Нормативные и программные основы
Достижением огромной важности для советской системы физического воспитания явилась разработка ее нормативных и программных основ. Они создавались и совершенствовались под влиянием основополагающих марксистско-ленинских идей о коммунистическом воспитании. В них нашли отражение важнейшие достижения советской науки и физкультурной практики. В результате в настоящее время советская, система физического воспитания располагает современной системой нормативов и программ, позволяющей на научной основе охватить различными формами фи-
зической культуры практически все возрастные контингенты трудящихся.
Нормативные основы советской системы физического воспитания включают в себя систему норм и нормативов физической и спортивной подготовленности населения.
Нормы представляют собой общепризнанные меры физической или спортивной подготовленности. Различают три вида норм: сопоставительные, должные и индивидуальные. Сопоставительные нормы позволяют сравнивать показатели разных людей только между собой. К сопоставительным нормам относятся все возрастные нормы, позволяющие сравнивать между собой людей одного возраста; большинство разрядных норм Единой всесоюзной спортивной классификации, позволяющих сравнивать между собой уровень спортивной подготовленности разных людей. Должные нормы характеризуют соответствие человека конкретным условиям. Например, должными являются нормы Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) по плаванию. Они отражают, что должен делать человек, чтобы справиться с задачами, которые может поставить перед ним жизнь. Примером должных норм является норма мастера спорта международного класса. Она отражает тот уровень, которого должен достичь спортсмен, чтобы на равных конкурировать с сильнейшими спортсменами мира. Индивидуальные нормы позволяют сравнивать одного и того же человека в разных состояниях. К ним относятся, например, все нормы, используемые для самоконтроля.
На нормы в советской системе физического воспитания влияют объективные и субъективные факторы. Объективными факторами являются труд, военное дело, учеба, спорт, быт. Субъективными факторами являются исторически сложившиеся представления о прекрасном в человеке, о его гармоническом развитии, которые нашли свое отражение в понятии «физическое совершенство». В физическом воспитании нормы используют для контроля, стимулирования и оценки. Практически это делается путем сравнения результатов тестирования с нормативами.
Нормативы — это количественные или качественные показатели нормы. В СССР разработана своя система нормативов. Она включает в себя нормативы оценки физической и спортивной подготовленности. Основой всей системы нормативов являются нормативы комплекса ГТО. Они характеризуют уровень физической подготовленности, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность в современных условиях. Комплекс ГТО построен по возрастному принципу, охватывает все население — начиная с младшего школьного возраста до 60 лет и старше. От качества работы по комплексу ГТО в значительной степени зависит эффективность физического воспитания всего населения. Он включает разделы требований и нормативов. Раздел нормативов содержит в себе упражнения, позволяющие оценить уровень развития основных физических качеств и жизненно важных двигательных умений и навыков. Он включает также показатели их вы-
полнения для различных возрастно-половых групп населения. Комплекс ГТО определяет минимально возможный уровень учебных нормативов по физической подготовленности для программ учебных заведений различного типа, групп здоровья, общей физической подготовки и др. Через систему нормативов он оказывает влияние на содержание программного материала, необходимого для их выполнения.
Единая всесоюзная спортивная классификация (Е В С К) устанавливает принципы, правила и порядок присвоения спортивных разрядов. Она содержит в себе перечень требований и нормативов, оценивающих и классифицирующих подготовленность спортсмена и уровень его спортивного мастерства. Спортивная классификация способствует развитию массового спорта, росту спортивного мастерства, коммунистическому воспитанию спортсменов. Это определяет ЕВСК как программно-нормативную основу советского спортивного движения.
