Основы методики воспитания гибкости
Использование упражнений на растягивание.Основным средством развития гибкости являются упражнения на растягивание: простые движения, пружинистые, маховые, с самозахватом, свнешней помощью. Тренировочный эффект таких упражнений объясняется феноменом врабатываемости, т. е. способностью мышц рефлекторно «отпускать» отдельные звенья кинематической цепи. Эта регуляция осуществляется центральной нервной системой.
При занятиях этими упражнениями необходимо выполнять ряд следующих методических условий:
1) вводить обязательную разминку перед выполнением упражнений;
2) ставить конкретные цели (например, достать до определенной точки тела или предмета);
3) упражнения на растягивание выполнять сериями в определенной последовательности: для верхних конечностей, для туловища, для нижних конечностей;
4) между сериями упражнений на растягивание выполнять упражнения на расслабление;
5) при выполнении упражнений их амплитуду увеличивать постепенно;
6) основываться на том, что основным методом в развитии подвижности является повторный;
7) использовать в качестве важнейших факторов совершенствования гибкости психологическую настройку, активное самовнушение и творческую активность;
4 Зак. 831 97
8) в тренировочном процессе, направленном на развитие активно-динамической подвижности, упражнения по совершенствованию пассивной подвижности должны предшествовать активно-динамическим и изометрическим.
Установлено, что значительный прирост гибкости может быть достигнут в течение одного-двух месяцев ежедневных двухразовых занятий упражнениями на растягивание с большой дозировкой (25—50 повторений, в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся). Гибкость следует улучшать лишь до уровня, необходимого для овладения рациональной спортивной техникой. Причем величина пассивной гибкости должна превосходить требуемую амплитуду движений, т. е. должен быть так называемый запас гибкости.
Упражнения на растягивание способствуют увеличению как активной, так и пассивной гибкости, однако различие между пассивной и активной гибкостью остается неизменным.
При использовании силовых упражнений с большой амплитудой активная гибкость улучшается. Комплексное применение силовых упражнений и упражнений на растягивание приводит к гармоничному совершенствованию гибкости.
Наибольший прирост подвижности происходит при средней нагрузке выполнения упражнений на растягивание. Признаком необходимости прекратить упражнения является снижение амплитуды движения.
Как отмечалось выше, при утомлении активная гибкость ухудшается в результате снижения силы мышц, производящих движения, а пассивная гибкость увеличивается из-за повышения эластичности мышц вследствие разогревания. В соответствии с этим упражнения, направленные на увеличение активной гибкости, не следует выполнять после значительного снижения силовых способностей. Вместе с тем на фоне некоторого утомления мышц в заключительной части занятия целесообразно включать упражнения, совершенствующие пассивную гибкость.
Использование динамических упражнений приводит к росту активной гибкости в среднем на 19%, а пассивной — на 11%. Применение статических упражнений сопровождается увеличением активной гибкости на 13%, а пассивной — на 20%. Совершенствование гибкости посредством упражнений динамического и статического характера ведет к увеличению активной гибкости на 18% и пассивной — на 19%. Очевидно, комплексное использование упражнений динамического (повышающих преимущественно силу мышц-антагонистов) и статического (увеличивающих растяжимость мышц-антагонистов) характера является более эффективным. Наиболее рационально следующее сочетание: 40% упражнений активного характера, 40%—пассивного и 20%—статического.
Повторный метод использования упражнений на растягивание является более эффективным, если он сочетается с методическими указаниями на достижение конкретных ориентиров и информа-
цией о достигнутом размахе движения. Так, при проведенном исследовании результаты подвижности в наклонах туловища у экспериментальной группы, использовавшей ориентиры при выполнении упражнений, увеличились более чем в 2 раза в сравнении с группой, применявшей повторный метод без текущей информации.
