Формирование навыков сохранения правильной осанки
На формирование осанки влияет ряд факторов: наследственность, условия жизни, питание, оптимальная организация труда и отдыха, наличие и направленность физического воспитания в процессе развития человека. Известно, что правильная осанка не возникает сама по себе. Ее необходимо целенаправленно формировать, как и всякий двигательный навык, с самого раннего детства. Практика показала, что наиболее действенным средством формирования правильной осанки являются физические упражнения. Следует помнить, что на формирование осанки существенное влияние оказывает не только сила мышц, но и оптимальное распределение их тонуса.
Воспитание осанки рекомендуется начинать с создания четкого представления о ней. С этой целью следует использовать упражнения статического характера, направленные на удержание рациональной позы у стенки, стойки с различными предметами и др. Формированию осанки способствуют взаимный контроль в группе занимающихся и систематические напоминания о необходимости «держать позу». В дальнейшем с целью закрепления навыка правильной осанки применяются строевые, общеразвивающие и вольные упражнения. Следует отметить, что эта задача решается в единстве с приобретением жизненно важных дигательных навыков и воспитанием физических качеств.
Физическая нагрузка обеспечивает положительный эффект формирования осанки лишь в случае ее сочетания с оптимальным режимом отдыха и питания. В период интенсивного увеличения длины тела (10—16 лет) необходимо уделять особое внимание организации режима дня, питанию, богатому белками и витаминами. Детей следует приучать к жесткой постели, водным процедурам и общеукрепляющей гимнастике. Внедрение физической культуры в быт ребенка является исключительно эффективным средством формирования правильной осанки.
Основным средством коррекции различных нарушений осанки являются физические упражнения специального назначения (корригирующие, дыхательные) и общеразвивающего характера. Они способствуют созданию нормальной выраженности изгибов позвоночника в сагиттальной плоскости, устранению искривления позвоночника во фронтальной плоскости, формированию и закреп-
им
лению навыка правильной осанки и нормализации функций серА дечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем, оказывают общеоздоровительное и общеукрепляющее воздействие.
Специальный комплекс упражнений при плоской спине должен включать упражнения для глубоких мышц спины, для мышц, увеличивающих наклон таза (т. е. мышц-сгибателей тазобедренных суставов), для мышц, удерживающих лопатки. Для исправления круглой и сутулой спины необходимо уменьшить грудной изгиб позвоночника, придать лопаткам правильное положение.
При круглой спине следует увеличить поясничный изгиб. Это можно достигнуть укреплением глубоких мышц спины, растяжением передних связок грудного отдела позвоночника, укреплением мышц, удерживающих лопатки в правильном положении, укреплением мышц, увеличивающих наклон таза вперед.
Для исправления кругло-вогнутой спины- необходимо уменьшить наклон таза. С этой целью необходимо увеличивать силу мышц брюшного пресса, растянуть мышцы-сгибатели и укрепить связки нижегрудного и поясничного отделов позвоночника и мышцы поясничной области.
Лечебная гимнастика при асимметричной осанке основана на использовании асимметричных упражнений; при этом подбор физических упражнений основывается на характере деформации. Для коррекции часто применяются упражнения в балансировании с грузом на голове, что способствует овладению навыком напряжения и расслабления отдельных групп мышц.
В процессе коррекции осанки выделяются два этапа: подготовительный и основной. На подготовительном этапе решается задача увеличения гибкости позвоночника и восстановления нормальной выраженности физических кривизн путем специальных упражнений. Задачей основного этапа является воспитание и закрепление навыка правильной осанки. С этой целью важно выработать ощущение правильной осанки на основе дифференцированных восприятий взаимоположения отдельных звеньев тела. Это достигается путем зрительного самоконтроля перед зеркалом, тактильного контроля при выполнении упражнений у стены (поднимание рук, приседание, плотно касаясь стенки затылком, лопатками, ягодицами и пятками). Кроме того, на этом этапе важно совершенствовать умение к произвольному напряжению и расслаблению мышечных групп, обеспечивающих правильную осанку. Закрепление навыка осанки достигается посредством упражнений в равновесии, способствующих развитию мышечного чувства, общей координации движений и ориентировке в пространстве под контролем педагога.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие двигательные способности человека вам известны?
2. В чем сущность и значение координационных способностей? ^ 3. Какие факторы обусловливают координационные способности?
4. Какие методические условия способствуют совершенствованию координационных способностей? ■
5. В чем сущность методики воспитания координационных способностей к сохранению равновесия и к точной пространственной ориентации?
6. Что называется силовыми способностями человека?
7. В чем различие между абсолютной и относительной силой?
8. Как влияет специализация спортсмена на его динамометрический профиль?
9. Какие методы используются для воспитания силовых способностей?
10. В чем заключаются особенности питания в период силовой подготовки?
11. Что такое скоростные способности человека?
12. Какие методы используются для совершенствования простой и сложной двигательных реакций?
13. Каковы основы методики воспитания скорости одиночного движения и частоты движений?
14. В чем сущность скоростно-силовых способностей?
15. Какие методические условия необходимо соблюдать при развитии скоростно-силовых способностей?
16. Как определяется выносливость?
17. Какие методы используются для воспитания различных видов вы
носливости?
18. Что такое гибкость?
19. Какие существуют методы совершенствования гибкости?
20. Что называют осанкой?
21. Какое влияние оказывает физическая подготовка на формирование
осанки?