Формирование навыков сохранения правильной осанки

На формирование осанки влияет ряд факторов: наследствен­ность, условия жизни, питание, оптимальная организация труда и отдыха, наличие и направленность физического воспитания в про­цессе развития человека. Известно, что правильная осанка не воз­никает сама по себе. Ее необходимо целенаправленно формировать, как и всякий двигательный навык, с самого раннего детства. Практика показала, что наиболее действенным средством форми­рования правильной осанки являются физические упражнения. Следует помнить, что на формирование осанки существенное влия­ние оказывает не только сила мышц, но и оптимальное распреде­ление их тонуса.

Воспитание осанки рекомендуется начинать с создания четкого представления о ней. С этой целью следует использовать упражне­ния статического характера, направленные на удержание рацио­нальной позы у стенки, стойки с различными предметами и др. Формированию осанки способствуют взаимный контроль в группе занимающихся и систематические напоминания о необходимости «держать позу». В дальнейшем с целью закрепления навыка пра­вильной осанки применяются строевые, общеразвивающие и воль­ные упражнения. Следует отметить, что эта задача решается в единстве с приобретением жизненно важных дигательных навыков и воспитанием физических качеств.

Физическая нагрузка обеспечивает положительный эффект формирования осанки лишь в случае ее сочетания с оптималь­ным режимом отдыха и питания. В период интенсивного увели­чения длины тела (10—16 лет) необходимо уделять особое вни­мание организации режима дня, питанию, богатому белками и витаминами. Детей следует приучать к жесткой постели, водным процедурам и общеукрепляющей гимнастике. Внедрение физиче­ской культуры в быт ребенка является исключительно эффектив­ным средством формирования правильной осанки.

Основным средством коррекции различных нарушений осанки являются физические упражнения специального назначения (кор­ригирующие, дыхательные) и общеразвивающего характера. Они способствуют созданию нормальной выраженности изгибов позво­ночника в сагиттальной плоскости, устранению искривления по­звоночника во фронтальной плоскости, формированию и закреп-

им

лению навыка правильной осанки и нормализации функций серА дечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем, ока­зывают общеоздоровительное и общеукрепляющее воздействие.

Специальный комплекс упражнений при плоской спине должен включать упражнения для глубоких мышц спины, для мышц, увеличивающих наклон таза (т. е. мышц-сгибателей тазо­бедренных суставов), для мышц, удерживающих лопатки. Для исправления круглой и сутулой спины необходимо уменьшить грудной изгиб позвоночника, придать лопаткам правильное поло­жение.

При круглой спине следует увеличить поясничный изгиб. Это можно достигнуть укреплением глубоких мышц спины, рас­тяжением передних связок грудного отдела позвоночника, укреп­лением мышц, удерживающих лопатки в правильном положении, укреплением мышц, увеличивающих наклон таза вперед.

Для исправления кругло-вогнутой спины- необходимо уменьшить наклон таза. С этой целью необходимо увеличивать силу мышц брюшного пресса, растянуть мышцы-сгибатели и укрепить связки нижегрудного и поясничного отделов позвоноч­ника и мышцы поясничной области.

Лечебная гимнастика при асимметричной осанке ос­нована на использовании асимметричных упражнений; при этом подбор физических упражнений основывается на характере де­формации. Для коррекции часто применяются упражнения в ба­лансировании с грузом на голове, что способствует овладению навыком напряжения и расслабления отдельных групп мышц.

В процессе коррекции осанки выделяются два этапа: подго­товительный и основной. На подготовительном этапе решается задача увеличения гибкости позвоночника и восстановления нор­мальной выраженности физических кривизн путем специальных упражнений. Задачей основного этапа является воспитание и закрепление навыка правильной осанки. С этой целью важно выработать ощущение правильной осанки на основе дифференци­рованных восприятий взаимоположения отдельных звеньев тела. Это достигается путем зрительного самоконтроля перед зеркалом, тактильного контроля при выполнении упражнений у стены (под­нимание рук, приседание, плотно касаясь стенки затылком, лопатками, ягодицами и пятками). Кроме того, на этом этапе важно совершенствовать умение к произвольному напряжению и расслаблению мышечных групп, обеспечивающих правильную осанку. Закрепление навыка осанки достигается посредством упражнений в равновесии, способствующих развитию мышечного чувства, общей координации движений и ориентировке в про­странстве под контролем педагога.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие двигательные способности человека вам известны?

2. В чем сущность и значение координационных способностей? ^ 3. Какие факторы обусловливают координационные способности?

4. Какие методические условия способствуют совершенствованию коорди­национных способностей? ■

5. В чем сущность методики воспитания координационных способностей к сохранению равновесия и к точной пространственной ориентации?

6. Что называется силовыми способностями человека?

7. В чем различие между абсолютной и относительной силой?

8. Как влияет специализация спортсмена на его динамометрический про­филь?

9. Какие методы используются для воспитания силовых способностей?

10. В чем заключаются особенности питания в период силовой подготовки?

11. Что такое скоростные способности человека?

12. Какие методы используются для совершенствования простой и сложной двигательных реакций?

13. Каковы основы методики воспитания скорости одиночного движения и частоты движений?

14. В чем сущность скоростно-силовых способностей?

15. Какие методические условия необходимо соблюдать при развитии ско­ростно-силовых способностей?

16. Как определяется выносливость?

17. Какие методы используются для воспитания различных видов вы­
носливости?

18. Что такое гибкость?

19. Какие существуют методы совершенствования гибкости?

20. Что называют осанкой?

21. Какое влияние оказывает физическая подготовка на формирование
осанки?

Наши рекомендации