Глава 6 обучение двигательным действиям

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Обучение двигательным действиям занимает центральное место в физическом образовании, являясь специфической стороной физи­ческого воспитания. В результате обучения формируются двига­тельные умения и навыки.

При овладении техникой какого-либо двигательного действия (прыжка, метания, гимнастического элемента и т. д.) сначала возникает умение его выполнять. Затем, по мере совершенство­вания действия, двигательное умение постепенно переходит в на­вык. В дальнейшем вырабатываются умения использовать приоб­ретенный навык в различных условиях осуществления двигатель­ного действия — так называемые умения вторичного по­рядка.

Двигательное умение

Основная, характерная черта двигательного умения заключает­ся в том, что управление движениями в процессе двигательного действия происходит при ведущей роли мышления (это отражено в самом слове «умение»). Активный мыслительный процесс управ­ления движениями протекает на основе: а) знаний техники дейст­вия и особенностей его исполнения; б) двигательного опыта, из ко­торого можно использовать ранее выработанные двигательные ко­ординации и ощущения для построения новой системы движений; в) оценки своих физических возможностей.

Основы двигательного умения представлены на следующей схеме.

Необходимый минимум _ Двигательный Физические

знаний о двигательном опыт возможности

 
/

действии

\

Мыслительный процесс управления движениями

Таким образом, двигательное умение можно определить как приобретенную способность осуществлять двигательное действие при ведущей роли мышления в управлении движениями.

Осваивая новое двигательное действие, обучающийся думает о том, какое движение, когда и как следует выполнять. Необходи­мость следить за движениями почти исключает возможность пере­ключать внимание на объекты и ситуации окружающей обстанов­ки. Думая о том, как нужно выполнять то или иное движение, обучающиеся не могут осуществлять двигательное действие слитно и легко. Уточнения и изменения, вносимые в технику при каждом повторении действия, не дают возможности сформироваться по­стоянной системе движений и зафиксировать ее в памяти. Для двигательного умения характерна также неустойчивость действия к влиянию различных неблагоприятных факторов (утомления, эмоциональных сдвигов, перерывов в обучении и др.).

Роль двигательных умений в процессе физического воспитания может быть различной. В тех случаях, когда необходимо добиться совершенного и прочного владения техникой двигательных дейст­вий, умения являются переходными стадиями двигательного на­выка. Однако нередко обучение движениями завершается двига­тельными умениями без последующего перехода их в навыки. Это бывает в тех случаях, когда необходимо разучивать отдельные дви­гательные действия вспомогательного характера, владение которы­ми не только не нужно, но и нежелательно доводить до навыков. К таким действиям, например, относятся различные подготовитель­ные и подводящие упражнения. Не доводится до навыков также владение действиями, составляющими упражнения для воспитания координационных способностей, поскольку главное требование к таким упражнениям — постоянное изменение и усложнение дейст­вий. Двигательные умения имеют большое образовательное зна­чение благодаря тому, что им присущи постоянный поиск и усвое­ние новых форм движений. Эту роль двигательных умений впер­вые отметил и оценил П. Ф. Лесгафт.

Двигательный навык

При совершенствовании двигательного действия в процессе мно­гократного его повторения отдельные движения, правильно выпол­няемые, воспроизводятся без изменений. Они становятся привыч­ными, не требуют к себе внимания и выполняются а в томат и-

чески. В дальнейшем таких движений становится все больше и больше. Достигают необходимой точности и повторяются без из­менений целые фазы и части техники изучаемого действия, и на­конец вся система движений может выполняться автоматически. Таков путь перехода двигательного умения в навык. Выполняю­щий действие больше не задумывается над тем, как и когда ему следует сделать то или иное движение. С образованием навыка появляется возможность переключать внимание на другие объекты двигательной деятельности (например, следить за ситуацией и ре­шать тактические задачи в процессе подвижной игры). Автоматич­ность движений расширяет возможности применения двигатель­ного действия и повышает его эффективность.

