Физкультминута и физкультпауза
Физкультминуты проводятся систематически с учащимися 1— 8-х классов и эпизодически, по мере необходимости, с учащимися старшего школьного возраста. Различают укороченные и полные физкультминуты. Укороченная физкультминута состоит из одного упражнения (ритмическое сжимание-разжимание пальцев, потряхивание кисти и т. п.) и применяется во время письменных работ в 1-х классах. Полная физкультминута состоит из одного упражнения типа потягивания и двух-трех упражнений для рук, ног и туловища в 1—4-х классах или трех-четырех упражнений в 5— 8-х классах. Общая продолжительность физкультминуты составляет 5 мин, ее содержание строится по следующей схеме:
1) выпрямление туловища с движениями руками и дыхательными упражнениями;
2) упражнения для рук (растирание и встряхивание кистей, поднимание и опускание рук и т. п.);
3) упражнения для туловища (наклоны, повороты);
4) упражнения для ног (приседания, вставание, поднимание и опускание ног, махи и т. п.);
Физкультминуты в 1—4-х классах проводятся 3—4 раза, а в 5—8-х классах 2—3 раза в течение учебного дня. Каждое упражнение повторяется 4—6 раз. Проводится фузкультминута учителем (физоргом) начиная со второго урока, через 20—30 мин после его начала. Упражнения выполняются в проходах между партами и, как исключение, стоя или сидя за партами. Перед физкультмину-той дежурные открывают форточки или окна. Через каждые две-три недели упражнения комплекса физкультминуты заменяются новыми, предварительно разученными на уроках физической культуры.
На уроках по труду в школе, которые планируются, как правило, сдвоенными, проводится физкультпауза. В ПТУ она проводится после 2—3 ч теоретических занятий или производственного
^Вучения физоргами (общественными инструкторами) под наблю-^Книем преподавателя или мастера производственного обучения ^Кчителя по труду в школе). В каждом отдельном случае время ^рроведения физкультпаузы предусматривается расписанием заня-В>ий в ПТУ. Продолжительность физкультпаузы составляет 5— Во мин.
щ Содержание и направленность физкультпаузы определяются ■функциональным состоянием организма, учащихся, а также осо-■бенностями учебной или производственной деятельности (темп ра-■боты, степень монотонности труда, физической нагрузкой в работе,
■ характером поз и рабочих операций и т. п.). Для труда, связанно-
■ го с выполнением мелких операций, значительной монотонностью
■ работы, статическими и психическими напряжениями (опера-I. торы, швеи, водители и т. п.), рекомендуется включать в комплек-I сы упражнения типа подтягиваний, упражнения, вовлекающие в I динамическую работу крупные группы мышц, упражнений общего i воздействия, на расслабление, координацию и внимание.
\ Для труда, характеризующегося двигательной активностью,
| разнообразием выполняемых действий и длительными статиче-
; скими усилиями (токари, электрики, плотники, маляры и т. п.),
в комплексы включаются динамические упражнения со специфиче-
, ской структурой, суть которой состоит в том, что первая половина
упражнения выполняется активно, а вторая — пассивно и закан*
чивается расслаблением мышц.
Для тяжелого физического труда (строители, литейщики, шахтеры и т. п.) комплексы строятся главным образом из упражнений на расслабление работавших мышц, на дыхание, гибкость. С учащимися, приобретающими эти профессии, рекомендуется проводить две физкультпаузы в течение учебного дня (одну через полтора-два часа после начала занятий, другую за полтора-два часа до окончания работы).
Комплексы физкультпаузы должны строиться с учетом следующих методических условий:
1) режим выполнения упражнений не должен повторять режим трудовых действий (статический — динамический режим; преодолевающий — уступающий);
2) чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем больший удельный вес в комплексе должны занимать упражнения на расслабление;
3) упражнения должны быть так подобраны в комплексе, чтобы основная нагрузка ложилась на мышцы, не участвующие в трудовой деятельности;
4) при незначительном утомлении учащихся в комплекс вклю-
, чаются по преимуществу упражнения динамические с элементами
I расслабления; при выраженном утомлении преобладают упражне-
I ния на расслабление работавших мышц;
£/ 5) темп выполнения должен соответствовать привычному темпу
i Движений учащихся;
I" 6) при запыленности, загазованности воздуха в помещениях,
■ <Ир проводится физкультурная пауза, следует снижать физическую
нагрузку; при низкой температуре воздуха физическая нагрузка повышается.
