Нормативные и программные основы

Достижением огромной важности для советской системы фи­зического воспитания явилась разработка ее нормативных и про­граммных основ. Они создавались и совершенствовались под влия­нием основополагающих марксистско-ленинских идей о коммуни­стическом воспитании. В них нашли отражение важнейшие дости­жения советской науки и физкультурной практики. В результате в настоящее время советская, система физического воспитания располагает современной системой нормативов и программ, поз­воляющей на научной основе охватить различными формами фи-

зической культуры практически все возрастные контингенты тру­дящихся.

Нормативные основы советской системы физического воспи­тания включают в себя систему норм и нормативов физической и спортивной подготовленности населения.

Нормы представляют собой общепризнанные меры физической или спортивной подготовленности. Различают три вида норм: со­поставительные, должные и индивидуальные. Сопоставитель­ные нормы позволяют сравнивать показатели разных людей только между собой. К сопоставительным нормам относятся все возрастные нормы, позволяющие сравнивать между собой людей одного возраста; большинство разрядных норм Единой всесоюз­ной спортивной классификации, позволяющих сравнивать между собой уровень спортивной подготовленности разных людей. Должные нормы характеризуют соответствие человека кон­кретным условиям. Например, должными являются нормы Все­союзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) по плаванию. Они отражают, что должен делать человек, чтобы справиться с задачами, которые может поставить перед ним жизнь. Примером должных норм является норма ма­стера спорта международного класса. Она отражает тот уровень, которого должен достичь спортсмен, чтобы на равных конкури­ровать с сильнейшими спортсменами мира. Индивидуальные нормы позволяют сравнивать одного и того же человека в раз­ных состояниях. К ним относятся, например, все нормы, исполь­зуемые для самоконтроля.

На нормы в советской системе физического воспитания влия­ют объективные и субъективные факторы. Объективными факто­рами являются труд, военное дело, учеба, спорт, быт. Субъектив­ными факторами являются исторически сложившиеся представле­ния о прекрасном в человеке, о его гармоническом развитии, которые нашли свое отражение в понятии «физическое совершен­ство». В физическом воспитании нормы используют для контроля, стимулирования и оценки. Практически это делается путем срав­нения результатов тестирования с нормативами.

Нормативы — это количественные или качественные показате­ли нормы. В СССР разработана своя система нормативов. Она включает в себя нормативы оценки физической и спортивной под­готовленности. Основой всей системы нормативов являются нор­мативы комплекса ГТО. Они характеризуют уровень фи­зической подготовленности, обеспечивающий нормальную жизне­деятельность в современных условиях. Комплекс ГТО построен по возрастному принципу, охватывает все население — начиная с младшего школьного возраста до 60 лет и старше. От качества работы по комплексу ГТО в значительной степени зависит эф­фективность физического воспитания всего населения. Он вклю­чает разделы требований и нормативов. Раздел нормативов со­держит в себе упражнения, позволяющие оценить уровень разви­тия основных физических качеств и жизненно важных двигатель­ных умений и навыков. Он включает также показатели их вы-

полнения для различных возрастно-половых групп населения. Комплекс ГТО определяет минимально возможный уровень учеб­ных нормативов по физической подготовленности для программ учебных заведений различного типа, групп здоровья, общей фи­зической подготовки и др. Через систему нормативов он оказыва­ет влияние на содержание программного материала, необходимого для их выполнения.

Единая всесоюзная спортивная классификация (Е В С К) устанавливает принципы, правила и порядок присвое­ния спортивных разрядов. Она содержит в себе перечень требова­ний и нормативов, оценивающих и классифицирующих подготов­ленность спортсмена и уровень его спортивного мастерства. Спор­тивная классификация способствует развитию массового спорта, росту спортивного мастерства, коммунистическому воспитанию спортсменов. Это определяет ЕВСК как программно-нормативную основу советского спортивного движения.

