Глава 6 обучение двигательным действиям
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
Обучение двигательным действиям занимает центральное место в физическом образовании, являясь специфической стороной физического воспитания. В результате обучения формируются двигательные умения и навыки.
При овладении техникой какого-либо двигательного действия (прыжка, метания, гимнастического элемента и т. д.) сначала возникает умение его выполнять. Затем, по мере совершенствования действия, двигательное умение постепенно переходит в навык. В дальнейшем вырабатываются умения использовать приобретенный навык в различных условиях осуществления двигательного действия — так называемые умения вторичного порядка.
Двигательное умение
Основная, характерная черта двигательного умения заключается в том, что управление движениями в процессе двигательного действия происходит при ведущей роли мышления (это отражено в самом слове «умение»). Активный мыслительный процесс управления движениями протекает на основе: а) знаний техники действия и особенностей его исполнения; б) двигательного опыта, из которого можно использовать ранее выработанные двигательные координации и ощущения для построения новой системы движений; в) оценки своих физических возможностей.
Основы двигательного умения представлены на следующей схеме.
Необходимый минимум _ Двигательный Физические
знаний о двигательном опыт возможности
/ |
действии
\
Мыслительный процесс управления движениями
Таким образом, двигательное умение можно определить как приобретенную способность осуществлять двигательное действие при ведущей роли мышления в управлении движениями.
Осваивая новое двигательное действие, обучающийся думает о том, какое движение, когда и как следует выполнять. Необходимость следить за движениями почти исключает возможность переключать внимание на объекты и ситуации окружающей обстановки. Думая о том, как нужно выполнять то или иное движение, обучающиеся не могут осуществлять двигательное действие слитно и легко. Уточнения и изменения, вносимые в технику при каждом повторении действия, не дают возможности сформироваться постоянной системе движений и зафиксировать ее в памяти. Для двигательного умения характерна также неустойчивость действия к влиянию различных неблагоприятных факторов (утомления, эмоциональных сдвигов, перерывов в обучении и др.).
Роль двигательных умений в процессе физического воспитания может быть различной. В тех случаях, когда необходимо добиться совершенного и прочного владения техникой двигательных действий, умения являются переходными стадиями двигательного навыка. Однако нередко обучение движениями завершается двигательными умениями без последующего перехода их в навыки. Это бывает в тех случаях, когда необходимо разучивать отдельные двигательные действия вспомогательного характера, владение которыми не только не нужно, но и нежелательно доводить до навыков. К таким действиям, например, относятся различные подготовительные и подводящие упражнения. Не доводится до навыков также владение действиями, составляющими упражнения для воспитания координационных способностей, поскольку главное требование к таким упражнениям — постоянное изменение и усложнение действий. Двигательные умения имеют большое образовательное значение благодаря тому, что им присущи постоянный поиск и усвоение новых форм движений. Эту роль двигательных умений впервые отметил и оценил П. Ф. Лесгафт.
Двигательный навык
При совершенствовании двигательного действия в процессе многократного его повторения отдельные движения, правильно выполняемые, воспроизводятся без изменений. Они становятся привычными, не требуют к себе внимания и выполняются а в томат и-
чески. В дальнейшем таких движений становится все больше и больше. Достигают необходимой точности и повторяются без изменений целые фазы и части техники изучаемого действия, и наконец вся система движений может выполняться автоматически. Таков путь перехода двигательного умения в навык. Выполняющий действие больше не задумывается над тем, как и когда ему следует сделать то или иное движение. С образованием навыка появляется возможность переключать внимание на другие объекты двигательной деятельности (например, следить за ситуацией и решать тактические задачи в процессе подвижной игры). Автоматичность движений расширяет возможности применения двигательного действия и повышает его эффективность.
Автоматичность движений при навыке не означает, что двигательное действие происходит бессознательно. Во-первых, сознательно принимается решение осуществить или прекратить двигательное действие. Во-вторых, сохраняется возможность при необходимости сознательно вмешиваться в протекание двигательного акта в целях его коррекции. В-третьих, можно заранее взять под контроль сознания выполнение какой-либо ответственной фазы или детали техники действия. Полная автоматичность движений практически далеко не всегда имеет место. В спорте чаще владение двигательными действиями характеризуется сочетанием автоматичного и сознательного управления движениями.
При появлении навыка происходит слияние отдельных движений, фаз, частей техники в единое целое — возникает системность движений. Появляются устойчивый ритм действия, легкость и слитность движений, плавные переходы от одной фазы к другой. Возникают специфические ощущения связи двигательного действия с внешней средой, такие, как «чувство воды», «чувство снега», «чувство ребра конька» и т. п. Системность движений обусловливает высокое мастерство владения техникой двигательного действия.
Характерная и очень ценная черта двигательного навыка — устойчивость двигательного действия. Повторяясь без изменений, ставшее привычным, действие приобретает устойчивость к различным сбивающим факторам.
При навыке техника двигательного действия не нарушается под влиянием утомления. Чем прочнее навык, тем большее количество раз может повторяться действие без искажения его техники. Это можно наблюдать, например, у лыжников, конькобежцев, пловцов, когда мастера спорта сохраняют высокую технику от начала и до конца дистанции, в то время как у спортсменов более низкой квалификации техника при появлении утомления нарушается. Следовательно, одной из проб на выявление навыка может служить многократное выполнение действия.
Двигательный навык в отличие от умения сохраняется очень длительное время, годами. Двигательное действие может воспроизводиться и после длительного перерыва (при условии, что при этом сохранилась достаточная сила, быстрота и гибкость). Хорошо известны бытовые примеры сохранения выработанных в детст-
ве навыков плавания или езды на велосипеде, которыми люди Не пользовались много лет. Сохранение навыков владения высокой техникой игровых приемов можно наблюдать у футболистов-ветеранов, давно прекративших систематические тренировки, и т. д.
При наличии двигательного навыка действие становится устойчивым к неблагоприятным сдвигам в состоянии организма и психики: при физических недомоганиях, эмоциональных возбуждениях и т. п. Так, навык позволяет сохранять правильную технику действия при болевых ощущениях. Устойчивость владения техникой при навыке сохраняется и при таких неблагоприятных психических сдвигах, как волнение, сильное возбуждение и др.
Следует иметь в виду, что устойчивость двигательного навыка может стать существенной помехой при необходимости перестройки техники действия. Дело в том, что понятие «двигательный навык» не означает владения только совершенной техникой действия. Может быть выработан навык владения нерациональной, недоработанной техникой. Это зависит, во-первых, от того, какое качество исполнения действия было доведено до навыка; во-вторых, от возможностей занимающихся освоить совершенную технику и, в-третьих, от задач, поставленных перед обучением. Например, при массовой лыжной или плавательной подготовке людей обучение может ограничиться только овладением основой техники и некоторой ее детализацией. Тогда при дальнейшем самостоятельном использовании разученных способов сформируются и станут прочными навыки владения примитивной техникой двигательных действий. В этом и подобных случаях, когда выработан навык владения неполноценной техникой действия, разрушить его с целью исправления техники очень трудно. Легче обучить новичка сразу правильной технике, чем переделать ее у неправильно обученного.
Исходя из рассмотренных особенностей, двигательный навык можно определить как приобретенную способность к осуществлению двигательного действия, характеризующуюся автоматизированными управлением движениями и их устойчивой системностью. Эти черты двигательного навыка очень ценны, и поэтому в процессе физического воспитания особенно важно доводить до навыков владение двигательными действиями, имеющими прикладное, важное для жизни человека значение. Такие двигательные действия составляют в основном программно-нормативную основу советской системы физического воспитания — Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР».