Этап начального разучивания техники действия

Общая и частные задачи обучения.Общей задачей обучения является обеспечение возможности выполнить изучаемое действие в общих чертах, т. е. овладеть основой техники в грубой форме.

В зависимости от подготовленности занимающихся и степени сложности техники изучаемого действия возникает необходимость решения следующих частных педагогических задач:

а) обеспечить общее представление об изучаемом двигатель­
ном действии;

б) обеспечить знания основы техники действия и особенностей
ее исполнения;

в) обучить выполнению тех частей (подсистем) техники, кото­
рыми занимающиеся не владеют;

г), обучить ритму действия;

д) устранить сопутствующие (лишние) движения;

е) устранить грубые ошибки, обусловливающие невыполнение
действия или его значительное искажение.

Особенности методики обучения.Отличительной особенностью методики обучения на этом этапе является ее направленность на овладение занимающимися основой техники действия.

Обучение начинается с создания общего первоначального пред­ставления о двигательном действии. Оно должно обеспечить уста­новку на овладение действием. Это достигается посредством рас­сказа, демонстрации, объяснения техники, а также пробными по­пытками исполнения действия или его части. Сначала целесообраз­но продемонстрировать действие по возможности в совершенном его исполнении. Затем следует рассказ о нем, который должен не только дать общее представление о новом действии, но и стиму­лировать занимающихся к овладению им. Далее представление дополняется кратким объяснением способа выполнения действия. Объяснение сопровождается (или завершается) повторной демон­страцией, но уже в такой форме, чтобы обучающиеся смогли хо­рошо рассмотреть основные особенности техники. Для этого сле­дует использовать не натуральный, а адаптированный показ, при котором движения демонстрируются замедленно и по возможно­сти выразительно. При объяснении желательно использовать об­разные сравнения изучаемого действия со знакомыми занимаю­щимся движениями, действиями, явлениями. Это поможет им ис­пользовать свой двигательный и жизненный опыт при овладении

основой техники. Создание первоначального представления завер­шается пробными попытками исполнить двигательное действие. Предлагая попробовать выполнить действие целиком, преподава­тель должен быть уверен, что это посильно занимающимся и не грозит им получением травмы. Если такой уверенности нет, тогда предлагается попробовать выполнить либо облегченный вариант действия, либо ту часть, которая будет разучиваться в первую оче­редь (например, группировку и перекат при обучении кувырку на­зад).

В ряде видов физических упражнений (гимнастике, легкой ат­летике, плавании, лыжной подготовке и др.), прежде чем обучать технике конкретных двигательных действий, создают базовую двигательную основу. Для этого формируют частные умения, на основе которых в дальнейшем осваивается техника основных действий. Так, например, в практике обучения плаванию сначала вырабатываются частные умения выполнять гребковые движения руками и ногами, позволяющие в дальнейшем быстро овладевать техникой различных способов плавания.

Приступая к непосредственному разучиванию техники дейст­вия, преподаватель в первую очередь намечает ведущий метод разучивания — по частям или в целом (особенности и значи­мость этих методов рассмотрены в главе 4). Если действие срав­нительно несложное по технике (например, штрафной бросок в бас­кетболе), его лучше осваивать сразу в целостном исполнении. При целостном" разучивании двигательные ошибки, искажающие тех­нику, устраняются поочередно — от главных фаз к второстепенным. При изучении двигательного действия, техника которого достаточ­но сложна и имеет много фаз (прыжок с шестом, метание копья и т. п.), используется метод разучивания по частям с последующим объединением частей в целое. В большинстве случаев этот метод является ведущим на этом этапе обучения. Преподавателю важно выбрать часть (подсистему движений) техники, с которой целе­сообразно начинать разучивание действия. В большинстве случаев обучение начинается с овладения ведущей частью. Так, при обучении прыжкам вначале обучают правильному отталкиванию; при обучении метаниям — финальному усилию. Начинать обучение с подготовительных фаз целесообразно в случаях, когда ведущая часть техники существенно от них зависит (например, при выполнении больших оборотов на гимнастической перекладине). Иногда возникает необходимость начинать разучивание с завер­шающей части, особенно в случаях, когда неумело выполняемое завершение двигательного действия может быть опасным для здо­ровья. Например, прежде чем обучать прыжкам новичков (осо­бенно детей), следует сначала обучить их мягкому приземлению, чтобы избежать сотрясения организма при приземлениях на пря­мые ноги.

В связи с тем что при освоении новых двигательных коорди­нации происходит быстрое утомление нервной системы, не сле­дует на начальном этапе обучения длительно работать над двига­тельным действием, нежелательно давать много заданий и требо-

вать большого количества их повторений. Тем не менее занятия по обучению новому действию должны быть по возможности час­тыми. Длительные перерывы будут вызывать угасание еще не стойких двигательных рефлексов.

Начальное разучивание должно осуществляться в постоянных и наиболее благоприятных для занятий условиях (например, на ровной учебной лыжне).

Движения при начальном обучении должны выполняться с та­кими усилиями и скоростями, которые позволяют обучающимся контролировать свои движения в пространстве. Например, при обучении способам поднимания штанги в самом начале обучения лучше пользоваться снарядом легкого веса.

На этом этапе используются почти все формы словесного воз­действия, особенно сравнения, объяснения и указания. Следует избегать детальных объяснений техники, если они не нужны для овладения ее основой, сообщать только о главном, так как учени­ки не смогут воспринять всю информацию об особенностях тех­ники.