Увеличение показателей гибкости происходит в результате роста нагрузки, постепенного увеличения длительности растянутого состояния мышечно-связочного аппарата. В динамических упражнениях это достигается посредством увеличения числа повторений до 40—60 раз, в упражнениях статического характера — путем увеличения времени удержания мышц в растянутом положении до 30—40 с.
Поскольку традиционные методы не всегда обеспечивают необходимый прогресс гибкости, то с целью повышения эффективности физической подготовки создаются новые методы. К ним относится использование упражнений, воздействующих на мышцу по всей ее длине.
Электромиографические исследования И. Н. Скопинцевой (1970) показали, что различные участки мышцы при выполнении работы могут работать в известной степени независимо. Вследствие этого в упражнениях на гибкость мышцы будут растягиваться неравномерно по всей длине, что подтверждают результаты анализа субъективных болевых ощущений при выполнении таких упражнений, как, например, наклон вперед, сгибание ног из положения лежа, пассивное сгибание и отведение бедра. При выполнении движения с разогнутой голенью боль возникает в нижней, т. е. ди-стальной, части мышц. Если испытуемый слегка сгибает голень, то боль перемещается в среднюю часть мышцы, а при согнутой голени болевые ощущения приближаются к проксимальной части растягиваемых мышц.
Применения однообразных упражнений на растягивание мышц (например, упражнения в наклоне вперед в различной дозировке) недостаточно для эффективного развития гибкости.
Для полного растяжения мышц (например, участков задней поверхности бедра) необходимо применять упражнения, направленные на растягивание всех участков мышц. К таким упражнениям относятся движения с различным положением голени: разогнутым, слегка согнутым, сильно согнутым.
Полное развитие гибкости может быть достигнуто только в случае, если используется набор упражнений, максимально растягивающих дистальныи, средний и проксимальный участки мышц (рис. 6). Применение этой методики позволяет снижать ощущения боли и избегать травм, поскольку максимальному удлинению будет подвергаться не один, а три участка мышцы, в результате чего общая длина растягиваемой мышцы увеличивается. При этом сокращается время, затраченное на совершенствование подвижности.
На начальном этапе упражнения выполняются с акцентом на различные исходные положения. Если активное сгибание бедра
4* 99
а б в |
Рис. 6. Методика выполнения упражнений, воздействующих на мышцы по всей их длине:
а — с согнутой голенью, б — со слегка согнутой; в — с разогнутой голенью
планируется выполнить 15 раз, то целесообразно 5 движений сделать с сильно согнутой голенью, 5 — со слегка согнутой голенью и 5 — с разогнутой голенью. Описанная методика особенно эффективна на начальном этапе совершенствования гибкости.
Исследованиями установлено, что эффективность использования активных и пассивных упражнений зависит от скорости их выполнения. Пассивные упражнения на растягивание способствуют увеличению амплитуды движений, упражнения, связанные с медленной преодолевающей работой, а также маховые упражнения развивают силу мышц-антагонистов и быстроту реакции на растяжение мышц-антагонистов.
Выявленные особенности дают возможность индивидуализировать тренировочный процесс. Людям с повышенной мышечной напряженностью рекомендуется использование медленных, пассивных движений, а имеющим повышенную растяжимость мышечного аппарата — упражнения медленные, активные и маховые.
Использование механизмов мышечной координации.Одним из существенных факторов, обусловливающих подвижность, является взаимное сопротивление мышц, окружающих сустав. Величина этого сопротивления определяется характером мышечной координации. Основной принцип мышечной координации заключается в том, что уровни активности мышц взаимосвязаны и взаимообусловлены (И. П. Ратов). В связи с этим рост активности
какой-либо мышцы в общей мышечной системе сопровождается снижением активности мышц на другом участке. Отмеченная закономерность была использована в разработке принципиально новой методики совершенствования суставной подвижности, основанной на использовании механизмов мышечной координации. Она заключается в устранении излишнего напряжения мышц-антагонистов (С. Н. Станевко).
Предлагаемый методический прием (на примере подвижности в тазобедренных суставах) предполагает активизацию двухглавой мышцы плеча путем электростимуляции во время выполнения активного сгибания или отведения в тазобедренном суставе. В результате после первого воздействия подвижность в тазобедренном суставе увеличилась в среднем на 14°. После прекращения стимуляции остаточный фон увеличения подвижности составил 8°. Эффективность метода сохраняется при его использовании как до, так и после тренировочного занятия. Предложенный метод сокращает время на развитие суставной подвижности, оказывает положительное эмоциональное воздействие и повышает мотива-ционный интерес занимающихся.
Аналогичный эффект имеет место при замене электростимуляции изометрическим напряжением мышц рук.
Напряжение предварительно растянутой мышцы. Одним из путей использования эффекта мышечной координации является методика увеличения амплитуды движений махового характера посредством изометрических напряжений предварительно растянутых мышц (Л. А. Юсупова). Исходные положения для напряжений должны соответствовать фазам наибольшей амплитуды движений и отвечать требованиям рациональной техники. При изометрическом напряжении предварительно растянутых мышц следует дать занимающимся целевую установку. Ее задачей является создание напряжения растягиваемых мышц. Например, при выполнении шпагата занимающемуся необходимо предложить слегка приподняться над опорой без помощи рук, за счет попытки сведения ног.
Обязательным условием выполнения изометрических напряжений с целью совершенствования активно-динамической гибкости является способность к максимальна быстрому переходу от расслабленного состояния мышц к напряженному.
Изометрические напряжения следует выполнять сериями из 2—3 упражнений по 3 подхода к каждому. Длительность напряжения неообходимо постепенно увеличивать с 6 с (3 занятия), затем довести до 8 с (3 занятия), 10 с (3 занятия) и завершить цикл напряжением продолжительностью 12 с. Интервал отдыха между напряжениями — 1 мин. Рекомендуется активный отдых в различных формах при условии расслабленного состояния ранее напряженных мышц. Общее время занятий методом изометрических напряжений в одном занятии должно составлять около 15 мин. Количество занятий целесообразно планировать до 3 раз в неделю. Кумулятивный эффект применения метода изометрических напряжений предварительно растянутых мышц проявля-
ется в существенном приросте показателей активно-динамической гибкости в течение первого месяца занятий.
Дальнейшее использование метода изометрических напряжений предварительно растянутых мышц (после 3 месяцев) сопровождается повышением способности поддерживать высокий уровень активно-динамической подвижности при выполнении максимально широких движений на фоне утомления.
Биомеханическая стимуляция мышц. В последние годы получила развитие методика увеличения суставной подвижности, называемая биомеханической стимуляцией (В. Т. Назаров). Действие ее основано на создании колебательного режима работы мышц. Такой режим характерен при их максимальном напряжении. Биомеханическая стимуляция позволяет создать этот эффект при средних напряжениях мышц. Вследствие колебательного режима работы тонус мышц повышается, в них усиливается кровообращение, устраняются болевые ощущения. Это позволяет достичь необходимый тренировочный эффект в короткий срок, с незначительными волевыми усилиями, с меньшим мышечным напряжением и отсутствием травм при растягивании.
Установлено, что биомеханическая стимуляция мышц задней поверхности бедра, ограничивающих сгибательно-разгибательные движения, уже после четырех стимуляций приводит к увеличению амплитуды движения на 20—30 см выше исходной.
При многолетнем планировании важно учитывать, что эффект воспитания гибкости значительно возрастает, если тренирующие воздействия совпадают с периодами естественного ускоренного прироста качества. У девочек наиболее высокие темпы прироста отмечены в 14—15 и 16—17 лет, у мальчиков — в 9—10, 13—14 и 15— 16 лет (А. А. Гужаловский).
ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ
Понятие об осанке
Осанка — привычное положение тела человека. Для нормальной осанки характерно: перпендикулярное положение туловища и головы по отношению к площади опоры, симметричность очертаний шеи, надплечий (плечи на одном уровне), нахождение на одном уровне лопаток, физиологические изгибы позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах в пределах нормы, одинаковая форма боковых поверхностей туловища и опущенных рук, горизонтальный уровень гребней подвздошных костей, одинаковая длина ног, симметричность скелетной мускулатуры и сводов обе.их стоп. Вертикальная ось тела проходит через середину темени, мочку уха, поперечную ось тазобедренного сустава и бугорок пятой плюсневой кости. Правильное положение тела обусловливается «натяжением» мышц и связок, окружающих позвоночный столб.
Человек с такой осанкой выглядит стройным и подтянутым, его фигуру называют красивой. Правильная осанка обеспечивает высокие амортизационные свойства позвоночника, лучшие усло-
вия для работы внутренних органов и двигательного аппарата. Мышцы, обеспечивающие позу правильной осанки, находятся в наименьшем напряжении, что повышает их готовность к двигательной деятельности.
Нарушения осанки проявляются чаще всего в увеличении или уменьшении выраженности естественных изгибов позвоночника. Наиболее частыми нарушениями являются плоская спина, круглая спина, кругло-вогнутая спина и асимметричная осанка.
Плоская спина характеризуется сглаженностью физиологических изгибов позвоночника. Переднезадний размер грудной клетки ниже нормы, что отрицательно влияет на развитие и положение органов грудной полости. Для людей с такой осанкой типичны крыловидные лопатки, плоская поясница, уплощения ягодиц, вялая, слаборазвитая мускулатура. Причинами формирования плоской спины являются болезни, из-за которых дети вынуждены подолгу лежать, раннее и длительное сидение ребенка при неокрепшем позвоночном столбе, слабость связочного аппарата позвоночника, мышц спины и мышц-сгибателей тазобедренных суставов.
Круглая спина отличается от нормальной дугообразным искривлением всего позвоночника выпуклостью назад. Возникает увеличенный грудной кифоз, при этом шейный и поясничный лордозы почти отсутствуют *. Центр тяжести вследствие этого проходит сзади на уровне поясничного отдела. Лица с такой осанкой часто стоят на полусогнутых ногах, чем компенсируют слабовыра-женный поясничный лордоз. Грудная клетка у них впалая, плечи выдвинуты вперед и опущены вниз, живот несколько выпячен. Этот дефект осанки отрицательно сказывается на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Причинами развития круглой спины является перегрузка позвоночника во время работы (за партой, у станка и т. п.), а также несоответствие рабочего места росту, недостаточное его освещение, близорукость. Если чрезмерный изгиб позвоночника выпуклостью назад (кифоз) образуется преимущественно в верхней части грудного отдела позвоночника, то такую спину называют сутулой.
Кругло-вогнутая спина обусловлена увеличением грудного кифоза и поясничного лордоза, т. е. имеет место чрезмерное увеличение физиологических изгибов позвоночника в переднезаднем направлении. Грудная клетка находится в положении выдоха, мышцы живота расслаблены, диафрагма слегка сдавлена, и ее движение затруднено, живот выдается вперед, туловище отклонено назад. Экскурсия грудной клетки снижена вследствие недостаточного разгибания позвоночника, что вызывает снижение жизненной емкости легких и отрицательно влияет на деятельность сердечнососудистой системы. Причинами описанного дефекта осанки является слабость связочного аппарата, а также мышц спины и брюшного пресса.
* Кифоз — искривление позвоночника назад, лордоз — искривление позво^ ■очника вперед.
Асимметричная (сколиотическая) осанка представляет собой диспропорцию правой и левой половин туловища. Она выражена в изгибе позвоночника вправо и влево. Плечо и лопатка с одной стороны опущены. Этот дефект осанки лучше всего выявляется при осмотре со стороны спины. Причинами асимметричной осанки чаще всего являются неправильная поза за столом, особенно во время письма, постоянное ношение тяжести в одной руке, слабость связочно-мышечного аппарата позвоночника.