Основы методики и формы занятий

Профессионально-прикладная физическая подготовка осуще­ствляется на основе тех же методических положений, которые используются в процессе физического воспитания. При этом весьма важно при подборе содержания и методов учитывать не только особенности профессии, но и особенности самих занима­ющихся: их возраст, пол, исходный уровень физической подго­товленности, двигательный опыт.

В процессе проведения занятий по ППФП необходим, в част­ности, дифференцированный подход к занимающимся, так как они, как правило, значительно различаются по возрасту, физиче­скому развитию и физической подготовленности, стажу работы. Характер и степень неблагоприятных воздействий профессии на организм разных людей также неодинаковы. Кроме того, все эти занятия следует сочетать с лечебными и профилактическими ме­роприятиями, массажем и самомассажем.

Контингенты трудящихся могут быть либо по преимуществу мужскими (металлургическая, горнорудная, угледобывающая, лес­ная промышленность), либо женскими (прядильные.-ткацкие фаб­рики, часовые заводы), либо смешанными (радиопромышлен­ность). По возрасту — либо молодежными (часовые, электролам­повые заводы), либо разного возраста (станкостроительные за­воды).

В зависимости от характера труда и рабочей позы необходи­мо чередовать выполнение упражнений стоя, сидя, лежа, упраж­нения на расслабление и напряжение мышечных групп.

Все это должно сопровождаться разъяснениями, сообщением несложных теоретических положений, доступных занимающимся, рекомендациями для занятий физическими упражнениями в по­вседневном быту, в домашних условиях, а также во время от­дыха, в отпускной период в местах отдыха. Эта работа направ­лена не только на решение задач ППФП, но и на повышение об­щей культуры быта и поведения людей. Ее результатом вместе с повышением производительности труда будет и формирование личности в целом, воспитание потребности в занятиях физи­ческими упражнениями.

Хотя ППФП осуществляется вместе с общей физической под­готовкой и в ее содержание включаются упражнения общеподго­товительного характера, однако специальные подготовительные упражнения играют в ППФП более важную роль. Специализиро­ванный их характер проявляется в нескольких направлениях.

В отдельных случаях они могут быть похожими на профес­сиональные действия (например, широко известные эста­феты для пожарников, дзюдо и самбо для оперативных работников милиции). Специальные подготовительные упражнения оказывают такое же воздействие на организм человека, как и профес­сиональные действия. Так, например, тренажеры в виде вер­тикально вращающихся качелей (лопингов), центрифуг, враща­ющихся горизонтально или в нескольких плоскостях, батутов (подкидных сеток) в какой-то степени имитируют профессиональ­ные воздействия на организм летчиков, космонавтов.

Методики проведения занятий по ППФП должны ориентиро­ваться на необходимость подбирать упражнения по принципу пе­реноса тренированности по функциональным воз­можностям. Например, для некоторых профессий наибольшее значение имеет общая выносливость (сельскохозяйственные рабо­чие, механизаторы, вальцовщики и др.), для других — выносли­вость, сила и устойчивость вестибулярных функций. Здесь це­лесообразно включать такие упражнения, как бег по пересеченной местности, упражнения на узкой и высокой опоре, неустойчивой платформе и другие.

Необходимо также широко использовать физические упраж­нения, имеющие достаточно выраженный эффект так называемо­го неспецифического воздействия. Как уже говори­лось, в ряде профессий трудящиеся испытывают на себе крайне неблагоприятное воздействие внешней среды (загазованность, не­достаток кислорода, резкие перепады температур и др.). В этих случаях широко используются бег, плавание, лыжные гонки, гребля и другие физические упражнения достаточно высокой ин­тенсивности. Они повышают устойчивость организма к недостатку кислорода, активизируют умственную работоспособность, способ­ствуют развитию общей выносливости, которая, в свою очередь, лежит в основе высокоэффективной трудовой деятельности.

