Особенности методики и формы построения занятий с общеподготовительной направленностью
Основной целью занятий с общеподготовительной направленностью является достижение оптимального для данного конкретного возраста и пола уровня физического развития и общей физической подготовленности, а также систематическое их последующее поддержание. Во второй половине периода трудовой деятельности, в пожилом и старческом возрасте, это способствует поддержанию на высоком уровне творческой активности и противодействует процессам старения.
Конкретные задачи каждого занятия определяются применительно к специфике пола и возраста занимающихся, уровню их физического развития, мотивам, которыми они руководствуются, включаясь в занятия физическими упражнениями. К ним относятся такие, как формирование изящной (у женщины) или атлетической (у мужчины) фигуры, снижение веса тела, снятие эмоционального или психического напряжения и многие другие.
Содержание занятий с общеподготовительной направленностью определяется применительно к нормам и требованиям ступеней комплекса ГТО, соответствующих данным возрастным группам, и дополняется различными играми, физическими упражнениями исходя из конкретных задач каждого занятия.
Основными группами физических упражнений являются строго дозированные, различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний (например, набивных мячей), общеразвивающие физические упражнения. При соответствующих условиях они дополняются плаванием, спортивными играми (волейбол, бадминтон, настольный теннис и др.). а также массажем и самомассажем.
Возможности подбора, комплексирования физических упражнений в содержании занятий по ОФП практически безграничны. Это создает условия для творческого подхода преподавателю физического воспитания к выбору наиболее целесообразных ■средств при решении как общих, так и конкретных для каждого занятия задач.
Типичными формами организации занятий общеподготовительной направленности являются комплексные уроки по обязательным курсам физического воспитания в учебных заведениях и по физической подготовке в Вооруженных Силах, занятия в секциях ОФП и в учебных группах начального обучения по отдельным видам упражнений по комплексу ГТО (для взрослых), а также индивидуальные самодеятельные занятия.
Комплексные уроки общей физической подготовки проводятся с людьми любого возраста. Типичными их признаками является сочетание различных по характеру и направленности физических упражнений и подвижных игр, относительно невысокие физические нагрузки, разнообразие воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Например, в содержание комплексного урока, могут входить элементы гимнастики, одного из видов легкой атлетики (бег, прыжки, метания) и подвижная игра или простейшая эстафету. Это позволяет избегать шаблонов в содержании занятий и в методике их проведения, повышать работоспособность занимающихся. Поскольку психическое и эмоциональное утомление наступает при однообразии и монотонной работе, комплексные уроки позволяют (за счет смены характера деятельности) на более длительное время сохранять психическую устойчивость.
Исходя из закономерностей развития и переноса физических качеств (способностей), в комплексных уроках целесообразно вначале давать упражнения скоростного характера (например, разучивание стартового разбега, прыжков), затем силового (под-
тягивание, отжимание в упоре и т. п.) и в конце — упражнения, требующие преимущественного проявления выносливости (продолжительный бег, прыжки со скакалкой и т. п.). При проведении комплексных занятий могут ставиться задачи последовательного развития физических качеств (быстроты, силы, выносливости) и одновременного (например, одновременное развитие скоростных и силовых возможностей, скоростных возможностей и выносливости).
Постановка конкретных задач в каждой части комплексного урока, хорошая его организация обеспечивают разностороннее воздействие на организм занимающихся, оптимальное для каждого занятия сочетание объема материала и интенсивности нагрузки, развитие физических, интеллектуальных и морально-волевых качеств занимающихся.
Одной из основных форм организации занятий физическими упражнениями взрослого населения являются занятия в секциях О Ф П. Как правило, занятия в них проводятся 2—3 раза в неделю. Их содержанием являются такие физические упражнения, которые способствуют подготовке занимающихся к сдаче нормативов комплекса ГТО. Одним из главных требований к методике проведения занятий являются строгая дозировка нагрузки и постоянный контроль за ее влиянием на занимающихся. В содержании занятий сочетаются задачи общей физической подготовки со специальными, которые ориентированы на использование специфических средств (например, в атлетической гимнастике акцент делается на упражнениях с отягощениями).
При распределении материала в течение года в занятиях секции ОФП используются различные варианты, такие, например, как «параллельно-комплексный» (когда материал из нескольких разделов или подразделов подготовки вводится одновременно) и «поочередно-избирательный» (когда время поочередно уделяют одному из разделов). Например, в первом варианте комплекси-руют гимнастические, легкоатлетические упражнения и игры; во втором — поочередно выделяют больше времени на легкую атлетику, плавание, лыжную подготовку, в зависимости от наличия и пропускной способности спортивных баз, климатических и сезонных условий (Л. П. Матвеев, 1976).
При индивидуальной организации занятий каждый выполняет свои физические упражнения либо все выполняют одно и то же упражнение, но в приемлемом для себя, индивидуальном объеме и темпе (например, отжимание лежа в упоре, прыжки со скакалкой, поднимание ног до положения «угол» в висе на гимнастической стенке).
