Основы советской системы физического воспитания
Советская система физического воспитания формировалась в условиях социалистических общественных отношений. Это обусловило общую направленность практики физического воспитания и ее основ на коммунистическое воспитание советских людей. Основы советской системы физического воспитания характеризует совокупность идеологических, научно-методических положений, программ, нормативов и принципов социальной организации практики физического воспитания. Поэтому выделяют идейные, научно-методические, программно-нормативные и организационные основы советской системы физического воспитания.
Идейные основы
Идейные основы советской системы физического воспитания включают в себя учение классиков марксизма-ленинизма о коммунистическом воспитании и его составной части — физическом воспитании, программные положения КПСС в области воспитания и образования, современные требования, предъявляемые партией к физическому воспитанию.
Одним из основных гуманистических положений марксизма-ленинизма, определяющих направленность коммунистического воспитания, является принцип гармонического развития личности. «...Призвание, назначение, задача всякого человека, — отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, — всесторонне развивать все свои способ-
ов
ности»*. Классики марксизма-ленинизма отвергали всякую односторонность в развитии человека. «Если обстоятельства, в которых живет человек, — указывали они, — делают для него возможным лишь одностороннее развитие одного какого-либо свойства за счет всех остальных... то этот индивид не может пойти дальше одностороннего, уродливого развития»**. Это положение имеет особенно важное значение для физического воспитания. Оно чашло свое отражение в принципе всестороннего гармонического развития личности. В свете его требований физическое воспитание никогда не должно сводиться только к повышению функциональных возможностей организма" или разучиванию движений. Оно всегда должно быть педагогическим процессом, направленным на разностороннее гармоническое развитие и коммунистическое воспитание.
Идея всестороннего развития человека и полного удовлетворения его разумных потребностей является в марксизме-ленинизме одной из основных, определяющих содержание воспитания. Это объясняется тем, что марксизм-ленинизм рассматривает человека как высшую ценность, а всестороннее развитие его способностей и удовлетворение разумных потребностей — как цель коммунистического строительства. Борьба за коммунизм, отмечал В. И. Ленин, ведется в конечном итоге «для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества ***.
Вместе с основными социальными законами в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса впервые на научной основе была вскрыта социальная сущность воспитания, его зависимость от способа производства и общественного разделения труда. Это позволило показать, что в условиях капитализма воспитание всесторонне развитой личности невозможно. Такая возможность может быть созда- ^ на только в результате коренного переустройства общества на коммунистических началах.
Воспитание человека со всесторонне развитыми способностями К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали как практическую задачу всего общества, меру его гуманистичности, а физическое воспитание— как одну из основных сторон воспитания всесторонне развитой личности. Так, соединение умственного и физического воспитания с производительным трудом они расценивали «не только как одно из средств для увеличения общественного производства, но и как средство для производства всесторонне развитых людей» ****. ф. Энгельс подробно охарактеризовал значение и место физического воспитания в подготовке воина, показал возрастание его роли в будущем.
В. И. Ленин продолжил разработку социально-педагогических взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса. Он неоднократно подчеркивал значение физического воспитания для молодежи. Так, в бе-
* Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 282. ** Там же, с. 253.
*** Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 6, с. 232. **** Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 495.
седе с Кларой Цеткин в 1920 г. Владимир Ильич отметил, что «молодежи особенно нужны жизнерадостность и бодрость, здоровый спорт — гимнастика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода, разносторонность духовных интересов, учение, разбор, исследование, и все это по возможности совместно»*. В. И. Ленин рассматривал физическое воспитание как средство подготовки трудящихся к революционной борьбе и сохранения сил профессионального революционера. Находясь в царской тюрьме, Владимир Ильич, чтобы сохранить свои силы, систематически занимался физическими упражнениями. Редко выпадавшее свободное время он "с удовольствием использовал для пешего или велосипедного туризма, бега на коньках, занятий плаванием и другими упражнениями.
В. И. Ленин рассматривал физическое воспитание как дело государственной важности. Об этом свидетельствует целый ряд декретов, подписанных Владимиром Ильичей в первые годы Советской власти, оказавших решающее влияние на формирование советской системы физического воспитания и ее идейных основ. Непреходящее значение для становления и развития системы физического воспитания имело его выступление на III съезде комсомола. Под влиянием ленинских идей о воспитании съезд принял постановление, в котором отмечалось, что физическое воспитание является одним из элементов общей системы коммунистического воспитания, направленной на создание гармонически развитого человека, творца, гражданина коммунистического общества. В постановлении указывалось, что физическое воспитание преследует такие практические цели, как подготовку молодежи к трудовой (производственной) деятельности и к вооруженной защите социалистического Отечества.
В дальнейшем марксистско-ленинское учение о воспитании, в том числе и о физическом, получило свое развитие в директивных и программных документах КПСС и Советского правительства, в материалах съездов КПСС и постановлениях партии и правительства по вопросам физической культуры и спорта, а также в процессе физкультурной практики. На ближайшую перспективу эти материалы конкретизированы в постановлении Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» (сентябрь, 1981 г.).
