Определение физической нагрузки во время урока
Физическую нагрузку можно измерять различными способами,
Цо наиболее доступным из них и потому самым распространенным
вляется измерение частоты ударов пульса. На уроке у одного
учеников подсчитывают пульс 8—9 раз. Как правило, пульс
измеряют перед началом урока и перед выполнением каких-либо' сложных упражнений, иначе говоря — перед решением каждой задачи урока и после него. Так, в частности, пульс измеряют перед вводной частью урока, после нее, перед выполнением и после выполнения упражнений, с помощью которых решаются главные задачи урока, перед заключительной частью урока и после его окончания. Пульс подсчитывают в течение 10—15 с и количество ударов умножают на 6 или 4, с тем чтобы установить количество их в минуту. После всех измерений составляют кривую нагрузки. По горизонтальной линии от исходной точки откладывают время с указанием частей урока, а время измерения пульса отмечают точками; по вертикальной линии от той же исходной точки отмечают количество ударов пульса, начиная от 70, и вычерчивают кривую, которая в какой-то степени отражает уровень физических напряжений (рис. 11). По этой же кривой можно
12 15 18 21 24 27 30 33 36 39 42 45 м |
Рис. 11. Графическое изображение динамики пульса учащегося на уроке физической культуры
судить об эффективности отдельных частей урока в плане физической нагрузки. При этом, однако, следует иметь в виду, что изменения ЧСС происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые на уроках физического воспитания нередко достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пуль-сометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения, которые частично фиксируются в протоколе в графе «Примечания» (табл. 17.).
В заключение необходимо дать оценку величине нагрузки, ее динамике и указать, как, по мнению анализирующего, лучше было организовать двигательную деятельность занимающихся на уроке.
Габлица 17. Протокол определения физической нагрузки во время урока
| Класс
Задачи урока
Ф. И. О. проводящего урок Ф. И. О. анализирующего урок
Виды деятельности
Время измерения пульса
Кол-во ударов
Пульса в
Мин
Примечание
1остроение в начале рока
9.57
126.
Занимающийся пришел на урок в возбужденном состоянии из-за конфликта, возникшего в раздевалке
Контрольные испытания
В целях контроля за результативностью педагогического процесса во всех классах два раза в год проводится проверка физической подготовленности школьников. Контрольные испытания позволяют выявить уровень развития отдельных физических качеств, сравнить этот уровень с нормативными показателями для данного возраста и на этой основе составить обоснованные планы направленного развития физических качеств школьников.
Контрольные испытания проводятся с помощью следующих тестов: бег на 30 м с высокого старта; прыжок в длину с места; подтягивание в висе — мальчики и подтягивание в висе лежа — девочки.
Для того чтобы полученные при тестировании показатели были достоверны, повторные испытания должны проводиться в аналогичной обстановке, в одно и то же время суток, по одинаковой методике. Желательно, чтобы характер предшествующей двигательной деятельности школьников в дни тестирования не имел существенных отличий. Вначале проводятся испытания в беге и прыжке, а затем — в подтягивании.
Своеобразной формой контрольных испытаний является введение в 1985 г. зачета по физической культуре для выпускников 8-х и 10-х классов средней общеобразовательной школы. Согласно типовому положению учащиеся сдают следующие виды зачетов:
8 класс, юноши — подтягивание на перекладине, бег 2000 м, метание мяча .(150 г) на дальность;
8 класс, девушки — поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой; бег 2000 м; метание мяча (150 г) на дальность;
10 класс, юноши — подтягивание на перекладине, бег 3000 м; метание гранаты (700 г);
10 класс, девушки — поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой; бег 2000 м; метание гранаты (500 г).