Из методов наглядного воздействия ведущим на этом этапе будет натуральный и адаптированный показ движений. При на­чальном обучении нет необходимости использовать сложные схе­мы, таблицы, кинограммы и другие наглядные пособия, несущие детальную информацию о технике и ее механизмах. При овладе­нии пространственными характеристиками движений хорошо по­могают различные зрительные ориентиры, разметки и т. п. Полез­но также демонстрировать двигательное действие на муляже. Ме­тоды звуковой наглядности (звуковые сигналы) используются для подсказа момента главного усилия. Большую пользу оказывают также приемы двигательной наглядности, такие, как фиксация правильных положений тела и направляющая помощь («проведе­ние по движению»). При возможности полезно также использовать-механические тренажеры.

Продолжительность этапа начального разучивания двигатель­ного действия зависит от целого ряда факторов. В первую очередь к ним относятся: а) степень сложности техники изучаемого дейст­вия; б) уровень подготовленности занимающихся; в) их индивиду­альные особенности; г) возможность использовать положительный эффект переноса навыков. Начальное обучение некоторым слож­ным действиям может быть довольно продолжительным. Иногда может потребоваться несколько месяцев для того, чтобы обучаю­щийся смог самостоятельно выполнять новое двигательное дейст­вие (например, элемент высшей трудности в спортивной гимнасти­ке^

Устранение ошибок. Поскольку на этапе начального разучива­ния действий допускается больше всего двигательных ошибок, рас­смотрим наиболее общие их особенности и причины возникнове­ния.

В .большинстве случаев в начале обучения встречаются ошиб­ки, характеризующиеся как типичные. Это искажения техники действия, которые, как правило, допускают все новички. Так, на-

пример, при обучении передвижению на лыжах начинающие склон­ны передвигаться на прямых ногах и выносить палки прямыми руками. Начиная обучать новым двигательным действиям, препо­даватель должен предвидеть возможные типичные ошибки, харак­терные для каждого двигательного действия, и принимать меры к их предупреждению. Опытный преподаватель заранее предвидит возможность появления типичных ошибок и принимает меры к их предупреждению. Известен, например, опыт успешного применения принудительного ограничения разгибания ног (нарушения посад­ки) на первых занятиях при начальном обучении юных фигурис­тов. Типичной для начинающих является и поспешность в выпол­нении главных усилий в двигательном действии. В этих случаях хорошо помогают звуковые сигналы, обусловливающие момент осуществления усилия.

Кроме типичных ошибок могут быть и индивидуальные, обусловленные особенностями того или иного нанимающегося. Иногда ошибки носят случайный характер.

Двигательные ошибки могут возникать по различным причи­нам. Можно выделить четыре группы причин возникновения оши­бок: а) причины биомеханического порядка; б) причины физиоло­гического характера; в) причины психолого-педагогического плана и г) причины, зависящие от внешних условий выполнения дейст­вий.

Причины биомеханического порядка, как правило, заклю­чаются в том, что искажения движений в какой-то фазе происхо­дят не из-за неправильных действий в данной фазе, а в результате ошибки, допущенной в какой-то из ранее выполненных фаз. Так, например, при подъеме переворотом махом вперед в упор на коль­цах выход на согнутые руки может быть обусловлен недостаточно высоким подъемом таза. Таким образом, причины ошибок такого рода преподаватель должен искать не в фазе, где произошло за­метное искажение техники, а в особенностях исполнения предыду­щих фаз действия.

Основными причинами ошибок физиологического харак­тера могут быть следующие. Во-первых, непроизвольная напря­женность мускулатуры, обусловливающая общую скованность дви­жений и появление ненужных дополнительных движений. Это осо­бенно характерно для обучения двигательным действиям, вызы­вающим чувство боязни. Во-вторых, утомление, по причине кото­рого происходит расстройство координации движений, особенно на первых занятиях. В-третьих, недостаточный уровень развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости), от которых зави­сит точность движений в пространстве, во времени и по усилиям. И, наконец, причиной ошибок является плохая подвижность нерв­ных процессов, в результате чего занимающиеся опаздывают вы­полнить отдельные фазы движений, с трудом осваивают ритм действия, не могут быстро переключаться с одних движений на другие. Подвижность нервных процессов в основном свойство врожденное, но систематической тренировкой можно добиться ее улучшения.

Причинами ошибок психолого-педагогического пла­на является главным образом неправильная методика обучения. Ошибки могут происходить по многим причинам. Рассмотрим ос­новные;

а) обучающийся не понял смысла задания. Преподаватель дол­
жен не только доходчиво его объяснить, но и проверить, насколь­
ко верно его понял ученик. Способы проверки различны: опрос,
проговаривание учеником задания, беседа и др.;

б) обучающийся плохо контролирует свои движения. Помочь
ему могут различные методы и приемы наглядного воздействия
(зрительные ориентиры, звуковые сигналы, направляющая по­
мощь, фиксация положений тела и его частей и др.);

в) неблагоприятное состояние психики занимающегося (страх,
стыд, неуверенность в своих силах, перевозбуждение, угнетенное
состояние и т. д.). В этом отношении важны личные воздействия
преподавателя и товарищей;

г) недостаточные волевые усилия, не позволяющие использо­
вать обучающимся своих физических возможностей. Здесь требу­
ются настойчивые волевые воздействия преподавателя.

К причинам ошибок, зависящим от внешних условий, от­носятся недоброкачественность инвентаря и оборудования, плохая экипировка занимающихся, неблагоприятные метеорологические условия и др.

Наши рекомендации