Комплекс ГТО тесно связан с Единой всесоюзной спортивной классификацией. Он определяет минимальный уровень физической подготовленности спортсменов и этим оказывает влияние на со­держание программного материала в различных видах спорта. Между комплексом ГТО и ЕВСК установлена преемственность нормативов и требований, обеспечивающая эту связь. Так, на­пример, только тот получает право на присвоение спортивного разряда, кто выполнил все нормативы и требования комплекса ГТО для своей возрастной группы. В этой связи находит свое выражение одно из проявлений единства общеподготовительного и специализированного направлений в советской системе физи­ческого воспитания.

Комплекс ГТО, нормативы программ по физическому воспи­танию и Единая всесоюзная спортивная классификация пред­ставляют собой единую нормативную систему, опре­деляющую уровень физической и спортивной подготовленности населения нашей страны, оказывающую решающее влияние на содержание программных основ. Их взаимосвязь и преемствен­ность отражают единство общеподготовительного и специализи­рованного направлений и обеспечивают его. Ведущее место в этой системе принадлежит комплексу ГТО.

Программные основы советской системы физического воспи­тания включают в себя систему программ, содержащих требо­вания к занимающимся, нормативы физической или спортивной подготовленности, учебный материал, обеспечивающий их выпол­нение, наиболее общие положения, определяющие, как лучше его использовать. На содержание программ влияют многие объектив­ные и субъективные факторы. Объективными факторами явля­ются единые нормативы физической подготовленности и общест­венные потребности, возрастные и половые особенности занимаю­щихся, характер сдвигов, вызываемых различными средствами физического воспитания, общий уровень материально-технической обеспеченности физического воспитания, особенности производ­ственной деятельности (в ряде профессий с ярко выраженной

спецификой), этнические особенности занимающихся. Субъектив­ным фактором, оказывающим влияние на содержание программ, является отношение самих занимающихся к различным средствам физического воспитания. Одной из его характеристик являются физкультурные и спортивные интересы.

Программы отвечают ряду специальных требований. Так, ос­нову их содержания составляют общенациональные фор-м ы физических упражнений, которые получили наиболее широкое распространение во всех национальных республиках, изучены и апробированы практикой. Наряду с этим программы представля­ют возможность для использования национальных средств физи­ческого воспитания и видов спорта там, где это не снижает ре­зультативности физического воспитания, как средства коммуни­стического воспитания, подготовки к труду и защите Родины. Учебный материал различных программ подбирается так, чтобы между ними соблюдалась преемственность. Это достигается путем учета возрастно-половых особенностей занимающихся; на­правленности содержания программ на выполнение нормативов и требований комплекса ГТО. При составлении учебных программ по физическому воспитанию учитываются особенности основной деятельности занимающихся (учеба, служба в рядах Советской Армии, трудовая деятельность).

Организационные основы

Организационные основы советской системы физического вос­питания представляют собой единство государственных и общест­венных начал и форм организации и руководства физическим воспитанием.

Это единство имеет глубокие социальные корни.

По государственной линии осуществляются обязательное ба­зовое физическое воспитание и другие формы направленного ис­пользования физической культуры. В дошкольных учреждениях физическое воспитание входит как обязательный элемент в рас­порядок дня. В учебных заведениях всех типов оно включено в учебные планы в качестве обязательного учебного предмета. В Со­ветской Армии физическая подготовка является составным эле­ментом подготовки воина. На всех уровнях физическое воспита­ние проводится в форме обязательных учебных занятий по госу­дарственным программам. Только в учебных заведениях различ­ного типа обязательным физическим воспитанием охвачено более 60 млн. человек.

Другие обязательные формы направленного использования фи­зической культуры по государственной линии (такие, как физ­культурные мероприятия в научной организации производитель­ного и учебного труда, занятия в местах лечения и отдыха и им подобные) решают свои специфические задачи. К физиче­скому воспитанию они имеют косвенное отношение. Принадлеж­ность той: или иной формы использования физической культуры к физическому воспитанию определяется связью преимущественно

решаемых в ней задач с общей целью и задачами учебно-воспи­тательного процесса.

