Анализ и оценка проведенного занятия
Преподаватель должен анализировать каждое проведенное занятие. Только при таком условии можно своевременно внести необходимые коррективы в запланированный учебно-воспитательный процесс, обеспечить высокое его _качество_.и,-Эффективность. Полноценный анализ занятий физическими упражнениями требует специальных знаний и умений, педагогической наблюдательности и методического мышления, уровень которых повышается по мере приобретения опыта, педагогического мастерства.
Одним из важных критериев качества и результативности занятия является степень р_ешлния н_а_мечен н ых задач. Однако это очень трудно определить в тех случаях, когда преподаватель сформулировал их неконкретно и неполно. Трудность
5* 131
вызывает также неоднородность состава групп по способностям и уровню подготовленности. В любом случае обоснованно можно судить о степени решения образовательно-воспитательных и оздоровительных задач по тем сдвигам, которые произошли в знаниях, умениях, навыках, отношениях, поведении занимающихся. Занятие можно считать неполноценным, плохо проведенным, если занимающиеся ничего не прибавили в овладении учебным материалом и даже закрепили ошибки. В зависимости от степени решения задач и числа овладевших учебным материалом проведение занятия оценивается как отличное, хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное. Определяемая степень решения задач и реализации принципов обучения и воспитания должна быть подвергнута всестороннему анализу, с тем чтобы выяснить влияющие на нее факторы.
По данным хронометрирования4 и пульсометрии также можно судить о качестве занятия. В процессе хронометрирования учитывают расход времени на различные действия и на этой основе определяют плотность-занятия и степень рационального использования времени. Для удобства все действия занимающихся объединяют по сходным признакам в самостоятельные виды. Суммирование полученных данных позволяет определить процентное соотношение расхода времени на характерные действия занимающихся, общую и двигательную плотность занятия.
Пульсометрия играет вспомогательную роль в оценке качества занятия. На основании показателей пульса выясняется реак-ция^хердечно-сосудистой системы на нагрузкуг .а-также динамика §тих реакций на протяжении всего занятия. В последнем случае вычерчивается так называемая кривая нагрузки. Всесторонний анализ отдельных пульсовых данных и пульсовой кривой позволяет оценить правильность и эффективность нагрузок. Однако следует иметь в виду, что~ "показатели" пульса "у "разных лиц, как и у одного и того же лица, в разное время и при разных обстоятельствах не совпадают (ЧСС же измеряют, как правило, лишь у одного занимающегося). Изменения происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые в занятиях физическими упражнениями достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульса возможна лишь при анализе всех данных педагогических наблюдений с учетом типа занятия и предусмотренного содержания. Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности. По высоте кривой условно можно судить об интенсивности нагрузки, а по величине площади между кривой и проекцией от исходного пульса — об ее объеме. Для того чтобы анализ полученных данных был достаточно убедительным и достоверным, необходимо изучить специальную литературу о функциональных особенностях сердечной деятельности занимающихся соответствующего возраста.
ЗАНЯТИЯ НЕУРОЧНОГО ТИПА
Неурочные формы занятий чаще всего характеризуются относительно ограниченным содержанием и упрощенной структурой (например, оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультурные минуты и наузы), но при этом требуют проявления личной инициативы и самостоятельности. Большинство неурочных занятий самодеятельны и проводятся с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития двигательных качеств, совершенствования в спортивных движениях и др.
Задачи, содержание, а также выбор конкретной формы занятия в значительной степени определяются интересами ' и склонностями занимающихся.
Неурочные формы занятий, так же как и урочные, могут различаться по задачам, которые они решают (вводные, учебные, развивающие, профилактические, контрольные и т. п.), по предметному содержанию (бег трусцой, оздоровительное плавание, атлетическая гимнастика и т. п.), по целевой направленности (общеоздоровительная, гигиеническая или спортивная направленность и т. п.).
По форме руководства различают организованные и самостоятельные занятия. Причем одни и те же формы занятий могут носить в одном случае организованный, в другом случае самодеятельный характер (например, утренняя гигиеническая гимнастика или зарядка, проводимая в домашних условиях, в условиях пионерского лагеря или дома отдыха).
В зависимости от численного состава занимающихся, вовлеченных в занятия, выделяют индивидуальные, групповые и массовые формы занятий. Например, индивидуальные занятия бегом трусцой, групповые занятия бегом в «Клубе любителей бега», массовые пробеги в «день бегуна» или «неделю бега».
По систематичности проведения различают регулярные формы занятий, которые проводятся ежедневно (например, зарядка) или еженедельно (по выходным дням — вылазки, марафонские пробежки, купания и т. п.), и эпизодические (туристские походы, выезды за город, участие в соревнованиях и т. п.).
Некоторые виды и разновидности занятий неурочного типа имеют самостоятельное значение, другие сочетаются или в определенной мере заменяют друг друга. При этом все они под- \ чинены той или иной направленности физичесйого воспитания и / должны согласоваться с урочной формой, если она имеет место n в общем комплексе занятий. Неурочные формы становятся важ- . ными элементами, а часто даже звеньями системы физического воспитания. Их роль возрастает в связи с необходимостью со- J вершенствования образа жизни советских людей, внедрения в быт элементов физической культуры.
(уМ.. ил*^'^с^
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. На какие группы подразделяются занятия?
2. Чем определяется содержание занятия?
3. Что такое форма занятия?
4. Какими факторами определяется форма занятия физическими упражнениями?
5. Что собою представляет первый уровень построения занятий?
6. Что такое второй уровень построения занятий?
7. Чем характеризуется третий уровень построения занятий?
8. Каковы особенности занятий урочного типа?
9. Назовите типы урочных форм занятий?
10. Чем характеризуется подготовка преподавателя к уроку?
11. Назовите методы организации деятельности занимающихся.
12. Что называется общей и двигательной плотностью занятий?
13. Что называется страховкой на занятии физическими упражнениями?
14. Каково значение контроля за деятельностью и состоянием занимающихся, что он собою представляет?
15. Как осуществляются анализ и оценка проведения занятия?
16. Чем характеризуются занятия неурочного типа?
17. Назовите разновидности занятий неурочного типа.