I 17.8. внеклассная работа по физической культуре
Щ Задачи, содержание и организация внеклассной работы обу-Ь словлены целью и общими задачами физического воспитания подзарастающего поколения. Являясь составной частью общей системы
■В!^ 271
физического воспитания детей школьного возраста, внеклассная работа, по отношению к учебной занимает подчиненное положение, обогащая последнюю специфическим содержанием и разнообразием форм направленного использования физической культуры. Вместе с тем внеклассная работа имеет и свои специфические организационно-методические особенности:
внеклассная работа строится на добровольных началах;
содержание и формы организации занятий определяются с уче-том интересов большинства учащихся и условий школы. Учащимся предоставляется возможность широкого выбора форм и видов занятий (в соответствии с их желаниями и способностями);
внеклассная работа строится на основе широкой общественной активности самих школьников, объединенных в коллектив физической культуры, при постоянном контроле и руководстве их деятельностью со стороны администрации, учителей физической культуры, организатора внеклассной и внешкольной работы, пионервожатых, педагогов школы;
педагогическое руководство в процессе внеклассной работы приобретает в большей мере инструктивно-методический и консультативно-рекомендательный характер, стимулирующий проявление творческой инициативы учащихся в проведении различных форм внеклассной работы.
В решении задач физического воспитания школьников внеклассная работа призвана содействовать:
1) вовлечению в систематические занятия физической культурой и спортом возможно большего количества школьников и сдаче ими норм комплекса ГТО;
2) совершенствованию знаний, умений и навыков, двигательных, моральных и волевых качеств, приобретенных в процессе освоения обязательного курса физического воспитания и на этой основе обеспечению готовности школьников к более качественному усвоению материала официальной программы по физическому воспитанию.
3) формированию умений и привычки самостоятельно использовать доступные средства физического воспитания в повседневной жизни с целью оздоровления, физического совершенствования, полезного и культурного проведения досуга;
4) выбору спортивной специализации и достижению в избранном виде спорта результатов на уровне нормативных требований ЕВСК для соответствующего возраста;
5) подготовке общественного физкультурного актива школы.
Успешной организации внеклассной работы по физической культуре и спорту способствует создание некоторых условий, к числу которых относятся:
тесная связь с учебной работой как в содержательном, так и в организационном плане;
доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих возможность привлечения широкого круга школьников к занятиям физической культурой и спортом;
включение внеклассных занятий по физической культуре и орту в систему всей внеклассной образовательно-воспитательной боты школы с соблюдением преемственности принципов и мето-в> при широком участии ученического актива;
использование помощи родителей и шефствующих над школой ганизаций, которая выражается в содействии материально-тех-ческому обеспечению спортивной базы, организации внеклассных изкультурных мероприятий и занятий в секциях, командах, круж-ах;
четкое руководство со стороны администрации и педагогов колы деятельностью школьного коллектива физической культуры.
17.8.1. Коллектив физической культуры (КФК] в школе
Основной формой организации внеклассной работы по физической культуре в общеобразовательной школе является коллектив физической культуры. Он осуществляет свою работу на основе «Положения о коллективе физической культуры общеобразовательной школы». КФК является самостоятельной организацией, призванной всемерно развивать физическую культуру, спорт и туризм среди учащихся.
Основной целью КФК является содействие школе и семье в воспитании учащихся в духе требований коммунистической морали, укрепление их здоровья, всестороннее физическое развитие и подготовка к труду и защите Родины.
В процессе своей деятельности КФК должен содействовать:
1) внедрению физической культуры и спорта в быт учащихся;
2) организации и проведению занятий в спортивных секциях
по видам спорта, комплексу ГТО и туризму;
3) соблюдению личной и общественной гигиены;
4) организации наглядной агитации и пропаганде занятий физической культурой и спортом;
5) организации и проведению семинаров по подготовке общественных инструкторов и судей по спорту.
КФК организует свою работу на основе ученического самоуп-•авления, широкой творческой инициативы и самодеятельности, ыборности его руководящих' органов и отчетности их перед членами коллектива. Общую ответственность за организацию работы КФК несет директор школы. Методическую помощь в деятельности КФК обеспечивает учитель физической культуры. Непосредствен-ое руководство КФК осуществляет его совет. КФК создаются в восьмилетних и средних школах. Совет КФК избирается в составе е менее 11 человек на общем собрании представителей классов. ри совете КФК образовываются комиссии: по массовой физиче-ой культуре (организация физкультурно-оздоровительной работы режиме учебного и продленного дня школы), по спортивным меро-иятиям, по подготовке физкультурного актива, по пропаганде, яйс|ренная и др.
КФК осуществляет свою работу в соответствии с планом, коД
торый составляется с учетом планов работы руководства школыИ
комсомольской и пионерской организаций и ученического комитетяИ
школы. Учет работы КФК проводится на основе типового журналаШ
Один раз в год совет КФК отчитывается перед общим собрание»»
представителей классов. -Я
В создании КФК в школе можно выделить три основные ста-Я дии. Первая стадия: в школе (классах) нет сплоченного коллектив ва, но многие учащиеся к физической культуре и спорту относятсяЯ с должным интересом, низок уровень организаторских умений ая навыков учащихся. Такое положение характерно для вновь соз-Я данных школ, наблюдается при частой смене учителей физическойИ культуры, слабой постановке пионерской и комсомольской работы.Я
На этой стадии необходимо сплотить ученический коллективе
путем привлечения наиболее активных школьников к физкультур-Я
ной работе (закрепление конкретных поручений за учащимися, на-Я
лаживание работы кружков, секций), укрепления связей с комсо-Я
мольской и пионерской организациями, ученическим комитетом*
школы, упорядочения учебы физкультурного актива (школы физ-я
культурного актива и др.). ;
Вторая стадия. Она характеризуется созданием органов цент-' рального самоуправления школьников (совет КФК), дальнейшем укреплении руководства и повышением ответственности за орга-: низацию физкультурной работы в первичных организациях — клас-:' сах (детализация, четкое определение и формулирование функций физкультурного актива — инструкция о правах и обязанностях I физорга и т. п.).
Третья стадия. На ней происходит расширение прав и обязан-: ностей школьников — организаторов физкультурной работы в классах, усложнение функций органов центрального управления (совет КФК). Учащиеся школы более широко привлекаются к^ общественной физкультурной работе.
Для руководства внеклассной работы по физической культуре
в школе со стороны педагогического коллектива при педагогиче-!
ском совете создается предметная комиссия по физическому■
воспитанию. Председателем комиссии является, как правило, учи-;
тель физической культуры, а в ее состав входят завуч, врач,;
старший пионервожатый, учителя школы, представители родитель-,
ского комитета, шефы. Комиссия работает по плану, выносит на,
заседания педагогического совета наиболее острые вопросы со-'
стояния работы по физической культуре и спорту в школе. '■
Для полноценного осуществления внеклассной работы по фи-Я
зической культуре важно привлекать к ней родителей учащихся,»
шефов школы, поддерживать тесные связи с внешкольными Я
детскими спортивными и культурными учреждениями: ДЮСШ, Я
Домами и Дворцами пионеров, Домами и Дворцами культуры, Я
ЖЭКами и т. п. Я
^Р 17.8.2. Организация и методика проведения заня-