Проверка и оценка успеваемости на уроках физической культуры
Содержание проверки
Предметом проверки и оценки успеваемости по физической культуре являются знания, умения и навыки школьников, получаемые на классно-урочных занятиях. При этом выявляются полнота знаний теоретических сведений, степень освоения двигательных действий в объеме изучаемых требований, уровень развития физических качеств, результаты выполнения учебных нормативов fM домашних заданий.
Знания теоретических сведений проверяются в ходе урока нШ
основе изучаемого практического материала. Учитель проверяев
и оценивает знания в объеме требований программы для данногД
класса: знание терминологии, правил игры, соревнований и страЩ
ховки, умение описывать технику разучиваемого физического уп-Я
ражнения и объяснять значение ее звеньев и деталей, определять*
и исправлять ошибки товарища, давать отчет о своих движениях*
и т. п. Я
Оценка двигательных умений и навыков школьника будет объ-1 ективной, если учителем соблюдаются следующие правила:
1) проверяются и оцениваются результаты учебного труда
школьника на уроках физической культуры и в процессе домаш
ней работы;
2) объем проверяемых знаний, умений и навыков определяется;
в полном соответствии с содержанием учебной программы для'
данного класса;
3) определение степени освоения школьниками физических
упражнений осуществляется на основе установленных пяти оце
ночных баллов, предусматривающих определенный характер и ко
личество ошибок при установлении той или иной оценки:
балл «5» выставляется в том случае, когда точно соблюдены все технические требования, предъявляемые к выполнению упражнения, оно выполнено слитно, уверенно, свободно;
балл «4» — когда упражнение выполнено в соответствии с предъявляемыми требованиями, слитно, свободно, но при этом допущено не более двух незначительных ошибок;
балл «3» —когда упражнение выполнено в своей основе верно, но с одной значительной или более чем с тремя незначительными ошибками;
балл «2» — когда при выполнении упражнения допущена грубая ошибка или число других ошибок больше трех;
балл «1» — когда упражнение не выполнено;
4) характер ошибок определяется на единой основе. Ошибка считается грубой, если она искажает основу техники двигательного действия. К значительной ошибке относится невыполнение общей детали физического упражнения, к незначительной — лишь ~ неточное выполнение деталей, ведущее к снижению эффективности действия. При этом принимаются во внимание только изученные элементы техники;
5) методика проверки и оценки осуществляется с учетом особенностей этапа процесса обучения двигательному действию. При проверке умения создаются благоприятные условия для концен-трации внимания занимающихся на технике и оценивают только ее. При проверке навыков технические показатели оцениваются в условиях использования двигательного действия (в изменяющихся внешних условиях, при повышенных волевых и физических усилиях, в соединениях с другими действиями и т. д.). При проверке навыков, допускающих выявление количественных достиже- : ний, технические показатели проверяются одновременно и оцениваются во взаимосвязи с количественными результатами. 1
252 1
■ В школьную программу по физической культуре включены ко-
■ личественные учебные нормативы, выраженные тремя показате-
■ лями, с тем чтобы учитель мог ориентироваться на них при оп-щ ределении оценки успеваемости (например, 4-й класс, прыжки
■ в длину (м): девочки — 2,60 — 2,20—1,80). Эти нормативы для щ четных классов основаны на требованиях соответствующих сту-I пеней комплекса ГТО, а для нечетных классов — даются проме-I жуточные.
I При проверке и оценке учебного труда школьников в совер-I шенствовании определенных физических качеств учитываются из-I менения в их уровне за время целенаправленной работы на уро-I ках. В содержании домашних заданий преимущественное место
■ занимают упражнения для развития физических качеств. Про
верка домашних заданий должна осуществляться систематически.
; Основным критерием успеваемости при этом является факт улуч-■' шения измеряемых показателей за определенный период времени. Оценка успеваемости школьников, отнесенных к подготови-f тельной медицинской группе, проводится на общих основаниях ; (проверяются результаты выполнения физических упражнений, J показанных для этой группы).
\ i