Анализ и оценка проведенного занятия

Преподаватель должен анализировать каждое проведенное за­нятие. Только при таком условии можно своевременно внести необходимые коррективы в запланированный учебно-воспитатель­ный процесс, обеспечить высокое его _качество_.и,-Эффективность. Полноценный анализ занятий физическими упражнениями тре­бует специальных знаний и умений, педагогической наблюдатель­ности и методического мышления, уровень которых повышается по мере приобретения опыта, педагогического мастерства.

Одним из важных критериев качества и результативности за­нятия является степень р_ешлния н_а_мечен н ых задач. Однако это очень трудно определить в тех случаях, когда пре­подаватель сформулировал их неконкретно и неполно. Трудность

5* 131

вызывает также неоднородность состава групп по способностям и уровню подготовленности. В любом случае обоснованно можно судить о степени решения образовательно-воспитательных и оздо­ровительных задач по тем сдвигам, которые произошли в знаниях, умениях, навыках, отношениях, поведении занимающихся. Заня­тие можно считать неполноценным, плохо проведенным, если занимающиеся ничего не прибавили в овладении учебным мате­риалом и даже закрепили ошибки. В зависимости от степени ре­шения задач и числа овладевших учебным материалом проведе­ние занятия оценивается как отличное, хорошее, удовлетвори­тельное, неудовлетворительное. Определяемая степень решения задач и реализации принципов обучения и воспитания должна быть подвергнута всестороннему анализу, с тем чтобы выяснить влияющие на нее факторы.

По данным хронометрирования4 и пульсометрии также можно судить о качестве занятия. В процессе хронометрирования учитывают расход времени на различные действия и на этой ос­нове определяют плотность-занятия и степень рационального ис­пользования времени. Для удобства все действия занимающихся объединяют по сходным признакам в самостоятельные виды. Суммирование полученных данных позволяет определить процент­ное соотношение расхода времени на характерные действия за­нимающихся, общую и двигательную плотность занятия.

Пульсометрия играет вспомогательную роль в оценке качест­ва занятия. На основании показателей пульса выясняется реак-ция^хердечно-сосудистой системы на нагрузкуг .а-также динамика §тих реакций на протяжении всего занятия. В последнем случае вычерчивается так называемая кривая нагрузки. Всесторонний анализ отдельных пульсовых данных и пульсовой кривой позво­ляет оценить правильность и эффективность нагрузок. Однако следует иметь в виду, что~ "показатели" пульса "у "разных лиц, как и у одного и того же лица, в разное время и при разных обстоя­тельствах не совпадают (ЧСС же измеряют, как правило, лишь у одного занимающегося). Изменения происходят не только в за­висимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые в занятиях физическими упражнения­ми достигают значительной силы. Поэтому относительно пра­вильная оценка показателей пульса возможна лишь при анализе всех данных педагогических наблюдений с учетом типа занятия и предусмотренного содержания. Реальная кривая нагрузки оце­нивается с учетом общих требований к развертыванию работо­способности. По высоте кривой условно можно судить об интен­сивности нагрузки, а по величине площади между кривой и проек­цией от исходного пульса — об ее объеме. Для того чтобы анализ полученных данных был достаточно убедительным и достовер­ным, необходимо изучить специальную литературу о функциональ­ных особенностях сердечной деятельности занимающихся соответ­ствующего возраста.




ЗАНЯТИЯ НЕУРОЧНОГО ТИПА

Неурочные формы занятий чаще всего характеризуются отно­сительно ограниченным содержанием и упрощенной структурой (например, оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультурные минуты и наузы), но при этом требуют проявле­ния личной инициативы и самостоятельности. Большинство не­урочных занятий самодеятельны и проводятся с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития двигательных ка­честв, совершенствования в спортивных движениях и др.

Задачи, содержание, а также выбор конкретной формы заня­тия в значительной степени определяются интересами ' и склон­ностями занимающихся.

Неурочные формы занятий, так же как и урочные, могут раз­личаться по задачам, которые они решают (вводные, учебные, развивающие, профилактические, контрольные и т. п.), по пред­метному содержанию (бег трусцой, оздоровительное плавание, атлетическая гимнастика и т. п.), по целевой направленности (об­щеоздоровительная, гигиеническая или спортивная направлен­ность и т. п.).

По форме руководства различают организованные и самостоятельные занятия. Причем одни и те же формы за­нятий могут носить в одном случае организованный, в другом слу­чае самодеятельный характер (например, утренняя гигиеническая гимнастика или зарядка, проводимая в домашних условиях, в условиях пионерского лагеря или дома отдыха).

В зависимости от численного состава занимающихся, вовле­ченных в занятия, выделяют индивидуальные, групповые и массовые формы занятий. Например, индивидуальные заня­тия бегом трусцой, групповые занятия бегом в «Клубе любителей бега», массовые пробеги в «день бегуна» или «неделю бега».

По систематичности проведения различают регулярные формы занятий, которые проводятся ежедневно (например, заряд­ка) или еженедельно (по выходным дням — вылазки, марафонские пробежки, купания и т. п.), и эпизодические (туристские походы, выезды за город, участие в соревнованиях и т. п.).

Некоторые виды и разновидности занятий неурочного типа имеют самостоятельное значение, другие сочетаются или в оп­ределенной мере заменяют друг друга. При этом все они под- \ чинены той или иной направленности физичесйого воспитания и / должны согласоваться с урочной формой, если она имеет место n в общем комплексе занятий. Неурочные формы становятся важ- . ными элементами, а часто даже звеньями системы физического воспитания. Их роль возрастает в связи с необходимостью со- J вершенствования образа жизни советских людей, внедрения в быт элементов физической культуры.

(уМ.. ил*^'^с^

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. На какие группы подразделяются занятия?

2. Чем определяется содержание занятия?

3. Что такое форма занятия?

4. Какими факторами определяется форма занятия физическими упражне­ниями?

5. Что собою представляет первый уровень построения занятий?

6. Что такое второй уровень построения занятий?

7. Чем характеризуется третий уровень построения занятий?

8. Каковы особенности занятий урочного типа?

9. Назовите типы урочных форм занятий?

10. Чем характеризуется подготовка преподавателя к уроку?

11. Назовите методы организации деятельности занимающихся.

12. Что называется общей и двигательной плотностью занятий?

13. Что называется страховкой на занятии физическими упражнениями?

14. Каково значение контроля за деятельностью и состоянием занимающих­ся, что он собою представляет?

15. Как осуществляются анализ и оценка проведения занятия?

16. Чем характеризуются занятия неурочного типа?

17. Назовите разновидности занятий неурочного типа.

Наши рекомендации