Во всех перечисленных выше формах организации занятий методика их проведения будет зависеть от их цели, задач, конкретных условий и места проведения (в помещении или на открытых площадках, зимой или летом, в хорошую или плохую погоду и т. п.). Каждое из этих занятий должно проводиться на основе методических принципов. В частности, они должны активно содействовать формированию устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями и осознанию необходимости
этого, воспитывать социальную активность, самостоятельность и творческое отношение к решению задач своей личной физической культуры, желанию систематически заниматься физическими упражнениями, умению дозировать нагрузки и регулировать чередование физических нагрузок и отдыха. Все занятия строятся на принципах сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации нагрузок, систематичности и постепенности повышения требований.
!' Л КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
базовым видом в советской системе физического |
1. Почему ОФП является воспитания?
2. Чем определяются задачи ОФП? Сформулируйте основные задачи ОФП.
3. Перечислите основные группы средств ОФП.
4. Почему Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО является нормативной и программной основой ОФП?
5. В чем выражается прогрессивный характер норм и требований комплекса ГТО?
6. Каковы типичные формы занятий физическими упражнениями с обще
подготовительной направленностью?
Глава 12 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
НАЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Важной частью физического воспитания взрослого населения является профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) к трудовой деятельности. Это — специализированный вид физического воспитания, направленный на формирование и поддержание необходимого уровня физической подготовленности применительно к требованиям определенной (конкретной) профессии. ППФП содействует успешному профессиональному становлению и развитию, личности.
Социальное значение ППФП в условиях развитого социализма определяется прежде всего общественной потребностью в сохранении и укреплении здоровья всех трудящихся, в постоянном повышении производительности труда, в продлении творческого долголетия советских людей и в сокращении потерь рабочего времени по болезни.
Основными факторами, определяющими общую направленность, задачи и содержание ППФП, являются: а) характер, объем поступающей информации и условия ее восприятия работниками в процессе труда; б) характер основных рабочих движений; в) особые внешние условия профессиональной деятельности (Б. И. Загорский, 1985).
Эти факторы обусловливают задачи профессионально-прикладной физической подготовки:
1) развитие ведущих для данной профессии физических качеств;
2) формирование и совершенствование вспомогательно-прикладных двигательных навыков;
3) повышение устойчивости организма к внешним воздействиям условий труда;
4) воспитание специфических для данной профессии волевых и других психических качеств;
5) повышение функциональной устойчивости и приспособление организма человека к неблагоприятному воздействию условий труда (вибрация, шум и т. п.);
6) содействие формированию физической культуры личности, укреплению ее психики.
Решение этих задач непосредственно связано с повышением производительности труда, с ускорением процесса врабатыва-емости, со спецификой двигательной деятельности в трудовом процессе, с его характером (монотонность, статичность, особенности рабочих поз).
Для то'го чтобы практически осуществить эту общую направленность ППФП на формирование и совершенствование специфических физических способностей, необходимо иметь достаточно полные данные о профессии. К ним относятся прежде всего характеристики собственно- производственных движений и действий, или профессиограмма. В ее содержание включается также подробное описание условий труда, его характера и специфики. Они определяются особенностями рабочих движений, действий и приемов. К ним относятся тип движения (вращательные, ударные) и участвующие при этом части тела, амплитуда движений, временные характеристики, силовые характеристики, особенности координации движений, степень их пластичности и др *.
После выяснения основных характеристик, определяющих и раскрывающих типичные черты труда, необходимо определить, как данная профессия воздействует на организм человека, какие физические способности и двигательные навыки являются наиболее профессионально важными (например, для буровика — сила, прядильщицы — ручная ловкость, крановщика, водителя — выносливость в положении статической позы). Поскольку профессий и специальностей в настоящее время сотни и тысячи, их объединяют по условиям труда и характеру даисательной деятельности в группы (например, группа профессий станочников, представителями которой^ являются токари, фрезеровщики, карусельщики и др.). Требования к физическим способностям и двигательным навыкам в этих группах будут примерно одинаковыми, хотя каждая узкая специальность и будет иметь некоторую специфику.
* Например, совершенно очевидно, что условия труда строителя, токаря, сталевара и оператора будут различными; характер труда ткачихи и доярки отличен от характера труда бухгалтера, врача, педагога.
После того как выяснены профессионально важные физические способности и определены специфические профессиональные двигательные навыки, подбирают средства (физические упражнения), которые наиболее эффективно могут содействовать развитию этих качеств. Например, землеустроителям, геологам, картографам, агрономам необходимо прежде всего развивать выносливость, навыки ходьбы по пересеченной местности, передвижения на лыжах, на лодках, верхом на лошадях и т. п. Для этого целесообразно применять и соответствующие физические упражнения, такие, как бег, гребля, ходьба на лыжах, прыжки, метание, лазанье, езда на велосипеде, на лошади и т. п.
При подборе средств важно учитывать, чтобы данное упражнение по возможности действовало комплексно, решало несколько задач одновременно: развивало физические способности, формировало двигательный навык, способствовало совершенствованию функций организма, его возможности противодействовать влиянию неблагоприятных условий внешней среды и т. п. Этим требованиям, например, отвечают такие виды физических упражнений, как ходьба на лыжах, бег по пересеченной местности, гребля, плавание и многие другие. Для буровиков профессионально важным качеством является сила; значит, здесь предпочтение будет отдано упражнениям с тяжестями. Для строителей, монтажников, высотников предпочтительны гимнастические упражнения на ограниченной площади опоры, совершенствующие функции вестибулярного аппарата.