Основы методики и формы занятий
Профессионально-прикладная физическая подготовка осуществляется на основе тех же методических положений, которые используются в процессе физического воспитания. При этом весьма важно при подборе содержания и методов учитывать не только особенности профессии, но и особенности самих занимающихся: их возраст, пол, исходный уровень физической подготовленности, двигательный опыт.
В процессе проведения занятий по ППФП необходим, в частности, дифференцированный подход к занимающимся, так как они, как правило, значительно различаются по возрасту, физическому развитию и физической подготовленности, стажу работы. Характер и степень неблагоприятных воздействий профессии на организм разных людей также неодинаковы. Кроме того, все эти занятия следует сочетать с лечебными и профилактическими мероприятиями, массажем и самомассажем.
Контингенты трудящихся могут быть либо по преимуществу мужскими (металлургическая, горнорудная, угледобывающая, лесная промышленность), либо женскими (прядильные.-ткацкие фабрики, часовые заводы), либо смешанными (радиопромышленность). По возрасту — либо молодежными (часовые, электроламповые заводы), либо разного возраста (станкостроительные заводы).
В зависимости от характера труда и рабочей позы необходимо чередовать выполнение упражнений стоя, сидя, лежа, упражнения на расслабление и напряжение мышечных групп.
Все это должно сопровождаться разъяснениями, сообщением несложных теоретических положений, доступных занимающимся, рекомендациями для занятий физическими упражнениями в повседневном быту, в домашних условиях, а также во время отдыха, в отпускной период в местах отдыха. Эта работа направлена не только на решение задач ППФП, но и на повышение общей культуры быта и поведения людей. Ее результатом вместе с повышением производительности труда будет и формирование личности в целом, воспитание потребности в занятиях физическими упражнениями.
Хотя ППФП осуществляется вместе с общей физической подготовкой и в ее содержание включаются упражнения общеподготовительного характера, однако специальные подготовительные упражнения играют в ППФП более важную роль. Специализированный их характер проявляется в нескольких направлениях.
В отдельных случаях они могут быть похожими на профессиональные действия (например, широко известные эстафеты для пожарников, дзюдо и самбо для оперативных работников милиции). Специальные подготовительные упражнения оказывают такое же воздействие на организм человека, как и профессиональные действия. Так, например, тренажеры в виде вертикально вращающихся качелей (лопингов), центрифуг, вращающихся горизонтально или в нескольких плоскостях, батутов (подкидных сеток) в какой-то степени имитируют профессиональные воздействия на организм летчиков, космонавтов.
Методики проведения занятий по ППФП должны ориентироваться на необходимость подбирать упражнения по принципу переноса тренированности по функциональным возможностям. Например, для некоторых профессий наибольшее значение имеет общая выносливость (сельскохозяйственные рабочие, механизаторы, вальцовщики и др.), для других — выносливость, сила и устойчивость вестибулярных функций. Здесь целесообразно включать такие упражнения, как бег по пересеченной местности, упражнения на узкой и высокой опоре, неустойчивой платформе и другие.
Необходимо также широко использовать физические упражнения, имеющие достаточно выраженный эффект так называемого неспецифического воздействия. Как уже говорилось, в ряде профессий трудящиеся испытывают на себе крайне неблагоприятное воздействие внешней среды (загазованность, недостаток кислорода, резкие перепады температур и др.). В этих случаях широко используются бег, плавание, лыжные гонки, гребля и другие физические упражнения достаточно высокой интенсивности. Они повышают устойчивость организма к недостатку кислорода, активизируют умственную работоспособность, способствуют развитию общей выносливости, которая, в свою очередь, лежит в основе высокоэффективной трудовой деятельности.
В настоящее время определены и широко используются группы специальных физических упражнений, которые достаточно эффективно увеличивают устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Так, например, устойчивость к гипок-семии (кислородной недостаточности) повышают скоростные циклические виды упражнений (бег, плавание, гонки на велосипеде, бег на коньках), а также упражнения с задержкой дыхания (например, синхронное плавание, ныряние), альпинизм, горный туризм. Устойчивость к перегреванию повышают спортивные игры, бег в плотной одежде, к укачиванию —упражнения с быстрым изменением положения головы и тела в пространстве (упражнения на гимнастических снарядах, акробатика, упражнения на батуте, лопинге, слалом, водные лыжи, фигурное катание на коньках, синхронное плавание и др.), к перегрузкам — упражнения на вращение (на лопинге, батуте, центрифуге), акробатические прыжки, сальто, фляки, рондаты, стойки на голове и на кистях, упражнения, укрепляющие мышцы живота и ног.
В процессе профессиональной физической подготовки важное значение имеет совершенствование сенсомоторных способностей. К ним относятся быстрота восприятия и ответная реакция на информацию, полученную через органы чувств (осязания, зрения, слуха), степень точности оценки пространственных и временных показателей, умение владеть собой в острых ситуациях при выполнении упражнений или в спортивной борьбе.
В основе методики профессионально-прикладной физической подготовки лежит органическое сочетание ОФП и П П Ф П, причем последняя имеет в качестве базы определенный, оптимальный для каждой профессии, уровень общей физической подготовки и двигательного опыта.
Необходимо учитывать, что положительное влияние различных физических упражнений на повышение работоспособности специалистов различных профессий будет зависеть от степени положительного переноса физических способностей и двигательных навыков. Например, установлено, что у учащихся ПТУ, занимающихся баскетболом, волейболом, настольным теннисом, повысились показатели нервно-мышечной лабильности, быстроты зрительного различения, тактильной чувствительности, что положительно повлияло на освоение профессии сборщика часовых механизмов (С. А. Полиевский, 1969). В процессе физических упражнений для мышц одной стороны тела (например, левой руки); повышается работоспособность другой, симметрически расположенной части тела(в данном случае правой руки), увеличивается сила, быстрота движений, выносливость данной группы мышц. Перенос способностей может носить не однонаправленный, а разнородный характер. Например, если под воздействием физических упражнений развивать силу, то это будет способствовать более эффективному развитию быстроты. Перенос двигательных навыков носит более узконаправленный характер, при достаточно высокой степени совпадения он позволяет использовать навыки ■^усложненных условиях.
В процессе ППФП используются в основном те же формы построения занятий, что и в физическом воспитании. Однако есть и некоторые отличия. Так, например, в содержание комплексного урока включаются общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения, тесно связанные со специфическими для данной профессии упражнениями. В таком уроке удельный вес профессионально-прикладных упражнений может быть сравнительно небольшим. В специализированном уроке подбор средств осуществляется для обеспечения целенаправленного воздействия на те способности, навыки и функциональные системы, которые имеют определяющее, профессионально важное значение.
В решении задач ППФП важное значение имеет включение специальных упражнений с профессионально-прикладной направ-ненностью в содержание комплексов упражнений утренней гигиенической гимнастики.
Наконец, действенной формой ППФП являются специальные соревнования. В состязания могут включаться собственно профессиональные виды деятельности специалистов (например, для шоферов — авторалли) либо те, которые действуют по принципу одного из видов переноса физических способностей или двигательных навыков (например, соревнование по плаванию для работников речного транспорта).
Занятия по профессионально-прикладной физической подготовке должны предусматривать не только развитие определенных физических способностей, совершенствование профессионально важных функций организма, но и воздействие физических упражнений на человека в целом, повышение его общей культуры.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)?
2. Каковы задачи и социальное значение ППФП?
3. Какие группы упражнений используются в процессе ППФП? Дайте им характеристику.
4. Какова связь общей и профессионально-прикладной физической подготовки?
5. Каковы формы занятий ППФП? Дайте им характеристику.
Глава 13 ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СОВЕТСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ
ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Одной из главных задач деятельности КПСС и Советского правительства является борьба за сохранение мира. Однако политика США и НАТО, направленная на создание и развертывание новых типов термоядерного оружия, на расширение военных действий на Ближнем Востоке, в развивающихся странах Южной
^^Кдеверной Америки, создает всеобщую международную напря-НЕнность. Это заставляет Советские Вооруженные Силы уделять Нвдрьезное внимание боевой подготовке войск. Вся ее система Ишсходит из требований современного боя, который характеризуется 11нрименением различных средств поражения и защиты, боевой тех-Щ никой, мощными ударами всех видов оружия, предельным напряги жением моральных и физических сил личного состава. Бой ведется ' одновременно на воде, на земле и в воздухе. Чтобы успешно вести такие боевые действия, от воинов требуются мастерское владение боевой техникой, мужество, крепкая воля и высокая физическая подготовленность. Поэтому физическая подготовка является разделом боевой подготовки, важной и неотъемлемой частью воинского обучения и воспитания личного состава Советских Вооруженных Сил.
В мирное время условия жизни и учебно-боевой деятельности Вооруженных Сил требуют от личного состава высокого напряжения всех сил. В основу боевой подготовки положено суворовское требование: «Тяжело в ученье — легко в бою».