В настоящее время определены и широко используются груп­пы специальных физических упражнений, которые достаточно эф­фективно увеличивают устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Так, например, устойчивость к гипок-семии (кислородной недостаточности) повышают скоростные цик­лические виды упражнений (бег, плавание, гонки на велосипеде, бег на коньках), а также упражнения с задержкой дыхания (на­пример, синхронное плавание, ныряние), альпинизм, горный ту­ризм. Устойчивость к перегреванию повышают спортивные игры, бег в плотной одежде, к укачиванию —упражнения с быстрым изменением положения головы и тела в пространстве (упражне­ния на гимнастических снарядах, акробатика, упражнения на ба­туте, лопинге, слалом, водные лыжи, фигурное катание на конь­ках, синхронное плавание и др.), к перегрузкам — упражнения на вращение (на лопинге, батуте, центрифуге), акробатические прыжки, сальто, фляки, рондаты, стойки на голове и на кистях, упражнения, укрепляющие мышцы живота и ног.

В процессе профессиональной физической подготовки важное значение имеет совершенствование сенсомоторных способ­ностей. К ним относятся быстрота восприятия и ответная реак­ция на информацию, полученную через органы чувств (осязания, зрения, слуха), степень точности оценки пространственных и вре­менных показателей, умение владеть собой в острых ситуациях при выполнении упражнений или в спортивной борьбе.

В основе методики профессионально-прикладной физической подготовки лежит органическое сочетание ОФП и П П Ф П, причем последняя имеет в качестве базы определенный, оптимальный для каждой профессии, уровень общей физической подготовки и двигательного опыта.

Необходимо учитывать, что положительное влияние различ­ных физических упражнений на повышение работоспособности специалистов различных профессий будет зависеть от степени по­ложительного переноса физических способностей и двигательных навыков. Например, установлено, что у учащихся ПТУ, занима­ющихся баскетболом, волейболом, настольным теннисом, повыси­лись показатели нервно-мышечной лабильности, быстроты зри­тельного различения, тактильной чувствительности, что положитель­но повлияло на освоение профессии сборщика часовых механизмов (С. А. Полиевский, 1969). В процессе физических упражне­ний для мышц одной стороны тела (например, левой руки); повышается работоспособность другой, симметрически располо­женной части тела(в данном случае правой руки), увеличива­ется сила, быстрота движений, выносливость данной группы мышц. Перенос способностей может носить не однонаправленный, а разнородный характер. Например, если под воздействием фи­зических упражнений развивать силу, то это будет способствовать более эффективному развитию быстроты. Перенос двигательных навыков носит более узконаправленный характер, при достаточ­но высокой степени совпадения он позволяет использовать навыки ■^усложненных условиях.

В процессе ППФП используются в основном те же формы построения занятий, что и в физическом воспитании. Однако есть и некоторые отличия. Так, например, в содержание комп­лексного урока включаются общеподготовительные и специ­ально-подготовительные упражнения, тесно связанные со специфи­ческими для данной профессии упражнениями. В таком уроке удельный вес профессионально-прикладных упражнений может быть сравнительно небольшим. В специализированном уроке подбор средств осуществляется для обеспечения целена­правленного воздействия на те способности, навыки и функциональ­ные системы, которые имеют определяющее, профессионально важ­ное значение.

В решении задач ППФП важное значение имеет включение специальных упражнений с профессионально-прикладной направ-ненностью в содержание комплексов упражнений утрен­ней гигиенической гимнастики.

Наконец, действенной формой ППФП являются специаль­ные соревнования. В состязания могут включаться собст­венно профессиональные виды деятельности специалистов (на­пример, для шоферов — авторалли) либо те, которые действуют по принципу одного из видов переноса физических способностей или двигательных навыков (например, соревнование по плаванию для работников речного транспорта).

Занятия по профессионально-прикладной физической подго­товке должны предусматривать не только развитие определенных физических способностей, совершенствование профессионально важных функций организма, но и воздействие физических упраж­нений на человека в целом, повышение его общей культуры.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)?

