И особенности использования их в различных
ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
^ Эффективность решения задач направленного использования Физической культуры в дошкольном возрасте зависит от организации целесообразного двигательного режима. Основу его составляют ежедневные занятия физическими упражнениями и играми ". в различных формах, под руководством воспитателя и в процессе самостоятельной двигательной деятельности детей. Существенное I-значение имеет реализация всех форм физкультурных занятий, I создание благоприятных гигиенических условий, достаточное пребывание детей на открытом воздухе и заботливый уход за ними. Типовой программой предусмотрены следующие виды физкультурных занятий, из которых складывается повседневный двигательный режим в каждой возрастной группе (табл. 9).
Таблица 9. Особенности организации и продолжительность занятий по физическому воспитанию
U | Возрастные группы | |||||
Виды занятий | 1-я раннего | 2-я раннего | 2-я | Сред- | Стар- | |
возраста | возраста | 1-я младшая | младшая | няя | шая | |
,■ Занятия по | Ежедневно, | 2 раза в | 2 раза в | 3 раза в неделю одно- | ||
физической | индивиду- | неделю по | неделю по | временно со всеми | ||
культуре | альные или | подгруп- | подгруп- | детьми, в том числе | ||
групповые | пам (от | пам. | 2 — в отведенное для | |||
занятия, | 1 года | В конце | занятий время и 1 — | |||
массаж, | 6 меся- | года в со- | в часы прогулки | |||
гимнасти- | цев — | ставе всей | ||||
!.. | ка— 6— | 1 года | группы. | |||
10 мин | 8 месяц. | 15—20 мин | 15-20 | 20-25 | 25-30 | |
j | до 2—4 лет — по 5—7 детей) | мин | мин | мин | ||
i | 10—15 мин | |||||
\- Утренняя в гимнастика | — | — | Ежедневно | |||
g | 4-5 мин | 5-6 мин | 6-8 мин | 8-10 мин | ||
Подвижные : игры и фи- | Индивидуально | 8—10 мин | Ежедневно 2 раза (на утренней и | |||
, вические | вечерней прогулках) | |||||
упражне- | 10-15 мин 1 15-201 20-25 1 25-30 | |||||
нияна про- | 1 мин 1 мин | мин | |||||
[; гулке | ||||||
;. | В дни проведения физкультурных | |||||
* | занятий | |||||
Г | 6-8 мин 1 6-10 1 8-10 1 10-12 | |||||
L | 1 мин 1 мин | мин |
MS
Продолокенищ
Возрастные группы | ||||||
Виды занятий | 1-я раннего | 2-я раннего | 2-я | Сред- | Стар- | |
возраста | возраста | 1-я младшая | младшая | няя | шая | |
Физкуль- | ___ | ___ | ___ | Ежедневно | ||
турная | по мере | |||||
минутка | необходимости 1— 3 мин в зависимости от вида и содержа--ния занятия | |||||
Физкультур- | — | — | — | 1—2 раза в месяц | ||
ный досуг | 20-30 1 20-301 30-45 мин [ мин | мин | |||||
Физкультур- | — | — | — | — | Не ме- | 2—3 раза |
ный | нее | в год до | ||||
праздник | 2 раз в год до 60 мин | 1 часа 30 мин | ||||
День здо- | — | — | — | Не реже одного раза | ||
ровья | в квартал | |||||
Самостоя- | Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от ин- | |||||
тельная | дивидуальных данных и потребностей детей. Проводятся | |||||
двигатель- | под наблюдением воспитателя | |||||
ная дея- | Утренняя гимна- | |||||
тельность | стика, физиче- | |||||
детей | • ские упражнения | |||||
под контролем | ||||||
родителей и вме- | ||||||
сте с ними |
Примерное количество часов, отводимых на организованную двигательную деятельность детей: утреннюю гимнастику, занятия, подвижные игры и физические упражнения на утренней и вечерней прогулках, приведенное в типовой программе, выглядит следующим образом (табл. 10).
Занятия по физической культуре. Это основная форма работы с детьми дошкольного возраста. Именно на специальных занятиях они своевременно овладевают необходимым объемом знаний и двигательных умений, являющихся основой содержания других форм физкультурных занятий.
С детьми 3—6 лет проводятся занятия урочного типа, в основе построения которых — общепринятое деление на вводную, основную и заключительную части. Задача вводной части — организация детей, концентрация их внимания на предстоящих двигательных заданиях, а также подготовка организма к выполнению упражнений основной части.
Таблица 10. Время, отводимое на двигательную активность
Время | ||
1 Возрастные группы | в день | в год |
1-я раннего возраста 2-я раннего возраста 1-я младшая 2-я младшая Средняя Старшая | По индивидуальным 18—25 мин 30—45 мин 35—50 мин 45—55 мин 55 мин—1 ч 10 мин | потребностям 72—]00 ч 120—180 ч 140—200 ч 180—220 ч 220—280 ч |
i
В основной части осуществляется обучение и совершенствование двигательных умений, воспитание физических качеств. В нее же кроме предусмотренных программой упражнений обязательно I включают подвижную игру. Подвижные игры могут составлять '' основное содержание любой части занятия. В заключительной \ части решаются задачи постепенного перехода к другим видам ; деятельности. Для этого используются ходьба, малоподвижные : игры, хороводы.