Комплекс ГТО тесно связан с Единой всесоюзной спортивной классификацией. Он определяет минимальный уровень физической подготовленности спортсменов и этим оказывает влияние на содержание программного материала в различных видах спорта. Между комплексом ГТО и ЕВСК установлена преемственность нормативов и требований, обеспечивающая эту связь. Так, например, только тот получает право на присвоение спортивного разряда, кто выполнил все нормативы и требования комплекса ГТО для своей возрастной группы. В этой связи находит свое выражение одно из проявлений единства общеподготовительного и специализированного направлений в советской системе физического воспитания.
Комплекс ГТО, нормативы программ по физическому воспитанию и Единая всесоюзная спортивная классификация представляют собой единую нормативную систему, определяющую уровень физической и спортивной подготовленности населения нашей страны, оказывающую решающее влияние на содержание программных основ. Их взаимосвязь и преемственность отражают единство общеподготовительного и специализированного направлений и обеспечивают его. Ведущее место в этой системе принадлежит комплексу ГТО.
Программные основы советской системы физического воспитания включают в себя систему программ, содержащих требования к занимающимся, нормативы физической или спортивной подготовленности, учебный материал, обеспечивающий их выполнение, наиболее общие положения, определяющие, как лучше его использовать. На содержание программ влияют многие объективные и субъективные факторы. Объективными факторами являются единые нормативы физической подготовленности и общественные потребности, возрастные и половые особенности занимающихся, характер сдвигов, вызываемых различными средствами физического воспитания, общий уровень материально-технической обеспеченности физического воспитания, особенности производственной деятельности (в ряде профессий с ярко выраженной
спецификой), этнические особенности занимающихся. Субъективным фактором, оказывающим влияние на содержание программ, является отношение самих занимающихся к различным средствам физического воспитания. Одной из его характеристик являются физкультурные и спортивные интересы.
Программы отвечают ряду специальных требований. Так, основу их содержания составляют общенациональные фор-м ы физических упражнений, которые получили наиболее широкое распространение во всех национальных республиках, изучены и апробированы практикой. Наряду с этим программы представляют возможность для использования национальных средств физического воспитания и видов спорта там, где это не снижает результативности физического воспитания, как средства коммунистического воспитания, подготовки к труду и защите Родины. Учебный материал различных программ подбирается так, чтобы между ними соблюдалась преемственность. Это достигается путем учета возрастно-половых особенностей занимающихся; направленности содержания программ на выполнение нормативов и требований комплекса ГТО. При составлении учебных программ по физическому воспитанию учитываются особенности основной деятельности занимающихся (учеба, служба в рядах Советской Армии, трудовая деятельность).
Организационные основы
Организационные основы советской системы физического воспитания представляют собой единство государственных и общественных начал и форм организации и руководства физическим воспитанием.
Это единство имеет глубокие социальные корни.
По государственной линии осуществляются обязательное базовое физическое воспитание и другие формы направленного использования физической культуры. В дошкольных учреждениях физическое воспитание входит как обязательный элемент в распорядок дня. В учебных заведениях всех типов оно включено в учебные планы в качестве обязательного учебного предмета. В Советской Армии физическая подготовка является составным элементом подготовки воина. На всех уровнях физическое воспитание проводится в форме обязательных учебных занятий по государственным программам. Только в учебных заведениях различного типа обязательным физическим воспитанием охвачено более 60 млн. человек.
Другие обязательные формы направленного использования физической культуры по государственной линии (такие, как физкультурные мероприятия в научной организации производительного и учебного труда, занятия в местах лечения и отдыха и им подобные) решают свои специфические задачи. К физическому воспитанию они имеют косвенное отношение. Принадлежность той: или иной формы использования физической культуры к физическому воспитанию определяется связью преимущественно
решаемых в ней задач с общей целью и задачами учебно-воспитательного процесса.