Личный состав сухопутных войск неустанно осваивает боевую технику, учится по тревоге в считанные минуты, в любое время года и суток разворачиваться в боевые порядки и готовить технику к немедленному действию, участвует в трудных и сложных боевых учениях и походах. Моряки и подводники, осваивая сложнейшую боевую технику, неделями, а нередко и месяцами находятся в автономных условиях плавания, они в любой момент готовы к боевым действиям. Деятельность летного состава связана со сверхзвуковыми скоростями и огромными перегрузками. Десантники должны владеть высоким боевым мастерством, стремительными действиями и виртуозно владеть холодным и огнестрельным оружием.
Основными факторами, определяющими требования к физической подготовке (ФП) личного состава Советских Вооруженных Сил, являются:
характер приемов и действий военнослужащих при выполнении ими боевых задач;
условия боевой деятельности военнослужащих;
характер и величина физических нагрузок и нервно-психических напряжений в процессе боевой деятельности;
географические условия места дислокации военных частей или вероятного театра военных действий;
особенности влияния учебно-боевой и' боевой деятельности на физическое и психическое состояние военнослужащих.
Целью физической подготовки в Советских Вооруженных Силах является обеспечение физической готовности военнослужащих к овладению оружием и боевой техникой, к эффективному их использованию в бою, к стойкому перенесению физических нагрузок, нервно-психических напряжений и неблагоприятных факторов боевой деятельности.
Задачами физической подготовки всех военнослужащих Являются:
6 Зак. 831 161
овладение навыками, необходимыми в боевой деятельности (ускоренного передвижения, преодоления препятствий, рукопашного боя, плавания, передвижения на лыжах по пересеченной местности и оказания помощи товарищу при совместных действиях на воде, при преодолении препятствий и в рукопашном бою);
развитие и постоянное совершенствование физических качеств (общей и специальной выносливости, силы, быстроты и ловкости);
воспитание психической устойчивости, уверенности в своих силах, целеустремленности, смелости и решительности, выдержки и самообладания;
укрепление здоровья, закаливание и повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных условий и факторов боевой деятельности.
13.2. СОДЕРЖАНИЕ И ПРОГРАММНО-НОРМАТИВНЫЕ
ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Цель, задачи, содержание физической подготовки личного состава Советских Вооруженных Сил определяются наставлением по физической подготовке (НФП).
Согласно НФП, содержанием физической подготовки являются практическая (физические упражнения, развитие военно-прикладных умений и навыков) и теоретическая части. В наставлении изложены теоретические требования и определены нормативы по военно-прикладным разделам подготовки.
В практическую часть содержания ФП включаются следующие группы физических упражнений:
1) физические упражнения, способствующие развитию специфических физических качеств военнослужащих данного рода войск (например, для танкистов — физическая сила и ловкость, для воинов мотострелковых подразделений — выносливость, для десантников — ловкость, для ракетчиков — быстрота действий и ловкость) ;
2) физические упражнения, способствующие развитию необходимых для данного рода войск двигательных навыков (для разведчиков, десантников — фехтование, рукопашный бой, самбо; для воинов мотомеханизированных частей — лыжи, плавание, кроссы; для летчиков, ракетчиков, операторов — спортивные игры; для танкистов, артиллеристов — тяжелая атлетика);
3) физические упражнения, способствующие формированию физических качеств, которые помогали бы бороться против неблагоприятных воздействий, часто присущих самой военно-профессиональной деятельности (например, перегрузки — у летчиков; шум, вибрация — у танкистов, артиллеристов, моряков).
13.3. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ
Процесс ФП основывается на общепедагогических и специфических принципах и методах обучения и воспитания. К таким
^Ишципам относятся партийность, научность, сознательность, ак-ИИвность и другие общепедагогические принципы обучения. Ши-Боко реализуются общие методы развития физических качеств: равномерный, повторный, переменный, интервальный и др. Спе-f цифичным является совершенствование двигательных навыков, а ктакже развитие специальных качеств, необходимых военнослужащим для успешного выполнения боевых задач.
Методике проведения занятий по физической подготовке в армии присущи следующие особенности:
1. При проведении практических учебных занятий подготовительная и заключительная части, а также комплексная тренировка, бег, игры и эстафеты проводятся в составе взвода (роты), а основная часть — по группам, отделениям (взводам). Она заканчивается на комплексных занятиях бегом на длинные дистанции или спортивными играми.