В качестве примера построения комплекса физкультпаузы для девочек среднего школьного возраста, занимающихся обслуживающим трудом по теме «Работа с тканью», может быть использована следующая последовательность упражнений:
1. Ходьба на месте с движениями рук.
2. Упражнения в потягивании.
3. Подскоки или бег на месте.
4. Наклоны или повороты туловища. ■
5. Приседания, махи ногами или выпады вперед-назад, в стороны.
6. Разноименные движения руками вверх, в стороны, по кругу.
7. Упражнения на расслабление мышц рук и туловища.
8. Ходьба на месте с заданиями на внимание.
Физкультпауза оказывается более эффективной, если проводится под музыку. При этом^ улучшается не только четкость выполнения упражнений, но и интерес учащихся к занятиям.
Учет эффективности физкультпаузы в ПТУ проводят руководители физического воспитания совместно с врачом и мастером производственного обучения. Учет может осуществляться в форме наблюдений за работоспособностью и самочувствием учащихся непосредственно после занятий, а также путем длительных наблюдений за влиянием фузкультпаузы на работоспособность и производительность труда учащихся в процессе занятий.
В последние годы в ПТУ получили распространение соревнования между группами на лучшее проведение физкультпаузы (физ-культминуты, вводной гимнастики), которые включаются в социалистические обязательства по физической культуре и спорту.
Подвижная перемена
Подвижная перемена занимает особое место в распорядке школьного дня с точки зрения оздоровительного эффекта, улучшения физического развития и физической подготовленности, повышения работоспособности учащихся. Проведение этого довольно сложного в организационном плане физкультурно-оздоровительного мероприятия требует тщательной подготовки учителей и инструкторов-общественников, проявления изобретательности и выдумки, наличия в школе достаточного количества простейшего инвентаря, хорошо оборудованных спортивных площадок и помещений, позволяющих организовать занятия физическими упражнениями и играми одновременно со всем контингентом учащихся школы.
В организации подвижной перемены принимают участие все учителя, директор и его заместитель, медицинские работники, пионервожатые. Учителя, ответственные за проведение подвижной перемены, совместно с учителем физической культуры заблаговременно определяют места для занятий каждого класса на открытых площадках и в здании школы на случай ненастной погоды, Разрабатывают план проведения подвижных перемен для отдельных
■слассов, параллелей классов с учетом возраста учащихся и их ■интересов, распределяют обязанности между работниками школы, ■предусматривают меры безопасности, организацию быстрого выхо-■да и возвращения учащихся в школу, условия для чистки обуви щ и переодевания при входе в школу и т. п.
■ Занятия проводятся в повседневной одежде, по возможности на
■ открытом воздухе и лишь в ненастную погоду, сильный мороз пе-
■ реносятся в здание школы, но ни в коем случае не отменяются.
■ Подвижные перемены организуются после третьего урока в те-
I чение 20—30 мин. Из этого времени на занятия физическими
I упражнениями и играми отводится до 15—25 мин. Оставшееся
I время планируется на пассивный отдых и подготовку к очередному
I уроку. Питание школьников осуществляется на переменах после
г второго и четвертого уроков.
I Материал, предлагаемый учащимся на подвижной перемене, Г должен быть увязан с программой по физической культуре. [ В связи с этим учителя при планировании содержания подвижных [ перемен руководствуются соответствующим материалом комплекс-i ной программы физического воспитания учащихся, а также документами планирования (как правило, рабочими планами на чет* верть), разработанными учителем физической культуры для соответствующего класса или параллели классов.
Планирование содержания материала подвижной перемены осуществляется понедельно. Поэтому в один недельный план привлекается материал из двух смежных уроков рабочего плана по фи-'' зической культуре на четверть. Содержание материала подвижных ! перемен может быть дополнено включением в него широкого круга f сходных с программой по направленности физических упражнений и игр. При этом следует принимать во внимание состав группы или класса, возраст учащихся, их подготовленность, заинтересованность в выполнении тех или иных заданий, время года. Следует [ стараться играми и упражнениями охватить всех детей, дать им • достаточную физическую нагрузку, соблюдая вместе с тем пра-? вильные нормы нарастания и снижения нагрузки во время подвиж-}■ ной перемены.
[; Помимо основного плана проведения подвижной перемены обя-
} зательно составляются один-два запасных варианта на случай
| ненастной погоды. Они должны включить материал, соответствую-
I щий по своему характеру условиям проведения подвижной пере-
[ мены в помещении (спортивный зал, коридор, классная комната).
Р Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, за-
| нимаются отдельно, выполняя разработанные для них учителем I физической культуры комплексы упражнений, игр, дозированные I прогулки и т. п.