Этап начального разучивания техники действия
Общая и частные задачи обучения.Общей задачей обучения является обеспечение возможности выполнить изучаемое действие в общих чертах, т. е. овладеть основой техники в грубой форме.
В зависимости от подготовленности занимающихся и степени сложности техники изучаемого действия возникает необходимость решения следующих частных педагогических задач:
а) обеспечить общее представление об изучаемом двигатель
ном действии;
б) обеспечить знания основы техники действия и особенностей
ее исполнения;
в) обучить выполнению тех частей (подсистем) техники, кото
рыми занимающиеся не владеют;
г), обучить ритму действия;
д) устранить сопутствующие (лишние) движения;
е) устранить грубые ошибки, обусловливающие невыполнение
действия или его значительное искажение.
Особенности методики обучения.Отличительной особенностью методики обучения на этом этапе является ее направленность на овладение занимающимися основой техники действия.
Обучение начинается с создания общего первоначального представления о двигательном действии. Оно должно обеспечить установку на овладение действием. Это достигается посредством рассказа, демонстрации, объяснения техники, а также пробными попытками исполнения действия или его части. Сначала целесообразно продемонстрировать действие по возможности в совершенном его исполнении. Затем следует рассказ о нем, который должен не только дать общее представление о новом действии, но и стимулировать занимающихся к овладению им. Далее представление дополняется кратким объяснением способа выполнения действия. Объяснение сопровождается (или завершается) повторной демонстрацией, но уже в такой форме, чтобы обучающиеся смогли хорошо рассмотреть основные особенности техники. Для этого следует использовать не натуральный, а адаптированный показ, при котором движения демонстрируются замедленно и по возможности выразительно. При объяснении желательно использовать образные сравнения изучаемого действия со знакомыми занимающимся движениями, действиями, явлениями. Это поможет им использовать свой двигательный и жизненный опыт при овладении
основой техники. Создание первоначального представления завершается пробными попытками исполнить двигательное действие. Предлагая попробовать выполнить действие целиком, преподаватель должен быть уверен, что это посильно занимающимся и не грозит им получением травмы. Если такой уверенности нет, тогда предлагается попробовать выполнить либо облегченный вариант действия, либо ту часть, которая будет разучиваться в первую очередь (например, группировку и перекат при обучении кувырку назад).
В ряде видов физических упражнений (гимнастике, легкой атлетике, плавании, лыжной подготовке и др.), прежде чем обучать технике конкретных двигательных действий, создают базовую двигательную основу. Для этого формируют частные умения, на основе которых в дальнейшем осваивается техника основных действий. Так, например, в практике обучения плаванию сначала вырабатываются частные умения выполнять гребковые движения руками и ногами, позволяющие в дальнейшем быстро овладевать техникой различных способов плавания.
Приступая к непосредственному разучиванию техники действия, преподаватель в первую очередь намечает ведущий метод разучивания — по частям или в целом (особенности и значимость этих методов рассмотрены в главе 4). Если действие сравнительно несложное по технике (например, штрафной бросок в баскетболе), его лучше осваивать сразу в целостном исполнении. При целостном" разучивании двигательные ошибки, искажающие технику, устраняются поочередно — от главных фаз к второстепенным. При изучении двигательного действия, техника которого достаточно сложна и имеет много фаз (прыжок с шестом, метание копья и т. п.), используется метод разучивания по частям с последующим объединением частей в целое. В большинстве случаев этот метод является ведущим на этом этапе обучения. Преподавателю важно выбрать часть (подсистему движений) техники, с которой целесообразно начинать разучивание действия. В большинстве случаев обучение начинается с овладения ведущей частью. Так, при обучении прыжкам вначале обучают правильному отталкиванию; при обучении метаниям — финальному усилию. Начинать обучение с подготовительных фаз целесообразно в случаях, когда ведущая часть техники существенно от них зависит (например, при выполнении больших оборотов на гимнастической перекладине). Иногда возникает необходимость начинать разучивание с завершающей части, особенно в случаях, когда неумело выполняемое завершение двигательного действия может быть опасным для здоровья. Например, прежде чем обучать прыжкам новичков (особенно детей), следует сначала обучить их мягкому приземлению, чтобы избежать сотрясения организма при приземлениях на прямые ноги.
В связи с тем что при освоении новых двигательных координации происходит быстрое утомление нервной системы, не следует на начальном этапе обучения длительно работать над двигательным действием, нежелательно давать много заданий и требо-
вать большого количества их повторений. Тем не менее занятия по обучению новому действию должны быть по возможности частыми. Длительные перерывы будут вызывать угасание еще не стойких двигательных рефлексов.
Начальное разучивание должно осуществляться в постоянных и наиболее благоприятных для занятий условиях (например, на ровной учебной лыжне).
Движения при начальном обучении должны выполняться с такими усилиями и скоростями, которые позволяют обучающимся контролировать свои движения в пространстве. Например, при обучении способам поднимания штанги в самом начале обучения лучше пользоваться снарядом легкого веса.
На этом этапе используются почти все формы словесного воздействия, особенно сравнения, объяснения и указания. Следует избегать детальных объяснений техники, если они не нужны для овладения ее основой, сообщать только о главном, так как ученики не смогут воспринять всю информацию об особенностях техники.