■' Утренняя гимнастика. К третьему году создаются благоприят-
ные предпосылки для ежедневного проведения утренней гимнастики перед завтраком. Систематическое и квалифицированное проведение этого важного гигиенического мероприятия играет существенную роль в системе физического воспитания детей дошкольного возраста, так как расширяет их двигательный режим, оказывает на них не только оздоровительное воздействие, но частично воспи-i тательное и образовательное.
■ Ежедневная утренняя гимнастика позволяет организованно
; начать день в детском саду, способствует выполнению предусмот
ренного режима.
\ Если для 1-й младшей группы комплекс включает 3—4 упраж-
~ нения игрового и подражательного характера в сочетании
с ходьбой, бегом, подскоками продолжительностью до' 5 мин, то
• для старшей группы он увеличивается до 6 упражнений продол
жительностью до 12 мин.
I Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.
; Прогулки занимают очень большое место в режиме дня дошкольника. На них отводится от 30 мин до 2 ч времени в первой и во второй половинах дня. Основным назначением прогулок является
L |
Длительное пребывание на открытом воздухе,"заполненное подвижными играми и физическими упражнениями, а также обучение детей применению двигательных умений в естественных условиях, отличающихся от учебных. Организуют прогулки так, чтобы дети были все время в движении, но при этом не слишком перегре-(рдись.
Дозировка прогулок зависит от особенностей детей и меняется ;
в зависимости от времени года, погоды, содержания. Воспитатель
должен специально готовиться к проведению прогулок, продумать -
маршрут за пределами участка детского сада, предусмотреть на >
пути места отдыха, игры, спортивные развлечения, подготовить f
необходимый инвентарь. \
Для решения задач физического воспитания дошкольников це- \ лесообразно широко применять сюжетные игры с правилами, ко- : торые требуют умения действовать в коллективе, согласовывать свои движения с движениями других детей, выполнять установленные правила.
Эффективность решения задач физического воспитания во мно- ]
гом зависит от условий проведения подвижных игр: эмоциональной -1
насыщенности, разноообразия двигательного содержания, наличия i
просторного помещения, площадки и достаточного количества j
необходимых для каждого возраста предметов. \
Подвижные игры существенно дополняют занятия урочного \ типа и по содержанию должны быть тесно связаны с ними.
Физкультурная минутка. Она проводится с детьми старшего дошкольного возраста. Назначение ее — поднять или удержать умственную работоспособность на занятиях по счету, развитию речи, активизировать двигательные функции при однообразных статических положениях тела. По существу, физкультурная минутка направлена на обеспечение срочного активного отдыха, от которого зависит восстановление процессов нервной системы. Активизируя в целом организм детей и общий обмен веществ, она, в частности, содействует выпрямлению и разгрузке позвоночника.
Физкультурные праздники. Они проводятся не менее двух раз в год в средней и старшей группах. Назначением таких праздников является демонстрация детьми результатов, достигнутых в овладении физическими упражнениями, играми за определенный промежуток времени. Кроме того, детям обеспечивается возможность посоревноваться в праздничной обстановке в силе, ловкости, сообразительности, ориентировке в неожиданных ситуациях.
Праздники проводятся для одной группы или нескольких од-новозрастных, для смежных по. возрасту групп. Местом проведения праздника может быть физкультурный зал, площадка, бассейн, каток, лыжня.
Самостоятельная двигательная деятельность детей. Наряду с организованными формами физкультурных занятий поощряется самостоятельная двигательная деятельность детей, которая строится на самостоятельных началах — по их желанию и инициативе. Значение этой деятельности сохраняется для всех дошкольных возрастов, содержание постепенно расширяется в связи с накоплением детьми двигательного опыта. Стимулирующее значение для проявления разнообразной самостоятельной двигательной активности имеет оснащение групповых участков и прогулочных площадок специальным оборудованием, физкультурными пособиями и инвентарем. Однако и самостоятельные физкультурные занятия 1
218 |
ясны быть обеспечены педагогическим руководством. При этом до избегать чрезмерной регламентации деятельности детей, редоставлять им больше самостоятельности, поощрять инициа-ивность, стремление к двигательному творчеству, развивать организаторские способности. Желательно соучастие воспитателя в играх. Это повышает интерес к двигательной деятельности, позволяет тонко руководить группой и направлять деятельность каждого ребенка.
При квалифицированном руководстве самостоятельная двигательная деятельность существенно расширяет двигательный опыт детей, что, в свою очередь, создает предпосылки для успешного овладения программным материалом на занятиях.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какими особенностями характеризуются дети дошкольного возраста?
2. Что собой представляет периодизация возрастного развития детей дошкольного возраста? Каково ее значение?
3. Охарактеризуйте задачи направленного использования физической культуры в дошкольном возрасте.
4. Дайте общую характеристику типовой программы по физической культуре в детском саду.
5. Каковы особенности методики развития движений у детей первого, второго и третьего годов жизни?
6. Как осуществляется обучение движениям детей дошкольного возраста?
7. Назовите формы физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.
8. Приведите примерное количество часов, отводимых на организованную двигательную деятельность детей.
9. Охарактеризуйте занятия по физической культуре, утреннюю гимнастику, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультурную минутку.
10. Каково значение самостоятельной двигательной деятельности детей?