2. В основу методики военно-прикладной физической подготовки берутся требования военно-профессиональной деятельности данного рода войск к психофизическим качествам военнослужащих. В процессе боевой подготовки, в ходе конкретных учебно-тренировочных действий военнослужащих моделируются условия и обстановка боевой деятельности (например, выход на огневой рубеж для наступления, ведение наступательного, оборонительного или встречного боя, разведка и поиск, перехват противника).
Во всех этих достаточно изученных ситуациях в процессе учебно-боевой деятельности для каждого вида Вооруженных Сил, для каждого подразделения (звена, экипажа, батареи, расчета) возникают ситуации, требующие высокой физической и морально-волевой подготовленности. Она формируется и воспитывается помимо других и средствами военно-прикладной физической подготовки.
ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Физической подготовкой в Вооруженных Силах руководят командиры подразделений, частей и соединений. Организация ее осуществляется соответствующими начальниками физической подготовки.
Практические занятия с личным составом подразделений проводят командиры взводов и рот, сержанты и старшины.
Основными формами ФП являются: утренняя физическая зарядка, учебные занятия; физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности; спортивная работа.
1. Утренняя физическая зарядка является обязательной в распорядке дня. Она начинается через 10 мин после подъема и продолжается не менее 30 мин. По своему объему и интенсивности она носит не только гигиенически-оздоровительный, но и военно-прикладной тренировочный характер. Зарядка — это более 170 ч . занятий физическими упражнениями в год дополнительно ко всем другим формам занятий. В ее содержание включаются бег, ходь-■ю, общеразвивающие и специальные упражнения, преодоление
препятствий, спортивные игры, гребля, плавание. Все упражнения объединены в четыре варианта, которые чередуются в течение недели.
Первый вариант — вольные упражнения, которые проводятся вместе с ходьбой и бегом. В их содержание включаются специальные упражнения, способствующие повышению устойчивости к укачиванию.
Второй вариант — упражнения на снарядах, направленные на развитие силы, устойчивости к перегрузкам, пространственной ориентировки. Кроме обычных гимнастических снарядов используются специальные снаряды — лопинги, батуты; у моряков — шкентеля с мусингами (канаты с узлами), штормтрапы (веревочные лестницы), качающиеся доски.
Третий вариант — преодоление препятствий и бег на дистанцию 1000—1500 м. Главная задача — развитие скоростной и общей выносливости, навыков в преодолении препятствий, воспитание смелости и решительности.
Четвертый вариант — ускоренное передвижение и кросс, направленные на развитие общей выносливости. Кросс проводится на дистанцию до 3 км, смешанное передвижение — до 4 км.
Спортсменам I разряда и выше разрешается проводить зарядку по индивидуальному плану.
2. Учебные занятияявляются основной формой физической
подготовки в Вооруженных Силах и проводятся с солдатами и
сержантами срочной службы 3 раза в неделю по 1 ч по расписа
нию в составе взводов или рот и равных им подразделений.
Основными их видами являются:
а) теоретические занятия, на которых дается характеристика
советской системы физической подготовки личного состава Во
оруженных Сил, раскрываются педагогические, оздоровительно-
гигиенические, военно-прикладные основы ФП и теоретические
основы спортивной тренировки;
б) практические занятия, цель которых — развитие физических
способностей, формирование и развитие двигательных навыков,
имеющих военно-прикладное значение. Практические занятия
проводятся по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке,
плаванию, рукопашному бою, преодолению препятствий, спортив
ным играм, а для личного состава ВМФ — по гребле;
в) инструкторско-методические занятия по основным разделам
ФП проводятся с целью повышения квалификации лиц, непосред
ственно проводящих занятия по ФП в подразделениях, и для
создания и утверждения единых организационно-методических
основ проведения занятий (по гимнастике, лыжной подготовке и
другим разделам физподготовки);
г) показные занятия, которые проводятся с целью демонстра
ции образцовой методики проведения занятий и для распростра
нения передового опыта в организации и содержании, методов
проведения занятий по физической подготовке в войсках.
3. Физическая тренировкапроводится в процессе учебно-бое
вой деятельности: на боевых дежурствах, при транспортном пере-
^Нкении войск. Проводится также попутная физическая трени-^Квка и физическая подготовка в походе на кораблях. Все эти Нвды специальной физической тренировки осуществляются непо-Вредственно самими командирами подразделений. fr физическая тренировка в процессе боевой подготовки проводится командирами подразделений с их личным составом. Ее содержанием являются боевые приемы или действия, которые осуществляются в ходе боевой учебы. К ним относятся, например, марш-бросок на исходную для атаки позицию, преодоление различных естественных и искусственных препятствий в процессе учебного боя, установка минометов, орудий и другой техники на боевых позициях, подноска патронов, мин, снарядов, подготовка к запуску ракет. Все эти действия требуют достаточно высокого проявления таких физических качеств, как быстрота, выносливость, сила, ловкость. Физическая нагрузка в процессе боевой подготовки довольно значительна, что оказывает тренирующее воздействие на организм военнослужащих.
Физическая тренировка в процессе боевых дежурств проводится с целью противодействия утомлению и поддержанию устойчивого внимания при наблюдении за приборами, психической и физической готовности к немедленным действиям. Физические упражнения общеразвивающего характера и специальные проводятся до начала дежурства, во время кратких перерывов в процессе дежурства и после его окончания.
Физическая тренировка при передвижении войск транспортными средствами проводится в период остановок и непосредственно в транспортных средствах. В ее содержание входят общераз-вивающие и военно-прикладные упражнения, направленные на устранение неблагоприятных влияний вынужденного бездействия и статического положения военнослужащих во время передвижения на транспортных средствах длительное время.
Попутная физическая тренировка проводится так, чтобы не мешать выполнению основной задачи в каждом конкретном случае. Например, в период проведения практических стрельб из личного огнестрельного оружия, когда на стрельбище военнослужащие следуют обычным пешим маршем или на транспортных средствах, а обратно'—бегом или пешим марш-броском; в ходе смены огневых позиций артиллеристами и ракетчиками.
Физическая подготовка военных моряков в походах на кораблях проводится командирами боевых частей и включает общераз-вивающие, военно-прикладные и специальные учебно-боевые упражнения.
Таким образом, военно-физическая подготовка органически входит в систему боевой подготовки личного состава Советских Вооруженных Сил, а степень боеготовности и боеспособности военнослужащих в значительной мере зависит от уровня их физической подготовленности, от функциональных возможностей их организма, от развития физических способностей и двигательных навыков.
fcft. 16S
СПОРТИВНАЯ РАБОТА
В ее содержание входят тренировка и соревнования по военно-прикладным видам военно-спортивного комплекса и по видам спорта, включенным в Единую всесоюзную спортивную классификацию. Проводятся соревнования на личное и командное первенство в подразделениях, частях, соединениях, в военных округах, флотах и флотилиях. Воины-спортсмены в качестве членов спортивных клубов армии в городах, районах и республиках выступают на первенствах по различным видам спорта и в спартакиадах наряду с командами всех ДСО. Они также входят в состав сборных спортивных команд республик, в сборные команды (в том числе и в олимпийские) страны.
Контроль за организацией и состоянием физической подготовки в подразделениях осуществляют командиры частей и их заместители по боевой подготовке, а также начальники физической подготовки частей. На спортивную работу выделяется 4—6 ч в неделю.
Программно-нормативной основой спортивной работы в Вооруженных Силах является Военно-спортивный комплекс (В С К), который соответствует IV ступени комплекса ГТО «Физическое совершенство», однако имеет ряд особенностей. Он отражает требования не только к общей физической подготовке, но и к специфической подготовке различных родов войск и видов Вооруженных Сил в соответствии с особенностями их службы, быта и боевой деятельности.
По аналогии с Единой всесоюзной спортивной классификацией разработана Военно-спортивная классификация, которая устанавливает разрядные нормы и требования по классическим видам спорта. Однако военнослужащие выполняют упражнения не в спортивной, а в военной форме, с оружием и по военно-прикладным видам спорта (полоса препятствий, военно-спортивные многоборья и т. п.).
В Вооруженных Силах систематически проводятся смотры спортивной работы, спортивные праздники и вечера.
Элементы военно-прикладной физической подготовки есть в системе физического воспитания в учебных заведениях. Они входят в содержание физической культуры общеобразовательной школы, средних специальных учебных заведений, в программу по физическому воспитанию в вузах (метание гранат, передвижение на лыжах по пересеченной местности, легкоатлетические кроссы, борьба и т. п.).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каковы цель и задачи физической подготовки в Советских Вооруженных Силах?
2. Назовите основные формы физической подготовки в Советских Вооруженных Силах.
3. Перечислите виды учебных занятий по физической подготовке в Советских Вооруженных Силах.
^^ВБ. Перечислите виды физической тренировки военнослужащих. ^Ц» 5. Как организована спортивная работа в армии?
R; Глава 14