Научно-методические основы
Научно-методические основы советской системы физического воспитания представляют собой совокупность научных данных о физическом воспитании. Они обеспечивают его строгую научную обоснованность. Научность — одна из важнейших черт советской системы физического воспитания. Основу научности физического воспитания составляет марксизм-ленинизм.
* Воспоминания о Ленине. М.: Госполитиздат, 1957, т. 2, с. 464.
Вопросы физического воспитания изучаются многими науками. Физическое воспитание представляет собой часть коммунистической системы воспитания, изучаемую специализированным разделом педагогики —теорией и методикой физического воспитания.
Своими корнями физическое воспитание уходит в глубокую древность. Познание закономерностей его становления и развития как педагогического явления и части систем воспитания прошлого представляет интерес для исторической науки. Изучением истории физического воспитания занимается ее специализированный раздел — история физической культуры.
Физическое воспитание представляет собой специфический вид воспитательной деятельности. Оно имеет социальную и биологическую стороны. Социальная сторона физического воспитания представляет интерес для широкого круга наук: социальной психологии, социологии, организации и управления, этики, эстетики, права и ряда других. Как двигательная деятельность, активизирующая биологические процессы, физическое воспитание представляет интерес для ряда биологических дисциплин: физиологии, биохимии, динамической анатомии, морфологии, биомеханики и др. Они изучают различные биологические механизмы функционирования человеческого организма в условиях двигательной активности и приспособления к ней.
Физическое воспитание связано с проявлением психической деятельности человека, что послужило причиной его изучения психологией. Поскольку физическое воспитание оказывает непосредственное влияние на организм человека и его здоровье, то оно явилось предметом изучения медицинских наук, в том числе и гигиены.
В настоящее время почти во всех науках, изучающих физическое воспитание, выделились соответствующие специализированные разделы, такие, как социология физической культуры, организация и управление физической культурой, спортивная морфология, спортивная биомеханика, психология спорта, врачебно-физкультурный контроль, лечебная физическая культура, спортивная гигиена и др. Центральное место среди всех этих научных дисциплин занимает теория физического воспитания. Она изучает наиболее общие педагогические закономерности управления процессом физического развития, образования и коммунистического воспитания человека в процессе физического воспитания. Теория физического воспитания обогащает практику системой эффективных средств, методов, условий физического воспитания и направленного формирования личности и педагогическими принципами рационального их использования. Теория физического воспитания и другие науки взаимосвязаны между собой.
Весь комплекс специальных научных дисциплин и отношений между ними складывается и развивается под влиянием требований практики, в условиях творческого энтузиазма, постоянной партийной и государственной поддержки. У истоков развития научных основ советской системы физического воспитания стояли видные ученые и общественные деятели: Н. И. Подвойский, Н. А. Се*
машко, В. В. Гориневский, В. Е. Игнатьев и др. Под влиянием общественно-педагогических взглядов этих людей закладывался фундамент научных знаний о физическом воспитании. Их научную эстафету приняли Е. Ю. Зеликсон, А. Д. Новиков, В. В. Белино-вич, А. Н. Крестовников, П. А. Рудик, возглавившие научные коллективы, и другие ученые.
По мере развития науки под влиянием требований практики строительства развитого социалистического общества и научно-технической революции начали выделяться отдельные направления научно-исследовательской работы, возглавляемые большими научными коллективами. Научно-исследовательская работа по физической культуре и спорту, как и все сферы общественно полезной деятельности, повсеместно приобрела плановый характер. Ее развитие направлялось основными положениями, составляющими содержание научных основ советской системы физического воспитания. В результате за годы Советской власти из преимущественно эмпирических, слабо развитых знаний сформировалась и развилась относительно самостоятельная современная отрасль научного знания, вносящая свой вклад в строительство развитого социалистического общества в нашей стране.
В последние годы наука о физическом воспитании стала развиваться особенно быстрыми темпами, приобретая все большую практическую значимость. Этому в значительной мере способствовало улучшение координации и материального обеспечения научных исследований, проводимых в нашей стране. Большинство исследований получило свое отражение в крупных монографиях, подготовленных ведущими учеными. Многие из трудов отечественных ученых переведены в различных странах мира и используются в учебной, научной и практической работе по физическому воспитанию и спорту. Научные труды отечественных ученых в области физической культуры и спорта занимают по многим направлениям ведущее положение в мире. Вместе с тем перед научно-исследовательской работой по физической культуре и спорту ставятся новые, все более серьезные цели. Их достижение будет способствовать более успешному решению основных задач, поставленных КПСС перед советским физкультурным движением: внедрению физической культуры в быт каждого советского человека и дальнейшему подъему мастерства советских спортсменов.