2. Каковы задачи и социальное значение ППФП?

3. Какие группы упражнений используются в процессе ППФП? Дайте им характеристику.

4. Какова связь общей и профессионально-прикладной физической подго­товки?

5. Каковы формы занятий ППФП? Дайте им характеристику.

Глава 13 ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СОВЕТСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ

ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Одной из главных задач деятельности КПСС и Советского правительства является борьба за сохранение мира. Однако по­литика США и НАТО, направленная на создание и развертыва­ние новых типов термоядерного оружия, на расширение военных действий на Ближнем Востоке, в развивающихся странах Южной

^^Кдеверной Америки, создает всеобщую международную напря-НЕнность. Это заставляет Советские Вооруженные Силы уделять Нвдрьезное внимание боевой подготовке войск. Вся ее система Ишсходит из требований современного боя, который характеризуется 11нрименением различных средств поражения и защиты, боевой тех-Щ никой, мощными ударами всех видов оружия, предельным напря­ги жением моральных и физических сил личного состава. Бой ведется ' одновременно на воде, на земле и в воздухе. Чтобы успешно вести такие боевые действия, от воинов требуются мастерское владение боевой техникой, мужество, крепкая воля и высокая физическая подготовленность. Поэтому физическая подготовка является раз­делом боевой подготовки, важной и неотъемлемой частью воин­ского обучения и воспитания личного состава Советских Вооружен­ных Сил.

В мирное время условия жизни и учебно-боевой деятельности Вооруженных Сил требуют от личного состава высокого напря­жения всех сил. В основу боевой подготовки положено суворов­ское требование: «Тяжело в ученье — легко в бою».

Личный состав сухопутных войск неустанно осваивает боевую технику, учится по тревоге в считанные минуты, в любое время года и суток разворачиваться в боевые порядки и готовить тех­нику к немедленному действию, участвует в трудных и сложных боевых учениях и походах. Моряки и подводники, осваивая слож­нейшую боевую технику, неделями, а нередко и месяцами нахо­дятся в автономных условиях плавания, они в любой момент го­товы к боевым действиям. Деятельность летного состава связа­на со сверхзвуковыми скоростями и огромными перегрузками. Десантники должны владеть высоким боевым мастерством, стре­мительными действиями и виртуозно владеть холодным и огне­стрельным оружием.

Основными факторами, определяющими требования к физической подготовке (ФП) личного состава Советских Воору­женных Сил, являются:

характер приемов и действий военнослужащих при выполне­нии ими боевых задач;

условия боевой деятельности военнослужащих;

характер и величина физических нагрузок и нервно-психиче­ских напряжений в процессе боевой деятельности;

географические условия места дислокации военных частей или вероятного театра военных действий;

особенности влияния учебно-боевой и' боевой деятельности на физическое и психическое состояние военнослужащих.

Целью физической подготовки в Советских Вооруженных Силах является обеспечение физической готовности военнослужа­щих к овладению оружием и боевой техникой, к эффективному их использованию в бою, к стойкому перенесению физических на­грузок, нервно-психических напряжений и неблагоприятных фак­торов боевой деятельности.

Задачами физической подготовки всех военнослужащих Являются:

6 Зак. 831 161

овладение навыками, необходимыми в боевой деятельности (ускоренного передвижения, преодоления препятствий, рукопашно­го боя, плавания, передвижения на лыжах по пересеченной мест­ности и оказания помощи товарищу при совместных действиях на воде, при преодолении препятствий и в рукопашном бою);

развитие и постоянное совершенствование физических качеств (общей и специальной выносливости, силы, быстроты и ловкости);

воспитание психической устойчивости, уверенности в своих силах, целеустремленности, смелости и решительности, выдержки и самообладания;

укрепление здоровья, закаливание и повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных условий и факторов боевой деятельности.