Так, урок физических упражнений, включенный в учебно-вос­питательный процесс и направленный на обучение движениям, воспитание физических качеств, несомненно, относится к физиче­скому воспитанию. Урок физических упражнений, в котором ре­шаются задачи восстановления после заболевания, включенный всистему лечебных мероприятий, является формой физической реабилитации (восстановления). Воспитательно-образовательные задачи могут решаться в нем лишь постольку, поскольку это не­обходимо для лечения. Физкультурная пауза в школе, включенная вучебный процесс, решает задачу переключения на другой вид деятельности, восстановления работоспособности. Поэтому она может рассматриваться как форма использования физической культуры, смежная с физическим воспитанием. Такие формы мо­гут лишь попутно решать задачи физического воспитания. Само­стоятельные занятия физическими упражнениями в неучебное время по заданию учителя физической культуры являются формой физического самовоспитания.

По государственной линии проводятся занятия в учебных груп­пах при парках культуры и отдыха,-Дворцах пионеров, Домах культуры, на базе физкультурно-оздоровительных комбинатов и других физкультурно-спортивных учреждений. Они организуются ведомствами, министерствами, колхозами и другими учреждения­ми. Эти группы ориентированы на различные возрастно-половые контингенты, отличающиеся в ряде случаев даже своей профес­сиональной принадлежностью. Отсюда различная преимуществен­ная направленность занятий в таких группах — от спортивной до реабилитационной. Физическое воспитание и смежные с ним фор­мы физической культуры в равной мере используются как по государственной, так и по общественной линии.

По общественно-самодеятельной линии физическое воспитание начинается прежде всего в семье в форме физического самовоспи­тания под руководством родителей. Семья вместе со школой, как правило, оказывает решающее влияние на формирование лично­сти ребенка. От взаимодействия семьи и школы в физическом воспитании в значительной мере зависит формирование у ребенка устойчивой потребности и привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. В этом отношении семья и школа являются звеньями, связующими обязательные и общественно-самодеятельные формы направленного использования физической культуры. По общественной линии физическая культура исполь­зуется как для физического воспитания населения, так и для решения ряда других специальных задач. К ним могут быть от­несены организация досуга, физическая реабилитация, физическая рекреация, оздоровление, подготовка спортсменов высокой квали­фикации и др.

Основной формой организации физкультурно-спортивного дви­жения по общественной линии являются добровольные спор­тивныеобщества (ДСО). Припрофессиональных союзах

они создаются по инициативе трудящихся, в других случаях — по инициативе заинтересованных организаций, ведомств и мини­стерств. Так, организаторами-учредителями ДСО «Трудовые ре­зервы» является Государственный комитет СССР по профтехобра­зованию, спортивного клуба Советской Армии — Министерство обо­роны, общества «Юность» — Министерство просвещения и т. д. Непосредственное руководство деятельностью ДСО осуществляется выборными советами.

Кроме ДСО различные формы физической культуры на об­щественных началах внедряются в быт через различные клубы по интересам (например, туризма, любителей бега), ор­ганизуемые по месту жительства или основной деятельности (учебы, работы), самодеятельные секции при ЖЭКах и т. д. К этой работе привлекается общественный актив любителей спор­та. В большинстве своем это лица, ранее занимавшиеся спортом или получившие хорошую инструкторскую подготовку в процессе учебы. Последнее еще раз свидетельствует о взаимосвязи обяза­тельных и самодеятельных форм физкультурной практики. В про­цессе обязательных занятий население подготавливается к даль­нейшему самостоятельному использованию физической культуры.

Привлечение населения к занятиям различными техническими видами спорта осуществляется через Добровольное обще­ство содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ).

Государственное руководство физическим воспитанием населе­ния и использование смежных с ним форм физической культуры осуществляются специальными органами — государственными ко­митетами по физической культуре и спорту (районными, город­скими, областными, краевыми, республиканскими, всесоюзными). Комитеты организуют, контролируют и координируют деятельность государственных и общественных организаций, ответственных за ис­пользование физической культуры обществом, и взаимодействие их друг с другом, В своей деятельности они руководствуются поли­тическим курсом, указанным КПСС.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте характеристику основных направлений использования физической культуры.

2. Почему физическое воспитание является основной формой педагогически целенаправленного использования физической культуры?

3. Как понимать конкретно-исторический характер систем физического
воспитания?

4. В чем состоит партийность советской системы физического воспитания?

5. Почему советская система физического воспитания является народной?