Автоматичность движений при навыке не означает, что двига­тельное действие происходит бессознательно. Во-первых, созна­тельно принимается решение осуществить или прекратить двига­тельное действие. Во-вторых, сохраняется возможность при необ­ходимости сознательно вмешиваться в протекание двигательного акта в целях его коррекции. В-третьих, можно заранее взять под контроль сознания выполнение какой-либо ответственной фазы или детали техники действия. Полная автоматичность движений практически далеко не всегда имеет место. В спорте чаще владе­ние двигательными действиями характеризуется сочетанием авто­матичного и сознательного управления движениями.

При появлении навыка происходит слияние отдельных движе­ний, фаз, частей техники в единое целое — возникает систем­ность движений. Появляются устойчивый ритм действия, лег­кость и слитность движений, плавные переходы от одной фазы к другой. Возникают специфические ощущения связи двигательного действия с внешней средой, такие, как «чувство воды», «чувство снега», «чувство ребра конька» и т. п. Системность движений обусловливает высокое мастерство владения техникой двигатель­ного действия.

Характерная и очень ценная черта двигательного навыка — устойчивость двигательного действия. Повторяясь без изме­нений, ставшее привычным, действие приобретает устойчивость к различным сбивающим факторам.

При навыке техника двигательного действия не нарушается под влиянием утомления. Чем прочнее навык, тем большее количество раз может повторяться действие без искажения его техники. Это можно наблюдать, например, у лыжников, конькобежцев, пловцов, когда мастера спорта сохраняют высокую технику от начала и до конца дистанции, в то время как у спортсменов более низкой ква­лификации техника при появлении утомления нарушается. Следо­вательно, одной из проб на выявление навыка может служить мно­гократное выполнение действия.

Двигательный навык в отличие от умения сохраняется очень длительное время, годами. Двигательное действие может воспро­изводиться и после длительного перерыва (при условии, что при этом сохранилась достаточная сила, быстрота и гибкость). Хоро­шо известны бытовые примеры сохранения выработанных в детст-

ве навыков плавания или езды на велосипеде, которыми люди Не пользовались много лет. Сохранение навыков владения высокой техникой игровых приемов можно наблюдать у футболистов-вете­ранов, давно прекративших систематические тренировки, и т. д.

При наличии двигательного навыка действие становится устойчивым к неблагоприятным сдвигам в состоянии орга­низма и психики: при физических недомоганиях, эмоциональных возбуждениях и т. п. Так, навык позволяет сохранять правильную технику действия при болевых ощущениях. Устойчивость владения техникой при навыке сохраняется и при таких неблагоприятных психических сдвигах, как волнение, сильное возбуждение и др.

Следует иметь в виду, что устойчивость двигательного навыка может стать существенной помехой при необходимости перестрой­ки техники действия. Дело в том, что понятие «двигательный на­вык» не означает владения только совершенной техникой дейст­вия. Может быть выработан навык владения нерациональной, не­доработанной техникой. Это зависит, во-первых, от того, какое качество исполнения действия было доведено до навыка; во-вто­рых, от возможностей занимающихся освоить совершенную тех­нику и, в-третьих, от задач, поставленных перед обучением. На­пример, при массовой лыжной или плавательной подготовке лю­дей обучение может ограничиться только овладением основой техники и некоторой ее детализацией. Тогда при дальнейшем са­мостоятельном использовании разученных способов сформируются и станут прочными навыки владения примитивной техникой дви­гательных действий. В этом и подобных случаях, когда выработан навык владения неполноценной техникой действия, разрушить его с целью исправления техники очень трудно. Легче обучить нович­ка сразу правильной технике, чем переделать ее у неправильно обученного.

Исходя из рассмотренных особенностей, двигательный навык можно определить как приобретенную способность к осуществле­нию двигательного действия, характеризующуюся автоматизиро­ванными управлением движениями и их устойчивой системностью. Эти черты двигательного навыка очень ценны, и поэтому в процессе физического воспитания особенно важно доводить до навыков владение двигательными действиями, имеющими прикладное, важ­ное для жизни человека значение. Такие двигательные действия составляют в основном программно-нормативную основу советской системы физического воспитания — Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР».

Наши рекомендации