Так, урок физических упражнений, включенный в учебно-воспитательный процесс и направленный на обучение движениям, воспитание физических качеств, несомненно, относится к физическому воспитанию. Урок физических упражнений, в котором решаются задачи восстановления после заболевания, включенный всистему лечебных мероприятий, является формой физической реабилитации (восстановления). Воспитательно-образовательные задачи могут решаться в нем лишь постольку, поскольку это необходимо для лечения. Физкультурная пауза в школе, включенная вучебный процесс, решает задачу переключения на другой вид деятельности, восстановления работоспособности. Поэтому она может рассматриваться как форма использования физической культуры, смежная с физическим воспитанием. Такие формы могут лишь попутно решать задачи физического воспитания. Самостоятельные занятия физическими упражнениями в неучебное время по заданию учителя физической культуры являются формой физического самовоспитания.
По государственной линии проводятся занятия в учебных группах при парках культуры и отдыха,-Дворцах пионеров, Домах культуры, на базе физкультурно-оздоровительных комбинатов и других физкультурно-спортивных учреждений. Они организуются ведомствами, министерствами, колхозами и другими учреждениями. Эти группы ориентированы на различные возрастно-половые контингенты, отличающиеся в ряде случаев даже своей профессиональной принадлежностью. Отсюда различная преимущественная направленность занятий в таких группах — от спортивной до реабилитационной. Физическое воспитание и смежные с ним формы физической культуры в равной мере используются как по государственной, так и по общественной линии.
По общественно-самодеятельной линии физическое воспитание начинается прежде всего в семье в форме физического самовоспитания под руководством родителей. Семья вместе со школой, как правило, оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка. От взаимодействия семьи и школы в физическом воспитании в значительной мере зависит формирование у ребенка устойчивой потребности и привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. В этом отношении семья и школа являются звеньями, связующими обязательные и общественно-самодеятельные формы направленного использования физической культуры. По общественной линии физическая культура используется как для физического воспитания населения, так и для решения ряда других специальных задач. К ним могут быть отнесены организация досуга, физическая реабилитация, физическая рекреация, оздоровление, подготовка спортсменов высокой квалификации и др.
Основной формой организации физкультурно-спортивного движения по общественной линии являются добровольные спортивныеобщества (ДСО). Припрофессиональных союзах
они создаются по инициативе трудящихся, в других случаях — по инициативе заинтересованных организаций, ведомств и министерств. Так, организаторами-учредителями ДСО «Трудовые резервы» является Государственный комитет СССР по профтехобразованию, спортивного клуба Советской Армии — Министерство обороны, общества «Юность» — Министерство просвещения и т. д. Непосредственное руководство деятельностью ДСО осуществляется выборными советами.
Кроме ДСО различные формы физической культуры на общественных началах внедряются в быт через различные клубы по интересам (например, туризма, любителей бега), организуемые по месту жительства или основной деятельности (учебы, работы), самодеятельные секции при ЖЭКах и т. д. К этой работе привлекается общественный актив любителей спорта. В большинстве своем это лица, ранее занимавшиеся спортом или получившие хорошую инструкторскую подготовку в процессе учебы. Последнее еще раз свидетельствует о взаимосвязи обязательных и самодеятельных форм физкультурной практики. В процессе обязательных занятий население подготавливается к дальнейшему самостоятельному использованию физической культуры.
Привлечение населения к занятиям различными техническими видами спорта осуществляется через Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ).
Государственное руководство физическим воспитанием населения и использование смежных с ним форм физической культуры осуществляются специальными органами — государственными комитетами по физической культуре и спорту (районными, городскими, областными, краевыми, республиканскими, всесоюзными). Комитеты организуют, контролируют и координируют деятельность государственных и общественных организаций, ответственных за использование физической культуры обществом, и взаимодействие их друг с другом, В своей деятельности они руководствуются политическим курсом, указанным КПСС.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте характеристику основных направлений использования физической культуры.
2. Почему физическое воспитание является основной формой педагогически целенаправленного использования физической культуры?
3. Как понимать конкретно-исторический характер систем физического
воспитания?
4. В чем состоит партийность советской системы физического воспитания?
5. Почему советская система физического воспитания является народной?