6. В чем заключается антинародная, реакционная сущность буржуазных систем физического воспитания?

7. Какие черты характеризуют социалистический интернационализм совет­ской системы физического воспитания?

8. Дайте характеристику идейных основ советской системы физического воспитания,

9. Дайте характеристику системы наук, изучающих физическое воспитание, и определите в ней место теории и методики физической культуры.

10. Почему Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обо­роне СССР» (ГТО) является нормативной и программной основой советской системы физического воспитания?

11. Какова роль Единой всесоюзной спортивной классификации в развитии советского спортивного движения и в чем ее связь с комплексом ГТО?

12. В чем заключается значение программ для советской системы физи­ческого воспитания?

"13. Дайте характеристику государственных форм организации физического воспитания.

14. Дайте характеристику общественных форм организации физического воспитания.

Глава 11 ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Общая физическая подготовка (ОФП) является основным, ба­зовым видом физического воспитания, реализующим общеподго­товительное направление советской системы физического воспита­ния. Ее содержание, средства, методы, формы организации заня­тий направлены на создание широкой базы физической подготов­ленности для любого вида деятельности людей в процессе их жизни, труда и быта.

В раннем детском возрасте она носит элементарный характер и закладывает основы для формирования двигательных навыков, физических способностей к элементарным формам движения, спо­собствует сохранению и поддержанию стабильных поз. Впослед­ствии ОФП лежит в основе всего разнообразия двигательной дея­тельности людей в быту, спорте, трудовой и других видах деятель­ности.

Общая физическая подготовка не только создает предпосылки, но и определяет уровень и темпы развития основных двигатель­ных способностей человека: силы, быстроты, выносливости, лов­кости. Поэтому задачами ОФП являются: -

1) укрепление здоровья, противодействие неблагоприятным влияниям на человека условий жизни, быта, трудовой деятельно­сти, сдерживание отрицательного влияния процессов старения;

2) обеспечение всестороннего и гармонического физического развития человеческого организма;

3) создание базы для специальной физической подготовлен­ности к конкретным видам деятельности: трудовой, спортивной, военной.

Эти общие задачи могут быть конкретизированы применитель­но к особенностям занимающихся (в зависимости от их состояния

здоровья, возраста, уровня и степени разносторонности физиче­ского развития, целевой установки). Так, например, задачи ОФП детей и подростков, не занимающихся спортом, будут несколько отличаться от тех, которые ставятся в общей физической подго­товке юных спортсменов-разрядников. Задачи ОФП рабочих бу­дут отличаться от аналогичных задач, которые ставятся в общей физической подготовке военнослужащих. Более того, задачи ОФП спортсменов в подготовительном периоде спортивной тренировки будут иметь свою специфику в зависимости от вида спорта и уровня спортивного мастерства.

В содержании общей физической подготовки ведущую роль играют естественные виды движений и их вариации, сопутствую­щие человеку всю жизнь. К ним относятся различные виды ходь­бы, бега, прыжков, метаний, лазанья. Начиная со школьного воз­раста и далее содержание ОФП в основной ее части определяется требованиями нормативов комплекса ГТО, соответствующих каж­дому возрасту ступеней, но не ограничивается только ими. Она будет зависеть от пола, возраста занимающихся, уровня их фак­тического физического развития и физической подготовленности, а также условий, в которых осуществляются занятия физическими упражнениями. В содержание ОФП могут входить подвижные и спортивные игры, различные виды и формы физической рекреа­ции, танцы и пляски, ритмическая гимнастика, атлетическая гим­настика, могут использоваться упражнения на различных трена­жерах как серийных, изготовляемых заводскими способами, так и самодельных.

Необходимость широкого разнообразия средств ОФП опреде­ляется тем, что в сферу занятий физическими упражнениями с общеподготовительной направленностью вовлекаются практически все контингенты населения — от младенческого до старческого возраста. Их популяризация и внедрение в быт всего народа имеют весьма важное значение для вовлечения людей в система­тические занятия физическими упражнениями, в результате чего происходит укрепление здоровья детей и взрослых, повышение производительности труда и рост спортивных достижений, вос­питывается ежедневная потребность в занятиях физическими упражнениями.

Наши рекомендации