры, опираясь на по
мощь общественных инструкторов из числа старшеклассников,
2 раза в неделю по 45 мин. Содержание занятий должно быть раз- .
нообразным, обеспечивать разностороннее физическое развитие
и подготовленность учащихся, но в период подготовки к сдаче
тех или иных норм комплекса ГТО увеличивается удельный вес
■соответствующих упражнений (например, силовых упражнений в
период подготовки девочек 10—13 лет к сдаче норм в лазанье
по канату). На занятиях в секциях ГТО учащиеся получают до
машние задания по выполнению упражнений, не требующих слож-
ного оборудования и инвентаря. Раз в два месяца проводится про
верка физической подготовленности занимающихся. *■
Спортивные секциишкольного коллектива физической культуры создаются для учащихся, желающих регулярно заниматься тем или .•иным видом спорта и по состоянию здоровья и физической подготовленности пригодных к спортивным занятиям. В процессе учеб- ': но-тренировочной работы в секциях решаются следующие основные ; задачи:
приобщение наиболее подготовленных школьников к систематическим занятиям спортом;
содействие совершенствованию учащихся в избранном виде ■
•спорта и на этой основе выполнению требований спортивной клас- '■
сификации; <
подготовка школьников к участию в районных (городских) со- I
ревнованиях за команду школы; 1
приобретение знаний и навыков инструкторской работы и су- 1
.действа соревнований. щ
276Ш
| |
»При создании спортивных секций прежде всего учитываются рювия школы, позволяющие ей организовать полноценную учеб-Ьтренировочную работу с учащимися по тому или иному виду |орта (спортивная база, инструкторские и тренерские кадры ( Занятия в секциях проводятся 2—3 раза в неделю по 60—90 мин i учащимися различного возраста, пола и подготовленности. Занятия в секциях проводятся в форме урока или самостоя-ельной тренировки по заданию тренера. Педагогический контроль едется по показателям, позволяющим оценить сдвиги в физиче-кой и технической подготовленности юных спортсменов. Планирование учебно-тренировочной работы в секциях осуще-твляется на основе программ для секций школьного коллектива шзической культуры по периодам с сентября по май. Летние ка-икулы (с июня по август) рассматриваются как переходный пе-риод тренировки.
Спортивные секции в ПТУ создаются по видам спорта, имеющим наибольшее прикладное значение в успешном овладении своей профессией, а также по видам спорта, для развития которых имеются благоприятные условия.
Руководство секциями осуществляют общественные органы — бюро секции, избираемое из числа занимающихся, в составе 3— 5 человек. Бюро секции помогает тренерам, общественным инспекторам в организации агитационной, учебно-тренировочной, воспитательной работы, в подготовке и проведении соревнований и т. п. Учебно-тренировочная работа в секциях планируется и тесно увязывается с учебным процессом по физическому воспитанию.
Секции туризма (клуб туристов) должны культивироваться при каждой общеобразовательной школе. Работа секции туризма складывается из следующих разделов:
практических занятий с учащимися по обучению приемам туристской техники и тактики;
подготовки школьного общественного актива по туризму (судей, организаторов работы в классах и т. п.);
проведения семинаров с руководителями походов и их помощниками (пионерскими вожатыми, классными руководителями); проведения туристских соревнований, зачетных и тренировочных походов.