13.2. СОДЕРЖАНИЕ И ПРОГРАММНО-НОРМАТИВНЫЕ
ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Цель, задачи, содержание физической подготовки личного со­става Советских Вооруженных Сил определяются наставле­нием по физической подготовке (НФП).

Согласно НФП, содержанием физической подготовки являют­ся практическая (физические упражнения, развитие военно-при­кладных умений и навыков) и теоретическая части. В наставле­нии изложены теоретические требования и определены нормативы по военно-прикладным разделам подготовки.

В практическую часть содержания ФП включаются следующие группы физических упражнений:

1) физические упражнения, способствующие развитию специфи­ческих физических качеств военнослужащих данного рода войск (например, для танкистов — физическая сила и ловкость, для вои­нов мотострелковых подразделений — выносливость, для десант­ников — ловкость, для ракетчиков — быстрота действий и лов­кость) ;

2) физические упражнения, способствующие развитию необхо­димых для данного рода войск двигательных навыков (для раз­ведчиков, десантников — фехтование, рукопашный бой, самбо; для воинов мотомеханизированных частей — лыжи, плавание, кроссы; для летчиков, ракетчиков, операторов — спортивные игры; для тан­кистов, артиллеристов — тяжелая атлетика);

3) физические упражнения, способствующие формированию физических качеств, которые помогали бы бороться против не­благоприятных воздействий, часто присущих самой военно-про­фессиональной деятельности (например, перегрузки — у летчи­ков; шум, вибрация — у танкистов, артиллеристов, моряков).

13.3. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ

Процесс ФП основывается на общепедагогических и специ­фических принципах и методах обучения и воспитания. К таким

^Ишципам относятся партийность, научность, сознательность, ак-ИИвность и другие общепедагогические принципы обучения. Ши-Боко реализуются общие методы развития физических качеств: равномерный, повторный, переменный, интервальный и др. Спе-f цифичным является совершенствование двигательных навыков, а ктакже развитие специальных качеств, необходимых военнослу­жащим для успешного выполнения боевых задач.

Методике проведения занятий по физической подготовке в армии присущи следующие особенности:

1. При проведении практических учебных занятий подготови­тельная и заключительная части, а также комплексная трениров­ка, бег, игры и эстафеты проводятся в составе взвода (роты), а основная часть — по группам, отделениям (взводам). Она закан­чивается на комплексных занятиях бегом на длинные дистанции или спортивными играми.

2. В основу методики военно-прикладной физической подготов­ки берутся требования военно-профессиональной деятельности данного рода войск к психофизическим качествам военнослужа­щих. В процессе боевой подготовки, в ходе конкретных учебно-тренировочных действий военнослужащих моделируются условия и обстановка боевой деятельности (например, выход на огневой рубеж для наступления, ведение наступательного, оборонитель­ного или встречного боя, разведка и поиск, перехват противника).

Во всех этих достаточно изученных ситуациях в процессе учебно-боевой деятельности для каждого вида Вооруженных Сил, для каждого подразделения (звена, экипажа, батареи, расчета) возникают ситуации, требующие высокой физической и морально-волевой подготовленности. Она формируется и воспитывается по­мимо других и средствами военно-прикладной физической под­готовки.

ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Физической подготовкой в Вооруженных Силах руководят ко­мандиры подразделений, частей и соединений. Организация ее осуществляется соответствующими начальниками физической под­готовки.

Практические занятия с личным составом подразделений про­водят командиры взводов и рот, сержанты и старшины.

Основными формами ФП являются: утренняя физическая за­рядка, учебные занятия; физическая тренировка в процессе учеб­но-боевой деятельности; спортивная работа.

1. Утренняя физическая зарядка является обязательной в рас­порядке дня. Она начинается через 10 мин после подъема и про­должается не менее 30 мин. По своему объему и интенсивности она носит не только гигиенически-оздоровительный, но и военно-прикладной тренировочный характер. Зарядка — это более 170 ч . занятий физическими упражнениями в год дополнительно ко всем другим формам занятий. В ее содержание включаются бег, ходь-■ю, общеразвивающие и специальные упражнения, преодоление

препятствий, спортивные игры, гребля, плавание. Все упражнения объединены в четыре варианта, которые чередуются в течение недели.