Из методов наглядного воздействия ведущим на этом этапе будет натуральный и адаптированный показ движений. При начальном обучении нет необходимости использовать сложные схемы, таблицы, кинограммы и другие наглядные пособия, несущие детальную информацию о технике и ее механизмах. При овладении пространственными характеристиками движений хорошо помогают различные зрительные ориентиры, разметки и т. п. Полезно также демонстрировать двигательное действие на муляже. Методы звуковой наглядности (звуковые сигналы) используются для подсказа момента главного усилия. Большую пользу оказывают также приемы двигательной наглядности, такие, как фиксация правильных положений тела и направляющая помощь («проведение по движению»). При возможности полезно также использовать-механические тренажеры.
Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от целого ряда факторов. В первую очередь к ним относятся: а) степень сложности техники изучаемого действия; б) уровень подготовленности занимающихся; в) их индивидуальные особенности; г) возможность использовать положительный эффект переноса навыков. Начальное обучение некоторым сложным действиям может быть довольно продолжительным. Иногда может потребоваться несколько месяцев для того, чтобы обучающийся смог самостоятельно выполнять новое двигательное действие (например, элемент высшей трудности в спортивной гимнастике^
Устранение ошибок. Поскольку на этапе начального разучивания действий допускается больше всего двигательных ошибок, рассмотрим наиболее общие их особенности и причины возникновения.
В .большинстве случаев в начале обучения встречаются ошибки, характеризующиеся как типичные. Это искажения техники действия, которые, как правило, допускают все новички. Так, на-
пример, при обучении передвижению на лыжах начинающие склонны передвигаться на прямых ногах и выносить палки прямыми руками. Начиная обучать новым двигательным действиям, преподаватель должен предвидеть возможные типичные ошибки, характерные для каждого двигательного действия, и принимать меры к их предупреждению. Опытный преподаватель заранее предвидит возможность появления типичных ошибок и принимает меры к их предупреждению. Известен, например, опыт успешного применения принудительного ограничения разгибания ног (нарушения посадки) на первых занятиях при начальном обучении юных фигуристов. Типичной для начинающих является и поспешность в выполнении главных усилий в двигательном действии. В этих случаях хорошо помогают звуковые сигналы, обусловливающие момент осуществления усилия.
Кроме типичных ошибок могут быть и индивидуальные, обусловленные особенностями того или иного нанимающегося. Иногда ошибки носят случайный характер.
Двигательные ошибки могут возникать по различным причинам. Можно выделить четыре группы причин возникновения ошибок: а) причины биомеханического порядка; б) причины физиологического характера; в) причины психолого-педагогического плана и г) причины, зависящие от внешних условий выполнения действий.
Причины биомеханического порядка, как правило, заключаются в том, что искажения движений в какой-то фазе происходят не из-за неправильных действий в данной фазе, а в результате ошибки, допущенной в какой-то из ранее выполненных фаз. Так, например, при подъеме переворотом махом вперед в упор на кольцах выход на согнутые руки может быть обусловлен недостаточно высоким подъемом таза. Таким образом, причины ошибок такого рода преподаватель должен искать не в фазе, где произошло заметное искажение техники, а в особенностях исполнения предыдущих фаз действия.
Основными причинами ошибок физиологического характера могут быть следующие. Во-первых, непроизвольная напряженность мускулатуры, обусловливающая общую скованность движений и появление ненужных дополнительных движений. Это особенно характерно для обучения двигательным действиям, вызывающим чувство боязни. Во-вторых, утомление, по причине которого происходит расстройство координации движений, особенно на первых занятиях. В-третьих, недостаточный уровень развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости), от которых зависит точность движений в пространстве, во времени и по усилиям. И, наконец, причиной ошибок является плохая подвижность нервных процессов, в результате чего занимающиеся опаздывают выполнить отдельные фазы движений, с трудом осваивают ритм действия, не могут быстро переключаться с одних движений на другие. Подвижность нервных процессов в основном свойство врожденное, но систематической тренировкой можно добиться ее улучшения.
Причинами ошибок психолого-педагогического плана является главным образом неправильная методика обучения. Ошибки могут происходить по многим причинам. Рассмотрим основные;
а) обучающийся не понял смысла задания. Преподаватель дол
жен не только доходчиво его объяснить, но и проверить, насколь
ко верно его понял ученик. Способы проверки различны: опрос,
проговаривание учеником задания, беседа и др.;
б) обучающийся плохо контролирует свои движения. Помочь
ему могут различные методы и приемы наглядного воздействия
(зрительные ориентиры, звуковые сигналы, направляющая по
мощь, фиксация положений тела и его частей и др.);
в) неблагоприятное состояние психики занимающегося (страх,
стыд, неуверенность в своих силах, перевозбуждение, угнетенное
состояние и т. д.). В этом отношении важны личные воздействия
преподавателя и товарищей;
г) недостаточные волевые усилия, не позволяющие использо
вать обучающимся своих физических возможностей. Здесь требу
ются настойчивые волевые воздействия преподавателя.
К причинам ошибок, зависящим от внешних условий, относятся недоброкачественность инвентаря и оборудования, плохая экипировка занимающихся, неблагоприятные метеорологические условия и др.