В тий по общефизической, начальной спортивной

щ подготовке и туризму

щ Основной формой внеклассных занятий физической культурой щ спортом во внеучебное время являются кружки физической куль-■уры, секции (группы) общей физической подготовки и ГТО, груп-Кы и секции начальной спортивной подготовки по видам спорта, Куризму.

■ Кружки физической культуры организуются для учащихся на­чальных классов. Вся учебно-тренировочная работа в них направ­лена на решение следующих основных задач: ¥_ активизацию двигательного режима младших школьников; I расширение круга знаний по физической культуре; I овладение новыми двигательными умениями и навыками, по-глученными учащимися на уроках физической культуры, их [углубление и совершенствование;

I формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом.

Основой содержания занятий является программа по физиче­скому воспитанию, причем основное место отводится подвижным ; играм. Занятия в кружке проводят учителя начальных классов, лучше других подготовленные к этой работе, а также старшеклас­сники, родители, шефы. Для подготовки руководителей кружков учитель физической культуры организует инструктивно-методиче­ские семинары и совещания. Классный руководитель ведет учет посещаемости занятий в кружке, содействует приобретению уча-■щимися спортивной формы.

В состав одного кружка привлекается не более 25 учащихся. Если желающих заниматься окажется больше,, организуют 2—3 и '■■ более кружков, стремясь чтобы кружок физической культуры был в каждом начальном классе. Занятия носят урочную форму и про­водятся 1—2 раза в неделю продолжительностью 40—60 мин в {1—2-х классах и 60—90 мин в 3-м классе. В каждом кружке уча­щиеся распределяются на группы по уровню их физического раз-. вития и подготовленности.

: Секции (группы) общей физической подготовки организуются г'для учащихся, еще не подготовленных для занятий в спортивных секциях. Секции общей физической подготовки являются одной из форм организации дополнительной работы с учащимися по ^предмету «Физическая культура» и своеобразной переходной фор­мой (ступенью) от занятий с общеподготовительной направлен­ностью к специализированным занятиям спортом. Они создаются ?Для желающих улучшить физическую подготовленность с целью успешного овладения материалом учебной программы по физиче­ской культуре, а также для желающих совершенствоваться в ка-рюм-нибудь виде спорта, но еще не выбравших специализацию. Кюльшое значение эта форма занятий приобрела в связи с введе-■46)1 нового комплекса ГТО и Всесоюзных детских спортивных игр ^И|ирты надежд».




Основными задачами работы секций общей физической подЯ
готовки являются: ^ш

приобщение возможно большего количества школьников к си-Я
стематической работе над повышением своей общей физическом
подготовленности и содействие в выборе спортивной специализа-Я
ции; щ

улучшение физической подготовленности учащихся и на этой!
основе содействие их общему физическому развитию и успешному*
выполнению требований учебной программы. 1

Учебные группы в секциях общей физической подготовки комп-1 лектуются по возрасту и физической подготовленности учащихся, а в старшем школьном возрасте и по полу. В школах, где имеются; многочисленные секции общей физической подготовки, группы-комплектуются по классам. Занятия проводятся 2—3 раза в неде­лю продолжительностью 45—60 мин. Общее руководство осущест­вляет учитель физической культуры, занятия в группах ведут инструкторы-общественники из числа учащихся, а также учителя- ' предметники, родители и шефы. Планирование учебно-тренировоч- ; ной работы в секциях и группах общей физической подготовки осуществляется по месяцам.

Секции ГТОорганизуются для подготовки учащихся к сдаче ]
нормативов комплекса ГТО соответствующей ступени. Поэтому J
создавать секции ГТО целесообразно по возрастному принципу. !
Занятия проводит учитель физической культуры, опираясь на по­
мощь общественных инструкторов из числа старшеклассников,
2 раза в неделю по 45 мин. Содержание занятий должно быть раз- .
нообразным, обеспечивать разностороннее физическое развитие
и подготовленность учащихся, но в период подготовки к сдаче
тех или иных норм комплекса ГТО увеличивается удельный вес
■соответствующих упражнений (например, силовых упражнений в
период подготовки девочек 10—13 лет к сдаче норм в лазанье
по канату). На занятиях в секциях ГТО учащиеся получают до­
машние задания по выполнению упражнений, не требующих слож-
ного оборудования и инвентаря. Раз в два месяца проводится про­
верка физической подготовленности занимающихся. *■

Спортивные секциишкольного коллектива физической культуры создаются для учащихся, желающих регулярно заниматься тем или .•иным видом спорта и по состоянию здоровья и физической подго­товленности пригодных к спортивным занятиям. В процессе учеб- ': но-тренировочной работы в секциях решаются следующие основные ; задачи:

приобщение наиболее подготовленных школьников к система­тическим занятиям спортом;

содействие совершенствованию учащихся в избранном виде ■
•спорта и на этой основе выполнению требований спортивной клас- '■
сификации; <

подготовка школьников к участию в районных (городских) со- I
ревнованиях за команду школы; 1

приобретение знаний и навыков инструкторской работы и су- 1
.действа соревнований. щ

276Ш


|

»При создании спортивных секций прежде всего учитываются рювия школы, позволяющие ей организовать полноценную учеб-Ьтренировочную работу с учащимися по тому или иному виду |орта (спортивная база, инструкторские и тренерские кадры ( Занятия в секциях проводятся 2—3 раза в неделю по 60—90 мин i учащимися различного возраста, пола и подготовленности. Занятия в секциях проводятся в форме урока или самостоя-ельной тренировки по заданию тренера. Педагогический контроль едется по показателям, позволяющим оценить сдвиги в физиче-кой и технической подготовленности юных спортсменов. Планирование учебно-тренировочной работы в секциях осуще-твляется на основе программ для секций школьного коллектива шзической культуры по периодам с сентября по май. Летние ка-икулы (с июня по август) рассматриваются как переходный пе-риод тренировки.

Спортивные секции в ПТУ создаются по видам спорта, имею­щим наибольшее прикладное значение в успешном овладении своей профессией, а также по видам спорта, для развития которых име­ются благоприятные условия.

Руководство секциями осуществляют общественные органы — бюро секции, избираемое из числа занимающихся, в составе 3— 5 человек. Бюро секции помогает тренерам, общественным инспек­торам в организации агитационной, учебно-тренировочной, воспи­тательной работы, в подготовке и проведении соревнований и т. п. Учебно-тренировочная работа в секциях планируется и тесно увя­зывается с учебным процессом по физическому воспитанию.

Секции туризма (клуб туристов) должны культивироваться при каждой общеобразовательной школе. Работа секции туризма скла­дывается из следующих разделов:

практических занятий с учащимися по обучению приемам ту­ристской техники и тактики;

подготовки школьного общественного актива по туризму (су­дей, организаторов работы в классах и т. п.);

проведения семинаров с руководителями походов и их помощ­никами (пионерскими вожатыми, классными руководителями); проведения туристских соревнований, зачетных и тренировочных походов.

Наши рекомендации