Первый вариант — вольные упражнения, которые проводятся вместе с ходьбой и бегом. В их содержание включаются специ­альные упражнения, способствующие повышению устойчивости к укачиванию.

Второй вариант — упражнения на снарядах, направленные на развитие силы, устойчивости к перегрузкам, пространственной ориентировки. Кроме обычных гимнастических снарядов исполь­зуются специальные снаряды — лопинги, батуты; у моряков — шкентеля с мусингами (канаты с узлами), штормтрапы (вере­вочные лестницы), качающиеся доски.

Третий вариант — преодоление препятствий и бег на дистан­цию 1000—1500 м. Главная задача — развитие скоростной и об­щей выносливости, навыков в преодолении препятствий, воспитание смелости и решительности.

Четвертый вариант — ускоренное передвижение и кросс, на­правленные на развитие общей выносливости. Кросс проводится на дистанцию до 3 км, смешанное передвижение — до 4 км.

Спортсменам I разряда и выше разрешается проводить заряд­ку по индивидуальному плану.

2. Учебные занятияявляются основной формой физической
подготовки в Вооруженных Силах и проводятся с солдатами и
сержантами срочной службы 3 раза в неделю по 1 ч по расписа­
нию в составе взводов или рот и равных им подразделений.

Основными их видами являются:

а) теоретические занятия, на которых дается характеристика
советской системы физической подготовки личного состава Во­
оруженных Сил, раскрываются педагогические, оздоровительно-
гигиенические, военно-прикладные основы ФП и теоретические
основы спортивной тренировки;

б) практические занятия, цель которых — развитие физических
способностей, формирование и развитие двигательных навыков,
имеющих военно-прикладное значение. Практические занятия
проводятся по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке,
плаванию, рукопашному бою, преодолению препятствий, спортив­
ным играм, а для личного состава ВМФ — по гребле;

в) инструкторско-методические занятия по основным разделам
ФП проводятся с целью повышения квалификации лиц, непосред­
ственно проводящих занятия по ФП в подразделениях, и для
создания и утверждения единых организационно-методических
основ проведения занятий (по гимнастике, лыжной подготовке и
другим разделам физподготовки);

г) показные занятия, которые проводятся с целью демонстра­
ции образцовой методики проведения занятий и для распростра­
нения передового опыта в организации и содержании, методов
проведения занятий по физической подготовке в войсках.

3. Физическая тренировкапроводится в процессе учебно-бое­
вой деятельности: на боевых дежурствах, при транспортном пере-

^Нкении войск. Проводится также попутная физическая трени-^Квка и физическая подготовка в походе на кораблях. Все эти Нвды специальной физической тренировки осуществляются непо-Вредственно самими командирами подразделений. fr физическая тренировка в процессе боевой подготовки прово­дится командирами подразделений с их личным составом. Ее со­держанием являются боевые приемы или действия, которые осу­ществляются в ходе боевой учебы. К ним относятся, например, марш-бросок на исходную для атаки позицию, преодоление раз­личных естественных и искусственных препятствий в процессе учебного боя, установка минометов, орудий и другой техники на боевых позициях, подноска патронов, мин, снарядов, подготовка к запуску ракет. Все эти действия требуют достаточно высокого проявления таких физических качеств, как быстрота, выносли­вость, сила, ловкость. Физическая нагрузка в процессе боевой подготовки довольно значительна, что оказывает тренирующее воздействие на организм военнослужащих.

Физическая тренировка в процессе боевых дежурств прово­дится с целью противодействия утомлению и поддержанию устой­чивого внимания при наблюдении за приборами, психической и физической готовности к немедленным действиям. Физические упражнения общеразвивающего характера и специальные прово­дятся до начала дежурства, во время кратких перерывов в про­цессе дежурства и после его окончания.