6. В чем заключается антинародная, реакционная сущность буржуазных систем физического воспитания?
7. Какие черты характеризуют социалистический интернационализм советской системы физического воспитания?
8. Дайте характеристику идейных основ советской системы физического воспитания,
9. Дайте характеристику системы наук, изучающих физическое воспитание, и определите в ней место теории и методики физической культуры.
10. Почему Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) является нормативной и программной основой советской системы физического воспитания?
11. Какова роль Единой всесоюзной спортивной классификации в развитии советского спортивного движения и в чем ее связь с комплексом ГТО?
12. В чем заключается значение программ для советской системы физического воспитания?
"13. Дайте характеристику государственных форм организации физического воспитания.
14. Дайте характеристику общественных форм организации физического воспитания.
Глава 11 ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Общая физическая подготовка (ОФП) является основным, базовым видом физического воспитания, реализующим общеподготовительное направление советской системы физического воспитания. Ее содержание, средства, методы, формы организации занятий направлены на создание широкой базы физической подготовленности для любого вида деятельности людей в процессе их жизни, труда и быта.
В раннем детском возрасте она носит элементарный характер и закладывает основы для формирования двигательных навыков, физических способностей к элементарным формам движения, способствует сохранению и поддержанию стабильных поз. Впоследствии ОФП лежит в основе всего разнообразия двигательной деятельности людей в быту, спорте, трудовой и других видах деятельности.
Общая физическая подготовка не только создает предпосылки, но и определяет уровень и темпы развития основных двигательных способностей человека: силы, быстроты, выносливости, ловкости. Поэтому задачами ОФП являются: -
1) укрепление здоровья, противодействие неблагоприятным влияниям на человека условий жизни, быта, трудовой деятельности, сдерживание отрицательного влияния процессов старения;
2) обеспечение всестороннего и гармонического физического развития человеческого организма;
3) создание базы для специальной физической подготовленности к конкретным видам деятельности: трудовой, спортивной, военной.
Эти общие задачи могут быть конкретизированы применительно к особенностям занимающихся (в зависимости от их состояния
здоровья, возраста, уровня и степени разносторонности физического развития, целевой установки). Так, например, задачи ОФП детей и подростков, не занимающихся спортом, будут несколько отличаться от тех, которые ставятся в общей физической подготовке юных спортсменов-разрядников. Задачи ОФП рабочих будут отличаться от аналогичных задач, которые ставятся в общей физической подготовке военнослужащих. Более того, задачи ОФП спортсменов в подготовительном периоде спортивной тренировки будут иметь свою специфику в зависимости от вида спорта и уровня спортивного мастерства.
В содержании общей физической подготовки ведущую роль играют естественные виды движений и их вариации, сопутствующие человеку всю жизнь. К ним относятся различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья. Начиная со школьного возраста и далее содержание ОФП в основной ее части определяется требованиями нормативов комплекса ГТО, соответствующих каждому возрасту ступеней, но не ограничивается только ими. Она будет зависеть от пола, возраста занимающихся, уровня их фактического физического развития и физической подготовленности, а также условий, в которых осуществляются занятия физическими упражнениями. В содержание ОФП могут входить подвижные и спортивные игры, различные виды и формы физической рекреации, танцы и пляски, ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, могут использоваться упражнения на различных тренажерах как серийных, изготовляемых заводскими способами, так и самодельных.
Необходимость широкого разнообразия средств ОФП определяется тем, что в сферу занятий физическими упражнениями с общеподготовительной направленностью вовлекаются практически все контингенты населения — от младенческого до старческого возраста. Их популяризация и внедрение в быт всего народа имеют весьма важное значение для вовлечения людей в систематические занятия физическими упражнениями, в результате чего происходит укрепление здоровья детей и взрослых, повышение производительности труда и рост спортивных достижений, воспитывается ежедневная потребность в занятиях физическими упражнениями.