Физическая тренировка при передвижении войск транспорт­ными средствами проводится в период остановок и непосредствен­но в транспортных средствах. В ее содержание входят общераз-вивающие и военно-прикладные упражнения, направленные на устранение неблагоприятных влияний вынужденного бездействия и статического положения военнослужащих во время передвиже­ния на транспортных средствах длительное время.

Попутная физическая тренировка проводится так, чтобы не мешать выполнению основной задачи в каждом конкретном слу­чае. Например, в период проведения практических стрельб из личного огнестрельного оружия, когда на стрельбище военнослу­жащие следуют обычным пешим маршем или на транспортных средствах, а обратно'—бегом или пешим марш-броском; в ходе смены огневых позиций артиллеристами и ракетчиками.

Физическая подготовка военных моряков в походах на кораб­лях проводится командирами боевых частей и включает общераз-вивающие, военно-прикладные и специальные учебно-боевые упражнения.

Таким образом, военно-физическая подготовка органически входит в систему боевой подготовки личного состава Советских Вооруженных Сил, а степень боеготовности и боеспособности военнослужащих в значительной мере зависит от уровня их фи­зической подготовленности, от функциональных возможностей их организма, от развития физических способностей и двигательных навыков.

fcft. 16S

СПОРТИВНАЯ РАБОТА

В ее содержание входят тренировка и соревнования по воен­но-прикладным видам военно-спортивного комплекса и по видам спорта, включенным в Единую всесоюзную спортивную класси­фикацию. Проводятся соревнования на личное и командное пер­венство в подразделениях, частях, соединениях, в военных окру­гах, флотах и флотилиях. Воины-спортсмены в качестве членов спортивных клубов армии в городах, районах и республиках выступают на первенствах по различным видам спорта и в спар­такиадах наряду с командами всех ДСО. Они также входят в состав сборных спортивных команд республик, в сборные команды (в том числе и в олимпийские) страны.

Контроль за организацией и состоянием физической подготов­ки в подразделениях осуществляют командиры частей и их заме­стители по боевой подготовке, а также начальники физической подготовки частей. На спортивную работу выделяется 4—6 ч в неделю.

Программно-нормативной основой спортивной работы в Воору­женных Силах является Военно-спортивный комплекс (В С К), который соответствует IV ступени комплекса ГТО «Фи­зическое совершенство», однако имеет ряд особенностей. Он от­ражает требования не только к общей физической подготовке, но и к специфической подготовке различных родов войск и видов Вооруженных Сил в соответствии с особенностями их службы, быта и боевой деятельности.

По аналогии с Единой всесоюзной спортивной классификаци­ей разработана Военно-спортивная классификация, которая устанавливает разрядные нормы и требования по клас­сическим видам спорта. Однако военнослужащие выполняют упражнения не в спортивной, а в военной форме, с оружием и по военно-прикладным видам спорта (полоса препятствий, военно-спортивные многоборья и т. п.).

В Вооруженных Силах систематически проводятся смотры спортивной работы, спортивные праздники и вечера.

Элементы военно-прикладной физической подготовки есть в системе физического воспитания в учебных заведениях. Они входят в содержание физической культуры общеобразовательной школы, средних специальных учебных заведений, в программу по физическому воспитанию в вузах (метание гранат, передвиже­ние на лыжах по пересеченной местности, легкоатлетические кроссы, борьба и т. п.).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каковы цель и задачи физической подготовки в Советских Вооруженных Силах?

2. Назовите основные формы физической подготовки в Советских Воору­женных Силах.

3. Перечислите виды учебных занятий по физической подготовке в Со­ветских Вооруженных Силах.

^^ВБ. Перечислите виды физической тренировки военнослужащих. ^Ц» 5. Как организована спортивная работа в армии?

R; Глава 14

Наши рекомендации